Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Деянова Татьяна Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» К КОНЦУ 1 КЛАССА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1 КЛАСС (66Ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_dlya_publikatsii.docx76.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ имени Василия Тезетева»

 РАССМОТРЕНО                                 СОГЛАСОВАНО                                 УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО                                  зам.директора по УВР                                 Директор школы

учителей начальных классов

Протокол № __                                           _____________ Л.А.Дядькина                 ______________ Н.П.Мельникова

от «__»_________ 2016 г.                         «__»_________ 2016 г.                                 Приказ № __ от «__»_________ 2016 г.

Руководитель ШМО

__________ Куличкова А.А.

Рабочая программа

Наименование учебного предмета:  Окружающий мир 

Класс:  

Уровень общего образования: начальная школа

Учитель: Деянова Татьяна Николаевна

Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 66 часов в год, в неделю 2 час

Планирование составлено на основе «Программа курса «Окружающий мир» 1 класс  (Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов).  «Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа. 1-й класс (сборник)» УМК «Планета знаний» — М., АСТ Астрель. 2011г.

Учебник: «Окружающий мир». 1 класс. Авторы : Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.   — М., АСТ, Астрель. 2012г.

Рабочую программу составила     _____________________               ____________

                                                             подпись                                          расшифровка подписи


Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для общеобразовательных школ и составлена на основе авторской программы курса «Окружающий мир» 1 класс, авторы Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов  (« Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 1-й класс. УМК «Планета знаний» (сборник). - М., АСТ. Астрель, 2011г.)  и следующих документов:

• Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюстре России 22.12.2009г., регистрационный номер №7785);

• Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;

• Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;

• Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;

• Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;

• Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированных в эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированных в Минюстре РФ 03.03.2011 №19993 (далее СанПин 2.4.2.2821-10);

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 "О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях"

• Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год»

•Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253»

• Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

• Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

- нормативных документов:

1. «О проблемах и перспективах начального образования в Российской Федерации» от 11.12.1996 г. № 3/2.

2. «О сроках обучения в начальной школе» (письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 26.06.1997 г. № 818 / 14-12).

3. « О недопустимости перегрузок» (письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.02.1999г. № 220 / 11 /12).

4. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998 г. № 1561 / 14-15).

- документов МБОУ «Средняя школа №22»:

1. Устав школы (приказ Управления образования администрации города Ульяновска №769 от 13.07.15г)

2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ №22 (протокол педсовета № 12 от 28.08.2015, приказ №  108 от 01.09.2015г )

3. Учебный план (протокол педсовета №__ от ______.2016, приказ № ____ от ________2016г )

4. Годовой календарный учебный график реализации образовательной программы начального общего образования (протокол педсовета № __от _________2016г, приказ №__ от_______ )

В рамках программы для каждого ребенка создаются оптимальные условия для формирования его личности как нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой, творческой и самостоятельной.

Цели и задачи  курса:

Цели : формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи :

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребенка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

Общая характеристика учебного предмета:

При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как о живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различных видах деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не как самоцель.

В связи со сказанным большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.

Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение в курс материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидно-сти. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем - групп таких объектов.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, для формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает также организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода познания выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, выдвигают и обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.  Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои. В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного или сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают иные формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.  В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у обучающихся познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается. Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Она наиболее эффективно позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки - практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений. Уроки -практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя. Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

Урок в 1 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетания.

В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе обязательной части учебного плана МБОУ «Средняя школа № 22» и рассчитана на 66 часов в год. Количество часов в неделю 2 часа

Рабочая программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

1. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.  Окружающий мир 1 класс. Учебник -  Москва: АСТ. Астрель,  2012 г.

2. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов Т. Окружающий мир 1 класс  Рабочие тетради №1, №2, Москва: АСТ. Астрель,  2016г.

      3. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.. Обучение в 1 классе по учебнику  «Окружающий мир». Методическое пособие   Москва: АСТ. Астрель,  2013

      4. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Проверочные и диагностические работы» Окружающий мир». Москва: АСТ. Астрель, 2016г.

Планируемые результаты освоения программы по курсу «Окружающий мир» к концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащихся будут сформированы:

•        ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

•        понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

•        понимание необходимости бережного отношения к природе;

могут быть сформированы:

•        понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

•        понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;

•        понимание своей сопричастности к жизни страны;

•        понимание красоты окружающего мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

•        понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;

•        понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся могут научиться:

•        осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;

•        замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные

Учащиеся научатся:

•        понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

•        называть и различать окружающие предметы и их признаки;

•        устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

•        осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

•        сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

•        группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

•        участвовать в диалоге при выполнении заданий;

•        оценивать действия одноклассников.

