Внеклассное мероприятие «Поговорим об экологии»
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Ерастова Галина Анатольевна

Внеклассное мероприятие "Поговорим об экологии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Тема: «Поговорим об экологии»

Цель: Расширить представление обучающихся об экологической безопасности;

Создать условия для  осознания  необходимости соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Задачи:

  • формировать позитивное отношение к экологической безопасности;
  • узнать и вспомнить о экологических проблемах Курской области.
  • сформировать представление о проблеме  бытовых отходов и возможных путях решения их утилизации;
  •  проявить собственную позицию к повышению экологической сознательности, к участию   в природоохранных мероприятиях;
  • способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

Планируемые результаты.

Личностные:

  • будут сформированы основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

Метапредметные:

  • научаться самостоятельно определять цели занятия, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности,  получат возможность  развития мотивов  и интересов своей познавательной деятельности
  • научаться устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  • научаться создавать условные модели
  • получат возможность формирования и развития экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
  • научаться организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Предметные:

  • научатся понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
  • осознают необходимость соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Оформление класса: выставка поделок «Вторая жизнь мусора», фотовыставка «Любимый край».

 

Ход мероприятия.

  1. Оргмомент.  Звучит песня  «Планета Земля в опасности». На экране слайды.(дети входят в класс и рассаживаются)

Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Вы пока рассаживались, обратили внимание какая звучала песня ?  О чём эта песня ? ( О том, что Земля в опасности, и ели бы она умела говорить, то рассказала бы о своих проблемах)

  1. Мотивация.  Актуализация. Определение темы и целей  занятия.

Учитель: Посмотрите на слайд и определите тему нашего занятия. (слайд1)

Ребусы по экологии(экология)

Безымянный

(проблема)

Ответы учащихся: проблемы экологии

- Ребята, а что такое экология?

 Учитель :(от др.-греч. экос — обиталище, жилище, дом и логос — наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.(слайд 2)

Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь люди! Планета в опасности!» Да она кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем, среди которых:  - загрязнение атмосферы;

        - загрязнение вод Мирового океана;

        - загрязнение почв;

        -парниковый эффект;

               - радиоактивное загрязнение;

        - истребление флоры и фауны;

Учитель: Как вы считаете, для нашей Курской области проблема экологии актуальна?

Ответы: Да

Учитель: По статистике (показываю таблицу) общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» по итогам  лета 2016  года (слайд  3)

  первая десятка экологически чистых регионов выглядит так:        

1

Тамбовская область

2

Республика Алтай

3

Ульяновская область 

4

Белгородская область

5

Чувашская Респ. 

6

Чукотский АО 

7

Курская область

8

Москва

9

Тюменская область

10

Алтайский край 

- Обратите внимание. Наш регион входит в 10 экологически чистых регионов. И находится на 7 месте.

Но проблемы экологии в нашем регионе остаются актуальными, которые требуют внимания и решения. Сегодня мы постараемся с вами это сделать. Мы с вами подошли к цели нашего мероприятия. Итак, цель нашего занятия:

Ответы учащихся: решить, обратить внимание на проблемы экологии нашего региона…..

Учитель: Расширить представление обучающихся об экологической безопасности;

  Узнать и вспомнить о экологических проблемах Курской области

3. Работа по теме мероприятия.

- С основными экологическими проблемами Курской области нас познакомят наши ведущие.

Ведущий 1  Курск – город с высокоразвитой машиностроительной индустрией. Здесь сконцентрировано более 100 промышленных предприятий, что, естественно, оказывает определенное влияние на экологическую обстановку в городе. (слайд 4)

Загрязнение воздуха. (слайд  5)

Ведущий 2 Большую опасность представляет загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. В атмосферу области выбрасывается более 70 наименований вредных веществ.

Основными источниками загрязнения атмосферы Курской области являются предприятия теплоэнергетики, машиностроения, стройиндустрии, автотранспорт.

Загрязнение водоемов (слайд  6)

Ведущий 1 В реки и водоемы продолжают поступать загрязненные промышленные и бытовые воды, стоки животноводческих комплексов и ферм, горюче-смазочные вещества от автомашин и тракторов, минеральные удобрения и ядохимикаты с сельскохозяйственных угодий. Поэтому в реках увеличилось содержание солей аммония, железа, меди, нефтепродуктов, нитритов. Подземные воды так же  плохо защищены от загрязнения.

Загрязнение и истощение почв (слайд  7)

Ведущий 2  По мере постоянного использования, природная почвенная плодородность истощается. Она разрушается и загрязняется. Ядохимикаты и удобрения, используемые для увеличения урожайности зерновых и других культур, приводят к превышению концентрации отравляющих веществ и снижению темпов образования гумуса в ее верхнем слое.

Вырубка лесов (слайд  8)

Ведущий 1 В нашем регионе  есть комплекс проблем,связанных с вырубкой лесов:  это самовольные вырубки, неправильное ведение плановых вырубок. А многолетнее отсутствие лесовосстановления наносит вред не только лесу, но и экономике.

