Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Елена Борисовна Маркова

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Верх- Исетского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №57

г. Екатеринбурга

Согласовано                                                                 Утверждена

Заместитель директора по УВР                               приказом №______

__________З.В.Пирожкова                                от «___» _________2014 г.

«___»_____________2014 г.                            Директор МБОУ-СОШ№57

                                                                              ___________В.А.Моисеев

Согласовано на заседании ШМО

от «___»_____________2014 г.

Рабочая программа

по окружающему миру

1 А класс

Программу составила:

учитель начальных классов

                                                                          Маркова Елена Борисовна

Екатеринбург, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы  начального общего образования,  авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», планируемых результатов начального общего образования.

Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

          Окружающий мир как предмет несет в себе  большой развивающий потенциал: у детей формируются  предпосылки для научного мировоззрения; создаются условия для самопознания  и саморазвития ребенка.

         Особенностями  содержания  этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование  общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять  межпредметные связи  с другими предметами  начальной школы.

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе рассчитано на 66 часов- (33 недели  – 2 часа в неделю).

Предусмотрено проведение:  практических работ – 44, проектов - 3, опыт – 1, комплексная контрольная работа – 1. При проведении  уроков используют беседы, , экскурсии, дидактические игры, работу в группах, работу в парах.

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир», 1 класс полностью соответствует авторской программе А.А. Плешакова.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

Что и кто?

20

Учимся задавать вопросы.

Что такое Родина?

Что мы знаем о народах России?

Что мы знаем о Москве?

Что у нас над головой?

Что у нас под ногами? (практическая работа)

Что общего у разных растений? (практическая работа)

Что растет на подоконнике? (практическая работа)

Что растет на клумбе? (практическая работа)

Что это за листья? (практическая работа)

Что такое хвоинки? (практическая работа)

Кто такие насекомые?

Кто такие рыбы?

Кто такие птицы? (практическая работа)

Кто такие звери? (практическая работа)

Что окружает нас дома?

Что умеет компьютер?

Что вокруг нас может быть опасным?

На что похожа наша планета?

Что и Кто? Проверка знаний и умений.

2

Как, откуда и куда?

12

Как живет семья? Проект «Моя семья».

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (практическая работа)

Откуда в наш дом приходит электричество? (практическая работа)

Как путешествует письмо?

Куда текут реки? (практическая работа)

Откуда берутся снег и лед? (практическая работа)

Как живут растения? (практическая работа)

Как живут животные? (практическая работа)

Как зимой помочь птицам? (практическая работа)

Откуда берется и куда девается мусор? (практическая работа)

Откуда в снежках грязь? (практическая работа)

 Как и Откуда? Проверка знаний и умений.

3

Где и когда?

11

Когда учиться интересно?

Проект «Мой класс и моя школа». 

Когда придет суббота? (практическая работа)

Когда наступит лето?(практическая работа)

Где живут белые медведи? (практическая работа)

Где живут слоны? (практическая работа)

Где зимуют птицы? (практическая работа)

Когда появилась одежда? (практическая работа)

Когда изобрели велосипед?(практическая работа)

Когда мы станем взрослыми? (практическая работа)

Где и Куда? Проверка знаний и умений.

4

Почему и зачем?

23

Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? (практическая работа)

Почему Луна бывает разной? (практическая работа)

Почему идет дождь и дует ветер? (практическая работа)

Почему звенит звонок? (практическая работа)

Почему радуга разноцветная? (практическая работа)

Почему мы любим кошек и собак? (практическая работа)

Проект «Мои домашние питомцы».

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (практическая работа)

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (практическая работа)

Зачем мы спим ночью? (практическая работа)

Почему нужно есть много овощей и фруктов? (практическая работа)

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (практическая работа)

Зачем нам телефон и телевизор? (практическая работа)

Зачем нужны автомобили?(практическая работа)

Зачем нужны поезда? (практическая работа)

Зачем строят корабли? (практическая работа)

Зачем строят самолеты?(практическая работа)

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (практическая работа)

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? (практическая работа)

Зачем люди осваивают космос? (практическая работа)

Почему мы часто слышим слово «экология»?(практическая работа)

Почему и зачем? Проверка знаний и умений.