Учащиеся могут научиться:

•осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

     •сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

•        называть характерные признаки времен года;

•        различать и называть части растений;

•        ухаживать за комнатными растениями;

•        выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;

•        различать и называть основные части тела человека;

•        называть органы чувств и рассказывать об их значении;

•        приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

•        рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;

•        приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).

Учащиеся получат возможность научиться:

•        различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

•        характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

•        называть основные возрастные периоды жизни человека;

•        рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;

•        называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

•        рассказывать о способах движения и питания животных;

•        рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

•        различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

•        рассказывать, как развивается растение из семени;

•        выращивать растение одним из изученных способов.

Учащиеся научатся:

•        называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

•        выражать приветствие, благодарность, просьбу;

•        выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;

•        рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

•        проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

•        выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

•        приводить примеры видов труда людей;

•        узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;

•        различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:

•        различать виды эмоционального состояния человека;

•        воспроизводить гимн России.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс (66ч)

Пришла пора учиться(13ч)

Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Человек (13 часов)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека (21 час)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Человек среди людей (17 часов)

Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

 Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).

   Резерв (2ч)

Тематическое планирование

Тема блока

Количество часов

Примечания

1.

Пришла пора учиться

13 ч.

2.

Человек

13 ч.

3.

Природа в жизни человека

21 ч.

4.

Человек среди людей

17 ч.

5

Резерв

Итого

66 ч.


Приложение1

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата по плану

Ко-во  часов

Тип    урока

Планируемые результаты

Форма организации познаватель-ной деятельности

Формы контроля

Организа-ция самостоя-тельной деятельности

Нагляд-ность,

ИКТ

Дата по факту

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Пришла пора учиться – 13 ч.

1

 Вводный урок. Что такое окружающий мир

1

Комбинированный

Знать функции условных обозначений учебника.

Уметь называть предметы окружающего мира, наблюдать за явлениями природы, описывать  и называть явления природы, проводить простейшие опыты, объяснять материал по сюжетным рисункам объяснять значение понятий «объекты и явления природы»

Называть и различать окружающие предметы и их признаки. Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия.

Формировать положительное отношение  и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны

Фронтальная работа.

Беседа.

Внешний контроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

2

Ты и твое имя

1

Урок - игра

Знать своё имя, имена своих близких и родных людей, дату рождения, домашний адрес. Уметь задавать вопросы, составлять слово из первых букв названий предметов, объяснять значение имени, пользоваться справочником

Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе)

Формировать понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье

Индивидуально-групповая работа

Устный опрос

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

3

Экскурсия. Твоя школа

1

Урок - экскурсия

Знать правила поведения в школе, знать, где находится кабинет врача, библиотека, столовая, спортзал, актовый зал, классы. Уметь выполнять правила безопасного поведения

    Ориентироваться в школе (находить свой класс, своё место в классе)

Формировать знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Фронтальная работа

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

4

Твоя школа

1

Урок - игра

Знать правила поведения в школе. Уметь рассматривать и анализировать изображение школы в учебнике, называть людей, которые работают в школе, анализировать свои поступки и поведение в школе, разыгрывать сценки с определением правил поведения в школе, выражать приветствие, благодарность, просьбу

Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их

Формировать знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Фронтально индивидуальная работа

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

5

Экскурсия. Во дворе школы.

1

Урок – экскурсия.

Знать правила поведения в школьном дворе. Уметь правильно вести себя во дворе школы, соблюдать правила безопасности

Рассказывать о значении школы в жизни детей, работать в малых группах

 

Формировать знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Фронтально индивидуальная работа

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

6

Во дворе школы    

1

Урок практического примене-ния знаний

Знать правила поведения в школьном дворе Уметь анализировать изображение школьного двора в учебнике и сравнивать свой школьный двор с этим рисунком, рассказывать, что есть во дворе твоей школы, задавать вопросы по рисунку, используя слова «что», «где», «для чего», «когда», анализировать поступки детей и выбирать из них правильные, доказывать своё мнение; вести себя во дворе школы, соблюдать правила безопасности

Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице

Формировать знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Фронтально индивидуальная работа

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

7

Экскурсия. Вот и лето прошло

1

Урок – экскурсия

Знать характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных).

