Формирование системы ценностей и гражданской идентичности на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру на тему

Родионова Наталья Геннадьевна

В статье рассказывается о том, как осуществляется формирование гражданской идентичности на уроках окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование системы ценностей и гражданской идентичности

 на уроках окружающего мира

          Одной из задач, поставленных перед учителем начальных классов на современном этапе развития школы, является формирование основ гражданской идентичности личности. Термин «Гражданская идентичность личности» является довольно новым в практике школы. Психологи понимают его как «как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе».

          Формирование гражданской идентичности гражданина России, включает в себя:

  1. патриотическое воспитание граждан России;
  2. гражданское воспитание;
  3. воспитание национального самосознания;
  4. воспитание интереса к жизни, культуре и быту людей другой национальности, или  

            то, что раньше называлось воспитанием интернационализма.

          Процесс воспитания гражданской идентичности включает в себя следующие компоненты:  

  • когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
  • ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
  • эмоциональный (приятие или неприятие своей принадлежности);
  • деятельностный (поведенчески - гражданская активность)

          Формирование гражданской идентичности относят к личностным универсальным учебным действиям. При этом выдвигаются следующие требования к результатам данной работы:

Когнитивный компонент:

  • сформировать историко-географический образ России – представление о территории и границах России, её географических особенностях; знать основные исторические события развития государственности и общества, историю и географию края, его достижения  и культурные традиции;
  • иметь представление о социально-политическом устройстве России, ее государственной организации, знать государственную символику, государственные праздники;
  • знать основные права и обязанности гражданина, соответствующие возрастному статусу учащегося в обществе;
  • знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о народах и этнических группах России;
  • иметь представление об общекультурном наследии России;
  • знать основные моральные нормы; нормы и правила охранно-бережного отношения к природе, сохранения здоровья; правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностно-смысловой и эмоциональный компоненты предполагают:

  • воспитание чувства патриотизма;
  • эмоционально-положительное принятие этнической идентичности;
  • уважение других народов России, межэтническую толерантность;
  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим;
  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности своего здоровья и здоровья других людей;
  • следование моральным нормам.

Деятельностный компонент предполагает:

  • участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;
  • выполнение норм и требований школьной жизни, использование прав и выполнение обязанностей ученика;
  • выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • участие в общественной жизни, ориентирование в событиях, происходящих в стране и мире; посещение театров, музеев, библиотек; следование здоровому образу жизни.

          Очевидно, что воспитательный потенциал курса «Окружающий мир» очень велик. Он подробно раскрыт и в Примерных программах начального общего образования, входящих в комплект документов ФГОС II поколения. В пояснительной записке к программе по окружающему миру подчеркивается, что в рамках данного предмета «благодаря интеграции естественно - научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России»  Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

          Какие же характеристики деятельности обучающихся, направленные на формирование УУД, предлагает программа для проведения работы по знакомству с родной природой и воспитанию любви к ней. Перечислим некоторые из них:

  • Исследовать связи жизнедеятельности объектов.
  • Проводить групповые наблюдения.
  • Характеризовать особенности.
  • Анализировать примеры.
  • Обсуждать в группах и объяснять.
  • Описывать внешний вид, характерные особенности.
  • Извлекать информацию из учебника и дополнительных источников знаний
  • Моделировать и оценивать.
  • Готовить небольшие сообщения.
  • Обмениваться сведениями.

          Большинство сведений, подлежащих изучению, вводится индуктивным путем, через наблюдение, сопоставление фотографий, выполнение заданий, а сами сведения даются  как вывод, результат размышления обучающихся. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют развитию их мышления и речи.

         Деятельностный компонент учебника поддерживается и дополняется заданиями рабочей тетради. Рабочая тетрадь предназначена для отработки и закрепления тех знаний, которые дети получают на уроках.  Предпочтение отдается активным методам работы детей. Много внимания уделяется развитию логического мышления. Дети учатся классифицировать, группировать, исключать лишнее, различать по внешним признакам.

Вводятся посильные детям проектно-исследовательские работы.

          В соответствии с требованиями ФГОС, в части личностного развития младших школьников, много внимания уделяется в заданиях рабочей тетради развитию творческих способностей учащихся. Буквально на каждом уроке даются задания: раскрась, нарисуй, придумай, расскажи. И даже если даются задания репродуктивного характера (опознать растение или животное по рисунку), то обязательно добавляется творческое задание.

         

Другая группа вопросов требует выработки формулирования и высказывания оценочных суждений. На каждом занятии (включая и домашнее задание) предлагаются разнообразные заданий для закрепления теоретического материала и выработки компетенций, в том числе и по охране природы.

Но наиболее интересными (как свидетельства современного подхода к исследовательской деятельности школьников) являются задания к проектам, в которых учащимся предлагается собрать информацию из разных источников и написать рассказ о каких-либо компонентах природы. Подобные многоцелевые проекты не только способствуют личностному развитию детей, но и воспитывают любовь к окружающей детей природе своего уголка земли. А это, является важным элементом патриотического воспитания.

          Региональный компонент – очень важная составляющая изучения окружающего мира, так как материал учебника ориентирован на изучение сезонных явлений средней России, а дети, изучающие по учебнику окружающий мир, живут по всей России, поэтому учителю очень важно согласовать на своих уроках оба эти компонента. В связи с важностью решения этой задачи в разработках уроков рекомендациям по реализации регионального компонента уделено должное внимание, что соответствует требованиям ФГОС.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных навыков учащихся 1 класса на уроках окружающего мира

Особенности курса “Окружающий мир” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающем...

«Формирование мотивации к овладению экологическими знаниями на уроках Окружающего мира»

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.В разработке подняты вопросы по эк...

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за инфор...

Статья "Формирование УУД у обучающихся 1 классов на уроках окружающего мира"

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся 1-х классов на уроках окружающего мира  по образовательной  системе «Школа 2100».Сегодня мы идём к новому образовательному результат...

"Формирование интегративных качеств личности младших школьников на уроках окружающего мира"

выступление на районном семинаре учителей начальных классов и воспитателей ДОУ по проблемам преемственности...

Формирование гражданской позиции на уроках окружающего мира

Статья о том, какими заданиями мы формируем гражданственность и любовь к Родине на уроках окружающего мира....