Урок игра.

Итого

66

Результаты освоения предмета «Окружающий мир» в 1 классе

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:

-называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

-объяснять, как люди помогают друг другу жить;

-называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

-называть основные особенности каждого времени года.

-оценивать правильность поведения людей в природе;

-оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Материально-техническое оснащение

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы  – М. : Просвещение, 2011.

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.

2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч, - М. : Просвещение 2014.

3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение 2010.

4. А.А. Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. -  М. : Просвещение, 2010.

5. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс – М. : Экзамен, 2012.

  • Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. В 2 ч. – М. : Экзамен, 2012.

2. Информационно - коммуникативные средства.

  • Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир». 1 класс.

График практических работ

по окружающему миру

1 А класса за 2014-2015 уч. год

чет

верть

урока

Дата урока

Тема урока

Название практической работы

1

6

20.09.

Что у нас под ногами?

Определяем камни

7

25.09

Что общего у разных растений?

Изучаем части растений

8

27.09

Что растет на подоконнике?

Определяем комнатные растения

9

02.10

Что растет на клумбе?

Определяем растения клумбы

10

04.10

Что это за листья?

Определяем деревья по листьям

11

09.10

Что такое хвоинки?

Определяем хвойные деревья

13

16.10

Кто такие птицы?

Исследуем перья птиц

15

23.10

Кто такие звери?

Исследуем шерсть зверей

2

21

20.11

Как живет семья?

Проект «Моя семья»

22

22.11

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Выполняем опыты с водой

24

29.11

Куда текут реки?

Готовим «морскую воду»

25

04.12

Откуда в наш дом приходит электричество?

Собираем электрическую цепь

26

06.12

Откуда берутся снег и лёд?

Выполняем опыты со снегом и льдом

27

11.12

Как живут растения?

Учимся ухаживать за комнатными растениями?

28

13.12

Как живут животные?

Учимся ухаживать за домашними животными?

29

18.12

Как зимой помочь птицам?

Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц

30

20.12

Откуда берётся и куда девается мусор?

Учимся сортировать мусор

31

25.12

Откуда в снежках грязь?

Исследуем снежную и снеговую воду

3

34

17.01

"Мой класс и моя школа."

Проект: "Мой класс и моя школа."

35

22.01

Когда придет суббота?

Определяем дни недели

36

24.01

Когда наступит лето?

Определяем времена года

37

29.01

Где живут белые медведи?

Находим на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду

38

31.01

Где живут слоны?

Находим на глобусе экватор и жаркие районы Земли.

39

05.02

Где зимуют птицы?

Определяем перелетных  птиц

40

07.02

Когда появилась одежда?

Подбираем одежду для разных профессий

41

12.02

Когда изобрели велосипед?

Изучаем детали велосипеда

42

14.02

Когда мы станем взрослыми?

Рассуждаем о хорошем и плохом поступке

44

28.02

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

Моделируем звезды

45

05.03

Почему Луна бывает разной?

Моделируем луну

46

07.03

Почему идет дождь и дует ветер?

Сочиняем сказку про дождик

47

12.03

Почему звенит звонок?

Изучаем возникновение звуков

48

14.03

Почему радуга разноцветная?

 Практическая работа.

Сочиняем стихи, загадки про радугу

49

19.03

Почему мы любим кошек и собак?

Изучаем предметы ухода за кошками и собаками

50

21.03

Мои домашние питомцы

Проект:"Мои домашние питомцы"

51

02.04

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Практическая работа.

Устанавливаем взаимосвязь цветов и бабочек

52

04.04

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Установление причинно-следственных связей

53

09.04

Зачем мы спим ночью?

Исследуем значение сна

54

11.04

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Группируем овощи фрукты, изучаем их полезность

55

16.04.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Осваиваем приемы чистки зубов и мытья рук

56

18.04

Зачем нам телефон и телевизор?

