Рабочая программа по предмету окружающий мир УМК "Школа России" ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

ШИБАНОВА Юлия Геннадьевна

Рабочая программа     по окружающему миру разработана  на основе программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzhayushchiy_mir_1-4_kl_noo.docx86.84 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе среднего общего образования, утвержденной приказом от ________

№ ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 2 КЛАССА

Составитель рабочей программы:

учителя начальных классов

МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина»

Шибанова Юлия Геннадьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по        предмету        «Окружающий мир»        для 1-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе следующих

нормативно- правовых документов:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российкой Федерации от 06.10.2009 № 373;
  • приказом МО и НРФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и науки РФ от 6.10.2009 №373»
  • А. А. Плешаков Программа к курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. УМК «Школа России»: Просвещение
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина».
  • Учебного плана МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина».
  • Положение о рабочей программе педагога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1 им. А.С. Пушкина».
  • Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» г. Нижневартовска.
  • Обучение может осуществляться через дистанционные платформы Учи.ру, Яндекс. Учебник, Инфоурок.

Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение окружающего мира в начальной школе 540 часов. В 1 классе — 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки окружающего мира отводится по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Классы

1

2

3

4

Итого

Количество часов по программе

66

68

68

68

270

Планируемые результаты изучения предмета


Приложение №4

Кл асс

Предметные результаты

Метапредметные

результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит

возможность научиться

1

кла сс

Какие умения нужно сформировать:

  • приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, школьных традиций и праздников; профессий;
  • называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы, название

своего населенного пункта (городского, сельского), региона, страны;

  • различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы; овощи и фрукты;

части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные растения; лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

  • описывать на основе опорных слов наиболее распространенные в родном крае дикорастущие и культурные растения, лиственные и хвойные растения; деревья, кустарники, травы; основные группы

животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), выделять их наиболее

существенные признаки;

  • проводить, соблюдая правила

безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том

числе за сезонными изменениями в природе своей местности), опыты под руководством учителя и измерения (в том

числе вести счет времени);

- находить некоторые взаимосвязи в

окружающем

Регулятивные умения

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

У обучающегося будут сформированы: первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как

юного гражданина России, одновременно

мире;

- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе

осознающего свою принадлежность к

- объяснять

урока по просьбе учителя);

определённому этносу;

причины

- выделять из темы урока известные знания и умения;

умение использовать позитивную лексику,

возникновения

- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать

передающую положительные чувства в

дождя и ветра;

вначале, а что потом);

отношении своей Родины;

- мастерить

- планировать свои действия на отдельных этапах урока

первичное представление о ценностях

простейшие

(целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и

многонационального российского

кормушки и

пр. по усмотрению учителя);

общества (образ Родины как семьи разных

подкармливать

- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике

народов, образ Москвы как духовной

птиц;

или рабочей тетради;

ценности, важной для разных народов);

- раздельно

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей

ценностные представления о своей семье и

собирать мусор

деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

своей малой родине;

в быту;

фиксировать в конце урока -

первичные представления об изменении

- проводить

удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке

человека и окружающего мира с течением

опыты с водой,

(с помощью средств, предложенных учителем), позитивно

времени, овладение первоначальными

снегом и

относиться к своим успехам/неуспехам.

навыками адаптации в изменяющемся мире

льдом;

Познавательные умения

на основе представлений о развитии

- определять с

Обучающийся научится:

техники, в том числе электронной;

помощью

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые

представление о новой социальной роли

атласа-

в учебнике для передачи информации (условные обозначения,

ученика, правилах школьной жизни (быть

определителя

выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

готовым к уроку, бережно относиться к

растения и

- находить и выделять под руководством учителя необходимую

школьным принадлежностям – учебнику,

животных;

информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

рабочей тетради и др.);

- сравнивать

- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в

положительное отношение к школе и

реку и море;

словесной форме;

учебной деятельности;

- использовать

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл,

первичное представление о личной

глобус для

применять полученную информацию при выполнении заданий

ответственности за свои поступки через

знакомства с

учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;

бережное отношение к природе и

формой нашей

- анализировать объекты окружающего мира с выделением

окружающему миру в целом;

планеты;

отличительных признаков;

эстетические чувства, впечатления от

  • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • соблюдать правила безопасной работы в школе, на учебном месте школьника, в том числе безопасно

использовать ресурсы сети Интернет и электронные ресурсы школы;

  • соблюдать правила безопасного поведения пешехода, правила

безопасности передвижения на самокатах, роликовых коньках.

