"Древний мир - рождение первых цивилизаций"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Семенова Светлана Владимировна

Цель урока: познакомить с эпохой Древнего мира, признаками государства, понятием цивилизация.

На уроке используются технологии исследовательской работы, метод проектов, работа в группах. При изучении Древних цивилизаций ( Египет, Китай, Индия, Греция, Рим) создаются газеты с краткой информацией о каждой : управление, достижения, достопримечательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

«Древний мир – рождение первых цивилизаций».

4 класс

Программа: «Школа 2100», «Окружающий мир», Вахрушев А.А., Раутиан   А.С.,

«Мир и человек», М., «Баласс», 2000г.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Познавательные:

  • Познакомить с  эпохой Древнего мира, признаками государства, понятием цивилизация.
  • Формировать умение создавать учебные проекты

Развивающие:

  • Развивать умение работать с исторической картой в учебнике и контурной картой в тетради.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к истории, расширять кругозор.

УУД:

Личностные: становление ценностных ориентиров по формированию уважительного отношения к истории народов.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему, умение работать по заданному алгоритму.

Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи древнего мира с точки зрения их морали, перерабатывать полученную информацию из одной форы в другую, представлять информацию в виде таблицы.

Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению, умение договариваться, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  • презентация.
  • учебник, контурные карты.
  • материалы для групповой работы

Примечание:  метод проектов, предполагает большую подготовку учителя и учеников. Учащиеся класса разбиваются на 5 групп.

Каждой из которых предлагается материал об одной из древних цивилизаций. Учитель корректирует работу школьников, помогает составить план защиты проекта. Во время проведения урока каждая группа рассказывает об одной из цивилизаций,  а также демонстрируя иллюстрации из энциклопедий и других источников информации.

 

Учитель: Семенова Светлана Владимировна

Ход урока.

Этап урока, цель

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Использование цифровых образовательных ресурсов

1. Самоопределение к деятельности (Психологический настрой на урок. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность)

- Ребята! Очень рада вас видеть.  Посмотрите в окно: сегодня пасмурный  (солнечный) день. Давайте впустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать? (улыбнуться)  

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Если только улыбнуться,

То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, милые ребята,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало в нашем классе

И светлее, и теплей!

2. Повторение изученного материала

повторить изученный материал, закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу

 

- На прошлом уроке  истории мы говорили о первобытных людях.

Назовите основные занятия первобытных людей.

- Как современный человек узнал, о том как жили первобытные люди?

- Какими достижениями мы пользуемся до сих пор?

Учащиеся рассказывают материал предыдущего урока:

1) Люди живут на охотничьих стоянках, либо в маленьких селениях.

2) Общество состоит из родов и племен, в которых нет расслоения на богатых и бедных.

3) Власть принадлежит народным собраниям племени, старейшинам, избранным вождям.

4) Знания передают путем устных сказаний в виде изображений.

Археологи находили вещественные доказательства (инструменты, наскальная живопись)

огонь

 На доске вывешиваются таблицы:

 Пещеры

Охота

Община, вождь

Наскальная живопись

3. Вводно-мотивационный

- подготовить учащихся к общению, к усвоению нового материала

- На сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по реке времени. Мы отправляемся в Древний мир.

Это новая ступенька развития общества. Как вы думаете какая главная цель и задача нашего урока?

Действительно, мы узнаем о древнейших государствах, узнаем, какую страну можно назвать государством.

-Как мы узнаем об эпохе, которой была 3 миллиона лет назад?

 А еще будем работать с исторической картой Древнего мира, познакомимся с достопримечательностями древних цивилизаций, которые дошли до наших времен.

 

Понять, чем отличатся первобытный мир от древнего.

Из учебника, из рассказа учителя, из энциклопедий, компьютер

4. Этап собственно-учебной деятельности.

- образовательный аспект цели урока.

Работа с учебником с. 53

- Чем же отличается Древняя цивилизация от Первобытного общества?

 

Как только человек научился обрабатывать землю, выращивать растения и животных, он встал на следующую ступеньку своего развития

Появились ремесла, стали строить города, появились люди, управляющие другими людьми, начался переход от первобытности к цивилизации. Это произошло примерно в середине 4 тысячелетия до

нашей эры.

Посмотрите нп схему и ответьте, что является началом Древнего мира?

Учащиеся наблюдают по схеме переход от первобытности к первым цивилизациям

Появление городов

Слайд 1

Сделайте предположения: что такое «цивилизация»?

 

-Слово «цивилизация» произошло от латинского слова «цивилис», что означает «гражданский, городской, государственный». Т.е. «цивилизация» - это такая организация жизни людей, которая противоположна дикому состоянию жизни, грубому поведению человека.

 

Цивилизации – это организованные сообщества людей с высоко развитой культурой, религией.

 

- Чем отличается Древняя цивилизация от Первобытного общества?

Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, высказывают предположения, учитель предлагает перевод слова, подводит их к определению термина.

Учащиеся читают текст учебника

Слайд 2

Цивилизация

Слайд 3

Возникновение городов

Слайд 4

Государство

Слайд 5

Неоходимо иметь

Слайд 6

 Письменность

Слайд 7

Работа с контурной картой

 Работа с картой с. 54-55

Посмотрите на условные обозначения

-Какие государства относятся к Древнему миру?

- Что объединят Древние цивилизации?

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизации зародились в долинах крупнейших рек.

-Как вы думаете, почему?

 Работа с контурной картой с. 84-85

- Сюда, в плодородные долины, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

 Египет, Междуречье, Рим, Греция, Китай, Индия

 

 

 

Учащиеся высказываются, на доске записываются наиболее точные предположения.

Учащиеся смотрят на изображения рек, на карту и отмечают на контурных исторических картах реки Тигр и Евфрат, Нил, Хуанхэ, Янцзы, Инд и Ганг.

 

 

 

От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией, что означает «земля между двумя реками»

Действительно, Месопотамия располагалась между двумя реками: Тигром и Евфратом.

 

 Школьники заполняют контурную карту

Слайд 8

Слайд 9 Первые дома

 

 

В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ – шумеры. В переводе с древнего языка слово «шумеры» означало «черноголовые».

- Как вы думаете, почему этот народ так себя назвал?

 

 

 

 

 

 

 

Школьники на карте отмечают красным цветом шумерское государство, отвечают на вопрос.

 

Слайд 10

 

С шумерами связана одна из загадок истории Древнего Мира.

Неизвестно, откуда они пришли в Месопотамию. Язык шумеров не похож ни на какой другой.

По сохранившимся изображениям мы знаем, что у шумеров были овальные лица с большими глазами. Кажется, что это пришельцы с других миров.

И мужчины, и женщины носили юбки из шерстяной ткани или листьев. Мужчины брили головы, а женщины носили красивые головные уборы.

 

 

Из глины они делали кирпичи и строили города.

Города появились на холмах, были обнесены стенами, т.е. имели

определенную территорию и границы.

 

Во главе шумерских городов стояли правители (цари).

 

Правители издавали законы. Это были первые законы в истории.

 

Город-государство имел свою казну, находящуюся в распоряжении правителя.

 

Государства воевали между собой, и поэтому они нуждались в войске.

 

Итак, на примере Шумера вы увидели, что появление цивилизации связано с появлением государства.

 

- Используя полученную схему, назовите признаки государства.

Ключевые слова записываются в виде схемы. Так дети подводятся к определению «государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляют признаки государства

 

 

Для управления государством, учета имущества, для обозначения того, кому, сколько и что принадлежит, были придуманы знаки – рисунки. Шумеры выдавливали их на глиняных дощечках палочками.

Изобретение письменности– это одно из величайших достижений человечества.

 

 

4. Первичное закрепление нового материала.

- образовательный аспект цели урока

 

повысить уровень осмысления изученного материала на основе применения его на практике

  Работа в группах

В Африке, в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация древнего Египта, ровесницы Шумера.

 

 

Учащиеся каждой группы читают энциклопедические данные о Древней цивилизации и по плану готовят рассказ.

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

Огромная каменистая пустыня покрывает северо-восток Африки. Климат сухой и жаркий, дожди редко.

Жизнь развивается в этих местах благодаря реке Нил.

Рекой жизни называли ее египтяне. Почему?

Разливаясь, Нил оставлял плодородный ил.

Египтяне строили каналы для отвода лишней воды с полей и для полива в засуху.

 

Кроме того, по берегам Нила рос папирус. Из этого растения делали лодки, а позже – материал для письма.

- Что вы узнали о Египте?

 

 

 

 

Предположения детей

 

 

 Группа учащихся рассказывает о Древнем Египте.

 

В древнем Египте для царей (фараонов) строили гробницы – пирамиды, в которых они должны были жить после смерти.

Строили пирамиды крестьяне, рабы. Их была не одна тысяча человек. На строительство пирамиды уходили десятки лет

 

Самая большая пирамида – пирамида фараона Хеопса, высотой около 147 м (это примерно 50-этажный дом). Сложена более чем из 2 млн. каменных блоков, каждый блок весил почти 2,5 тонн. Блоки очень плотно укладывали, без использования связующего раствора. Мастерство строителей пирамид было столь совершенным, что их творения стоят уже более 4,5 лет.

Пирамиды – это одно из чудес света.

Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом льва и головой человека.

 

 

 

 

 Слайд 12

 

 

Древние цивилизации существовали и на Дальнем Востоке.

В долине 2-х рек: Хуанхэ и Янцзы (в переводе «желтая» и «голубая» река)расположилась Китайская цивилизация.

Заполняют контурную карту

 

 

 

 

 

 

Для защиты государства с севера от набегов кочевников была построена стена.

