Работа с текстом по читательской грамотности на уроках окружающего мира и литературном чтении
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Тюльберова Анастасия Альбиновна

В работе представлены тексты с заданиями по развитию читательской грамотности у детей 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюльберова Анастасия Альбиновна, учитель начальных классов.

Работа с текстом над формированием читательской грамотности.

Окружающий мир 2 класс.

Внимательно прочитай текст.

РАДУГА.

   Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут — радуга. Она состоит из дождевых капель.

Когда Солнце светит сквозь дождевые капли, на небе напротив Солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

   В радуге несколько цветов, все они расположены в строгом порядке. Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Радуга бывает большой, когда Солнце находится над Землёй — утром или ближе к вечеру. Когда Солнце стоит высоко в небе — радуга небольшая. Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется  нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолёта, она будет казаться кругом. Иногда на небе одновременно можно видеть две радуги, а очень редко — даже три или четыре.

(Т. Д. Нуждина. Энциклопедия для малышей «Чудо — всюду»)

1. Запиши, сколько цветов в радуге.         

2. По первым буквам фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» восстанови название цветов радуги и запиши их по порядку.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Раскрась изображение радуги в правильном порядке следования цветов.

4. Почему радугу так назвали? Запиши.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Укажи, при какой погоде можно увидеть радугу.

а)        Дождик моросил весь день, небо затянуто тучами.

б)        Уже несколько дней не было осадков, стояла
солнечная погода.

в)        Редкие капли дождя падают на землю, но из-за
тучи выглянуло солнце.

6. Найди и выпиши из текста сведения о том, что влияет на величину радуги.

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 7. Продолжи предложения.
Радуга большая, когда   ______________________________________________

Радуга небольшая, когда _____________________________________________

8 . Представь, что ты летишь в самолёте, а в окне иллюминатора видна радугу. Попробуй записать свои наблюдения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. От чего зависит яркость цветов радуги? Запиши ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Сколько можно увидеть различных цветов у двух радуг одновременно? _________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с не сплошным текстом (афишей).

Описание: http://theatreyalta.com/iphoto/big/1435585464.jpg

                                                               Окружающий мир.

           1.Куда приглашает плакат? Обведи ответ:

         а) в кино, б) в цирк, в) в магазин. г) в театр  

2.В каком месяце будет проходить спектакль? Вставь пропущенное слово

Премьера спектакля состоится______________

3. Для какой категории посетителей будет показан спектакль? Укажи.

а) взрослых

б) детей

в) взрослых и детей

                                                       Математика.

1. Успеете ли вы пойти на спортивную секцию к 14.00, если у Вас куплен билет в театр? Выберите ответ и объясните почему.

1)да ......................................................................................................................

2)нет...............................................................................................................

2. Если 8 июля - это среда, то в какой из дней недели будут показывать спектакль?

Запиши.........................................................

3. Выбери и запиши из афиши все четные числа .....................................

Русский язык.

  1. Выпишите из афиши все имена собственные.......................................................

  1. Какие имена героев спектакля перечислены в афише? Обведи правильный ответ.

а)Малыш

б) Астрид Линдгрен

в)Карлсон

г) Фрекен Бок

  1. Выпишите из афиши слова, в которых все согласные звуки твердые.....................................................................................................

Работа с текстом на литературном чтении.

Внимательно прочитай текст.

   Жили-были старик со старухой. У них было три дочери. Две нарядницы, затейницы, а третья тихоня да скромница.

У старших дочерей сарафаны пёстрые, каблуки точёные, бусы золочёные. А у Машеньки сарафан тёмненький да глазки светленькие. Вся краса у Маши — русая коса, до земли падает, цветы задевает.

Старшие сестры белоручки, ленивицы, а Машенька с утра до вечера всё с работой, и дома, и в поле, и в огороде. И грядки полет, и лучину колет, коровушек доит, курочек кормит. Кто что спросит — всё Маша приносит, никому поперёк не молвит ни слова, всё делать готова.