Ведущий 2 В нашем регионе  сконцентрировано более 100 промышленных предприятий. В том числе Михайловский горно-обогатительный комбинат, Курская атомная электростанция  что, естественно, оказывает определенное влияние на экологическую обстановку. (слайд 9)

Ведущий 1Экологические проблемы, связанные с работой Михайловского  горно-обогатительного  комбината, типичны для промышленных предприятий этого направления. Это загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами и пылью, земель – отработанными моторными маслами и другими нефтепродуктами, вод – стоками.

Беседа на тему:  «Решение экологических проблем  глазами детей»

Учитель: Спасибо нашим ведущим, за информацию

- Экологические проблемы возникли, они есть, их надо решать, человек решает их- но не столь эффективно, как хотелось бы.

Вы наше будущее, мы –не смогли решить всех экологических проблем, вы наша надежда.

Вот вы станете взрослыми, всё будет в ваших руках

- что бы вы сделали, чтобы планету вылечить, чтобы она оставалась  зелёной, голубой, живой?

 (Закон об охране природы, только экологические производства, источники энергии только экологические, экологическая грамотность всех людей.

Надеемся на вас - пусть всё у вас получится. Но это завтра - а сегодня, что вы можете и должны делать сейчас.

-  Об этом нам расскажут ученики 6 класса и представят свои рисунки, которые они выполнили дома.

(Рисунки и комментарии детей)

Нельзя:

  • рвать цветы и листья;
  • ломать ветки деревьев;
  • бросать мусор;
  • обижать птиц и животных.

Чтобы сохранить красоту и богатство природы, лучше:

  • посадить цветы, саженцы деревьев;
  • оставлять мусор только в специальных местах;
  • ухаживать за животными и растениями.

 - Мы вспомнили об экологических проблемах нашего региона . Но есть ещё одна проблема   - мусор.

Мусор- главный бич  21 века. Почему ? (Слайд10)

 

Тип бытового мусора

Время разложения

Вред человеку

Пищевые отходы

2-5 недель

Рассадник микробов

Макулатура

2-3 года

Ядовитая краска

Консервные банки

Несколько десятков лет

Соединения  металлов - яд

Стеклотара

Несколько сот лет

Битое стекло - ранение

Пластмасса

Около 100 лет и более

При разложении - ядовитые вещества

Батарейки

Около 10 лет

Очень ядовитый мусор Zn и Мn- яд

Сценка «Суд над мусором»

Судья: Слушается дело по обвинению сэра Мусора. 

Введите обвиняемого в класс. Представляю его - это мусор. 

(костюм мусора: бумажки, огрызки от яблок, пластиковые бутылки, батарейки, лампочки, бутылки стеклянные, …) 

Судья:  В чём же состоит вина Сэра Мусора против человечества? Слово обвинению 

Прокурор: Вина Сэра Мусора против человечества, разума и красоты состоит в том, что он превратил города в искусственных монстров, подобия зоопарков или аквариумов, где мало воздуха, пищи, жилья, зато много хлама. 

Люди вынуждены дышать воздухом, состоящим из углекислого газа, серы, ртути, свинца, нефти и радия. 

Нас окружают высохшие и отравленные моря, озёра и реки. 

Леса - либо сожжены, либо превращены в свалки, что тоже приводит к пожарам. 

Звери и птицы обречены стать занесёнными в «Красную Книгу». 

От мусора разводится всё больше грызунов, вредных насекомых. 

Города захламлённые и голые, без деревьев и цветов, с рядами однообразных серых многоэтажек приводят людей к депрессиям, к агрессивности, а потом и к росту преступности... 

Судья: Так что вы хотите? 

Прокурор: Мы хотим жить в чистых домах с чистыми дворами, а не на свалках, хотим слушать пение птиц, а не рёв моторов, дышать свежим воздухом, а не выхлопными газами. 

Судья:  Слово предоставляется Защите. 

Адвокат. Уважаемые граждане! Все, что говорили, правильно и справедливо. Но мусора ли в этом вина? Это вы оставляете километры ничейной, никем неубираемой земли, это вы не ставите урн даже в местах скопления людей. Вы не соблюдаете график вывоза отходов, вы выделяете мало средств на поддержание чистоты и, наконец, вы не уважаете и не бережете труд уборщиц и дворников. 

Судья: предоставляется слово подсудимому.

   

Мусор: Мусор готов послужить людям еще и еще, вы просто не полностью используете возможности мусора. 

    Благодаря мусору в 1783 году братья Монгольфье построили и запустили в небо первый воздушный шар. Идея его создания пришла в их умные головы именно тогда, когда они жгли мусор позади своего дома. Первый аэростат был наполнен дымом, образованным при горении шерсти и сырой соломы. 

     В Голландии из прессованного металлического мусора сделали скульптуры и украсили ими парк. Вспомните мудрые слова: «Неча на зеркало пенять, коль рожа крива». 

     Если вы будете правильно обращаться с мусором, он не будет никому мешать жить... 

