Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Учебник Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2 частях. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Рабочая программа составлена на основе программы Поглазова О. Т. Окружающий мир. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс. Смоленск:   Ассоциация ХХI век, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа  

Принято на                                                                        Согласовано                                                                         Утверждаю

пед. совете                                                                         Зам. директора по УВР                                                       Директор школы

№ 22                                                                                   _____________                                                                     _____________

от 30.08.2013 г.                                                                 В. С. Кошелева                                                                     А. А. Пронин

                                                                                           30.08.2013 г.                                                                          Приказ № 110

                                                                                                                                                                                           от 30.08.2013 г.

Рабочая программа

по  окружающему миру

Учитель   Лаптева С. В. 

Класс        1

Общее количество часов в год   66

Учебник Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2 частях. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Рабочая программа составлена на основе программы Поглазова О. Т. Окружающий мир. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс. Смоленск:   Ассоциация ХХI век, 2011.

с. Виткулово

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе программы по окружающему миру начального общего образования, авторской программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир», утвержденной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).

Программа О. Т. Поглазовой входит в УМК «Гармония».

Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 66 часов  (33 недели). Из расчёта 2 часа  в неделю.

Для реализации программного содержания используется авторский учебно-методический комплект «Гармония» (завершённая предметная линия учебников):

1. Программы общеобразовательных учреждений. Поглазова О. Т. Окружающий мир. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование.  1 класс. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2 частях. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

3. Поглазова О. Т. Окружающий мир. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007.

4. Поглазова О. Т. Окружающий мир:  тетрадь к учебнику для 1 класса. В 2 частях. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

    Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественно-научные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания

младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

    В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.

   Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

   Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Предмет «Окружающий мир» изучается с первого   класса в начальной школе, начиная социальное, историческое, естественнонаучное образование младших школьников. В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Интеграция естественнонаучных, социально-гуманитарных, исторических и других знаний предоставляет ученику возможность увидеть мир целостно во всех его важнейших взаимосвязях. Изучая отношения человека с природой, обществом, другими людьми, государством, ученик определяет своё место в ближайшем окружении и осознаёт свою гражданскую идентичность.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;
  • осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания  - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
  • приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;
  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;
  • принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формируемые следующие способности учащихся:

  • способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;
  • способность осуществлять поиск информации из разных источников знаний и обобщать её; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную;
  • способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  • умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
  • овладение начальными формами исследовательской деятельности, способностью к осуществлению поиска необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных дополнительных источников, включая Интернет (выбор источника информации, извлечение нужной информации, её систематизация, преобразование в удобный вид);
  • умение осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
  • умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

Предметными  результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной и социальной среде в их органичном единстве и разнообразии;
  • усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в основной школе;
  • начнут осваивать научные методы познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты  по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;
  • научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и культуры;
  • умение пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, для объяснения природных явлений.

   Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что при его изучении создаются условия для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении; создаётся содержательная пропедевтическая база для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; формируются предметные умения, универсальные учебные действия и информационная культура; предоставляется возможность для самопознания и саморазвития младших школьников.

   В результате изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники получат возможность систематизировать, расширить, углубить полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, личный опыт взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира. Осваивая предметное содержание, учащиеся будут всё более осознавать характер взаимодействий (взаимоотношений) человека с окружающим его миром природы, с обществом, необходимость бережного отношения к природным ресурсам. Они будут устанавливать некоторые особенности социальных взаимоотношений внутри отдельных сообществ, осознавать и выполнять правила безопасного и экологически грамотного поведения.

   Учащиеся получат возможность осваивать методы познания окружающего мира: вести наблюдения за природными объектами и явлениями, собирать информацию о них и представлять её по-разному (описывать, называя  отличительные признаки, характеризуя особенности, схематично показывать отношения объектов, их строение, заносить свойства в отдельные графы таблицы, конструировать простейшие модели и др.). Учащимся представится возможность планировать и выполнять небольшие исследования по выявлению связей между объектами природы, по выяснению последовательности протекания природных процессов, ставить простые опыты по выявлению свойств некоторых веществ, приобрести умение пользоваться простыми измерительными приборами. Собирая информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, группируя их, учащиеся начнут осваивать метод классификации, как один из методов упорядочивания информации об окружающем мире.

