окружающий мир, Тема урока. Старинные и современные средства письма, счета, связи.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Баширова Ануца Фанусовна

Цель урока: создать условия для знакомства с историей развития  старинных и современных средств письма, счета, связи.

Задачи:

Образовательная:  познакомить со  старинными и современными средствами  письма, счета и связи, формировать умение работать с текстовой информацией, представленной в различных видах.                                                                              

Развивающая:  способствовать развитию познавательного исторического мышления, умение анализировать исторические экспонаты.

 Воспитательная: воспитывать интерес  к истории предков и бережному отношению к старинным вещам.

Оборудование: дощечка,  бумага, книга, газета, журнал, электронная книга, компьютер, палочки, камни, счеты, калькулятор, телефон, почтовые голуби (картинка), костер (картинка), колокола (картинка), маяк (картинка), Сигнальные башни (картинка), письмо, радио, телевидение, интернет, голубые флажки, телеграфный ключ, флажковая азбука, карточки с заданиями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_bashirova_a.f.docx385.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Старинные и современные средства письма, счета, связи.                      

Форма проведения: фронтальная,  индивидуальная.                                                      

Цель урока: создать условия для знакомства с историей развития  старинных и современных средств письма, счета, связи.

Задачи:

Образовательная:  познакомить со  старинными и современными средствами  письма, счета и связи, формировать умение работать с текстовой информацией, представленной в различных видах.                                                                              

Развивающая:  способствовать развитию познавательного исторического мышления, умение анализировать исторические экспонаты.

 Воспитательная: воспитывать интерес  к истории предков и бережному отношению к старинным вещам.

Оборудование: дощечка,  бумага, книга, газета, журнал, электронная книга, компьютер, палочки, камни, счеты, калькулятор, телефон, почтовые голуби (картинка), костер (картинка), колокола (картинка), маяк (картинка), Сигнальные башни (картинка), письмо, радио, телевидение, интернет, голубые флажки, телеграфный ключ, флажковая азбука, карточки с заданиями.

Формируемые УУД:

Личностные УУД : действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Коммуникативные УУД: распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; преобразование информации из одной формы в другую; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного стилей.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный момент

Проверка домашнего задания

Определение темы урока

Работа по теме урока

Физминутка

Работа по теме урока

Подведение итогов урока

Рефлексия учебной деятельности

Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

Чем мы занимались на последних уроках окружающего мира?

Что вы уже знаете о музеях?

Сейчас мы это проверим.

Сегодня у нас есть уникальный шанс побывать еще в одном зале музея. А какого?

Посмотрите на экспонаты этой выставки.

-Что вы видите в первой ее части?

-Какие экспонаты представлены на второй  «витрине»?

-Что еще есть на нашей выставке?

Как бы вы назвали нашу выставку?

А как вы думаете для чего это использовали?

 Давайте поставим цель экскурсии!

Сегодня каждый из вас побывает не только в роли посетителя музея, но и в роли экскурсовода, т.к. вы готовили  презентацию того или иного музейного экспоната.

-Но прежде чем начать, давайте вспомним правила поведения в музее.

- Скажите, а какого экскурсовода  интереснее слушать?

Давайте учтем это в наших выступлениях. А в конце урока выявим лучшего «экскурсовода»

- Приятной, вам, экскурсии!

По ходу экскурсии предметы выставляются в ряд.

  1. Старинные средства письма:

Считается, что письменность появилась в конце IV тысячелетия до н.э. в Шумере. Немногим позже письмо стали использовать египтяне, а к 2000 году до н.э. оно появилось в Китае. Развитие письменности происходило по следующей схеме: в начале смысл определенных понятий или процессов передавался с помощью рисунка, потом появились иероглифы и, наконец, в I тысячелетии до н.э. финикийцы придумали алфавит.

- Много ли времени уходило на изготовление такого произведения?

- Почему они ушли из жизни?

Первый русский печатник: Иван Федоров , первая книга «Апостол» напечатанная на печатном дворе в Москве.

- Что пришло вместо них? Какие сегодня есть средства письма?

2.Современные средства письма:

- В чем отличие современных и старинных средств письма?                                                                                 - А на каких уроках мы учимся письму? А чему мы еще учимся в школе? А как вы думаете в древности нашим предкам где не будь могли пригодиться навыки счета?   3. Старинные средства счета:

- А вы знаете что таблицу умножения придумал  Пифагор примерно в таком же виде, каком мы ее находим на обложках ученических тетрадей, появилось в VI - V вв. до н. э.. И мы до сих пор им пользуемся и в жизни это очень пригодится.

- Как вы думаете, почему они ушли из жизни?

- А какие средства сета мы используем?