Сравниваем старинные и современные телевизоры

57

23.04

Зачем нужны автомобили?

Классифицируем автомобили

58

25.04

Зачем нужны поезда?

Учимся различать поезда

59

30.04

Зачем строят корабли?

Учимся различать корабли

60

02.05

Резервный урок

Зачем строят самолеты?

Учимся различать  самолеты

61

07.05

Почему в автомобиле и в поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Исследуем правила безопасности в автомобиле и поезде

62

09.05

Резервный урок

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

Исследуем правила безопасности в самолете и на корабле

63

14.05

Зачем люди осваивают космос?

Моделируем экипировку космонавту

64

16.05

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Конкурс рисунков «Чудесный мир природы»

Критерии оценивания

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

        Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

          В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.

    При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка; умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.

     Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

     Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана:
  • предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе предметного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

    Преимущество рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключается в следующем:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
  • содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

        Критериями оценивания являются: 

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  •  динамика результатов предметной обученности, формирования УУД

        Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадей. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметными содержанием.

                В первом классе используются три вида оценивания — текущее, тематическое и итоговое — без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной оценкой.

                

                Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует  процессу становления умения и навыка. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках русского языка и литературного чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявлять причины и принять необходимые меры к устранению.

                Тематическое оценивание- проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для первого класса С их помощью ребенок может быстро проверить свои знания. На каждый вопрос дано несколько вариантов ответов, среди них только один правильный. Почти все ответы представлены в виде рисунков. Необходимо выбрать правильный ответ и отметить его (закрасить кружок). В конце тетради имеются ответы на все тесты. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. И только после этого могут проверить себя.

                Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.

                Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и  компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.

График проверочных работ

урока

Вид работы

Тема

20

Проверочная работа

Что и Кто?

32

Проверочная работа

Как,Откуда и Куда?

43

Проверочная работа

Где и Когда?

65

Проверочная работа

Почему и Зачем?

Всего

4



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Верх- Исетского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №57

г. Екатеринбурга

Согласовано                                                                 Утверждена

Заместитель директора по УВР                               приказом №______

__________З.В.Пирожкова                                от «___» _________2014 г.

«___»_____________2014 г.                            Директор МБОУ-СОШ№57

                                                                              ___________В.А.Моисеев

Согласовано на заседании ШМО

от «___»_____________2014 г.

Рабочая программа

по окружающему миру

1 А класс

Программу составила:

учитель начальных классов

                                                                          Маркова Елена Борисовна

Екатеринбург, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы  начального общего образования,  авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», планируемых результатов начального общего образования.

Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

          Окружающий мир как предмет несет в себе  большой развивающий потенциал: у детей формируются  предпосылки для научного мировоззрения; создаются условия для самопознания  и саморазвития ребенка.

         Особенностями  содержания  этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование  общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять  межпредметные связи  с другими предметами  начальной школы.

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе рассчитано на 66 часов- (33 недели  – 2 часа в неделю).

Предусмотрено проведение:  практических работ – 44, проектов - 3, опыт – 1, комплексная контрольная работа – 1. При проведении  уроков используют беседы, , экскурсии, дидактические игры, работу в группах, работу в парах.

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир», 1 класс полностью соответствует авторской программе А.А. Плешакова.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

Что и кто?

20

Учимся задавать вопросы.

Что такое Родина?

Что мы знаем о народах России?

Что мы знаем о Москве?

Что у нас над головой?

Что у нас под ногами? (практическая работа)

Что общего у разных растений? (практическая работа)

Что растет на подоконнике? (практическая работа)

Что растет на клумбе? (практическая работа)

Что это за листья? (практическая работа)

Что такое хвоинки? (практическая работа)

Кто такие насекомые?

Кто такие рыбы?

Кто такие птицы? (практическая работа)

Кто такие звери? (практическая работа)

Что окружает нас дома?

Что умеет компьютер?

Что вокруг нас может быть опасным?