Судья: Интересно. Вот мы выслушали обе стороны. И я готова огласить приговор. Подсудимый признается невиновным и освобождается из под стражи в зале суда.  

        Частное определение выносится в отношении жителей. Именно ваше бездействие и равнодушие привели село к экологическому кризису. Необходимо проделать большую работу всем от мала до велика, чтобы село засиял чистотой. 

Учитель:   -А как мы можем решить проблему мусора? Давайте посмотрим, как эту проблему решали в давние времена? 

Ведущий 1  Мусор всегда играл важнейшую роль в человеческой культуре. История мусора показывает, что эта проблема решалась уже в далёком прошлом 

Примерно 3 тыс. лет до н.э. на острове Крит были построены первые в истории человечества централизованные помойки: мусор сваливали в специально вырытые ямы, слои мусора пересыпали слоями земли.

Ведущий 2  А 2500 лет до н.э. был принят закон, в котором граждане города Афин должны вывозить мусор на расстояние не менее 1.5 км от городской черты(слайд 11).

16 век - английская королева Елизавета Первая даровала специальные привилегии сборщикам тряпья, которое шло на производство бумаги.

Ведущий 1 Во многих странах Европы свиней выгоняли на улицу, чтобы те поедали мусор, отходы (слайд 12 ).

Ведущий 2 18 век - мусор на службе войны. Сбор металлических отходов в США был объявлен патриотическим долгом, он шёл на переплавку (слайд 13 ).

1895 год. В Нью-Йорке создана первая в мире сортировка мусора. Жители города были обязаны разделять пищевые отходы, бумагу, металл и выбрасывать их в отдельные баки, стоящие на улице.

Ведущий 1 В СССР утилизации придавалось большое значение, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники (слайд 14, 15).

Что вы можете предложить для решения этих проблем? ( Предложения по переработке мусора:

 - выпускать саморазлагающиеся пакеты,

 -строить заводы по переработке мусора,

- организовать в посёлке пункты сбора бумаги, пластика и стекла;

- распространять опыт поделок из  мусора в нашем посёлке;

- вводить штрафы за мусор и  тогда наш посёлок будут “украшать” не мусорные кучи, а изделия из него! Ведь любое большое дело начинается с малого!

А вот наш ответ в решении данной проблемы- поделки из мусора. Поделки из пластиковых бутылок, газет, фантиков, стеклянных банок.

Презентация выставки.

Учитель: Вместе с тем, перечисленные проблемы не относятся к числу нерешаемых. При наличии достаточных экологических знаний и убеждений у руководителей и специалистов всех уровней, а также при достаточном финансировании возможно развитие современной промышленности и ведение продуктивного сельского хозяйства наряду с надежной охраной природы

  1. Рефлексия.

-Какие выводы вы сделали для себя? Какая нам нужна Земля? Каким мы видим своё будущее?

Дети -На эти вопросы мы  песней.

На мотив песни «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…»
1 куплет.
Пусть всегда светит солнце,
Зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают,
Распускаются листья,
А по небу плывут облака
Припев.
Этот мир был
Нам подарен
Миллионы лет назад
Сохранить природу нашу 2 раза
Просим всех ребят
2 куплет.
На красивой планете
Будет радостно детям
Любоваться на лес и поля.
Сбережем для себя мы,
Для друзей и для мамы
Дом, что мы называем Земля.
Припев:

Учитель: Земля – всего лишь маленькая частичка Вселенной, и только на ней, как пока известно учёным, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранилась, а становилась всё богаче и краше.

 Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.

Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

 «Люди гости на планете Земля»

На планете Земля люди - гости,

Им немного отпущено жить.

Миллиарды лежат на погосте,

Не дано им бессмертными быть.

Но гостить надо тихо, спокойно,

И хозяюшку Землю любить,

А у нас постоянные войны,

Все стараются Землю делить.


Катастрофы на нашей Земле:

Ураганы, трясенья, цунами,

Говорят - не живите во зле!

Лишь Добро пусть царит между Вами!

Постарайтесь понять это люди,

И увидишь тогда, человек -

Жизнь счастливой и радостной будет,

И подольше продлится твой век!

На этом наше мероприятие закончено. Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Поговорим о доброте"

Классный час  нравственного содержания в традиционном формате.Цель мероприятия:  развитие представлений учащихся о добре и зле,  воспитание стремления совершать добрые дела; развитие са...

Внеклассное мероприятие «Поговорим о дружбе!» для 3-4 классов

Способствовать формированию углубленного осмысления понятия "Дружба" и "Друг"....

Внеклассное мероприятие "Поговорим о дружбе"

Мероприятие  о дружбе для работы детей в группах...

сценарий внеклассного мероприятия "Поговорим о дружбе"

сценарий мероприятия "Поговорим о дружбе"...

Внеклассное мероприятие " Поговорим о дружбе "

Способствование углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей  перед друзьями, успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей ...

внеклассное мероприятие "Поговорим о вежливости"

В занятие включено: игры. различные ситуации, стихотворения, которое воспитывают вежливость .доброту и взаимоуважение....