Мы хлопаем в ладоши: хлоп, хлоп
(хлопки над головой).
Мы топаем ногами: топ, топ
(высоко поднимаем колени),
Качаем головой
(головой вперед назад подвигать).
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить),
Мы низко приседаем и прямо мы встаем

4.Современные средства счета:

- А как мы связываемся сегодня с другими странами, людьми, дальними родственниками?

5. Современные средства связи:

- А как вы думаете как же раньше люди связывались между собой, ведь не было ни телефонов, ни интернета?

6.  Старинные средства связи:

Посмотрите! У нас остались еще не рассмотренные экспонаты. Давайте познакомимся и с ними!

-Для чего они нужны?

-К какой группе экспонатов отнесем эти?

Ребята, оказывается на флоте и сейчас пользуется этими предметами, хотя и очень редко.

- Давайте узнаем о них как можно больше и даже поучимся их использовать.

Флажковая азбука ( Флаги международного свода сигналов)

К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно.
В начале XIX века усилиями Фредерика Марриата был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота". Система состояла из 15 флагов и вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Система использовалась только британцами.
Нынче Международный свод сигналов содержит 26 буквенных флагов, 10 цифровых и 3 заменяющих. Для передачи сообщения находят соответствующий текст в своде сигналов, записывают стоящие напротив его сигнальные сочетания флагов, набирают их из сигнальных флагов и поднимают. Сигнальщик на принимающем судне, записав эти сочетания, находит их значения в сводах сигналов.
Дальность флажной сигнализации при хорошей видимости достигает 4-5 миль.

        http://school31nk.ucoz.ru/_si/0/s40283178.jpg

        

        

- Разгадайте послание! http://lyceum1.perm.ru/goldmouse/all_im/14_1_2.gif

Только смелым покоряются моря.

Долго, т.к. постоянно нужно обращаться к таблице.

Нужно выучить обозначения.

Азбука Морзе –  способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью двоичных сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек». Используется телеграфный ключ.

Азбука Морзе

- А хотите ли вы как моряки понять что  я скажу с помощью флажков?

Семафорная азбука  составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Азбука Морзе

Вы узнали как пользоваться морскими средствами связи. Для закрепления предлагаю в парах расшифровать морские послания.

1. Рисунок 2

2.

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/10_2.jpg?rand=30600633569174

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/14_2.jpg?rand=17112974506949

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/16_2.jpg?rand=67410812179228

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/01_2.jpg?rand=91212959062580

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/02_2.jpg?rand=85927449570585

 http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/11_2.jpg?rand=29533243059256       

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/26_2.jpg?rand=171309535678868

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/13_2.jpg?rand=103353770306862

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/01_2.jpg?rand=91212959062580

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/23_2.jpg?rand=69354657116853

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/09_2.jpg?rand=74884641545997

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/13_2.jpg?rand=103353770306862

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/01_2.jpg?rand=91212959062580

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/06_2.jpg?rand=14537881386254

http://nkozlov.ru/upload/images/0603/0603270958140.jpg

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/17_2.jpg?rand=137262253375460

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/29_2.jpg?rand=13953425291186

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/17_2.jpg?rand=137262253375460

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/09_2.jpg?rand=74884641545997

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/12_2.jpg?rand=67762476084634

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/06_2.jpg?rand=14537881386254

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/13_2.jpg?rand=103353770306862

http://gardemarin34.narod2.ru/flazhkovaya_azbuka/09_2.jpg?rand=74884641545997

- Я вам продемонстрирую слово, а вы разгадайте его, пользуясь кодовой таблицей.

Показывает. ПОБЕДА

- А почему именно это слово я вам загадала?

- А кто главный в этот день?

- А кто это?

Очень важно уделить внимание ветеранам на кануне этого праздника.

- А помните ребята мы учились писать письма на уроках русского языка? И ваши слова благодарности?

-Давайте отправим им эти послания.

Проверка.

- Молодцы!

Вернемся к нашей выставке.

-Как называется наша выставка?

-Какова была цель экскурсии?

- Смогли достичь цели?

- Как вы думаете остановится ли на этом развитие средств письма, счета, связи? Почему?

- Все ли средства письма, счета и связи можно увидеть сейчас в музее?

 - Кто из экскурсоводов вам понравился больше всего? Почему?

-Скажите, а что бы еще, хотелось узнать о старинных или современных вещах представленных на выставке?

- Какое домашнее задание тогда можно организовать?

- Я вам предлагаю написать мне  телеграммы и сбросить в наш почтовый ящик.

Исторического, т.к. на выставке представлены предметы старины.

Средства письма современные и старинные.

Старинные и современные средства счета.

 Средства связи современные и старинные.

Старинные и современные средства письма, счета, связи.

Познакомиться с выставкой  и сравнить старинные и современные средства связи, письма и счета.