  • находить на глобусе холодные и жаркие

районы;

  • различать животных холодных и жарких

районов;

  • изготавливать модели

Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные умения

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит

собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

восприятия предметов и явлений окружающего мира;

этические чувства, эмоционально- нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с

природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами

безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения

гигиенических процедур;

бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

2

кла сс

Какие умения нужно сформировать:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
  • находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой регион и его главный город; океаны и материки на глобусе и карте; приводить примеры изученных традиций, обычаев и

праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; хозяйственных занятий жителей родного края, соотнося их с профессиями; народов, населяющих Россию;

–описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные

культурные объекты

(достопримечательности родного края, музейные экспонаты); хозяйственные занятия жителей родного края;

  • распознавать изученные объекты окружающего мира (в том числе деревья, кустарники, травы; дикорастущие и

культурные растения; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей, земноводных, пресмыкающихся; океаны и материки; созвездия, планеты) по их

описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

  • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные

природные объекты и явления, в том числе сезонные явления в разные времена года;

  • группировать изученные объекты живой и неживой природы по

предложенным признакам;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
  • приводить примеры изученных взаимосвязей в природе (в том числе

связанных с годовым ходом изменений в жизни растений и животных), примеры,

  • определять причины

смены на Земле дня и

ночи, смены времен года;

  • показывать на карте и глобусе основные

формы земной поверхности и водоемы;

  • различать водоросли, мхи,

папоротники, хвойные, цветковые растения;

  • различать животных

разных групп (насекомые, рыбы,

земноводные, пресмыкающие ся, птицы,

млекопитающи е)

  • использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
  • понимать различия между

источниками информации об окружающем

Регулятивные умения

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на

определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

фиксировать в конце урока

удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя

«Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные умения

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы- аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл,

фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

осуществлять синтез объектов при работе со схемами- аппликациями;

У обучающегося будут сформированы: более глубокое представление о

гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

представление о необходимости

бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России,

выступающей в форме национального языка, национальной одежды,

традиционных занятий и праздничных обычаев;

овладение первоначальными навыками

адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

познавательные мотивы учебной

деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы,

архитектурных сооружений и других

достопримечательностей Москвы, Санкт- Петербурга, других городов России и разных стран;

иллюстрирующие значение природы в жизни человека;

  • ориентироваться на местности по

местным природным признакам, Солнцу, компасу;

  • проводить, соблюдая правила

безопасного труда, несложные наблюдения и опыты, измерения с природными объектами;

  • приводить примеры правил охраны природы, растений и животных, внесенных в Красную книгу России, заповедников, природных парков;
  • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе (в том числе о заповедниках и природных парках России, охране природы);
  • создавать по заданному плану

собственные развернутые высказывания о природе и обществе;

  • безопасно использовать мессенджеры сети Интернет и безопасно осуществлять

коммуникацию в социальных группах и

сообществах школы, использовать ресурсы электронного дневника;

  • соблюдать правила безопасного поведения в школе (маршрут до школы,

правила поведения на занятиях, переменах, приемах пищи и на пришкольной территории);

  • соблюдать правила безопасного поведения пассажира общественного транспорта (ожидание на остановке,

посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на

общественном транспорте).

мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;

- оценивать характер

взаимоотношен ий людей в

классном, школьном

коллективах.