Старшие сестры ею помыкают, за себя работать заставляют. А Маша молчит.

(Отрывок из сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»)

1. Отметь, к какому жанру относится данный отрывок.

а)        рассказ

б)        басня

в)        сказка

2. Запиши, как ты понял значение слова «белоручка» из текста.     ________________________________________________________________

3. Выпиши из отрывка слова — названия действий, которые выполняла Машенька.         

4. Найди в тексте слово, которое имеет два значения, объясни их ниже.

______________________________________________________________

_____________________________________________________________

 5. Выпиши из абзаца 2 два слова, в которых звуков больше, чем букв.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

6. Найди в толковом словаре значение слова «лучина». Запиши.__________________________________________________________

Признаки

Сестрицы

Машенька

Внешность сестёр

Характер сестёр

8. Укажи, к какому типу сказки относится данный отрывок.

а) волшебная

б)        бытовая

в) о животных

Внимательно прочитай текст.

КАРТОФЕЛЬ.

Многие видели, как растёт картофель, какие у него стебли, цветки и клубни. Кто-то из вас помогал ухаживать за растением, осенью собирал вместе с родителями урожай картофеля. Но мало кто знает, что картофель в Европе и в России выращивают совсем недавно — около 300 лет. Родом картофель из Южной Америки. Когда моряки — путешественники привезли картофель в Европу, люди не знали, что с ним делать.

Сначала они выращивали его для красоты на клумбах и в цветниках. Цветки у картофеля некрупные, но красивые: белые, розовые, голубые. Из цветов делали букеты, а дамы украшали ими свои платья и причёски.

Некоторые попробовали есть мелкие зелёные плоды, похожие на помидоры, которые появляются на кустах после цветения, но они оказались ядовитыми. Сырые клубни, которые выкапывали из земли, тоже были невкусными.

Прошло ещё сто лет, прежде чем люди научились варить, печь и жарить картофель. Сейчас картофель выращивают во всём мире, и люди всех стран готовят из него вкусные национальные блюда. А ещё из картофеля получают патоку* и крахмал. Из крахмала делают торты и кисели, а из патоки — пряники и конфеты.

(Т. Д. Нуждина. Энциклопедия для малышей «Чудо — Всюду»)

* Патока — густое сладкое вещество, получаемое из крахмала. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка)

1. Запиши название континента — родины картофеля.__________________

2.Напиши, сколько лет картофель выращивают в Европе. _________

3.Подчеркни в тексте описание цветов картофеля.


4. Выпиши из текста сведения о том, как раньше использовали картофель.

_________________________________________________________________

5. Подумай и запиши, в каком виде картофель можно употреблять в пищу.

_____________________________________________________________

6. Выпиши из текста сведения о том, что получают из картофеля.

_______________________________________________________________

7.Что такое патока?__________________________________________________

8. Саша утверждает, что  употреблять в пищу   зеленые плоды

картофеля можно. Согласен ли ты с ним? Объясни, почему.________

__________________

 _______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматирваются  вопросы:1. Читательская грамотность как планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.2. Формирование читательской грамотности младших...

Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира

Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....

Формирование читательской грамотности на уроке окружающего мира.

Использование приемов, которые помогают формировать читательскую грамотность на уроке окружающего мира....

Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира 2 класс, программа Занкова.

Материал содержит вопросы по текстам из учебника "Окружающий мир" 2 класс, программа Л.В. Занкова....

Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира

Читательская грамотность на уроках окружающего мира...

Методы и приёмы работы с младшими школьниками по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира

Читательская грамотность формируется не только на уроках чтения, но и  на уроках окружающего мира. Окружающий мир – это предмет, на котором ученики получают информацию, в основном сталкивая...

Читательская грамотность на уроке окружающего мира в 4 классе

Предметный результат : умение соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России и своей малой Родины....