   Младшие школьники начнут приобретать опыт эстетического восприятия мира природы и культуры, эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с природой и людьми. В результате изучения курса у младших школьников будет формироваться ответственное отношение за сохранение природных и культурных богатств своего Отечества, экологическая и культурологическая грамотность, осознание необходимости вести здоровый образ жизни. Учащиеся будут выполнять правила поведения в мире природы и людей, понимать значение уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (другой национальности, с нарушением здоровья и др.).

   Содержание курса позволяет формировать не только систему знаний  о природе, человеке и обществе, но и регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. В процессе изучения предмета «Окружающий мир» школьники получают знания об окружающем мире из различных источников (учебник, энциклопедии, СМИ. Интернет), что позволяет формировать у них информационную культуру. Используя разные способы познания, они начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные умения и навыки учебной деятельности, приобщаются к творческому труду, приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

   Линиями интеграции содержания курса служат следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира; изменчивость окружающего мира и её закономерности; взаимосвязи и взаимозависимости в мире природы с учётом антропогенной нагрузки на неё. В содержание курса «Окружающий мир» интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей объединяет знания нескольких наук. В блоке «человек и общество» объединены сведения о социальной составляющей окружающей действительности (элементы этики, эстетики, экономики, психологии, обществоведения), что создаёт условия для начала формирования у младших школьников необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В блок «человек и природа» на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания о природе, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного цикла в основной школе. Человек предстает перед учениками как биосоциальное существо (часть природы и член общества), что позволяет заложить основу для усвоения в основной школе таких наук, как анатомия, физиология, гигиена, обществоведение, история, и одновременно позволяет объединять знания о природе  и социальной действительности.

   С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать предметные (наблюдения, экспериментирование, измерение, моделирование), личностные и метапредметные умения (регулятивные, познавательные, коммуникативные).  В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований, по моделированию объектов и процессов. Учащиеся осваивают умение осуществлять поиск информации в учебном и научно-популярном тексте, в иллюстрациях, в условных обозначениях, таблицах и схемах. Учатся работать с лабораторным оборудованием, с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные и объёмные модели форм суши, строение растений и др.) и делают первые попытки создания своих простых моделей, отражающих структуру объектов природы (например, дерево, гора) или процессов, протекающих в ней (круговорот воды).

Большое внимание уделяется выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок.

   С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, обусловленная общими закономерностями познания и осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом учитываются возрастные особенности младших школьников, благодаря чему соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через активизацию сенсорного восприятия окружающего мира во время экскурсий и прогулок, использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. Особую значимость для развития личности ребенка имеет в этом случае не только возможность поработать с таким источником информации, но и возможность проживания школьником душевного состояния автора художественного произведения, что делает обучение более человечным, одухотворённым, развивать эстетическое восприятие окружающей действительности. Знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся осваивают основы естественнонаучных, гуманитарных и практико-ориентированных знаний в процессе активной познавательной деятельности. Акцент в познавательном процессе делается не только на усвоение предметных знаний, но и на  формирование личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. С этой целью готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с минимальной помощью учителя), в паре с одноклассником или в группе, работая с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами предметных умений и универсальных учебных действий.

   Система заданий сформирована с учётом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками, с учётом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого. В содержание включена вариативная часть (дополнительные материалы), что дает возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие и слабых, и сильных учеников, а ученику выбирать свою траекторию учебной деятельности (этот материал и задания к нему не являются обязательными). Разнообразие заданий позволяет учителю использовать разные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский), активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления учащихся, включать их на разных этапах урока (актуализации знаний, изучения нового материала или усвоения нового метода познания, первичного закрепления полученных знаний, тематического или итогового контроля). Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

   Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Обязательны при этом кратковременные прогулки  и предметные или комплексные экскурсии   для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.