Уметь составлять рассказ на тему «Что я видел на экскурсии»

Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени

Формировать способность к самооценке

Фронтально индивидуальная работа

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

8

Вот и лето прошло  

1

Урок - путешествие

Знать, что ядовитые грибы собирать нельзя. Уметь по рисункам определять время года, называть ядовитые грибы, называть признаки лета

Устанавливать правильную последовательность событий

Научиться устанавливать  и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Фронтально индивидуальная работа

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

9

Экскурсия. Дорога в школу  

1

Урок – экскурсия

Знать дорогу в школу, правила дорожного движения, сигналы светофора. Уметь выполнять правила безопасности в дороге от дома до школы, показывать на схематичном рисунке путь Пети и Маши от дома до школы, определять, какие опасности могут подстерегать по дороге из дома в школу, выполнять сигналы светофора при переходе улицы

Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения)

Формировать способность к самооценке

Фронтально индивидуальная работа

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

10

Дорога в школу

1

Урок - путешествие

Знать безопасный маршрут от дома до школы, как обходить автобус, троллейбус, трамвай при переходе улицы, дорожные знаки, как избежать опасности по дороге в школу. Уметь рассказывать о правилах перехода улицы, определять по справочнику, что обозначают дорожные знаки, рассказывать о своей дороге от дома до школы.

Ориентироваться в пространстве

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Фронтально индивидуальная работа

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

11

Твой распорядок дня

1

Комбини-рованный

Знать понятия  «режим», «распорядок дня». Уметь рассказывать о распорядке дня, сравнивать свой распорядок дня с распорядком дня героя учебника, пользоваться справочником, определять время суток на рисунке, объяснять различие во времени суток.

Обсуждать значение правильной организации распорядка дня

Формировать способность к самооценке

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

12

Экскурсия. «Осень»

1

Урок – экскурсия

Знать признаки осени. Уметь выполнять простейшие наблюдения во время экскурсии, собирать и хранить природный материал, сравнивать листья, собранные на экскурсии

Знать понятия «перелетные птицы» и «оседлые птицы».

 Уметь анализировать и сравнивать признаки лета и осени, пользоваться справочником, находить признаки осени на рисунке, выполнять поделки из природного материала

Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени

Научиться устанавливать  и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Индивидуально-групповая работа

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

13

Осень. Проект по теме: «Школа»              

1

Комбинированный

 Знать правила поведения в школе. Уметь рассматривать и анализировать изображение школы в учебнике, называть людей, которые работают в школе, анализировать свои поступки и поведение в школе, разыгрывать сценки с определением правил поведения в школе, выражать приветствие, благодарность, просьбу

Объяснять значение изучения предмета «Окружающий мир», значение правил поведения в школе и на улице

Формировать способность к самооценке

Совместный проект «Школа».

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

Человек – 13 ч.

14

 Как ты рос            

1

Комбинированный

Знать названия основных возрастных периодов. Уметь составлять рассказы по сюжетным рисункам, рассказывать по рисункам, как меняется облик человека с возрастом, подбирать фотографии членов своей семьи в разные годы

Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их. Подбирать фотографии родственников и устанавливать их последовательность по возрастным признаки  (с помощью членов семьи

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

15

Как ты воспринимаешь мир

1

Комбинированный

Знать понятие «органы чувств», знать, что глаз различает цвет и форму предметов, язык помогает узнавать вкус пищи, нос ощущает запахи окружающего мира. Уметь проводить простейшие наблюдения и опыты, отвечать на вопросы, используя рисунки и свой жизненный опыт

Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

16

Как ты воспринимаешь мир

1

Комбинированный

Знать, что уши помогают различать звуки, кожа помогает на ощупь определять свойства предмета. Уметь проводить простейшие наблюдения и опыты, сравнивать ощущения от прикосновения к разным предметам, описывать предметы, определять, какие органы чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа) помогают определять свойства предметов, пользоваться справочником  органы чувств и их значение

Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей

Формировать способность к самооценке

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

17

Твоё тело

1

Комбинированный

Знать гигиенические правила при письме,  основные части человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Уметь называть части тела человека, показывать левую и правую руку, выполнять утреннюю зарядку, придумывать свои упражнения

Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения.

