Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Корепанова Елена Анатольевна

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 1 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской  программы «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru._1_klass.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 1 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской  программы «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на один год обучения в 1 классе. Занятия проводятся 1 час в неделю, что соответствует 33 часа в год.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Предметные результаты

изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе.

Учащиеся должны знать:

-  солнце, его форма; луна и звезды;

-  камни и их разнообразие;

-  дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;

-  части растений;

-  животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

-  признаки живой и неживой природы;

-  основные сведения о своей стране,  (селе), городе; планете;

-  виды транспорта; правила безопасного поведения  в быту и на улице, в воде;

-  разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,       

-  правила безопасного обращения с электроприборами;

-  свойства снега и льда;   

-  признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;

-  правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;

-  как охранять окружающую среду от загрязнения;

-  времена    года, растения и животные ближайшего природного окружения; - правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки; 

-  различные виды профессий;

-  связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их  особенностями;

-  правила поведения на природе;

-  разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;

-  правила личной гигиены;

-  значение сна в жизни человека;

-  назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;

-  о роли космоса в жизни человека;

-  о роли экологии в жизни людей;

Учащиеся должны уметь:

-  различать объекты живой и неживой природы;

 -  различать изученные группы растений и животных (по нескольку  представителей     каждой группы); 

-  вести наблюдения в природе под руководством  учителя;

 -  объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;    

-  различать водоемы; части реки;

-  выполнять  правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;

-  различать время и времена года; изученные растения и животные;

-  применять правила дорожного движения; различать  основные дорожные знаки; и различать виды профессий;

- объяснять причину возникновения дождя и ветра;

-  различать цвета радуги, звук и свет;                          

-  различать изученные группы растений и животных;

-  различать  изученные виды транспорта;

-  выполнять правила личной гигиены;

-  соблюдать правила поведения в природе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание  курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 класс (33 ч)

Введение.

Введение. Задавайте вопросы!

1 ч

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке.

Что и кто?

10 ч

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России?

Что мы знаем о Москве?

Проект «Моя малая Родина».

Что у нас над головой? Что у нас под ногами?

Что общего у разных растений? Практическая работа "Определение частей растений". Что растёт на подоконнике?

Что растет на клумбе.

Что это за листья?

Что такое хвоинки?

Кто такие насекомые?

Кто такие рыбы?

Кто такие птицы?

Кто такие звери?

Что окружает нас дома?

Что умеет компьютер?

Что вокруг нас может быть опасным?

На что похожа наша планета? Проверим себя.


1



1


1



1


1

1



1

1

1

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока

работать в паре: рассказывать (по фотографиям  личным впечатлениям) на тему урока

обсуждать

работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

— работать в паре: моделировать форму созвездий;

работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями

Выполнять тестовые задания учебника.

Как, откуда и куда?

6 ч

Как живет семья?

Проект «Моя семья».

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Откуда в наш дом приходит электричество?

Как путешествует письмо? Куда текут реки? Практическая работа. Приготовление «морской» воды.

Откуда берутся снег и лед?

Как живут растения? Практическая работа "Приемы ухода за комнатными растениями".

Как живут животные?

Как зимой помочь птицам?

Откуда берется и куда девается мусор?

Откуда в снежках грязь?

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

1

1



1



1



1


1


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

оценивать свои достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

запомнить правила подкормки птиц;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Где и когда?

6 ч

Когда учиться интересно?

Проект «Мой класс и моя школа».

Когда придет суббота? Когда наступит лето?

Где живут белые медведи? Практическая работа "Определение на глобусе Северного Ледовитого океана,  Антарктиды и экватора". Где живут слоны?

Где зимуют птицы?

Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?

Когда мы станем взрослыми?

Проверим и оценим свои знания.

1

1

1

1

1

1

фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

— коллективно составлять рассказ о школе и классе;

презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;

работать в паре

называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

анализировать схему смены времён года и

месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;

называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;

работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;

осуществлять самоконтроль;

рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

приводить примеры

животных холодных районов;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Почему и зачем?

10 ч

Почему Солнце светит днем, а солнце ночью?

Почему Луна бывает разной?

Почему идет дождь и дует ветер?

Почему звенит звонок?

Почему радуга разноцветная?

Почему мы любим кошек и собак?

Проект «Мои домашние животные».

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Зачем мы спим ночью?