   В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

   Покажем логику развёртывания содержания, линии развития мышления учащихся и формирования у них универсальных личностных и метапредметных учебных действий. В течение первого  года обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многообразии: разнообразие растений, грибов, животных; небесных тел, форм земной поверхности, водоёмов. Вместе с тем ученики видят и картину разнообразия окружающего их рукотворного мира, созданного творчеством многих поколений людей. Ученики узнают о том, что каждый человек является частью живой природы и членом общества: членом семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданином государства. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его природу, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может и сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие наших предков. В течение первого  года обучения ученики начинают осваивать   следующие логические  операции: анализ, сравнение, обобщение, классификацию объектов и явлений окружающего мира. Приобретают навыки ведения непосредственных наблюдений объектов природы, их описания через выделение отличительных признаков и объединения в группы на основе существенных признаков. Начинают осваивать работу с простыми схемами и таблицами. При этом начинают формироваться умения осуществлять поиск нужной информации о природных объектах и явлениях из разных источников: учебный текст, рисунок, фотография, дополнительная литература, электронные носители. Осваивают коммуникативные умения (работая в парах, распределяют работу, обсуждают учебные проблемы, принимают общее решение и т. д.). Делают первые шаги в проектной деятельности.

   Воспитанию учеников и развитию их эмоциональной сферы способствует раскрытие красоты и ранимости природы, привитие ученикам бережного отношения к ней, знакомство с правилами культурного, экологически грамотного и безопасного поведения в природе, в общественных местах. При этом у учеников воспитывается уважение к труду и творчеству людей, бережное отношение к памятникам прошлого. Каждый предмет окружающего мира становится для ученика источником его эмоционального восприятия (как удивительно, как красиво!), интеллектуального размышления (почему так?), знания о недавнем или далёком прошлом его предков (как было раньше?).

   Изучаются свойства веществ, необходимых для всего живого на Земле, свойства воздуха, воды, почвы. Обсуждаются проблемы, связанные с их загрязнением и очисткой. Формируется осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде. Ученики получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, как здоровье человека зависит от его образа жизни и состояния окружающей среды. Последовательно расширяются и исторические представления. Учащиеся знакомятся с разнообразием исторических источников, с бытом и культурой наших далёких предков. В течение этого года обучения закрепляются умения классифицировать окружающие предметы и явления, обобщать полученную информацию в простых схемах и таблицах. Начинается освоение опытно-экспериментальной деятельности по изучению природы (умение ставить задачу опыта, подбирать оборудование, планировать ход работы, фиксировать результаты и делать выводы). Учащиеся определяют состав и свойства веществ, изменение их состояния в связи с изменением температуры, наблюдают за развитием растения и др. Осваиваются систематические фенологические наблюдения. При этом внимание учащихся направляется на выявление последовательностей, закономерностей, причинно-следственных связей в окружающем мире.

К источникам информации добавляются результаты целенаправленных наблюдений и опытов, исследовательской проектной деятельности, модели природных объектов и явлений, схемы и таблицы, энциклопедии, научно-популярная литература. Особое внимание начинает уделяться работе с научным текстом (постановке учебной задачи перед чтением, выделение основной и второстепенной информации, умение найти в тексте ответы на вопросы, умение представлять текстовую информацию в таблице, в схеме, составлять план пересказа и др.).

   Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на её судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гордится Россия. Перед учащимися на исторической карте и исторической «ленте времени» разворачиваются наиболее значительные события российской истории. Мысленно путешествуя по материкам и океанам Земли, ученики знакомятся с историей их открытия, узнают, что на нашей планете много стран и народов с разным образом жизни и культурой. Особое внимание уделяется тому, что природа планеты - это общее достояние человечества, а её охрана - важнейшая задача всех народов Земли.

   Учащиеся подводятся к пониманию закона экологии «Всё связано со всем». У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и культурных ценностях своего родного края.

Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трём стержневым направлениям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется – наблюдай и познавай его; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе, но она ранима – знай об этом и береги её красоту и гармонию.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир многогранен, интересен и всё время изменяется, необходимо наблюдать и познавать его.

Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.

Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.

Природа планеты – общее достояние человечества, её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.

В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.

Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.

Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний в мире.

Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.

Cоответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому,

хронологическому.

Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их

развитием.

Совместная работа ума, сердца и рук – именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА В 1 КЛАССЕ

Личностные универсальные учебные действия

У ученика начнут формироваться:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  • ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь
  • людям, в том числе сверстникам;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими
  • принципами;
  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  • понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
  • бережное отношение к природе, культуре родного края.