Формировать способность к самооценке

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь, таблица

18

Как ты питаешься  

1

Комбинированный

Знать понятия «меню», «питание», «завтрак», «обед», «полдник», «ужин», знать, что пища необходима для роста и развития человека.

Уметь рассказывать, что едят на завтрак, обед, полдник, ужин, делить продукты на группы, пользоваться справочником о здоровом образе жизни, элементарные правила личной гигиены

Составлять меню

Формировать способность к самооценке

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

19

Твоя одежда

1

Комбинированный

Знать виды одежды, правила ухода за одеждой. Уметь рассказывать, как одеты дети, объяснять выбор одежды в зависимости от погодных условий, определять рабочую одежду врача, моряка, повара, водолаза, находить отличия на рисунке, называть виды верхней одежды

Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

20

Твоя одежда. Проект по теме: «Одежда»

1

Урок практического применения знаний

Знать виды одежды, правила ухода за одеждой Уметь  выбирать одежду в зависимости  от  погодных условий и времени года, классифицировать одежду на группы (верхняя одежда, головные уборы, обувь)

Находить дополнитель ную информацию  в  справочнике,  в учебнике. Участвовать в коллективной подготовке выставке рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов   на тему «Одежда»

Формировать способность к самооценке

Совместный проект «Одежда»

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

21

Будь здоров!

1

Комбинированный

Знать понятие «гигиена», виды спорта, правила гигиены.

 Иметь представление о причинах болезней.

 Уметь выполнять правила гигиены

Осваивать нормы поведения при работе в парах

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

22

Будь здоров!

1

Урок практического примене-ния знаний

Знать предметы личной гигиены и их значение. Уметь работать со справочником, называть виды спорта, определять, кто из детей на рисунке одет правильно

Оценивать своё поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в парах

Формировать способность к самооценке

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

23

Твоё настроение

1

Комбинированный

Иметь представление о настроении человека. Уметь анализировать и рассказывать, как меняется настроение сказочных героев, определять причину веселого (грустного) настроения

Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

24

Твоё настроение

1

Комбини-рованный

Иметь представление о настроении человека.

 Уметь различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг)

 Различать эмоциональные состояния людей

Формировать способность к самооценке

Самонаблюдение и самоконтроль

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

25

Будь внимательным!

1

Комбини-рованный

Знать, что может случиться с невнимательным человеком. Уметь выполнять задания на развитие внимания, памяти, сравнивать пары рисунков, находить отличия

Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных видах деятельности

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

26

Будь внимательным

1

Комбини-рованный

Знать, что может случиться с невнимательным человеком.

Уметь выполнять логические задания, задания на развитие внимания и памяти

Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных видах деятельности

Формировать способность к самооценке

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

Природа в жизни человека – 21 ч.

27

 Полна природа удивленья

1

Комбини-рованный

Знать понятия «живая природа» и «неживая природа», «явления природы», знать, что к природе относится все, что нас окружает, кроме того, что сделано человеком.

 Уметь называть объекты живой и неживой природы, называть, чем живая природа отличается от неживой, называть явления природы, давать название каждому рисунку, описывать явления природы

Различать объекты живой и неживой природы. Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

28

Вода и воздух

1

Комбинированный

Знать, где человек встречается с водой, «удивительные превращения воды». Уметь использовать воду, проводить простейшие опыты и наблюдения, объяснять результаты опытов и делать выводы

Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

29

Вода и воздух

1

Комбини-рованный

Знать, что воздух движется, воздух легче воды. Уметь называть сказки и загадки про воду, проводить простейшие опыты и наблюдения, объяснять результаты опытов и делать выводы

Наблюдение за замерзанием воды, таянием льда и снега, растворением в воде сахара и соли, кипячением воды.

Уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

30

Диагностическая работа по теме: «Человек»

1

Урок контроля и оценки знаний

Знать основные правила безопасного поведения в школе; в общественных местах; социальные умения; различать и называть основные части тела человека; характерные признаки времен года

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

Формировать способность к самооценке

Индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Проверочная работа

КДР №1 с.4-9

31

Экскурсия. Зима                    

1

Урок - экскурсия

Знать характерные признаки зимы.

Уметь рассказывать о погоде зимой, о жизни растений и животных в зимнее время, рассказывать, как люди помогают зимой животным, рассматривать животных и их следы на снегу, определять, какие деревья изображены на рисунке

Получать информацию с помощью схем и рисунков

Научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

32

Времена года

1

Комбинированный

Знать времена года и их признаки.