На что похожа наша планета?

Что и Кто? Проверка знаний и умений.

2

Как, откуда и куда?

12

Как живет семья? Проект «Моя семья».

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (практическая работа)

Откуда в наш дом приходит электричество? (практическая работа)

Как путешествует письмо?

Куда текут реки? (практическая работа)

Откуда берутся снег и лед? (практическая работа)

Как живут растения? (практическая работа)

Как живут животные? (практическая работа)

Как зимой помочь птицам? (практическая работа)

Откуда берется и куда девается мусор? (практическая работа)

Откуда в снежках грязь? (практическая работа)

 Как и Откуда? Проверка знаний и умений.

3

Где и когда?

11

Когда учиться интересно?

Проект «Мой класс и моя школа». 

Когда придет суббота? (практическая работа)

Когда наступит лето?(практическая работа)

Где живут белые медведи? (практическая работа)

Где живут слоны? (практическая работа)

Где зимуют птицы? (практическая работа)

Когда появилась одежда? (практическая работа)

Когда изобрели велосипед?(практическая работа)

Когда мы станем взрослыми? (практическая работа)

Где и Куда? Проверка знаний и умений.

4

Почему и зачем?

23

Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? (практическая работа)

Почему Луна бывает разной? (практическая работа)

Почему идет дождь и дует ветер? (практическая работа)

Почему звенит звонок? (практическая работа)

Почему радуга разноцветная? (практическая работа)

Почему мы любим кошек и собак? (практическая работа)

Проект «Мои домашние питомцы».

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (практическая работа)

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (практическая работа)

Зачем мы спим ночью? (практическая работа)

Почему нужно есть много овощей и фруктов? (практическая работа)

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (практическая работа)

Зачем нам телефон и телевизор? (практическая работа)

Зачем нужны автомобили?(практическая работа)

Зачем нужны поезда? (практическая работа)

Зачем строят корабли? (практическая работа)

Зачем строят самолеты?(практическая работа)

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (практическая работа)

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? (практическая работа)

Зачем люди осваивают космос? (практическая работа)

Почему мы часто слышим слово «экология»?(практическая работа)

Почему и зачем? Проверка знаний и умений.

Урок игра.

Итого

66

Результаты освоения предмета «Окружающий мир» в 1 классе

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:

-называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

-объяснять, как люди помогают друг другу жить;

-называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

-называть основные особенности каждого времени года.

-оценивать правильность поведения людей в природе;

-оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Материально-техническое оснащение

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы  – М. : Просвещение, 2011.

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.

2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч, - М. : Просвещение 2014.

3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение 2010.

4. А.А. Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. -  М. : Просвещение, 2010.

5. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс – М. : Экзамен, 2012.

  • Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. В 2 ч. – М. : Экзамен, 2012.

2. Информационно - коммуникативные средства.

  • Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир». 1 класс.

График практических работ

по окружающему миру

1 А класса за 2014-2015 уч. год

чет

верть

урока

Дата урока

Тема урока

Название практической работы

1

6

20.09.

Что у нас под ногами?

Определяем камни

7

25.09

Что общего у разных растений?

Изучаем части растений

8

27.09

Что растет на подоконнике?

Определяем комнатные растения

9

02.10

Что растет на клумбе?

Определяем растения клумбы

10

04.10

Что это за листья?

Определяем деревья по листьям

11

09.10

Что такое хвоинки?

Определяем хвойные деревья

13

16.10

Кто такие птицы?

Исследуем перья птиц

15

23.10

Кто такие звери?

Исследуем шерсть зверей

2

21

20.11

Как живет семья?

Проект «Моя семья»

22

22.11

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Выполняем опыты с водой

24

29.11

Куда текут реки?

Готовим «морскую воду»

25

04.12

Откуда в наш дом приходит электричество?

Собираем электрическую цепь

26

06.12

Откуда берутся снег и лёд?

Выполняем опыты со снегом и льдом

27

11.12

Как живут растения?

Учимся ухаживать за комнатными растениями?