У ученика могут быть сформированы:

  • желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
  • осознание важности сохранять своё здоровье.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
  • принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
  • действовать согласно плану, составленному учителем;
  • оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их
  • устранения.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);
  • попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
  • целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
  • пользоваться простыми условными обозначениями.

Ученик получит возможность научиться:

  • осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
  • классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для решения за-
  • дач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Предметные результаты

Ученик начнёт учиться:

  • выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного
  • перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения
  • в природе;
  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
  • определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
  • сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
  • различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
  • называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев,
  • кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
  • описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем, и на примере своей местности);
  • сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
  • различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;
  • называть части тела человека;
  • характеризовать признаки времён года;
  • объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
  • оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
  • участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
  • вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ТЕМ

1. Твои первые уроки (14 часов). День знаний. Путешествие по школе. Школьные принадлежности. Правила поведения в школе. Условные знаки. Безопасный путь. Экскурсия (прогулка на пришкольный участок). Уроки общения. Классный коллектив. Уроки вежливости. Уроки здоровья. Режим дня школьника.

2. Окружающий мир и его изучение (8 часов). Признаки предметов. Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы. Органы чувств - верные помощники в познании мира. Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты. Способы изучения окружающего мира. Живая и неживая природа. Свойства живых существ.. Экскурсия на пришкольный участок.

3. Разнообразие и красота растений (15 часов). Многообразие растений. Условия их жизни. Строение растений. Какими бывают растения. Дерево, его строение. Кустарники и травы, их отличие от деревьев. Лиственные деревья, разнообразие их листьев. Хвойные деревья, их разнообразие. Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды. Удивительные растения мира. Культурные растения. Растения сада и огорода. Растения поля. Зерновые культуры. Декоративные растения. Комнатные растения.

4. Разнообразие грибов (3 часа). Грибы, их многообразие. Съедобные и ядовитые грибы. Удивительные грибы

5. Разнообразие и красота животных (18 часов). Животные, их разнообразие. Млекопитающие, их многообразие. Птицы, их многообразие. Размножение птиц. Удивительные птицы. Насекомые, их многообразие Общественные насекомые. Жуки и бабочки. Рыбы, их многообразие. Аквариумные рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие. Древние пресмыкающиеся. Домашние животные, их значение в жизни человека. Домашние питомцы. Экскурсия. Красная книга растений и животных.

6.Творения людей вокруг нас (9 часов). Дерево в жизни человека. Народное творчество. Национальные традиции в изделиях разных народов. Мир увлечений людей. Коллекционирование. Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор. Родной город (село, край), его памятные места. Памятники культуры. Бережное отношение к ним.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа  

Принято на                                                                        Согласовано                                                                         Утверждаю

пед. совете                                                                         Зам. директора по УВР                                                       Директор школы

№ 22                                                                                   _____________                                                                     _____________

от 30.08.2013 г.                                                                 В. С. Кошелева                                                                     А. А. Пронин

                                                                                           30.08.2013 г.                                                                          Приказ № 110

                                                                                                                                                                                           от 30.08.2013 г.

Календарно – тематическое планирование

Название курса        

Окружающий мир

Класс  

1

Программа    

Поглазова О. Т. Окружающий  мир.  Программа 1 – 4  классы. Поурочно-тематическое планирование.   1 класс.  Смоленск:   Ассоциация ХХI век, 2011.

Учебник 

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 4 класса. В 2 частях. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.

Количество часов    

66  (2  часа в неделю)

Планируется   

Практических работ – 8, творческих работ – 1, экскурсий – 7, ролевых игр – 3.

Учитель

Лаптева С. В.

                 

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с графиком промежуточной аттестации,

утверждаемым приказом руководителя образовательного учреждения

МБОУ Виткуловская СОШ Прониным А. А.


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Экскурсии, практические и творческие работы

Дата проведения

План

Факт

Твои первые уроки (14 ч)

1

День знаний.

