Урок окружающего мира "Отчего мы иногда болеем"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира "Отчего мы иногда болеем" Вахрушев. ОНЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchego_my_inogda_boleem.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

имени героя России Ф.Г. Гануса №72

Урок открытия новых знаний

по окружающему миру

в 4 классе

на тему:

«Отчего мы иногда болеем»

Учитель: Плетнева С.А.

Липецк  2013 г.

I.  Самоопределение к деятельности.

- Поприветствуйте гостей. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.

«Здоровье и счастье не живут друг без друга».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- О чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье: родители и дети)

- Когда семья счастлива? (когда в семье всё хорошо, все здоровы и счастливы)

- Хотите продолжить разговор о счастье, конечно же, о здоровье, без которого счастья, наверное, и не бывает? (да, конечно)

II. Актуализация знаний.

1) Беседа. Проверка домашнего задания.

- В чём сходство и в чём отличие семьи человека от семьи животных?

- Чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье?

- Откройте тетрадь с. 21. Что вы нарисовали, выполняя № 1?

2) Выполняя № 2, вы определили, какие черты вы цените в своих друзьях.

- Заполним кроссворд и расшифруем слово.

Какие черты и качества необходимы мужчине и женщине для благополучия и счастья в семье? Поможет нам словарь Ожегова.

1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта.

2. Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость. Храбрость. 

3. Смелое поведение, решимость. Смелость.

4. Храбрость, присутствие духа в опасности. Мужество.

5. Расчётливость, соблюдение во всём экономии, забота о своём хозяйстве.

Хозяйственность.

6. Ласковый, исполненный любви, приятный, тонкий. Нежность.

7. Проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный. Честность.

- Слово БОЛЕЗНЬ.

- Что такое болезнь?

- В словаре толкуется так, болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма.

- Как вы считаете, будут ли счастливы члены семьи, если кто-то из домочадцев болен?

3)

- Что защищает нас от трений, лёгких ударов, уколов, перегрева? (кожа)

- Вспомните, как называли кожу? («пограничник» организма, природная одежда).

- Что составляет внутреннюю среду организма? (кровь)

- Какие, известные нам, живые клетки содержатся в крови? (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластины)

- Какие  из них защищают организм изнутри? (белые кровяные клетки, сами погибают)

- Зададим себе вопрос: «Почему болеют люди? Что их так несчастных губит?» (кожа, кровь не справляется с болезнями)

- В принципе мы ответили на этот вопрос, но можем ли мы определить точные рамки, границы? (нет)

III. Выявление места и причины затруднения.

- На какой вопрос мы должны были ответить? (почему болеют люди?)

- Что защищает и борется с болезнями в нашем организме? (кожа, кровь)

- Так почему же люди всё таки болеют? ( нам надо более широко рассмотреть этот вопрос)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Поставьте перед собой цель ( выяснить причину, признаки болезни, правила, которые необходимо соблюдать, чтобы скорее вылечиться)

- Сформулируйте тему. ( Отчего мы иногда болеем?)

Открыть тему.

- Составим план по опорным словам.

План.

- Что такое болезнь мы выяснили? ( да, это-…)

- А причины её появления? (нет)

1. В чём причина болезни.

- Можем ли мы, не являясь врачами, определить, что человек болен? (да, по признакам)

 2. Признаки проявления болезни.

- Нередко, человек испытывает слабое недомогание. О чём необходимо знать каждому?

3. Как помочь организму выздороветь?

- Кто из вас болел ветрянкой? Сколько раз ей можно заболеть? (один)

4. Болезни, которыми болеют один раз.

- Если кто-то серьёзно заболел, что грозит человеку, который находится рядом? (тоже заболеть)

- Что необходимо соблюдать?

5. Правила для того, чтобы реже болеть.

6. Я добавлю вопрос, о котором необходимо поговорить.

Болезни цивилизации. Итак, приступим.

V. Реализация построенного проекта.

Работаем по плану.

1. В чём причина болезни? Чтобы ответить, надо выявить болезнь.

                                             Болезнь

                          Травма               Болезнетворные микроорганизмы

                                                     

                                                простейшие         бактерии            вирусы

- Чтение с. 54 1 и 2 абзац

- Чтение с. 55 1 и 2 абзац.

