Начало Российской империи (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Герасимова Ирина Сергеевна

Сформировать представление о личности Петра 1,как о человеке осуществившем преобразования Российского государства. Развивать творческие и коммуникативные умения учащихся. Воспитывать интерес к прошлому России .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoria_4_klass_-_kopiya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Начало Российской империи»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: Сформировать представление о личности Петра 1,как о человеке осуществившем преобразования Российского государства. Развивать творческие и коммуникативные умения учащихся. Воспитывать интерес к прошлому России .

Планируемые результаты:

личностные:

  •  развивать устную речь;
  • развивать умение формулировать свои мысли
  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

метапредметные:

  • умение применять цели и задачи учебной деятельности;
  • умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

 предметные:

  • Сформировать у учащихся представление о выдающей личности.
  • Знать год принятия реформы, её суть, значение.
  • Уметь работать с книгой.

Понятия: император, империя, реформа.

Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс. Часть 2 /А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая ; презентация; таблички с датами; смайлики.

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Методы и приемы

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный

1

мин

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас снова! Садитесь пожалуйста.

Организовать на работу учащихся

Приветствуют учителя

К: настрой на урок, знакомство с учителем

2

Проверка выполнения домашнего задания

3-4

мин

 ІІ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Тест

АІ. Когда польские захватчики выступили против России?

1) в ХІ в. 3) в ХVІ в.

2)в ХІVв. 4)в ХVІІв.

А2. Где укрылись польские захватчики?

1) в Новгороде 3) в Москве

2) в Киеве 4) в Рязани

АЗ. Кто из русских людей призвал народ к сопротивлению врагам?

1) Иван Федоров 3) Иван Грозный

2) Дмитрий Донской 4) Козьма Минин

А4. Кто встал во главе русского войска?

1) Козьма Минин 3) Александр Невский

2) Дмитрий Пожарский 4) Иван Грозный

ВІ. Когда была одержана победа над поляками?

1) в 1612 г. З) в 1604 г.

2) в 1610г. 4) в 1613 г.

В2. Когда в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков?

1) 4 ноября 3) 12 июня

2) 23 февраля 4) 21 сентября

В3. Какой памятник воздвигнут на Красной площади в Москве?

1) Ивану Сусанину 3) Минину и Пожарскому

2) Дмитрию Донскому 4) народному ополчению

СІ. Какой подвиг, совершенный во время этой войны описывается в стихотворении К. Рылеева?

Все глуше и диче становится лес!

И вдруг пропадает тропинка пред ними:

И сосны и ели, ветвями густыми

Склонились угрюмо до самой земли,

Дебристую стену из сучьев сплели.

Вотще настороже тревожное ухо:

Всё в том захолустье и мёртво и глухо...

«Куда ты завел нас?›› - лях старый вскричал.

«Туда, куда нужно! - Сусанин сказал.

- Убейте! Замучьте! - моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!»

1) Козьмы Минина 3) Ивана Сусанина

2) Дмитрия Пожарского 4) Прокопия Ляпунова

С2. Как назвали те времена в истории?

1) монголотатарским игом

2) Смутным временем

3) возрождением

4) безвременьем

Ответы: А1-4, А2 - 3, А3-4, А4- 2, ВІ - 1, В2- 1, ВЗ - 3, С1 -3, С2 - 2.

Взаимопроверка по шаблону с ответами.

-Ребята, возьмите лист самооценки. Оцените свою работу при проверке домашнего задания.

Проверяет домашнее задание в форме теста.

Организует проверку теста.

Выполняют тест по теме прошлого урока на карточках.

Самопроверка по слайду.

Самооценка.

К: учитывать разные мнения.

П: строить речевые высказывания.

3

Постановка учебной задачи

Решение частных задач

Физминутка

Закрепление изученного материала.

10-15

мин

Прочитаем на слайде строчки А. С.Пушкина

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Догадались, о ком идет речь? Обоснуйте свой ответ.

- Кто видел памятник Петру І в Санкт-Петербурге? Тогда посмотрите на экран.

- Какие чувства он вызывает, как характеризует личность царя?

- Что вы знаете о Петре І? (Ответы учеников.)

- Попробуйте сформулировать название темы урока.

- Какие задачи поставите перед собой на этом уроке? (Ответы учащихся) Рассмотрите изображение слепка вверху страницы. Как вы думаете, чья ладонь здесь изображена?

Этот отпечаток в стальной форме хранится в Музее русского оружия в городе Туле.

Сегодня на уроке мы поговорим о великом царе - первом императоре.

Работа в группах - 6 (Учащиеся читают статью и отвечают на свои вопросы. После командир группы

отвечает у доски)

(Чтение статьи на с. 44-47.)

Группа1

- Какая обстановка была в нашей стране после событий Смутного времени?

- Какие задачи стояли перед первыми царями династии Романовых?

- Какие города были возвращены нам после выдворения польских захватчиков из страны?

Группа 2

- Кто привил маленькому царевичу любовь к знаниям?

- Какую книгу всегда носил с собой Петр?

- Какие образы запечатлелись в сердце Петра?

Группа 3

- Как вы думаете, о каких подвигах рассказывал Никита Зотов мальчику? Какие чувства вызывали у

царевича деяния этих правителей?