1

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Пра-вила поведения в классе, в школе, на пришкольном учас-тке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабоче-го места в школе и дома (поря-док, освещение, свежий воз-дух и др.). Внешний вид и соб-людение личной гигиены. Раз-нообразие уроков, их распи-сание. Особенности урока «Окружающий мир». Услов-ные знаки как источник ин-формации (способ обозначе-ния предметов и явлений ок-ружающего мира, указания способа действия, способ пре-дупреждения и др.). Дорога от дома до школы, правила безо-пасного поведения на улице, в транспорте (сигналы свето-фора, дорожные знаки). Уроки культурного общения (в се-мье, в школе, в общественных местах). Учителя, одноклас-сники, друзья, ценность доб-рых, уважительных отноше-ний с окружающими людьми. Уроки здоровья. Тело челове-ка и его развитие (осанка, гиб-кость, необходимость физи-ческих упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Важность здорового сна (правила поведения перед сном).

Знакомиться со школьными помещениями, запоминать их расположение.

Учиться организовывать своё рабочее место, аккурат-но складывать школьные принадлежности.

Учиться носить школьную сумку, сидеть за партой.

Следить за своим внешним видом и ухаживать за одеж-дой.

Учиться анализировать ри-сунки, рассказывать, что на них изображено, давать оце-нку ситуациям, изображён-ным на них.

Учиться работать с рабочей тетрадью.

Учиться понимать и исполь-зовать условные знаки.

Моделировать, изображать безопасный путь от дома до школы с помощью дорожных знаков.

Обсуждать правила поведе-ния в школе, поступки, допу-стимые и недопустимые в общественных местах.

Учиться вести себя во время экскурсий в природу, по на-селённому пункту.

Выбирать соответствующие формы общения с окружаю-щими людьми, с родителями, учителем, сверстниками, друзьями.

Моделировать различные ситуации поведения и обще-ния.

Учиться составлять режим дня.

4.09

2

Путешествие по школе.

1

Экскурсия по школе.

6.09

3

Школьные при-надлежности.

1

11.09

4

Правила пове-дения в школе.

1

13.09

5

Условные знаки.

1

18.09

6

Безопасный путь.

1

Ролевая игра: Я – при-мерный пешеход и пас-сажир.

20.09

7

Экскурсия на пришкольный участок.

1

Экскурсия на при-школьный участок.

25.09

8-9

Уроки общения.

2

Ролевая игра: Я – куль-турный человек.

27.09

2.10

10

Классный кол-лектив.

1

4.10

11

Уроки вежливо-сти.

1

9.10

12-13

Уроки здоровья.

2

11.10

16.10

14

Режим дня уче-ника.

1

Ролевая игра: Время знаю – всюду успеваю.

18.10

Окружающий мир, его изучение (8 ч)

15

Признаки пред-метов.

1

Как человек познаёт окружа-ющий мир, источники инфор-мации о нём. Признаки и сво-йства предметов, определяе-мые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравни-вают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощ-ники наблюдателя. Опыт как один из способов познания свойств предметов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, наблю-дательность, воображение, пы-тливость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природ-ные и созданные человеком; тела живой и неживой при-роды. Отличие живых существ от тел неживой природы.

Наблюдать предметы окру-жающего мира и характе-ризовать их признаки и свой-ства.

Сравнивать предметы по за-данным основаниям (по цве-ту, форме, размеру и др.).

Объединять предметы в группы по выделенным (за-данным) признакам.

Рассматривать иллюстра-ции, извлекая нужную инфо-рмацию (по заданию учи-теля).

Учиться задавать вопросы и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять рабо-ту).

Учиться работать с разрез-ными карточками.

Различать тела живой и не-живой природы, называя ха-рактерные признаки живых существ.

23.10

16

Сходства и раз-личия предметов. Объединение предметов в группы.

1

25.10

17

Органы чувств – наши помощники

1

Практическая работа: Наблюдение разных предметов с целью оп-ределения с помощью органов чувств их  вне-шних признаков, свойств.

30.10

18

Способы изуче-ния окружающе-го мира.

1

1.11

19

Что нас окружа-ет. Природные и рукотворные объекты.

1

13.11

20

Живая и неживая природа. Свойст-ва живых су-ществ.

1

Практическая работа: Работа с разрезными карточками: распреде-ление объектов окру-жающего мира на груп-пы (живая, неживая природа, изделия чело-века).

15.11

21

Обобщающий урок «Как изуча-ют окружающий мир».