Уметь называть месяцы по порядку, начиная с января, объяснять выражение «круглый год», называть дни недели по порядку, отгадывать загадки, работать со справочником, анализировать рисунок, составлять по нему рассказ, отвечать на вопросы

Самостоятельно подбирать иллюстративный  и текстовый материал, характеризующий времена года

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

33

Как устроено растение

1

Комбини-рованный

Знать понятие «растение», части растения  (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).

Иметь представление о разнообразии листьев, о строении листовой пластины.

Уметь находить части растения, называть растение, сравнивать листья клена, рябины и дуба, описывать плоды клена, рябины и дуба по палу (цвет, размер, форма)

   Приводить примеры дикорастущих и культурных  растений, растений леса, луга, села, сада, огорода, ядовитых растений

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрад, таблица

34

Как устроено растение

1

Комбинированный

Знать, что стебли растений бывают разные, о разнообразии плодов.

Иметь представление о форме листьев (простые и сложные листья).

Уметь описывать стебли кактуса, клена, вьюна, находить листовую пластинку и черешок, по листьям определять название растения, сравнивать простые и сложные плоды крыжовника, арбуза, мака, гороха по размеру, форме и окраске, сравнивать деревья по высоте, находить лишние листья среди группы листьев.

Получать информацию с помощью схем и рисунков

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

35

Деревья, кустарники, травы      

1

Комбини-рованный

Знать понятия «дерево», «кустарник», «травы», «лиственные растения».

Уметь сравнивать стебли растений, различать растения по форме, приводить примеры деревьев, кустарников, трав, сравнивать ель, сосну, приводить примеры хвойных и лиственных деревьев, пользоваться справочником

Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

36

Деревья, кустарники, травы      

1

Комбини-рованный

Знать понятия «культурные растения», «дикорастущие растения», где растут культурные растения, а где – дикорастущие, как человек использует культурные растения. Уметь определять и называть культурные и дикорастущие растения, пользоваться справочником

Выделять отличительные особенности лиственных и хвойных растений

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

37

Как развивается растение

1

Комбини-рованный

Знать, как развивается растение, для чего растению нужны семена. Уметь сравнивать семена разных растений по форме и окраске, проращивать семена в домашних условиях, сравнивать свои наблюдения за развитием растения с рисунками - схемами

Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, по выращиванию растений из черенков домашних растений, луковиц

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

38

Как развивается растение    

1

Комбинированный

Знать условия, необходимые для развития растения, как путешествуют плоды растений. Уметь определять источник света и тепла для растения, называть условия, необходимые для развития растения, анализировать рисунок и определять, какие растения росли на свету, какие – в темноте, а какие без полива, определять растения по его плодам, называть, какие плоды разносит ветер

Фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

39

Растения в нашем классе. Проект по теме: «Растения»

1

Комбини-рованный

Знать названия комнатных растений, правила ухода за комнатными растениями. Уметь называть комнатные растения, рассказывать, как нужно ухаживать за комнатными растениями, сравнивать комнатные растения, проводить простейшие опыты и наблюдения за комнатными растениями

Находить дополнитель ную информацию  в  справочнике,  в учебнике. Участвовать в коллективной подготовке выставке рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке на тему «Растения»

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Совместный проект: «Растения»

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

40

Насекомые, птицы, рыбы, звери…    

1

Комбинированный

3нать группы животных: насекомые, рыбы, птицы и звери. Уметь классифицировать животных  на группы, сравнивать пчелу и стрекозу, леща и щуку, грача и воробья, волка и куницу, называть отличительные признаки каждой группы животных, приводить примеры насекомых, рыб, птиц, зверей

Самостоятельно проводить простейшие  опыты , делать выводы на основе наблюдаемых явлений, определять принадлежность животных у группам по тому или иному признаку

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Разнообразие способов движения и питания. Охраняемые животные

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

41

Насекомые, птицы, рыбы, звери…    

1

Комбини-рованный

3нать группы животных: насекомые, рыбы, птицы и звери. Уметь классифицировать животных  на группы, называть отличительные признаки каждой группы, приводить примеры насекомых, рыб, птиц, зверей, рассказывать о жизни животных

Получать информацию с помощью схем и рисунков

Уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

42

Насекомые, птицы, рыбы, звери…    

1

Комбини-рованный

Знать группы животных: земноводные, пресмыкающиеся. Уметь называть и приводить примеры земноводных, пресмыкающихся, определять сходство и различие земноводных и с другими животными, определять сходство и различие пресмыкающихся с другими животными, отгадывать загадки о животных

Распределять роли при выполнении задания в парах

Уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив-ных и познавательных задач

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

43

Жизнь животных

1

Комбини-рованный

3нать названия некоторых охраняемых животных.