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при

выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные умения

Обучающийся научится:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит

собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

этические чувства и нормы на основе

представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей

родословной, осознания ценностей

дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики; способность к сотрудничеству со

взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении

совместных заданий, в том числе учебных проектов;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах

безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных

производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

3

кла сс

Какие умения нужно сформировать:

  • различать расходы и доходы бюджета семьи;
  • показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
  • приводить примеры памятников природы и культуры России,

достопримечательностей родного края и административных центров субъекта РФ; народов мира; памятников культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся;

  • распознавать изученные объекты природы (в том числе почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые; тела и вещества; твердые тела, жидкости и газы; воздух; грибы; природные

сообщества (лес, луг, пруд); отдельные органы и системы органов человека) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить

простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков;

  • использовать знания о взаимосвязях в природе (в том числе о круговороте воды в природе, размножении и развитии

растений и животных; особенностях питания и дыхания растений и животных; цепях питания), связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе выявлять экологические связи в природных

сообществах) и ставить опыты по исследованию природных объектов и

  • толковать смысл эмблемы

Всемирного наследия;

  • составлять список

Всемирных духовных

сокровищ как общечеловечес ких ценностей, свободно разделяемых

людьми разных национальност ей и

конфессий;

  • понимать различия между

источниками информации об окружающем

мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;

  • оценивать характер

взаимоотношен ий людей в

классном, школьном коллективах.

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

планировать свои действия в течение урока; фиксировать в конце урока

удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя

«Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для

передачи информации;

выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл,

фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков; классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по различным признакам;

осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания,

схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

У обучающегося будут сформированы: овладение основами гражданской

идентичности личности в форме осознания

«Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру; проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

формирование гуманистических и

демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-

культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение

взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и

человеком, между разными странами и народами;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на

основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

формирование начальных навыков

адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной

среде;

внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца

ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные,

социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и

социуме;

осознание личностной ответственности за

явлений, используя простейшее

лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

  • использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы (в том

числе о способах изучения природы, мерах охраны почвы, воздуха, воды, гигиене

человека);

  • создавать по заданному плану

собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе,

сопровождая выступление иллюстрациями;

  • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения

дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых

подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности);

  • соблюдать правила безопасного поведения пешехода, пассажира наземного транспорта и метро;
  • соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их

характерным признакам.

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при

выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит

собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью

взрослых;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью

окружающих, к объектам природы и культуры;

эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными

сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;

этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире

человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании

личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к

окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому

мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах

органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил

экологической безопасности в повседневной жизни;

мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к

материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

4

кла сс

Какие умения нужно сформировать:

  • рассказывать о государственных праздниках России, изученных наиболее важных событиях основных периодов истории России, наиболее известных

российских исторических деятелях разных периодов истории и знаменитых

современниках, достопримечательностях столицы России и родного края; наиболее значимых объектах Всемирного

культурного и природного наследия в России и за рубежом; полномочиях Президента РФ;

  • знать основные права и обязанности гражданина РФ;
  • показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию

России); на политической карте – субъекты РФ и города России; на исторической карте

  • места изученных исторических событий;
  • находить место изученных событий на

«ленте времени», соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;

  • распознавать изученные объекты и

явления живой и неживой природы (в том числе формы земной поверхности, равнины и горы России, крупнейшие реки и озера России; моря, омывающие ее

берега, океаны; природные зоны России; материки; Солнце и планеты Солнечной системы) по их описанию, рисункам и

фотографиям, различать их в окружающем мире;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и

своего региона;

  • осознавать свою

неразрывную связь с разнообразны ми

окружающими социальными группами;

-

ориентировать ся в

важнейших для страны и личности

событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым

чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его

созидательной деятельности на благо

семьи, в интересах образовательн

ой

Регулятивные умения

Обучающийся научится:

понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока;

ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

планировать свои действия;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце

действия, так и по ходу его реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; контролировать и корректировать свои действия в учебном

сотрудничестве;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные умения

Обучающийся научится:

понимать, толковать и организовывать свою деятельность в

соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения

учебных заданий;

выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных); использовать знаково-символические средства, в том числе

модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл,

фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

У обучающегося будут сформированы: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за

сохранение её природного и культурного наследия;

умение осознанно использовать обществоведческую лексику для

выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны,

вкладом соотечественников в её развитие; осознание своей этнической

принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

понимание себя наследником ценностей многонационального российского

общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий

«Всемирное природное наследие» и

«Всемирное культурное наследие»*; целостный, социально ориентированный

взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки

зрения астронома, географа, историка, эколога;

уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и

представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

начальные навыки адаптации в динамично

  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно

выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков или известных характерных свойств;
  • использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времен