1

20.11

22

Экскурсия в парк

1

Экскурсия в парк для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного ма-териала.

22.11

Разнообразие и красота растений (15 ч)

23-24

Многообразие растений. Усло-вия их жизни.

2

Растения – живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет, почва). Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) на примере цветкового растения.

Разнообразие растений. Де-ревья, кустарники, травянис-тые растения, их отличи-тельные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разно-образие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбо-ра ягод. Растения родного края (пришкольного участка, пар-

ка, леса). Культурные расте-ния, чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как люди выращивают куль-турные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хле-бороба. Уважительное отно-шение к хлебу. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.

Наблюдать растения в при-роде во время прогулок и эк-скурсий в течение года.

Характеризовать условия, необходимые для жизни рас-тений.

Описывать внешний вид растений, извлекая информа-цию в ходе непосредствен-ных наблюдений или работы с иллюстрациями.

Различать части цветкового растения (на живом расте-нии, на рисунке, на плоскос-тной модели).

Сравнивать строение дере-вьев, кустарников, трав, лис-тьев с целью выявления их отличительных признаков.

Различать хвойные и лист-венные деревья, дикорасту-щие и культурные растения.

Группировать растения по заданным основаниям (куль-турные и дикорастущие; де-ревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные дере-вья).

Рассказывать, что изготав-ливают из разных культур-ных растений.

Наблюдать за развитием ра-стения из семени (по жела-нию).

27.11

29.11

25

Строение расте-ний (на примере цветкового рас-тения).

1

4.12

26

Какими бывают растения (дере-вья, кустарники, травы).

1

Экскурсия в школьный двор для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых расте-ний.

6.12

27

Деревья, их стро-ение.

1

Практическая работа:

Моделирование строе-ния дерева (работа в паре).

11.12

28

Кустарники и травы, их отли-чие от деревьев.

1

13.12

29

Лиственные де-ревья, разнообра-зие их листьев (простые и слож-ные).

1

18.12

30

Хвойные дере-вья, их разнооб-разие.

1

20.12

31

Ягодные расте-ния. Ядовитые ягоды.

1

25.12

32

Удивительные растения мира.

1

27.12

33

Культурные рас-тения. Разнооб-разие растений сада и огорода.

1

Практическая работа:

Работа с разрезными карточками (распре-деление растений на группы).

15.01

34

Растения поля. Зерновые куль-туры.

1

17.01

35

Декоративные растения.

1

Практическая работа:

Рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев (на собранных во время эк-скурсии или на гербар-ных листах).

22.01

36

Комнатные рас-тения.

1

Практическая работа:

Уход за комнатными растениями.

24.01

37

Обобщающий урок «Что мы уз-нали о растени-ях».

1

29.01

Разнообразие грибов (3 ч)

38

Шляпочные гри-бы, их строение.

1

Разнообразие грибов. Усло-вия, необходимые для их рос-та и развития (влага, тепло, питательные вещества). Стро-ение шляпочного гриба. Плас-тинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность от-равления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов.

Рассматривать муляжи

(или картинки) шляпоч-

ных грибов с целью выде-

ления общего в их стро-

ении.

Приводить примеры

съедобных и несъедобных

грибов.

Сравнивать грибы, объ-

единять их в группы.

31.01

39

Разнообразие шляпочных гри-бов (съедобные и несъедобные, трубчатые и пла-стинчатые).

1

Практическая работа: Лепка шляпочных гри-бов (работа в парах).

5.02

40

Другие виды гри-бов.

1

7.02

Разнообразие и красота животных (18 ч)

41

Разнообразие жи-вотных (среда обитания, разное строение, спосо-бы питания, за-щиты).

1

Животные – живые существа, среда их обитания. Условия, необходимые для жизни живо-тных. Способы питания и за-щиты разных животных. Рас-тительноядные, хищные, все-ядные животные. Млекопита-ющие, птицы, рыбы, насеко-мые, земноводные, пресмыка-ющиеся, их главные, сущес-твенные признаки. Дикие и домашние животные. Для чего человек разводит домашних животных. Домашние питом-цы, уход за ними. Значение животных для природы и че-ловека, бережное отношение к

ним. Важность сохранения дикорастущих растений и ди-ких животных. Красная книга. Заповедники, заказники, зоо-парки. Наиболее распростра-нённые животные разных групп, обитающие в родном краю (название, краткая хара-ктеристика на основе наблю-

дений). Растения и животные родного края, занесённые в Красную книгу России (реги-она).

