Интегрированный урок в 1 классе по ознакомлению с окружающим миром и технологии "Съедобные и несъедобные грибы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Горбовская Татьяна Демьяновна

Интегрированный урок в 1 классе по ознакомлению с окружающим миром и технологии "Съедобные и несъедобные грибы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_trudovogo_obucheniya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром и технологии

«Съедобные и несъедобные грибы.

Работа с бумагой»

Учитель МОУ СОШ №2 г. Задонска

Горбовская Татьяна Демьяновна

Цели: 

учить учащихся работать по плану; развивать мышление, внимание, умения и навыки при работе с бумагой и клеем; развивать мелкую моторику пальцев, расширять кругозор, словарный запас; воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, любовь к природе и бережное отношение к ней; побуждать к творчеству и конструированию; расширить знания учащихся о грибах: съедобных и несъедобных.

Зрительный ряд:

1) таблица «Съедобные и несъедобные грибы»,

2) выставка поделок из салфеток,

3) грамзапись «Голоса птиц»,

4) устное народное творчество – загадки.

5) иллюстрация «Старичок-лесовичок»,

6) иллюстрация: «Строение гриба».

Раздаточный материал: шаблоны из картона, салфетки белого и красного цвета.

Инструменты: клей-карандаш, бумажные салфетки.

1. Орг. момент.

Учитель:

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Ученики:

1. В школе мы должны учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Работать старательно,

    Слушать внимательно.

2. Если хочешь отвечать,

    Руку не забудь поднять.

    Если спросят, надо встать,

    Чётко, громко отвечать.

3. В трудовом обучении

    Проявляй терпение.

    К тому умение придёт всегда,

    Кто в каждое дело вкладывает много труда.

    - Умелые руки, трудолюбивые руки не знают скуки. Будем и мы с вами трудиться, чтобы жить было интересно и полезно!

    - А в дорогу с собой мы возьмём мудрые советы и напутствия мастерового люда. Ребята, давайте прочитайте их с доски:

Дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

2. Упражнение на релаксацию.

   - А сейчас, закройте глазки и представьте, что мы пришли с вами в лес. Светит солнышко, жарко. По тропинке мы спешим спрятаться под лесной прохладой. Птицы поют (грамзапись «Голоса птиц»). Всюду грибы, ягоды. Обитатели леса сыты и приветливы. Белка прыгает с дерева на дерево, в кустах заяц притих, около пня ёж фырчит. А на пне сидит… Кто бы вы думали? Откройте глазки. (Дети открывают глаза.)

3. Работа над темой урока.

А) знакомство с экологическими знаками

- Это страж леса, Лесовичок!

- А значит, мы с вами отправляемся путешествовать в лес. Попасть туда могут только те, кто знает правила поведения в лесу.

- Подумайте и скажите,  что означает каждый из данных экологических знаков.

- не рви цветов,

- не ломай ветки деревьев,

- не разоряй птичьи гнёзда и не подходи к ним близко,

- не лови диких животных и не уноси их домой,

- не лови насекомых,

- не убивай лягушек,

- У леса есть душа. И эта душа может болеть. (Музыка.)

У леса есть глаза. Они могут плакать, а могут и улыбаться. И это зависит от нас, от людей. Помните, сохранить природу – значит, сохранить жизнь.

- Итак, пропуска готовы. Добро пожаловать в лесное царство. Лесовичок поведёт нас тайными лесными тропинками в удивительное царство: ни растений, ни животных, а …

- Отгадка находится в лукошке Лесовичка.

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте.

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло.

 (Гриб.)

(Учитель достаёт гриб из лукошка.)

- Итак, мы находимся в грибном царстве. Грибы – это настоящее чудо. Они не являются ни растениями, ни животными.

- Как называют людей собирающих грибы?

(Грибники.)

- Настоящему грибнику надо много знать.

- Кто из вас, когда-нибудь собирал грибы? Поднимите руки.

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(Опята, сыроежки, маслята, рыжики, волнушки…)

- Я вижу ребята, что вы знаете много грибов.

Б) отгадывание загадок о грибах

- Отгадайте, о каких грибах пойдёт речь в загадках.

1. Я белый, крупный, всех главней

    Полюбуйтесь красотой моей!

    Отрезайте меня с нежностью,

    Не губите зря поспешностью!

                       (Белый гриб.)

- Какое второе название у этого гриба?

                       (Боровик.)

2. Я в красной шапочке расту,

    Среди корней осиновых.

    Меня узнаешь за версту,

    Зовусь я …

                       (Подосиновик.)

                             

    3. Вдоль лесных дорожек

    Много белых ножек.

    В шляпках разноцветных,

    Издали заметных.

    Собирай, не мешкай

     Это …

                   (Сыроежки.)

4. Этот крепкий кабальеро

    Носит белое сомбреро,

    Под листвою и хвоёй,

    Скрыт от взора с головой.

