Урок по краеведению (внеурочная деятельность) 1 класс "Ягоды нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме

Сапогина Светлана Юрьевна

Цели урока:

  • Сформировать знания о ягодах Югорского края.
  • Формировать понятие о значении ягод в жизни человека.
  • Развитие речи, коммуникативных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kraevedeniyu.docx28.22 КБ
Office presentation icon yagody_nashego_kraya.ppt2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по краеведению (внеурочная деятельность) 1 класс "Ягоды нашего края"

Составила: учитель начальных классов Сапогина С.Ю.

МАОУ «Средняя школа № 8» г. Когалым

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Учитель:  Сапогина Светлана Юрьевна

Класс:   1 - Г

Предмет: Краеведение «Край, в котором я живу» Внеурочная деятельность.

Тема урока: «Ягоды нашего края»

Цель урока:

  • Формировать знания о ягодах Югорского края.

Задачи урока:

  • Формировать понятие о значении ягод в жизни человека.
  • Знакомство с поэтами и писателями Югры.
  • Формировать коммуникативные УУД, развитие речи.

№ этапа

Этапы урока

Виды деятельности на уроке

Коммуникативные УУД

1

Актуализация опорных знаний.

1.Отгадайте загадку, куда сегодня мы отправимся?

2.Вводная беседа.

3.Послушайте стихотворение хантыйского поэта Микуля Шульгина (читает ученик)

Слушать и понимать речь других.

Формирование навыка выразительного чтения.

2

Знакомство с новым материалом (Ягоды нашего края)

1.Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик»

2.Составим слово по загадке (карточки с буквами и загадки)

3.Попробуйте на вкус ягодки.

4.Просмотр  презентации.

Формирование умения слушать и понимать речь других.

Участвовать в парной и групповой работе.

Оформлять свою мысль в устной речи.

3

Обобщение и закрепление полученных знаний.

1.Работа с тетрадью.

2.Задание повышенной трудности на дом.

Участвовать в парной и групповой работе.

Формирование умения находить информацию из разных источников.

4

Подведение итогов. Рефлексия.

Составь рассказ по плану.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Оформлять свою мысль в устной речи.

5

Дополнительное задание для читающих учащихся.

Еремей  Айпин.

Сказка «Клюковинка и травяная косичка»

Формирование навыков чтения.

Оформлять свою мысль в устной речи, используя пересказ текста.

Цели урока:

  • Сформировать знания о ягодах Югорского края.
  • Формировать понятие о значении ягод в жизни человека.
  • Развитие речи, коммуникативных УУД.

Общеобразовательные задачи курса краеведения " Мы дети природы":

  • Дать знания о природном богатстве края, быте, традициях коренных народов, хозяйственной деятельности.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Развивающие задачи:

  • Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру
  • Обогащать нравственно - эстетический и познавательный опыт ребёнка.

Формы и методы:

Наблюдения, демонстрация наглядных пособий, практическая работа, словесные методы: рассказ, беседа, объяснения.

Региональный компонент помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе РФ "Об образовании": воспитание гражданственности и любви к Родине; защита национальных, культурных и религиозных традиций.

Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.

Значение приобщения подрастающего поколения к жизненно важным ценностям своего народа никогда не потеряет актуальности. Уроки, включающие в себя региональный компонент, формируют у учащихся личную ответственность за сохранение природных богатств, их приумножение.

Цели урока:

  • Формирование знаний о ягодах Югорского края, значении ягод для человека.
  • Воспитание бережного отношения к ягодным полянам и кустарникам.

Оборудование к уроку: картинки с изображением ягод, карточки с названием ягод, замороженные образцы ягод, мультимедийная установка.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний:

- Отгадайте загадку, куда сегодня мы отправимся?

Весной веселит, 
Голосами птиц говорит. 
Летом холодит, комарами звенит. 
Осенью дарами одаряет, 
Грибами, ягодами угощает.
Зимой от вьюги защищает.
(лес)

 Вводная беседа:

- Богат наш Югорский край лесами и болотами. Красив лес в любое время года. Но сегодня мы постараемся вспомнить, какой бывает осень в нашем крае. Осень в нашем крае начинается уже с августа. В конце лета и осенью лес похож на праздничный город. Белоствольные берёзы нарядились в жёлтые и красные сарафанчики. Красавицы осины стали ярко - оранжевыми. Свой зелёный наряд не меняют только хвойные деревья. А на болотных кочках каждое утро, словно жемчужины, блестят на солнце капли росы. В календаре народов ханты это время называют порой жёлтых листьев или "осенины".