Проводить простейшие на-блюдения за животными (в живом уголке школы, во дво-ре дома, за домашними пито-мцами). 

Характеризовать условия, необходимые для жизни жи-вотных.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на приме-ре животных своей местно-сти).

Сравнивать строение живо-тных на иллюстрациях, на-ходить их сходства и разли-чия.

Выделять существенные признаки систематических групп животных (млекопита-ющих, птиц, насекомых, рыб).

Группировать животных по

заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитаю-щие, птицы, рыбы, насеко-мые, земноводные, пресмы-кающиеся).

Приводить примеры пред-ставителей разных групп животных. 

Рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними.

Объяснять необходимость создания Красной книги.

12.02

42

Млекопитающие, их существенные признаки. Мно-гообразие млеко-питающих.

1

14.02

43

Птицы, их суще-ственные призна-ки. Строение те-ла птиц.

1

26.02

44

Размножение птиц. Забота о потомстве.

1

28.02

45

Насекомые, их существенные признаки, строе-ние тела.

1

5.03

46

Общественные насекомые.

1

7.03

47

Разнообразие на-секомых. Жуки и бабочки.

1

12.03

48

Рыбы, их сущес-твенные призна-ки, строение те-ла.

1

14.03

49

Разнообразие рыб. Аквариум-ные рыбы.

1

19.03

50

Земноводные, их разнообразие (строение тела).

1

21.03

51

Пресмыкающие-ся, их разнообра-зие (строение те-ла и способы пе-редвижения).

1

2.04

52

Древние пресмы-кающиеся.

1

4.04

53-54

Домашние живо-тные, их значе-ние в жизни че-ловека.

2

Практическая работа:

Работа с разрезными карточками (распреде-ление животных на группы).

9.04

11.04

55

Домашние пито-мцы.

1

16.04

56

Обобщающий урок «Что мы уз-нали о живот-ных».

1

18.04

57

Заочная экскур-сия в зоопарк.

1

Заочная экскурсия в зоопарк.

23.04

58

Красная книга растений и живо-тных.

1

25.04

Творения людей вокруг нас (9 ч) 

59

Что делают из древесины. Как можно сохранить деревья.

1

Природные материалы, испо-льзуемые человеком для своих изделий. Что люди изгота-вливают из древесины, важ-ность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расходование бумаги, вто-ричное использование бума-жных отходов. Красота изде-лий народных мастеров. На-циональные узоры в одежде и предметах быта народов Рос-сии. Увлечение коллекциони-рованием (домашний музей). Что находится во дворах до-мов. Бережное отношение к строениям и растениям род-ного двора (школьного двора). Парки. Культура поведения в парке. Памятники культуры на ближайших улицах родного села. Бережное отношение к памятникам культуры.

Наблюдать предметы, соз-данные людьми, и расска-зывать, из каких материалов они сделаны.

Обсуждать, почему нужно экономно расходовать бу-магу, и рассказывать по ри-сункам, как можно её втори-чно использовать.

Рассматривать изделия на-родных мастеров (сами изде-лия или иллюстрации) и раз-личать их узоры.

Знакомиться с националь-ными узорами, которые ис-пользуются в одежде, пред-метах быта.

Рассказывать о своих увле-чениях, о своей коллекции, демонстрировать свои изде-лия.

Наблюдать строения и рас-тения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного села.

Знакомиться с достопри-мечательностями родного се-ла и святыми местами его жителей.

30.04

60

Народное твор-чество.

1

2.05

61

Национальные традиции в изде-лиях разных на-родов.

1

Творческая работа: Лепка и раскрашивание фигурки из глины.

7.05

62

Экскурсия в му-зей.

1

Экскурсия в музей.

14.05

63

Мир увлечений людей. Коллек-ционирование.

1

16.05

64

Среда обитания – наш общий дом.

1

21.05

65

Родное село, его памятные места.

1

Экскурсия по улицам родного села.

23.05

66-67

Памятники куль-туры, бережное отношение к ним.

2

28.05

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...