Для строительства этого заградительного сооружения со всей страны согнали сотни тысяч рабов, военнопленных, земледельцев.

День и ночь трудились они под плетьми надсмотрщиков. Строители укладывали огромные камни, кирпичи, утрамбовывали землю. Множество людей погибло при возведении стены.

Она протянулась более чем на 5 тыс. км. Местами ее высота достигала 10 м (2-3-этажный дом).

Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам.

Через определенные промежутки возвышались укрепленные башни. Они охранялись воинскими отрядами. Когда наблюдатели замечали передвижения врагов, они зажигали на башне огонь. Зажженный огонь видели с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на много километров передавался сигнал об опасности. Тут же приходила подмога.

 

 

 

Китайцы открыли производство шелка и долго не раскрывали свой секрет, пока китайская принцесса, отданная замуж в далекую страну не вывезла в своей прическе несколько коконов шелкопряда.

 

Китайская письменность – иероглифы произошла из рисунков.

Китайцы изобрели бумагу – лучший материал для письма, которым мы пользуемся до сих пор.

Из шелковых нитей ткали прозрачную ткань, из нее шили красивые наряды. Художники писали на шелке свои картины.

Еще они изобрели порох, компас, прибор, предсказывающий землетрясения.

 

 

 

На полуострове Индостан расположилась Индия.

 

 

Заполняют контурную карту

Группа школьников рассказывают об Индии, комментируют слайды

 

Жители Древней Индии изобрели цифры, которыми мы пользуемся и называем арабскими. На самом деле арабы позаимствовали их у индийцев.

Очень важным математическим открытием индийцев был нуль – знак для обозначения пустоты. Без этого знака современная математика не может обойтись.

 

Искусству мудро править людьми царей учила игра «чатуранга» - шахматы/

 

 

 

 

 

Греки называли свою страну Элладой, а себя – эллинами.

- Что вы знаете о Греции?

 

 

 

.

Заполняют контурную карту

Рассказывают о Греции

Древняя Греция – родина Олимпийских игр. В них принимали участие только мужчины, женщинам входить в Олимпию запрещалось под страхом смертной казни.

Греки соревновались в беге, прыжках, метании копья, борьбе и соревновании колесниц.

Афины – самый красивый город Греции. В нем находились храмы для богов. В центре построили Парфенон – храм богини Афины.

Ее 12-метровая статуя стояла в Парфеноне.

Заполняют контурную карту, комментируют слайды, добавляют материалом энциклопедий.

 

 

 

 Отметим на контурной карте Древний Рим и послушаем об этой древней цивилизации

 

 

Древний Рим славился гладиаторскими боями.

Гладиаторы – это самые сильные рабы. Их заставляли сражаться друг с другом на арене цирка для развлечения собравшихся римлян.

 Гладиаторы сражались не только друг с другом, но и с животными, например, со львами.

Поединки зачастую были очень жестокими. Как рассказывали римские историки, арена становилась скользкой от крови, и ее нужно было посыпать песком, чтобы возобновить бой.

 Колизей – самое большое и красивое сооружение для проведения гладиаторских боев и других зрелищ. Здесь могло поместиться 56 тысяч человек

 

5. Подведение итога урока.

- подвести итог урока, оценить работу учащихся

 

- С какими цивилизациями познакомились?

- Что такое цивилизация?

- Какое сообщество людей можно назвать государством?

 1) Люди строят города- новые центры хозяйства (ремесла, торговля)

2) Общество состоит из семей и народов, расслаивается на богатых и бедных, знатных и незнатных

3) Власть осуществляет государство через чиновников, законы, армию.

4) Знания хранят и передают с помощью письменности.

Игра «Верю – не верю»

6. Этап информирования д/з и инструктаж по его выполнению.

- сообщить д/з, разъяснить способ его выполнения и мотивировать необходимость и обязательность его выполнения

Дома вы продолжите работать с контурной картой. На рассмотренных сегодня цивилизациях отметьте условными обозначениями те достопримечательности, о которых вы рассказывали на уроке. А также можно подготовить интересный доп. Материал  «7чудес света»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древний мир - рождение первых цивилизаций

На уроке дети знакомятся с достижениями эпохи Древнего мира, учатся отличать его от других эпох....

"Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок по окружающему миру 4 класс."Школа 2100"...

Презентация "Древний Мир-рождение первых цивилизаций"

Презентация "Древний Мир-рождение первых цивилизаций"...

Урок окружающего мира "Древний мир-рождение первых цивилизаций" 4 класс (ОС "Школа 2100")

Технологическая карта урока и презентация помогут качественно и интересно провести данный урок в 4 классе....

Открытый урок в 4 классе «Древний мир – рождение первых цивилизаций» по окружающему миру (ОС "Школа 2100")

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Древний мир – рождение первых цивилизаций" (ОС "Школа 2100")...