    Но когда в азарт войдёшь,

    Целый выводок найдёшь.

                (Груздь.)

 5. Не спорю, не белый –

     Я, братцы, попроще…

     Расту я обычно

     В берёзовой роще.

            (Подберёзовик.)

6. Нет грибов дружней, чем эти

    Знают взрослые и дети,

    На пеньках растут в лесу,

    Как веснушки на носу.

                 (Опята.)

    7. Он меж зелени желтеет.

    Имя хитрое имеет.

    Хоть и не кусается,

    Страшно называется.

                 (Лисички.)

8. Не тигрёнок, не лисёнок,

    Круги, пластиночками тонок,

    С головы до самых ног

    Ярко-рыжий паренёк.

                 (Рыжик.)

     9. За семьёй семья в сосёнках,

    Малышата в клейких плёнках.

    Сжались в жёлтые комочки,

    Словно маленькие кочки.

               (Маслята.)

    10. Этот гриб смертельно страшен

          И не менее опасен.

          Бледен, чуть зеленоват

          И таит сильнейший яд.

               (Бледная поганка.)

         11.  Красная шапочка

            С белым горошком,

            В фартучке белом,

            Высокая ножка,

            Внешне весьма

            Привлекательный вид,

            Помните все:

            Этот гриб ядовит.

                      (Мухомор.)

- Вы хорошо справились с загадками, а теперь…

- Лесовичок открывает школу для молодых грибников. В школе можно узнать, как устроен гриб, где искать грибы, как правильно их собирать? Записываемся?

(Да.)

В) работа школы молодого грибника

 Урок 1:

«Строение гриба».

(Наглядность на доске.)

- Для начала Лесовичок хочет вам рассказать о строении грибов.

- Они состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибница находится под землёй. Это тонкие белые нити, которые тянутся от ножки во все стороны. Под шляпками образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.

 Урок 2:

Для чего нужны грибы животным леса?

- А вы знаете, что многие животные питаются грибами. Например, белки, глухари. Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами, например, лечатся лоси, сороки.

 Урок 3:

Где растут грибы?

- Наш Лесовичок в курсе, что опытные грибники знают, что грибы любят расти под «своими» деревьями. Там их и надо искать. Эти деревья и грибы помогают друг другу.

- А вы знаете, какие грибы под какими деревьями растут?

(Подосиновик растёт под осинами, подберёзовики под берёзами, лисички растут в смешанных лесах. Сыроежки в лесу растут всюду и встречаются чаще других. )

 Урок 4:

Как надо собирать грибы?

- Лесовичок хочет научить вас правильно собирать грибы.

- Вы можете подумать, что за премудрость собирать грибы?

Нашёл съедобный гриб, вытаскивай его побыстрей из земли и клади в корзину. Вы согласны?

(Нет.)

- Когда грибы только набирают сил, их нельзя выкручивать из земли, погибнет вся грибница. Тем более, если с малышом нет старших. Оставьте его расти. А когда подрастёт – приходите.

Для вас Лесовичок на нашем стенде даже приготовил памятку сборщику грибов.

Памятка сборщику грибов

  1. Не вырывайте гриб вместе с грибницей, лучше всего гриб аккуратно срезать или выкрутить из грибницы. Оставшуюся ямку присыпать листьями или хвоей.

  1. Не собирайте старые и червивые – в них может быть яд.

  1. Не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные.

- Существует более 200 видов съедобных грибов. Растут грибы очень быстро; в среднем живут 10 дней. Любят тёплую почву и большую влажность.

Г) задачи в стихах

    - В задачах в стихах часто употребляются грибы. И многие дети любят их решать. А вам хотелось бы решить несколько задач про грибы?

1. По дорожке Варя шла

Два белых гриба нашла,

Проходила по опушке –

Отыскала три волнушки.

Вот грибок! Ещё грибок!

Сколько всех я

Положила в кузовок?

                               (7)

2. Что подарил нам сосновый бор?

Двенадцать маслям и один мухомор.

                              (13)

Д) беседа о съедобных и несъедобных грибах

- Грибы растут группами, семейками. Их можно собрать несколько в одном месте.

- А как человек может использовать грибы?

(В пищу.)

- Все ли грибы можно использовать в пищу?

(Нет.)

- Почему?

(Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)

- Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.

- Ребята, назовите несъедобные или ядовитые грибы и покажите их на нашей полянке.

(Мухомор, бледная поганка.)

Сбор грибов.

- Лесовичок приглашает нас в лес за грибами.

(Картинка с изображением леса и грибов, корзинка.)

Е) игра «Собери грибы».

- Вам нужно с лесной полянки собрать только съедобные грибы. Но не забудьте, что несъедобные и ядовитые грибы нельзя без дела срывать и бросать, ведь они могут понадобиться лесным жителям.