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Зачем нам телефон и телевизор?

Зачем нужны автомобили?

Зачем нужны поезда?

Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты?

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

Зачем люди осваивают космос?

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Проверочная работа.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

обсуждать, почему и как следует беречь уши;

высказывать предположения о причине возникновения эха

сочинят

описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;

описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за

кошкой и собакой и их назначением;

участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;

рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои.

        

Тематическое планирование

Окружающий мир

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

33

 

 

 

 

 

 

Учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков

№ п/п

Дата

Номер урока в разделе

Тема

Тип урока

Знания

Умения

Введение.

1

1 неделя 02.09.2013-06.09.2013

1

Введение. Задавайте вопросы!

Вводный

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе).

Уметь использовать приобретённые знания и умения для выполнения изученных правил безопасного поведения; задавать вопросы об окружающем мире.

Раздел 1. Что и кто? Часов: 10

2

2 неделя 09.09.2013-13.09.2013

1

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России?

Введение новых знаний

Знать объекты живой и неживой природы, правила поведения в окружающем мире.

Уметь разделять объекты живой и неживой природы и изделия; определять, какие народы населяют нашу страну.

3

3 неделя 16.09.2013-20.09.2013

2

Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая Родина».

Практическая работа

Знать понятия "столица", "достопримечательности".

Уметь узнавать достопримечательности столицы; извлекать из учебника нужную информацию о Москве; составлять устный рассказ, находить соответствующую тематике информацию и фотоматериал художественно-творческой деятельности.

4

4 неделя 23.09.2013-27.09.2013

3

Что у нас над головой? Что у нас под ногами?

Введение новых знаний

Знать понятия "созвездие", "светило", "территория", "окрестность".

Уметь моделировать форму солнца и форму созвездий; группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; различать гранит, кремний известняк.

5

5 неделя 30.09.2013-04.10.2013

4

Что общего у разных растений?

Практическая работа "Определение частей растений". 

Что растёт на подоконнике?

Практическая работа

Знать части растений, комнатные растения и как за ними ухаживать.

Уметь находить у растений их части, показывать и называть их; определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.

6

6 неделя 07.10.2013-11.10.2013

5

Что растет на клумбе.
Что это за листья?
Что такое хвоинки?

Введение новых знаний

Знать, что такое клумба, цветник, листовая пластина, черешок, хвоя.

Уметь наблюдать за растениями клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; сравнивать и группировать листья по различным признакам; различать лиственные и хвойные деревья.

7

7 неделя 14.10.2013-18.10.2013

6

Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?

Введение новых знаний

Знать понятия "насекомые", "водные животные", "речные и морские рыбы", "среда обитания".

Уметь сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.

8

8 неделя 21.10.2013-25.10.2013

7

Кто такие птицы?
Кто такие звери?

Введение новых знаний

Знать части тела птицы и животных; понятия "перелетные птицы", "нелетающие птицы", "среда обитания"; жилища животных.

Уметь узнавать птиц на рисунке; устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

9

9 неделя 28.10.2013-01.11.2013

8

Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?

Введение новых знаний

Знать основные правила обращения с газом, электричеством, водой; правила поведения в экстремальных ситуациях.

Уметь организовать свою домашнюю работу.

10

10 неделя 11.11.2013-15.11.2013

9

Что вокруг нас может быть опасным?

Комбинированный

Знать номера телефонов экстренной службы; правила поведения в экстремальных ситуациях; правила дорожного движения.

Уметь правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; определять сигналы светофора; пользоваться правилами перехода через улицу.

11

11 неделя 18.11.2013-22.11.2013

10

На что похожа наша планета? Проверочная работа.

Контроль

Знать понятия "солнечная система", "планеты", "глобус", "модель", "моря", "океаны", "материки", "суша", "день", "ночь".

Уметь использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли.

Раздел 2. Как, откуда и куда? Часов: 6

12

12 неделя 25.11.2013-29.11.2013

1

Как живет семья?
Проект «Моя семья».

Практическая работа

Знать свои обязанности в семье.

Уметь рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи.

13

13 неделя 02.12.2013-06.12.2013

2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?

Введение новых знаний

Знать путь воды из источника до крана в квартире, из канализации до водоёма; способы очистки загрязненной воды; правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; понятия "природные источники", "электричество".

Уметь прослеживать по рисунку-схеме путь воды, уметь очищать воду с помощью фильтра; отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество.