Внимательно слушать экскурсовода, не перебивать. Не трогать экспонаты без разрешения работников музея.

Интереснее слушать  экскурсовода, который увлеченно и заинтересованно рассказывает.

В течении многих лет наши предки искали материал для письма.

Дощечка (Раньше в Греции писали на дощечках залитых воском с помощью палочки)

Папирус (Изготавливался из растения – папируса, его стебли разрезали на тонкие полоски. Затем склеивались, гладились, сушились на солнце и сворачивались в трубку)

Береста – это березовая кора. Ее использовали славяне. Сначала на ней писали грамоты, а затем и книги. Писали на бересте костяным или железным писалом.

Бумага (Придумали в Китае. Для изготовления бумаги используют деревья: ель, сосну, пихту, осину)

Книга рукописная  Рукописи ценились очень высоко. В них вкладывалось очень много труда и дорогостоящих материалов: хорошо выделанный тонкий пергамен, золото и привозимые из Византии дорогие краски; доски, которые служили рукописи переплетом помещали в оклад из драгоценных металлов, украшенный драгоценными камнями и высокохудожественными эмалями. Книга была настоящим произведением искусства!

Да, много.

Неудобны и неэкономичны в использовании.

Газе́та — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием. Газету можно читать  в любом месте; читателем её может стать любой человек; газеты делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные.

 Журнал – печатное полноцветное издание. 

Книга – один из видов печатной продукции. Источник знаний.

Электронная книга – книга содержащая информацию обычной книги, но представленную в цифровом формате и размещённой на электронном носителе.

Компьютер имеет специальные программы для письма, обработки и хранения данных.

Современные средства письма удобны, компактны

На уроках русского языка.

Математике.

Да….

Палочки, камни (Подсчет общего количества. Неудобно т.к. может быть большое количество)

Пальцы + Римские цифры ( Пальцы использовали для счета, но их мало. Древние римляне упростили запись, изобразив число 5 в виде раскрытой ладони, число 10 в виде скрещенных рук)

Абак – это счетная дощечка  с передвигающимися в ее углублениях "косточками".

Счеты – рама с нанизанными на спицы костяшками.

Арифмометр настольная механическая вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также для сложения и вычитания.

Появились предметы более удобные в использовании.

Калькулятор - электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами

Компьютер  встроенный калькулятор.

Телефон  встроенный калькулятор.

Телефон прибор для передачи на расстояние звуков и в частности человеческой речи

Радио – беспроводная односторонняя связь.

Телевидение – передача зрительной информации.

Интернет всемирная система объединённых компьютерных сетей. Возможна связь с любым компьютером планеты подключенным к интернету.

Почтовые голуби для передачи посланий. Голубей специально разводили, учили, кормили и ухаживали за ними.

Бутылка в море (Из бутылок, выловленных в море, люди узнавали о судьбах кораблей, их экипажей. Узнавали, увы, зачастую с очень большим опозданием)

Костер Исторически первым средством световой сигнализации, естественно, были костры. Они могли сигнализировать о нападении, об опасности и другом.

Колокола Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля

Судовой колокол. Рында. Его сигнал оповещал о приближении корабля в условиях плохой видимости, его звон объявлял тревогу или общий сбор по приказу капитана. Получалось, что вся жизнь на корабле определялась по его ударам.

Сигнальные башни(Зажигали факела на вершине)

Маяки -  высокое сооружение в гавани или на опасных местах прибрежья, на котором помещают сильный источник света для указания дороги судам

Письмо знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени

Синие флажки

Алфавит с флагами

Для связи моряков.

К старинным средствам связи.

  1. Бороться и искать найти и не сдаваться.

      2.Корабль начинается с имени

Потому что скоро День Победы.

Ветераны- это люди которые участвовали на войне.

Кто ими пользовался, как и зачем. Историю происхождения вещей…

Составить более полную характеристику заинтересовавшего предмета (проект)

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности; Коммуникативные УУД: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, темы. Регулятивные УУД: планирование — определение последовательности промежуточ- ных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД: распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; преобразование информации из одной формы в другую; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного стилей. Регулятивные УУД: планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Личностные УУД: действие нравственного оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД: адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

Старинные и современные средства письма, счета, связи

Урок окружающего мира во 2 классеУМК "Гармония"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: Старинная женская одежда

Открытый урок по теме "Старинная женская работа"...

Открытый урок, проведённый во время единой методической недели по теме "Современные образовательные технологии: осознанный выбор".А. Плешаков. Окружающий мир. Тема урока: "На что похожа наша планета"

Тема: "На что похожа наша планета". Цели:научить доказывать выдвигаемые предположения о шарообразности Земли; продолжить обучение моделированию; развивать наблюдательность; воспитывать береж...