- Как вы понимаете словосочетание «потешная флотилия»?

Рассмотрите иллюстрации на с. 45. Как воплотилась мечта Петра І в жизнь?

Группа 4

- Какие науки изучал царь за границей? Для чего ему нужны были эти знания?

- Как он продолжил дело отца?

- Какие заводы были основаны по приказу царя?

Группа 5

- Какие города возводились на севере России?

- Почему преемники царя вызывали для обучения иностранных мастеров и ученых?

- Какие задачи ставил перед собой Петр І на будущее?

Группа 6

_ Как далось русскому народу воплощение плана царя по строительству Петербурга? Почему царю было

так важно построить город именно на этих землях?

- Почему столицей России царь сделал город Петербург? Что это символизирует?

- Какой титул принял в этом городе царь в 1721 г.?

Оцените свою работу в группе на листе самооценке.

1 Выполнение заданий в рабочей тетради стр. 25 №2

Оцените свою работу в тетради на листе самооценке.

2. Работа по учебнику

(Учащиеся работают по рубрике «Обсудим» на с. 47: учитель читает вступление к поэме, учащиеся

отвечают на вопросы. Далее работа ведется по рубрике «Подумаем!»)

Фронтальный опрос

- Во сколько лет Петр был провозглашен царем? (В І0лет.)

- Как назывался его игровой полк? (Потешный)

- Что дала Петру І эта игра? (Игра переросла в серьёзное увлечение Петра военными науками.)

- Чем отличался Петр І от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигал

сам премудрости корабельного дела.)

- Каковы главные черты характера Петра І? (Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учила: всю

жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле.)

- Какие дела Петра І вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли

новые города, началось тесное общение со стонами Европы.)

- Какой город был заложен на Неве? (Петербург)

- С каким именем Петр І вошел в историю России? (Петр Великий.)

- Какие чувства воспитал в царевиче его учитель Никита Зотов?

- Какие черты характера Петра І помогли осуществить его замыслы?

- Как современники и потомки оценили выдающиеся заслуги царя перед Россией?

- Как стала называться наша страна при Петре І?

Подводит к теме урока

Словесный  метод

Задает вопросы

Словесный, объяснение.

Организует работу в группах

Наглядный, иллюстрация

Практический

Словесный

Практический

 Организует проверку в группах.

Объяснение задания из РТ.

Работа по рубрике «Обсудим»

Задает вопросы

Размышляют.

Называют тему урока

Ставят задачи урока

Отвечают на вопросы.

Работать с текстом учебника

Отвечать на вопросы

Работать с текстом учебника

Отвечать на вопрсы

Заполняют лист самооценки

Работать в рабочей тетради

Обсуждают. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: целеполагание

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

П: осуществлять поиск необходимой информации

П: строить речевое высказывание

П: структурирование знаний  

Итог урока

Рефлексия

Информация о д/з

- Ребята, как вы считаете, вы своей цели достигли? (Ответы учащихся)

- Кому бы вы сказали сегодня «спасибо» за работу.

Оцените свою работу на листе самооценке.

Поставьте на листе самооценки себе оценку за урок.

VІІ. Рефлексия

- Мы очень хорошо с вами потрудились, наше путешествие подошло к концу.

- Предлагаю вам подвести итог нашего урока. Перед вами 3 предмета: корзина, мясорубка и чемодан.

Выберите свой предмет.

1. Информация, полученная на уроке, мною усвоена в полном объёме и пригодится в дальнейшем

обучении – чемодан.

2. Информация, полученная на уроке, усвоена не полностью и мне требуется время, чтобы всё ещё раз

проработать – мясорубка.

3. Информация, полученная на уроке, мне не нужна – корзина.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать статью на с. 44-47; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 47.

2, Рабочая тетрадь: М: 1, с. 24.

3. Дополнительное задание: рассказать о преобразованиях в своем крае в эпоху Петра І.

Подводит итог

Словесный

Инструктирует учащихся

Информирует о дз

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Записывают дз

Р: сохраняют учебную задачу

Л: чувство прекрасного после знакомства с культурой

Р: выполнять действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории 4 класс.Начало Российской Империи». Перспектива- 4 класс.

Тема урока: «Начало Российской Империи». Перспектива- 4 класс.Цель:  сформировать представление о Петре I,  о строительстве Санкт- Петербурга, умение сравнивать. Планируемые...

Тест по окружающему миру по теме «Начало Российской империи» 4 класс

Тест по окружающему миру по теме "Начало  Российской империи" 4 класс...

Тест по окружающему миру 4 класс "Начало Российской империи"

Тест по окружающему миру. Тема «Начало Российской империи»...

Тест по окружиющему миру "Начало Российской империи", 4 класс.

Проверочный тетст по окружающему миру. 4 класс. УМК "Перспектива"...

Окружающий мир. Начало Российской империи. 4 класс

Тема: НАЧАЛО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИЦели деятельности учителя: раскрытие значений понятий «империя», «император», «реформа»; формирование знаний о Петре I; воспитыв...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Начало Российской империи" 4 класс

Этап  1МОТИВАЦИЯ Эмоциональный настрой на урок.«Вот опять звенит звонок –Приглашает на урок.Начинаем мы опятьПо истории шагать».Мы продолжаем путешествие по Реке времени ро...