Учебная программа по окружающему миру для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Хусаинова Инна Владимировна

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, с учетом основных задач развития образования в регионе согласно Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года, утверждённым распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 31 марта 2009 года № 116-рп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила

Хусаинова Инна Владимировна

 учитель начальных классов

 муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2»

Учебная программа по окружающему миру для 1 класса

Пояснительная записка

Происходящая в настоящий момент реформа общего образования Российской Федерации связана с введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС). ФГОС — это нормативный документ, который определяет три вида требований к основной образовательной программе образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию: требования к структуре программы, требования к результатам освоения программы — личностным, метапредметным и предметным; требования к условиям реализации программы. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают вариативность содержания основных образовательных программ, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, с учетом основных задач развития образования в регионе согласно Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года, утверждённым распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 31 марта 2009 года № 116-рп. Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны личностные, метапредметные и предметные требования к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов и указанием числа часов, отводимых на их изучение; требования к предметным результатам обучения; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников, материально-техническое обеспечение образовательного процесса и обеспечена УМК «Начальная школа XXI века» в который входят:

- Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 1 класс: учебник в 2 частях.

-Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса.

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Содержание курса охватывает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до соблюдения основ безопасности жизнедеятельности.
        Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики. Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении.
Дидактический акцент делается на развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, их творческих возможностей, умение нестандартно оценивать факты и явления действительности. Хорошо разработанный методический аппарат позволяет реализовать принципы системно-деятельностного подхода.

В 1 классе  изучается тема «Человек и природа», которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся знакомятся с сезонными изменениями в природе, разнообразием животного и растительного мира. В разделе «Правила безопасной жизни» углубляются знания детей о режиме дня, правильном питании, важности и необходимости закаливания, занятий спортом. Раздел «Человек и общество» знакомит с символикой России, ее гимном, флагом, государственными праздниками. Расширяет знания обучающихся о родном крае. Предусматривается использование современных учебных материалов для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные тексты, выдержки из документов для анализа, задания для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для проектной деятельности, рефератов и обсуждений, предметный словарь.

Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении. Как и большинство учебников, созданных в концепции развивающего образования, учебник рассчитан на использование проблемно-диалогической технологии освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем. На этапе открытия нового знания проблемно-диалогическая технология активно дополняется технологией продуктивного чтения, требующая изучающего чтения. На последующих этапах урока используется технология оценивания учебных успехов, определяющая оценку на основе алгоритма самооценивания.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение  мира  в его важнейших взаимосвязях.

Цели изучения окружающего мира в начальной школе

Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

- преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственного отношения к ней;

- формирование у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете;

-приобретение определённых умений, позволяющих им участвовать в практической деятельности по охране природы;

- формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей;

- воспитание любви к своему городу, Родине;

- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

- создание условий для развития у учащихся  познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается с 1-го класса. За 33 учебные недели в 1 классе выдается  66 часов (2 часа в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

· осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

· осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

· установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

· способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

· способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

· умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

В процессе обучения используются следующие современные оценочные средства: диагностика сформированности у обучающихся целеполагания, диагностика сформированности метапредметных результатов, диагностика сформированности самоконтроля и самооценки [91]. https://fs08.infourok.ru/file/10b3-000037c2-91a8e167.docx 

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

1 класс (66 часов)

Тема I. Человек и природа (49 часов)

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

      Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

     Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц).

Тема II. Человек и общество (12 часов)

Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Транспорт.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации — глава государства. Праздник в жизни общества. Москва — столица России.

Родной край — частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

Тема III. Правила безопасной жизни (5 часов)

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. Физическая     культура,     закаливание. Номера телефонов экстренной помощи.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах. Правила дорожного движения. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе в разное время года.

Тематическое планирование курса «Окружающий мир»

Тема

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия

Дата

Человек и природа

1-2. Нас окружает удивительный мир.

Ориентироваться в здании школы, на территории, прилегающей к школе.

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Правила безопасной жизни

3-4. Мы – школьники.

Правила поведения.

Знать своё полное имя, домашний адрес и правила поведения в школе.

Следовать установленным правилам в планировании.

Человек и природа

5-6. Сентябрь – первый месяц осени.

Знать названия времен года, различать времена года.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Человек и природа

7. Грибная пора.

Знать названия грибов, различать их.

Выражать личное восприятие мира.

Человек и общество

8-9. Семья.

Знать членов своей семьи, различать основные нравственно-этические понятия.

Определять с помощью терминов свое отношение.

Человек и общество

10-11. Любимые занятия.

Составлять рассказ о своей семье.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Человек и природа

12. Как из зерна получилась булка.

Знать названия профессий, связанных с сельским хозяйством.

Оценивать результаты труда.

Человек и природа

13. Человек и домашние животные.

Оценивать результат своей и чужой работы, отношение к ней.

Выполнять задания в соответствии с целью.

Человек и природа

14-15. Октябрь уж наступил.

Знать сезонные явления природы.

Ставить новые учебные задачи.

Человек и общество

16. Где ты живешь?

Знать различия города, села.

Осознавать личное отношение к Родине.

Правила безопасной жизни

17. Правила поведения на дорогах.