года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе выявлять экологические связи в природных зонах) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя

инструкциям и правилам безопасного труда;

  • использовать различные источники для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
  • создавать по заданному плану

собственные развернутые высказывания о природе и обществе;

  • различать полезные и вредные привычки, приводить их примеры, осознавать

возможные последствия вредных привычек;

  • осуществлять безопасный поиск

образовательных ресурсов и достоверной информации в сети Интернет (поиск и опознавание государственных

образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов);

  • соблюдать правила безопасного

поведения при планировании маршрутов и использовании объектов транспортной инфраструктуры населенного пункта, в

организации, социума, этноса,

страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно

установленные договоренност и и правила, в том числе правила

общения со взрослыми и сверстниками

в официальной обстановке;

участвовать в коллективной коммуникатив ной

деятельности в информационн ой

образовательн ой среде;

  • определять общую цель в совместной

деятельности и пути ее

достижения; договариватьс я о

распределении функций и ролей;

осуществлять взаимный

контроль в совместной

осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять творческие способности при выполнении рисунков,

схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

ориентироваться на разнообразие способов решения

познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные умения

Обучающийся научится:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и

активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит

собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

аргументировать свою позицию;

понимать различные позиции других людей, отличные от

собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и

изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;

осознанная готовность к выполнению

социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами

школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки,

сохранность объектов природы, будущее России*;

эстетические потребности, ценности и

чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры

страны и родного края в различные периоды истории;

этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих

соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умение не создавать

конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении

учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к

материальным и духовным ценностям на

театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха;

– соблюдать правила безопасного

поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства

защиты велосипедиста).

деятельности; адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих.

позиций всех его участников;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

основе знакомства с природным и

культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание

материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Содержание учебного предмета

Класс

Краткое содержание

1

класс (2 часа

в неделю, 66 часов)

Введение (9 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома. Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (18 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) - часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (9 ч) Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (17 ч)

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

2 класс (2 часа в

неделю, 68 часов)

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли. Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

Заключение (1ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

Где мы живем (2 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (21 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды От загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов

красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас- тений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представите-

лями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого

уголка.

Жизнь города и села (12 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части

экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села). Здоровье и безопасность (10 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво- охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про- тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение (5 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия (17 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

3 класс (2 часа в

неделю, 68 часов)

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие дос- топримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Заключение ( 1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на

растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир.

Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы- разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к

распространению ветром, животными; распознавание при родных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (8 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (9 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных

местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

4 класс (2 часа в

неделю, 68 часов)

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро- энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными рас- тениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами. Путешествие по городам и странам (13 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча- тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж- Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты.

Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана

окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с

природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край - часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во- доемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со- обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с по- мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определе- ние их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа- определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем

рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание

человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII- XV вв.

Наше Отечество в XVI - XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945 - 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Приложение №5

Тематическое планирование ФГОС НОО, ФГОС ООО

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел (ч.)

Класс (ч.)

1

2

3

4

1.Человек и природа

Природа

18

21

19

10

2.Человек и общество

Где мы живём?

4

4

7

10

Как, откуда и куда?

12

10

Где и когда? Почему и зачем?

30

Путешествия

17

13

Мы и наше здоровье

7

8

Родной край – часть большой страны

12

14

Страницы истории

25

Современная Россия

9

3.Правила безопасной жизни

Наша безопасность

2

9

9

Всего

66

68

68

68

Программой предусмотрено проведение:

Тест

Проверочные

работы

Проекты

1 класс

2 класс

6

5

2

3 класс

6

5

4

4 класс

6

5

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмет окружающий мир, 4 класс, авторы курса Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков

Планирование уроков окружающего мира, 4 класс, авторы учебника Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа предмета «Окружающий мир » для 2 класса

Рабочая программа  предмета «Окружающий мир » для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная шко...

Рабочая программа Предмет «Окружающий мир» для начального общего образования

Окружающий мир. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания л...

Рабочая программа предмета "Окружающий мир"

Рабочая программа предмета "Окружающий мир", 4 класс. УМК "Школа России"...

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Рабочая  программа  предмета  «Окружающий  мир»  для  1  класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...