14

14 неделя 09.12.2013-13.12.2013

3

Как путешествует письмо? Куда текут реки? Практическая работа "Приготовление «морской» воды".
Откуда берутся снег и лед?

Практическая работа

Знать этапы путешествия письма; что реки начинаются с родника, соединяются с другими реками и впадают в моря, названия больших рек, речной и морской транспорт, понятие "гидроэлектростанция"; что снег и лёд - это состояния воды, знать свойства снега и льда.

Уметь правильно подписывать конверт; отличать реку от моря, речную воду от морской; отличать снег ото льда по их свойствам.

15

15 неделя 16.12.2013-20.12.2013

4

Как живут растения? Практическая работа "Приемы ухода за комнатными растениями".
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?

Практическая работа

Знать общие условия, необходимые для жизни растений; правила ухода за комнатными растениями; знать условия жизни животных; наиболее распространенных зимующих птиц.

Уметь грамотно строить свои высказывания; правильно называть детёнышей животных; определять среду обитания животного по его внешнему виду; научатся делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц.

16

16 неделя 23.12.2013-27.12.2013

5

Откуда берется и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?

Комбинированный

Знать, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям; что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю; что людям необходимо защищать ее от загрязнений.

Уметь сортировать мусор из разного материала; соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе.

17

17 неделя 13.01.2014-17.01.2014

6

Проверочная работа по разделу «Как, откуда и куда?»

Контроль

Знать изученные термины и понятия.

Уметь перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.); уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов.

Раздел 3. Где и когда? Часов: 6

18

18 неделя 20.01.2014-24.01.2014

1

Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа».

Практическая работа

Знать о школе и своем классе; знать и использовать основные правила поведения в школе.

Уметь ориентироваться в школьном здании; фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.
— коллективно
составлять рассказ о школе и классе;
презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);
оформлять фотовыставку;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

19

19 неделя 27.01.2014-31.01.2014

2

Когда придет суббота? Когда наступит лето?

Введение новых знаний

Знать, что такое настоящее, прошлое и будущее; знать по порядку все дни недели;  в какой последовательности сменяются времена года.

Уметь определять, какой день недели был вчера и какой будет завтра; узнавать время года по характерным признакам.

20

20 неделя 03.02.2014-07.02.2014

3

Где живут белые медведи? Практическая работа "Определение на глобусе Северного Ледовитого океана,  Антарктиды и экватора". Где живут слоны?

Практическая работа

Знать, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида, а также районы, где круглый год жарко.

Уметь находить их на глобусе Северный Ледовитый океан, Антарктиду, экватор и приводить примеры животных этих районов.

21

21 неделя 10.02.2014-14.02.2014

4

Где зимуют птицы?

Введение новых знаний

Знать, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края.

Уметь приводить примеры птиц каждой группы; бережно относится к животному миру.

22

22 неделя 24.02.2014-28.02.2014

5

Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?

Введение новых знаний

Знать, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда; что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипедах по улицам и дорогам; знать дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено».

Уметь подбирать одежду по размеру; называть и показывать части велосипеда.

23

23 неделя 03.03.2014-07.03.2014

6

Когда мы станем взрослыми?
Проверочная работа.

Контроль

Знать, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек выбирает для себя дело в жизни, профессию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окружающего мира.

Уметь определять профессию человека по внешним признакам (одежда, головной убор и т. п.).

Раздел 4. Почему и зачем? Часов: 10

24

24 неделя 10.03.2014-14.03.2014

1

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
Почему Луна бывает разной?

Введение новых знаний

Знать, что звезды - огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце -ближайшая к Земле звезда; знать, что Луна - естественный спутник Земли; что она имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью; что на ней нет воздуха и поэтому не могут жить люди.

Уметь моделировать форму, цвет и сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус); анализировать схемы движения Луны вокруг Земли; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

25

25 неделя 17.03.2014-21.03.2014

2

Почему идет дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?

Введение новых знаний

Знать причины возникновения дождя и ветра; знать, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей.

Уметь различать виды дождя и ветра; выбирать одежду по погоде;  использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.

26

26 неделя 31.03.2014-04.04.2014

3

Почему радуга разноцветная?

Введение новых знаний

Знать, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются; знать цвета радуги.

Уметь называть цвета радуги; отображать последовательность цветов радуги.

27

27 неделя 07.04.2014-11.04.2014

4

Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние животные».