28

13.12

Как живут животные?

Учимся ухаживать за домашними животными?

29

18.12

Как зимой помочь птицам?

Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц

30

20.12

Откуда берётся и куда девается мусор?

Учимся сортировать мусор

31

25.12

Откуда в снежках грязь?

Исследуем снежную и снеговую воду

3

34

17.01

"Мой класс и моя школа."

Проект: "Мой класс и моя школа."

35

22.01

Когда придет суббота?

Определяем дни недели

36

24.01

Когда наступит лето?

Определяем времена года

37

29.01

Где живут белые медведи?

Находим на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду

38

31.01

Где живут слоны?

Находим на глобусе экватор и жаркие районы Земли.

39

05.02

Где зимуют птицы?

Определяем перелетных  птиц

40

07.02

Когда появилась одежда?

Подбираем одежду для разных профессий

41

12.02

Когда изобрели велосипед?

Изучаем детали велосипеда

42

14.02

Когда мы станем взрослыми?

Рассуждаем о хорошем и плохом поступке

44

28.02

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

Моделируем звезды

45

05.03

Почему Луна бывает разной?

Моделируем луну

46

07.03

Почему идет дождь и дует ветер?

Сочиняем сказку про дождик

47

12.03

Почему звенит звонок?

Изучаем возникновение звуков

48

14.03

Почему радуга разноцветная?

 Практическая работа.

Сочиняем стихи, загадки про радугу

49

19.03

Почему мы любим кошек и собак?

Изучаем предметы ухода за кошками и собаками

50

21.03

Мои домашние питомцы

Проект:"Мои домашние питомцы"

51

02.04

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Практическая работа.

Устанавливаем взаимосвязь цветов и бабочек

52

04.04

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Установление причинно-следственных связей

53

09.04

Зачем мы спим ночью?

Исследуем значение сна

54

11.04

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Группируем овощи фрукты, изучаем их полезность

55

16.04.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Осваиваем приемы чистки зубов и мытья рук

56

18.04

Зачем нам телефон и телевизор?

Сравниваем старинные и современные телевизоры

57

23.04

Зачем нужны автомобили?

Классифицируем автомобили

58

25.04

Зачем нужны поезда?

Учимся различать поезда

59

30.04

Зачем строят корабли?

Учимся различать корабли

60

02.05

Резервный урок

Зачем строят самолеты?

Учимся различать  самолеты

61

07.05

Почему в автомобиле и в поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Исследуем правила безопасности в автомобиле и поезде

62

09.05

Резервный урок

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

Исследуем правила безопасности в самолете и на корабле

63

14.05

Зачем люди осваивают космос?

Моделируем экипировку космонавту

64

16.05

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Конкурс рисунков «Чудесный мир природы»

Критерии оценивания

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

        Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

          В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.

    При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка; умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.

     Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

     Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана:
  • предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе предметного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

    Преимущество рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключается в следующем:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
  • содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

        Критериями оценивания являются: 

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  •  динамика результатов предметной обученности, формирования УУД

        Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадей. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметными содержанием.

                В первом классе используются три вида оценивания — текущее, тематическое и итоговое — без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной оценкой.

                

                Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует  процессу становления умения и навыка. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках русского языка и литературного чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявлять причины и принять необходимые меры к устранению.

                Тематическое оценивание- проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для первого класса С их помощью ребенок может быстро проверить свои знания. На каждый вопрос дано несколько вариантов ответов, среди них только один правильный. Почти все ответы представлены в виде рисунков. Необходимо выбрать правильный ответ и отметить его (закрасить кружок). В конце тетради имеются ответы на все тесты. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. И только после этого могут проверить себя.

                Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.

                Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и  компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.

График проверочных работ

урока

Вид работы

Тема

20

Проверочная работа

Что и Кто?

32

Проверочная работа

Как,Откуда и Куда?

43

Проверочная работа

Где и Когда?

65

Проверочная работа

Почему и Зачем?

Всего

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ПНШ

Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует треб...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....