Уклад жизни на Руси
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Задачи урока:

  • закрепить введенные ранее (2-й класс) понятия: семья, поколение, предки, родословная, родственник, родной язык, родной край, Родина;
  • сформировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков, кто управлял их жизнью;
  • познакомить с разнообразием их жилищ, показать зависимость устройства жилища от природных условий; сравнить современные жилища со старинными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uklad_zhizni_na_rusi.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уклад жизни на Руси

Цели урока:

  • приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомить с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
  • развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы;
  • воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению.

Задачи урока: 

  • закрепить введенные ранее (2-й класс) понятия: семья, поколение, предки, родословная, родственник, родной язык, родной край, Родина;
  • сформировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков, кто управлял их жизнью;
  • познакомить с разнообразием их жилищ, показать зависимость устройства жилища от природных условий; сравнить современные жилища со старинными.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

1. Вступительное слово учителя.

- В жизни каждого человека происходит множество событий, многие из них мы долго помним, а некоторые не забываем в течение всей жизни. Все события в нашей жизни как бы собраны в цепочку, одно за другим, составляют жизнеописание каждого из нас.

- Мы, живущие сегодня, и те, кто жил за долго до нас, и те, кто будет жить через много лет после нас – все мы составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.

2. Актуализация знаний. (Слайд 1)

- Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (история: как жили наши предки)

- Что изучает наука история? (жизнь наших предков)

- Из каких источников мы узнаем о том, что было в прошлом? (из различных исторических источников: вещественных, письменных, устных)

- Кто и где находит и изучает старинные предметы?

- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения “Наша древняя столица” (Слайд 2)

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Н. Кончаловская

- Какой край и какой язык называют родным? (Слайд 3)

- Что означает слово Родина?

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Какие народы живут в России?

- Наша страна называлась так всегда?

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

- Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, тонкие болота, полноводные реки и мелкие речушки.

- Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке. (Слайд 4)

- Как вы понимаете слова уклад жизни? (как жили, чем занимались, какие были порядки, жилища…)

2. Работа с текстом.

- Я познакомлю вас с письменным историческим источником. Это библейская легенда о расселении людей на земле из летописи Нестора (Приложение, текст №1)

- Что такое Дунай, Днепр, Припять?

- Какой вывод можно сделать о местах расселения наших предков, читая летопись Нестора?

- Давайте обратимся к карте и найдем места, где селились славяне. (Слайд 5)

- Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи у Нестора. (поляне, дреговичи, славяне)

- Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен (родимичи, северяне, кривичи и др.)

- Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен:

поляне – жители полей

древляне – жили среди “дерев”

дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото

- Значит, они жили у … (болот)

3. Объяснение нового материала.

1) Кто такие славяне?

- Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово “славяне”, которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно – “люди, живущие у воды”.

- Я не однажды произнесла слово “племя”, которое встретилось вам и в летописи

Нестора.

- Давайте выясним, что оно означает? Как вы думаете? (варианты ответов детей)

- Обратимся к тексту №2. (Приложение) Выясним, что означает слово “род”. Прочитайте первый абзац.

- Как вы считаете племя больше или меньше рода? (больше) (Слайд 6)

- Давайте запомним: племя – это союз родов, живущих на одной земле. Возглавлял род старейшина – родоначальник. (Слайд 7)

- Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи и роды объединялись в общины. (Слайд 8)

- Несколько общин, говорящих на одном языке, составляли племя. (Слайд 9)

- Тысячи лет назад наши предки жили родами, все кровные родственники вместе. У них были общие земли, жилища, скот, урожай и добыча. (Слайд 10)

- Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе будут упорно трудиться, заботиться друг о друге. Иначе племя может погибнуть от голода, холода, болезней и врагов.

- Управляло жизнью племени вече – совет старейшин. Все важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. (Слайд 11)

- Позже во главе племен становились князья, а земли стали называться княжествами. Народное собрание выбирало князя – военачальника. Князь собирал дружину из храбрых, умных воинов. (Слайд 12)

а) Работа в тетрадях. Стр. 41 №11, 12.

б) Проверка задания. (Слайды 13-21)

IV. Физминутка.

2) Жилища славян.

- А теперь, ребята, узнаем, где же жили наши предки.

- Разными были жилища наших предков, потому что жили они в разных природных условиях. Строили землянки, мазанки, чумы, юрты. (Слайд 22)

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, все ли жилища относятся к жилищам наших предков? Все ли жилища относятся к российским жилищам?

- Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот. (Слайд 23)

- “Каждая семья выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу…” – так описывали землянку славян в давние времена. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. (Слайд 24)

- В центре землянки, чума или юрты складывали очаг, дым от которого всегда “ел” глаза. Потолок в таких жилищах был чёрен. (Слайд 25)

- С появлением железных топоров стали рубить из брёвен избы. Без единого гвоздя складывали стены избы – сруб. Щели между брёвнами забивали сухим мхом. Крышу покрывали соломой или досками. К избе пристраивали крытый двор для домашних животных. (Слайд 26)

- Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками)

и низенькую дверь. (Слайд 27)

в) Разгадывание кроссворда. Работа в тетради. Стр. 41 № 13.

г) Проверка задания. (Слайды 28-33) 

- Посудой служили глиняные горшки да сковороды. (Слайд 34)

- Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). (Слайд 35)

- Подробнее о посуде и одежде славян вы узнаете на следующих уроках.

- Прочитайте третий абзац текста №2. (Приложение)

- Какие были славяне?

4. Закрепление изученного материала.

- Наш урок подходит к концу. Сейчас мы посмотрим, как вы были внимательны на уроке.

- Что означает слово “славяне”?

- Назовите племена древних славян.

- Что такое племя?

- Какими были наши предки?

- Чем занимались славяне?

- Во что верили?

- Чему поклонялись?

V. Итог урока. (Слайд 36)

- Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?

http://festival.1september.ru/articles/511595/img1.gif

VI. Домашнее задание:

1) Стр. 115-118 читать;

2) Представьте, что вы живете в одном из племен древних славян. Опишите жизнь в вашем племени, нарисуйте ваше жилище, чем занимаетесь. (Слайд 37)

Приложение

Текст №1

А вот как о расселении племён на земле рассказано в летописи Нестора.

...После потопа три сына Ноевы: Сим, Хам и Афет разделили землю: восток достался Симу, южная страна - Хаму, север и запад - Афету; от племени Афетова пошёл народ славянский. Спустя много веков славяне сели по Дунаю, где теперь земля венгерская и болгарская. От тех славян разошлись по земле народы и назывались каждый своим именем, где кто сел на каком месте: так, например, одни поселились по реке Мораве и назвались моравами, а другие назвались чехами, а вот тоже славяне: болгары и сербы. Другие славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что стали жить в лесах; а другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами; полочане прозвались от речки, именем Полоты, которая втекает в Двину. Те, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем, славянами: они построили себе город и назвали его Новгородом.

Так разошёлся славянский народ. Все названные племена жили особо друг от друга, каждое на своём месте, со своими нравами, обычаями и преданиями.

Текст №2

Древние славяне – наши предки

(Пересказ древней летописи)

...Славяне жили каждый своим родом. Род состоял из всех людей, бывших в родстве между собою; начальник целого рода назывался князем; он был старший по рождению или выбирался родичами. Ему оказывали все большой почёт; он творил суд...

Роды жили особо, один от другого широко; каждый род сообща владел всей землёю, на которой сидел. Если встречалось дело, которое касалось нескольких родов, то решали его... вечем, то есть миром; на вече сходились все родоначальники. Вече вершило всякие дела в один голос, то есть так, чтобы все постановили один и тот же приговор. А когда до этого дойти было мудрено, то зачастую вече кончалось дракой; которая сторона перемогла, та на своём и ставила.

Славяне были нрава доброго и очень гостеприимны. Выходя из дома,.. не запирали дверь и на столе оставляли еду на случай, если зайдёт странник... С пленными славяне обходились кротко и через несколько лет отпускали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 3 класс программа Гармония" "Уклад жизни на Руси"

Задачи этого урока - сформировать представление о том, как была организована жизнь далёких предков, кто управлял их жизнью; познакомить с разнообразием жилищ; показать зависимость устройства жизни от ...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Уклад жизни на Руси"

Конспект урока по окружающему миру. Автор учебника Поглазова О.Т. Основными задачами урока являются закрепление основных понятий: семья, поколение , предки, язык, Родной край; сформировать представлен...

Время: Уклад жизни на Руси, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Время: Уклад жизни на Руси"....

выступление на МО классных руководителей "Уклад школьной жизни"

выступление содержит информацию о типах школьного уклада...

«Уклад школьной жизни, как средство воспитания личности младших школьников»

В связи с поисками различных подходов к проблеме содержания воспитания, хотела бы обратить ваше внимание на один из важнейших аспектов в школьном образовании, который затрагивает многие процессы школь...

Проект на тему: «Развитие толерантного уклада жизни, основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа»

Проект разработан совместно с Управляющим советом. Цель проекта: воспитание толерантной личности, испытывающей уважение к своему народу, гордость за его культурные традиции, ценности и дости...