Уметь рассказывать, где живут разные животные, чем питаются разные животные, как передвигаются

Составлять красную книгу (по материалам учебника  рабочей тетради), дополнять её

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

44

Жизнь животных

1

Комбинированный

3нать группы животных.

Уметь рассказывать, как защищаются животные от врагов, как происходит движение животных (изображенных на рисунке), какие жилища у животных, узнавать по описанию

Составлять красную книгу (по материалам учебника  рабочей тетради), дополнять её

Уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

45

Домашние животные

1

Комбинированный

Знать понятие  (домашние животные).

Уметь пользоваться справочником, называть домашних животных, рассказывать, чем они полезны

Объяснять различие между дикими и домашними животными

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности

Некоторые отличительные признаки основных групп животных

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

46

Домашние животные

1

Комбини-рованный

Знать, как человек заботится о домашних животных.

Уметь делить домашних животных на группы, называть домашних животных

Распределять роли при выполнении задания в парах

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

47

Береги природу, человек!

1

Комбинированный

Знать роль природы в жизни человека, понятие «заповедник».

Уметь рассказывать по рисунку, что дает природа человеку, рассказывать, как человек помогает природе, пользоваться справочником

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

Человек среди людей – 17 ч.

48

Наша Родина      

1

Урок - викторина

Знать понятия «герб», «флаг», «гимн».

Уметь находить герб и флаг России, рассказывать о государственных символах России Название страны, столицы

Уметь рассказывать о главных достопримечательностях Москвы, пользоваться справочником, находить герб Москвы, называть города России

Сочинять рассказ о путешествии       ( в паре), соблюдать очерёдность высказываний, продолжать тему, начатую партнером.

Находить информацию о городе (населенном пункте) своего проживания, о гербе города

Освоить доступные способы изучения общества (наблюдение, сравнение, класификация)

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

49

Диагностическая работа  по теме: «Природа в жизни человека»    

1

Урок контроля и оценки знаний

Уметь различать и называть основные части растений и животных; приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных; приводить примеры представителей разных групп животных

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении

Формировать способность к самооценке

Индивидуальная работа

Внешний контроль, самоконтроль

Проверочная работа

КДР №2 с.10-15

50

Наш дом

1

Урок – экскурсия

Знать понятия «город,», «поселок».

Уметь определять название населенного пункта, рассказывать о родном городе (поселке), называть улицу, на которой живете, рассказывать о своем доме

Моделировать обстановку комнаты ученика

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Особенности труда людей родного края

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

51

Наш дом

1

Комбинированный

Знать правила поведения на стройплощадке.

Уметь описывать свою комнату, рассказывать, как строят дома, называть, люди каких профессий участвуют в строительстве

Самостоятельно использовать справочник, размещённый в учебнике

Научиться устанавливать  и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на материале культуры родного края

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

52

Наши родственники

1

Комбини-рованный

Знать своё имя, отчество, фамилию (свои и ближайших родственников).

Уметь называть своих  ближайших родственников, называть профессии родителей, их имена, отчества и фамилии

Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Устанавливать родственные связи

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

53

Наши родственники

1

Комбинированный

Иметь представление о родословном древе.

Уметь анализировать и составлять родословное древо своей семьи, рассказывать о занятиях своих родственников

Самостоятельно использовать справочник, размещенный в учебнике

Формировать понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

54

Хороший день

1

Комбини-рованный

Знать названия дней недели.

Уметь рассказывать, как проводит выходные дни  твоя семья, рассказывать, как проходит праздничный обед, называть семейные праздники и традиции

Обсуждать, как встречать

 и провожать гостей, дарить и принимать подарки

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

55

Комплексная контрольная работа.

1

Урок контроля и оценки знаний

Уметь устанавливать межпредметные связи при выполнении заданий,

осуществлять поиск необходимой информации, упорядочивать события, изложенные в тексте, группировать слова по заданному признаку,

Формировать способность к самооценке

Осмысленно выбирать способы и приемы действий при  решении практических задач

Индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Контрольная работа

Итоговые проверочные работы (Л.Я. Желтовская и др.) с.14-20

56

Экскурсия. Весна                

1

Урок - экскурсия

 Знать признаки весны.