Различать знаки светофора.

Ставить, формулировать и решать проблемы.

Человек и общество

18-19. Все профессии важны.

Знать профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью.

Осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Человек и природа

20-22. Что такое здоровье?

Знать предметы личной гигиены.

Выполнять действие по заданному образцу, правилу.

Человек и природа

23-24. О режиме дня. О времени и часах.

Соблюдать режим дня.

Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Правила безопасной жизни

25. Игры-соревнования на ловкость, быстроту.

Знать о преимуществе закаливающих процедур.

Оценивать результаты труда.

Человек и природа

26. Ноябрь – зиме родной брат.

Знать названия времен года, животных.

Учитывать правила в планировании.

Человек и природа

27-30. Дикие животные и птицы.

Уметь различать животных и птиц, объединять их в группы.

Оценивать правильность выполнения действия.

Человек и природа

31-34. Родной край.

Промежуточная диагностика.

Называть основные учреждения быта, образования, культуры.

Осознавать свою этническую принадлежность.

Человек и природа

35-37. Зима. Опыты с водой.

Различать состояние воды.

Выражать личное восприятие мира.

Человек и общество

38-40. Поиграем: принимаем гостей. Новогодний праздник.

Рассказать новогоднюю историю.

Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Человек и природа

41. Январь – году начало. Хвойные деревья.

Знать виды деревьев родного края, сезонные изменения в природе.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Человек и общество

42-44. Наша страна – Россия.

Знать свою страну, главный город страны; символику РФ; чем богата и знаменита родная страна.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Человек и общество

45. Народная сказка.

Выразительно читать фольклорные произведения.

Выражать личное восприятие мира.

Человек и природа

46. Февраль – месяц метелей и вьюг.

Знать о питании, передвижении зверей, из жизни в зимний период.

Проявлять ценностное отношение к природному миру.

Человек и природа

47-48. Звери, или млекопитающие – отдельный класс позвоночных животных.

Знать отличия в питании и передвижении зверей разных видов.

Использовать общие приемы решения задач.

Человек и природа

49-50. Мы – граждане России.

Знать основные права и обязанности гражданина России.

Ставить, формулировать и решать проблемы.

Человек и природа

51-52.  Март-капельник.

Знать об изменениях в природе весной.

Учитывать правила в планировании.

Человек и природа

53-56. Здоровая пища. Закаливание.

Знать правила здорового образа жизни (ЗОЖ).

Составлять план и последовательность действий.

Человек и природа

57-60. Звуки весны: апрель. Весенние работы.

Рассказывать о весенних работах людей на полях, в садах, парках.

Выражать позитивное отношение к живой природе.

Человек и природа

61. Кто работает на транспорте.

 

Знать виды транспортных средств и профессии людей.

Оценивать результаты труда.

Человек и природа

62. День космонавтики.  

Называть важные события общественной жизни.

Осознавать ответственность человека за общее благополучие.

Человек и природа

63-65. Май. Жизнь земноводных весной. Итоговая диагностика.

Знать отличительные признаки живого и неживого.

Проявлять готовность и способность к саморазвитию.

Правила безопасной жизни

66. Скоро лето. Ты – пешеход. Ты и здоровье.

Знать правила поведения в опасных для жизни ситуациях.

Самостоятельно выделять и формулировать цель.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наглядные пособия по курсу «Окружающий мир»

Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 1 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011

Окружающий мир: 1 класс: методическое пособие для учителя.

  1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М: Вентана-Граф, 2011.
  1. Гербарии, муляжи

Интернет-ресурсы

Окружающий мир - УМК «Начальная школа 21 век»

https://sites.google.com/site/umknacalnaaskola21vek/home/okruzausij-mir

Права человека в России — http://www.hro.org/

ЮНЕСКО «Информация для всех» в России — http://www.ifap.ru

Права ребенка — твои права. Информационно-правовой ресурс для детей — http://www.pravadetey.ru

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны называть/знать:

  • своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
  • основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
  • основные правила здорового образа жизни;
  • основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);
  • основные условия благополучной жизни растений и животных;
  • профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
  • основные достопримечательности родного города и столицы России.

Уметь различать (сопоставлять):

  • знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
  • основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание);
  • различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
  • времена года;
  • животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
  • произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • выполнять режим своего дня;
  • определять время по часам с точностью до часа;
  • подготавливать свое учебное место к работе;
  • оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
  • выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
  • ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
  • выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
  • составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);

2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897;

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

4. Концепция развития образования ХМАО-Югры до 2020г.;

5. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

6. Примерные программы по учебным предметам. Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. Программа: 1-4 / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012;

7. Окружающий мир: 1 класс: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012. -240с.: ил. -  (Начальная школа XXI века);

8. Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. 1 класс: учебник в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Учитель_______________________/ И.В. Хусаинова /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по окружающему миру 3 класс (Школа 2100)

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской учебной программы  Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая учебная программа по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

Представлена рабочая программа по окружающему миру   для 4 класса (УМК "Гармония"),  занимающегося  по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. В...

Рабочая программа По Окружающему миру 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая учебная программа по окружающему миру 4 класс Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимова для УМК системы «Перспективная начальная школа»

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образо...