                                                  Причина

  нападает много микробов                         организм ослаблен

  1) общение с больным                               1) из-за переохлаждения

2) слишком много вокруг людей                2) во время или после болезни

(автобусы, массовые мероприятия)

3) вирусные возбудители

2. Работа в группах.

1) Первая группа.

                                       П Р И З Н А К И

сердце бьётся  чаще дыхание  t  озноб  боль  вялость  бледность    краснота

сильнее                                                                                                     кожи

2) Вторая группа.  

                                           П О М О Щ Ь

 

чай с малиной/лимоном   постельный режим   врач    лекарства

3) Третья группа.

                                   ОДИН РАЗ, НО БОЛЕЮТ

корь       ветрянка        краснуха     дифтерит        скарлатина            прививка

                                          ИММУНИТЕТ

                          (невосприимчивость к инфекции)

4) Четвёртая группа.

                                              П Р А В И Л А

 Личная гигиена    подвижный образ жизни       отдых      свежий воздух

5) Пятая группа.

                                   

                           БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

            эпидемии                               аллергия, диатез, рак, СПИД, инфаркт

(чума, тиф, холера)

- Итак, мы выяснили, почему люди болеют? (Много микробов, организм ослаблен)

- Что нужно знать, чтобы скорее выздороветь? (причины, правила, помощь)

- Справились? (да)

- Проверим с выводом в учебнике с. 57.

VI. Первичное закрепление.

- Что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить новый материал? (закрепить)

- Вопросы - с. 57 (1-5, 7,8, 10)

VII. Самостоятельная работа.

- Полученные знания помогут выполнить самостоятельную работу. Готовы?

Тетрадь с. 22 № 1, 2, 3, 6

- Самопроверка.

- У кого 4 + ? Умницы

- У кого есть ошибки? В чём причина?

VIII. Включение в деятельность.

- Где пригодятся нам полученные знания?

1) Тетрадь с. 22 № 5 по рисункам.

2) Анкета (внизу ставьте + или - )

1. У меня часто болит голова.

2. У меня часто бывает насморк.

3. У меня больные зубы.

4. Иногда у меня болит ухо.

5. У меня нередко болит горло.

6. Каждый год я болею гриппом.

7. Иногда меня тошнит.

8. Некоторые лекарства и продукты вызывают аллергию.

9. Ко мне легко «прилипают» всякие болезни.

- Чего больше + или - ? Сделайте вывод: здоровы ли вы. Необходимо следовать правилам, которые мы определили, чтобы реже болеть.

IX. Рефлексия.

- Какой вопрос нас поставил в трудное положение?

- Почему мы не смогли ответить на него?

- Что вам понравилось на уроке?

- Как оцените работу класса?

- Как оцените свою работу?

- Домашнее задание: с. 54-57 вопросы, тетрадь – по желанию доделать.

Творческая работа: тетрадь с. 66 составить проект «Как помочь младшим членам семьи» или « Помощь другу».

- Вернёмся к пословице. Почему же семья, о которой мы говорили, не может быть счастлива, если кто-то болен. Счастье и здоровье не живут отдельно. Чтобы радости прибавилось, окружим нашу молодую семью цветами, но разными: красными, жёлтыми, зелёными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру: Отчего мы иногда болеем. А.И.Куприн "Слон"

Интегрированный урок познакомит детей с новыми понятиями: инфекционные заболевания, иммунитет, возбудители болезни, эпидемии. Используя литературное произведение,  учащиеся узнают о психическом з...

Окружающий мир "Отчего мы иногда болеем" 4 класс

Люди часто болееют. Дети должны знать причины заболеваний и уметь вовремя помочь своему организму....

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Отчего мы иногда болеем".

Цели:формировать представление об инфекционных заболеваниях;выяснить способы заражения и лечения инфекций;развивать понятия о здоровом образе жизни;формировать умение устанавливать причинно-следственн...

Фрагмент урока в 4 классе по окружающему миру на тему: "Отчего мы иногда болеем"

Данный фрагмент знакомит учащихся с видами и профилактикой, причинами заболеваний....

Разработка урока окружающего мира "Отчего мы иногда болеем?" 4 класс Вахрушев

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Отчего мы иногда болеем?" по учебнику Вахрушева....

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру Тема Отчего мы иногда болеем?

УМК Школа 2100 4 класс Раздел Организм человека Тема Отчего мы иногда болеем?...