Уметь выполнять правила в природе, называть признаки весны, определять растения

Наблюдать за объектами неживой и живой природы, составлять описание объектов природы по плану

Научиться устанавливать  и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Фронтально-индивидуальная работа.

Тематический (кроссворд)

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

57

Весна  

1

Комбини-рованный

Знать перелетных птиц.

Уметь называть и отличать раннецветущие растения, рассказывать о жизни растений и животных весной, проводить простейшие  наблюдения и опыты

Сравнивать ранее наблюдаемые явление в природе, с тем, что происходит в настоящее время, объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, Соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

58

Наша безопасность

1

Комбини-рованный

Знать правила безопасного поведения в лифте, дома, на улице, с незнакомыми людьми, при работе с острыми, колющими и режущими предметами.

Уметь выполнять правила безопасного поведения

Обсуждать правила культурного  и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

59

Наша безопасность

1

Комбинированный

Знать номера экстренной помощи.

Уметь выполнять правила безопасного поведения, анализировать рисунок и составлять по нему рассказ

Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию» «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение»

Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

60

Диагностическая работа по теме: «Человек среди людей»

1

Урок контроля и оценки знаний

Различать и называть виды транспорта (наземный, водный воздушный), знать характерные признаки времен года, социальные умения, узнавать греб и флаг России, называть ее столицу

Оценивать своё поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям

Формировать способность к самооценке

Осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении практических задач

Индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Проверочная работа

КДР №3 с.16-21

61

Будем вежливы  

1

Урок - путешествие

Знать правила вежливости.

Уметь применять этические нормы поведения дома, на улице, в транспорте, общественных местах  

Обсуждать возможность возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения

Освоить элементарные правила поведения

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

62

Мы едем, едем, едем…    

1

Урок - экскурсия

Знать виды транспорта.

Уметь называть виды транспорта, выполнять правила поведения в общественном транспорте, называть правила дорожного движения

Сочинять рассказ о путешествии    ( в паре), соблюдать очерёдность высказываний, продолжать тему, начатую партнером

Формировать умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать  в связном повествовании полученную информацию

Выставка поделок

Работа в тетради

63

Итоговая контрольная работа    

1

Урок оценки и контроля и знаний

Знать основные правила безопасного поведения дома, в школе, на улице, на природе, в общественных местах. Различать и называть некоторые профессии людей. Различать и называть части растений. Узнавать и называть некоторые охраняемые растения.

Формировать способность к самооценке

Осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении практических задач

Формировать способность к самооценке

Индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Контрольная работа

КДР №4 с.22-29

64

Скоро лето

1

Урок - отчет

        

Знать признаки лета,  меры предосторожности, правила поведения на природе.

Уметь рассказывать, как люди отдыхают летом, выполнять правила поведения на летних каникулах

Изготовление книжки-самоделки или сборе коллекции по теме «Люди и их занятия

Научиться устанавливать  и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Фронтально-индивидуальная работа.

Внешний контроль, самоконтроль

Работа в тетради

учебник, рабочая тетрадь

65

Урок - резерв

1

66

Урок - резерв

1

Контрольно-измерительные материалы:

Проверочные и диагностические работы – 3

Комплексная контрольная работа - 1

Итоговая контрольная работа -1

Проекты -3

Экскурсии – 7

Уроки по ПДД – 3

Уроки по ОБЖ -7


Приложение 2

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методический комплект для учителя:

1. Ивченкова Г.Г. Потапов И.В.  Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. – М.; АСТ, Астрель. 2012

2. Ивченкова Г.Г. Потапов И.В.  Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради №1,2 – М.; АСТ, Астрель 2016

 

3 И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова.И.В. Окружающий мир. Проверочные и диагностические работы. 1 класс – М.; АСТ, Астрель. 2016

4. Ивченкова Г.Г. Потапов И.В.Окружающий мир. Методическое пособие. – М.; АСТ, Астрель. 2012

Учебно-методический комплект для ученика:

1. Ивченкова Г.Г. Потапов И.В. Окружающий мир 1 класс. Учебник в 2-х ч. – М.; АСТ, Астрель. 2012

2. Ивченкова Г.Г. Потапов И.В. Окружающий мир 4 класс. Рабочие тетради №1,2 – М.; АСТ, Астрель 2016

3.И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова. Окружающий мир. Проверочные и диагностические работы. 1 класс – М.; АСТ, Астрель. 2016

Технические средства обучения

1.Ноутбук

2. Многофункциональное устройство (МФУ: принтер, сканер, капир).