Практическая работа

Знать условия жизни кошки и собаки, основные правилами содержания этих животных; знать правила безопасности при общении с чужими домашними животными.

Уметь описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.

28

28 неделя 14.04.2014-18.04.2014

5

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Введение новых знаний

Знать представителей сообщества «луг»; правила поведения на природе.

Уметь узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; оценивать свое поведение в лесу.

29

29 неделя 21.04.2014-25.04.2014

6

Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Введение новых знаний

Знать, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов; что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья; знать правила сохранения и укрепления здоровья.

Уметь правильно вести себя перед сном; приводить примеры овощей и фруктов; правильно чистить зубы и мыть руки.

30

30 неделя 28.04.2014-02.05.2014

7

Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?

Введение новых знаний

Знать назначение телефона, телевизора, автомобилей и ремня безопасности.

Уметь различать по внешнего виду основные группы телефонов и телевизоров, основные группы автомобилей.

31

31 неделя 05.05.2014-09.05.2014

8

Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты?

Введение новых знаний

Знать различия (по назначению) между товарным поездом, электричкой, пассажирским поездом дальнего следования и поездом метро; знать  правила поведения вблизи железной дороги; знать основные группы судов; знать как устроен самолет.

Уметь соблюдать  правила поведения вблизи железной дороги; различать по внешнему виду основные группы судов; приводить примеры спасательных средств на корабле; объяснять, зачем строят корабли; уметь классифицировать самолеты по их назначению.

32

32 неделя 12.05.2014-16.05.2014

9

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

Введение новых знаний

Знать почему нужно соблюдать правила поведения в автомобиле, поезде, на корабле и в самолете.

Уметь соблюдать правила поведения в автомобиле, поезде, на корабле и в самолете.

33

33 неделя 19.05.2014-23.05.2014

10

Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверочная работа.

Контроль

Знать, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин; что космонавты летают в космос для проведения научных исследований; знать, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле; знать правила поведения на природе.

Уметь различать естественный и искусственные спутники Земли; работать в группе.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Практическая часть

Вид контроля

 

Введение

1

 

 

Регулятивные УУД:
- - Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Познавательные УУД:
- - Использовать общие приемы решения задач: правила ориентирования в УМК.
Коммуникативные УУД:
- - Ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю.

1

Что и кто?

10

Проект «Моя малая Родина».
Практическая работа "Определение частей растений".

Проверочная работа.

Регулятивные УУД:
- - Использовать речь для регуляции своего действия.
- - Соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.
Познавательные УУД:
- - Использовать  знаково-символические средства.
- - Подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
- - Развивать первоначальные умения практического исследования.
Коммуникативные УУД:
- - Формулировать собственное мнение и позицию.
- - Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- - Ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

2

Как, откуда и куда?

6

Проект «Моя семья».
Практическая работа "Приготовление «морской» воды".
Практическая работа "Приемы ухода за комнатными растениями".

Проверочная работа.

Регулятивные УУД:
- - Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
- - Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- - Ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков).
- - Рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные УУД:
- - Формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения.
- - Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
- - Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

3

Где и когда?

6

Проект «Мой класс и моя школа».
Практическая работа "Определение на глобусе Северного Ледовитого океана,  Антарктиды и экватора".

Проверочная работа.

Регулятивные УУД:
- - Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Познавательные УУД:
- - Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
- - Обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, в соответствии с темой урока.
- - Выполнять рефлексию способов и условий действий, искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).
Коммуникативные УУД:
- - Слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить монологическое высказывание.

4

Почему и зачем?

10

Проект «Мои домашние животные».

Проверочная работа.

Регулятивные УУД:
- - Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы).
- - Предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- - Использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.
Познавательные УУД:
- - Моделировать, т. е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (цвет, форма и размер); интерпретация информации.
- - Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять сбор информации из всех доступных источников.
- - Строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные УУД:
- - Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- - Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Проект

4

Практическая работа

4

Проверочная работа

4

Учебно – методическое обеспечение

  1. Печатные пособия.
  1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Плешаков, А. А, Окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы / А. А. Плешаков. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
  4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
  6. Плешаков, А. А. Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
  7. Плешаков, а. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2012.
  8. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России», 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М.: Просвещение, 2011.

  1. Информационно-коммуникативные средства.

Окружающий мир: Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD)

  1. Наглядные пособия.

Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова.

  1. Материально-техническое средство.

Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...