 - Многие поэты описывали красоту осени. Послушайте стихотворение хантыйского поэта Микуля Шульгина.

Читает  ученик:

Над лесом и над полями
Плывут облака несмело,
Словно костры, поляны
Красны от брусники спелой.
Здравствуй, щедрая осень, 
В рыжей шубке лисьей!
Стали студёными росы,
Стали багряными листья.

- Микуль Шульгин называет осень щедрой. Почему?

- Одно из богатств нашего края - ягоды.

2. Знакомство с новым материалом.

с ягодами, растущими в Югорском краю:

  Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик»

- Почему у девочки не получалось собрать ягоды? (она ленилась)

- Какие предметы ей помогали собирать ягоды? (дудочка и кувшинчик)

- А мы лениться не будем, и возьмем с собой только кувшинчик.

  Составим слово по загадке. (карточки с буквами и загадки)

- Прочитайте загадку и соберите слово – отгадку.

- Что у вас получилось? (читаем загадку и отгадку)

1. Листик с глянцем, 
Ягодки с румянцем,
А сама - кусточки 
Не выше кочки. 
(брусника)

2. Что за бусинка вот тут 
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь - кисло.
(клюква)

3. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
(черника)

Просмотр  презентации.

На доске появляются названия ягод.

 - В наших лесах есть и ядовитые ягоды - это волчье лыко и вороний глаз (показ картинок с изображением этих ягод) Как вы думаете, почему они так называются?

(рассуждения детей)

Несъедобные грибы и ягоды могут приносить вред и пользу. Неумение их распознавать приводят к отравлениям. В то же время животные и люди лечатся ими. Эти растения не нужно трогать руками, нельзя их сбивать и растаптывать.

3. Обобщение и закрепление полученных знаний.

- Работа с тетрадью (15, 16 задание)

- Задание 17 частично, остальное узнайте дома.

                Попробуйте на вкус ягодки.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Составь рассказ по плану.

ПЛАН

  1. Название ягоды.
  2. Как выглядит ягода?
  3. Какая на вкус ягодка?
  4. Что интересного я узнал о ягодке?

5.Дополнительное задание.

Еремей  Айпин. Сказка «КЛЮКВИНКА И ТРАВЯНАЯ КОСИЧКА»

Еремей Айпин

КЛЮКВИНКА И ТРАВЯНАЯ КОСИЧКА

Сказка

Клюквинка и Травяная Косичка вместе живут. Каждое утро первой Клюквинка поднимается. Она огонь в чувале  разводит и пищу готовит. А Травяная Косичка другими домашними делами занимается. Так они и живут-поживают.

 Однажды утром Клюквинка говорит подруге:

 — Я каждое утро первая встаю. Сегодня ты первая вставай, огонь разведи. Встающий первым всегда огонь разжигает.

 — У меня же косичка... — тихо напомнила Травяная Косичка.

— Ничего с твоей косичкой не случится, если один раз огонь разведешь! — сказала Клюквинка.

 — Ладно, огонь разведу, — согласилась Травяная Косичка.

Травяная Косичка встала, оделась и начала огонь в чувале разводить. Береста-растопка загорелась, дрова загорелись. Тут порыв ветра пламя подхватил — и вспыхнула травяная коса Травяной Косички.

Увидела это сидевшая на постели Клюквинка, увидела и так расхохоталась — что тотчас лопнула.

Тут и сказке конец.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по внеурочной деятельности "Символы моего края"

Конспект занятия по внеурочной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Тема "Сомволы моего края"...

программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"

Программа внеурочной деятельности в 3 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности секция "Мой край" 1-4 класс

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности: пояснительная записка и календарно-тематическое планирование 1-4 класс....

Проект по краеведению во внеурочной деятельности "Гордость моего края" 4 класс

Цели проекта: - воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жи...

Внеурочная деятельность. Курс Брянский край. Азбука Родного края. 1 класс.

Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» составлена в соответствии с  учебным планом, на основе учебного пособия «С Азбукой по родному к...

Рабочая программа по краеведению (внеурочная деятельность)

Адаптированная рабочая программа по краеведению в 1-4 классах , используемая во внеурочной деятельности...