Справочная литература:

1.Сухареревская Е.Ю. Справочник для ученика начальной школы. Ростов - на Дону, Легион,  2010  (с учетом стандартов второго поколения)

2. Филип Стил.Атлас мира для школьника. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.

3.Лесли Колвин, Эмма Спиэр. Живой мир. – М.: «Росмэн»,1997.

4 П.Р.Ляхов. Детская энциклопедия «Животные», – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999.

5.Л.А.Багрова Детская энциклопедия «Растения», – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999.

6.Н.Ю.Буянова. Детская энциклопедия «Медицина», – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999.

 Дидактический материал:

1. И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, Г.Г. Ивченкова.

Окружающий мир 1 класс. Рабочие тетради №1,2 – М.; АСТ, Астрель 2015

2.И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова. Окружающий мир. Проверочные и диагностические работы. 1 класс – М.; АСТ, Астрель 2015

3.Коллекция полезных ископаемых.

4.Карта полушарий.

5. Физическая карта России.

Информационно-коммуникативные средства:

  1. Презентации и конспекты уроков на сайте http://nsportal.edu.ru;
  2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info;
  3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru;
  4. Сайт «Планета знаний». – Режим доступа: http://planetaznaniy.astrel.ru;
  5. Образовательный портал «Ucheba.com». Режим доступа: www.uroki.ru.


Приложение 3

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по предметам должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по учебным предметам. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по предметам осуществляется в письменной и в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по предметам проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

     Оценочная шкала в 1 классе

        В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

                 Успешность освоения учебных программ обучающихся 1 классов в соответствии с ФГОС НОО оценивается следующими уровнями:

Основная часть

Качество освоения программы

Уровень достижений

90-100%  

70-89%

50-69%

меньше 50%

высокий

повышенный

средний

ниже среднего

Дополнительная часть

Качество освоения программы                   Уровень достижений

50-79%                                                            повышенный

80-100%                                                           высокий

Работы по окружающему миру представлены в печатной тетради «Проверочные и диагностические  работы» Г.Г. Ивченковой  и  И.В Потаповой.

Проверочные ра боты, представленные в пособии, проводятся в конце изучения разделов «Человек» ( работа №1), Природа в жизни человека» (работа №2),Человек среди людей ( работа №3) В конце года проводится итоговая проверочная работа.

Все прверочные работы представлены в двух равноценных вариантах (1 и 2) Одна часть детей выполняет  первый вариант,а другая –второй.

Проверочные работы состоят из двух частей: основная часть нацелена на проверку предметных знаний и умений, дополнительная часть –на диагностику метапредметных ( регулятивных ,коммуникативных и познавательных ) умений ,а также –проверку предметных знаний и умений.

Критерии оценивания по окружающему миру

Определение уровня развития умений и навыков по окружающему миру производится в соответствии с требованием программы на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.

Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Повышенному уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала.

Среднему уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, в которых ученик неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.

Ниже среднего уровня развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Качество усвоения знаний и умений рекомендуется оценивать следующими видами оценочных суждений

 «+» ( правильно) - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

 «+/-» ( наполовину или более половины)  - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

  «-»  ( неправильно)- не различает, не запоминает, не воспроизводит.

 В сводной ведомости учитель может для более подробного анализа ошибок указывать количество ошибок по той или иной учебной теме с целью отслеживания динамических изменений в знаниях и умениях, достижениях учащихся.

Затем заполняется процентная шкала.


Приложение 4

Лист корректировки рабочей программы по окружающему миру для 1В класса

учителя начальных классов Деяновой Татьяны Николаевны

Название раздела

Название темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Протокол ШМО о рассмотрении корректировки

Рабочая программа скорректирована «__»__________201__г.

_________________                        _________________________

       подпись                                      расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Презентация "Рабочая тетрадь по математике 1 класс по программе "Планета Знаний" ч.1,2,3

В презентации представлена постранично рабочая тетрадь, удобнее работать на большом экране.Можно делать пометки используя перо....

Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...

Рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА&r...

Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 3 класса по программе "Планета знаний"

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...

рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно - тематическое планирование...