1. Грибочек, грибок!

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

 Пучеглазый мухомор

Боком сел на косогор.

Нам не нужен мухомор,

Не пойдём на косогор!

2. Полосатые волнушки –

Точно рыжики с верхушки,

Только беленькие складки

У волнушки на подкладке.

3. А у рыжика и дно

Каждой складочкой красно.

Рядышком с иголками

Рыжики под ёлками.

4. А во мху, как на подушке,

Чьё-то беленькое ушко,

Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки,

Мы обходим стороной:

Нам не надо ни одной!

5. И за ним ещё штук пять-

Это грузди! Надо взять!

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке –

Подосиновиком звать.

6. Точно жёлтые цыплята,

Разбрелись в лесу маслята!

Снизу донышко под плёнкой,

Словно масло в коже тонкой.

7. Вот и гриб боровик!

И красив он, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка толстая, как пень!

8. Солнце стало ниже сосен,

Мы едва корзину носим,

В ней уже давным-давно

Преполным-полным полно!

Начала спадать жара,

Нам домой идти пора!

- А какие ещё грибы с нашей полянки вы возьмёте в лукошко?

(  сыроежки, подберёзовик, опята…   )

4. Физкультминутка.

- А сейчас в школе молодого грибника большая перемена.

Влез опёнок на пенёк,

Простоял один денёк.

На ветру качается,

Низко наклоняется

Шляпку к солнышку потянет.

Ещё выше гриб наш станет.

5. Работа с бумагой.

А) вступительная беседа:

- Сегодня на уроке мы выполним аппликацию из мятых салфеток гриба мухомора, который является ядовитым грибом.

Б) анализ и изготовление поделки

1. Показ и анализ образца.

- Обратите внимание, из каких деталей состоит образец.

Это: шаблон из картона и наклеенные на шляпку небольшие шарики из салфеток.

- Необходимо правильно подобрать цвет бумаги для аппликации. Для ножки и травы мы с вами воспользуемся картоном белого и зелёного цвета;  для шляпки нам понадобятся салфетки красного и белого цвета.

- Помните, что на рабочем месте должен быть порядок и нужно следить за осанкой во время выполнения работы.

Пальчиковая игра: «Мои пальчики».

- Перед выполнением работы давайте мы с вами проведём пальчиковую разминку.

- Сожмите пальцы в кулачок и вместе со мной выполняйте действия, сопровождая их словами: «Этот пальчик – дедушка (отжать большой пальчик), этот пальчик – бабушка (отжать указательный), этот пальчик – папочка (средний), этот пальчик – мамочка (безымянный), этот пальчик деточка (мизинец)».

- Вот вы и показали, что это ваши пальчики и они вас слушают.

2. Самостоятельная работа учащихся.

- А сейчас приступаем к самостоятельной работе.

Выставка работ учащихся.

- Закончилось наше путешествие в грибное царство. Мы прощаемся с Лесовичком.

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес,

Это чудо из чудес.

6.  Итог:

Говорю вам от души:

Результаты ваши хороши!

Многому вы научились,

Активно и дружно трудились.

Скорые вы и умелые,

Рукодельники отменные,

Каждый заслуживает оценки «пять»!

Молодцы, ребята, учитесь трудом побеждать!

- Я очень довольна вашими работами. Работы получились замечательными. И мы с ребятами уже заранее договорились, что эти поделки мы сегодня подарим нашим гостям.

7. Уборка рабочих мест.

Памятка сборщику грибов

  1. Не вырывайте гриб вместе с грибницей, лучше всего гриб аккуратно срезать или выкрутить из грибницы. Оставшуюся ямку присыпать листьями или хвоей.

  1. Не собирайте старые и червивые – в них может быть яд.

  1. Не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению и по окружающему миру.

Развивать художественно - образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры....

Урок-путешествие по окружающему миру.Тема : "Съедобные и несъедобные грибы."

Урок-путешествие проводится в 3 классе. Материал урока очень насыщенный и интересный. Дети попадают в сказочныйлес, где их встречает Хозяйка леса.Она и знакомит ребят со съедобными и несъедобными гриб...

Интегрированный урок по русскому языку, математике и окружающему миру

Интегрированный урок по темам "Правописание безударных гласных. Формирование вычислительных навыков. Природные зоны России" в 4 классе, закрепление изученных тем.УМК "школа России"...

Урок-экскурсия во 2 классе по ознакомлению с окружающим миром

Цель: 1) дать первоначальные сведения о природе, о природе родного края, познакомить детей с задачами экологии и ее значением...

Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края

Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...

Интегрированный урок-презентация по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе

Интегрированный урок-презентация по литературному чтению иокружающему миру  во 2 а  классе МБОУ «Суземская СОШ №1»Учитель: И.В.ФилатоваЦели: познакомить обучающихся с содержанием произведени...

Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!

Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...