Старинные и современные средства письма, счета, связи
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Матвеева (Некрасова) Екатерина Владимировна

Урок окружающего мира во 2 классе

УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo_2.docx561 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 – «В» классе разработала учитель                                МБОУ Архангельская СОШ «Соловецких юнг» Некрасова Екатерина Владимировна

Тема урока. Старинные и современные средства письма, счета, связи.                      Форма проведения: фронтальная,  индивидуальная.                                                      Цель урока: создать условия для знакомства с историей развития  старинных и современных средств письма, счета, связи.                                                                                                                      Задачи.                                                                                                                   Образовательная:  создать условия для презентации и знакомства со  старинными и современными средствами  письма, счета и связи.                                                                               Развивающая:  способствовать развитию интереса к старинным вещам и к истории в целом.                                                                                                                    Воспитательная: воспитывать интерес  к истории предков и бережному отношению к старинным вещам.

Оборудование: дощечка, папирус, бумага, книга, газета, журнал, электронная книга, компьютер, палочки, камни, абак, счеты, арифмометр, калькулятор, телефон, почтовые голуби (картинка), костер (картинка), колокола (картинка), маяк (картинка), Сигнальные башни (картинка), письмо, радио, телевидение, интернет, красные флажки, телеграфный ключ, флажковая азбука, карточки с заданиями.


Конспект урока

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.

Э

К

С

П

О

З

И

Ц

И

Я

 

Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

Чем мы занимались на последних уроках окружающего мира?

Что вы уже знаете о музеях?

Сегодня у нас есть уникальный шанс побывать еще в одном зале музея. А какого?

Путешествовали по залам музея.

В музеях хранятся: старинные предметы, современные достижения народа.

 Виды музеев: экологические, исторические, краеведческие, геологические, художественные, палеонтологические, политехнические.

Археолог- ученый изучающий древности. 

Исторического, т.к. на выставке представлены предметы старины. 

2.

П

Р

Е

З

Е

Н

Т

А

Ц

И

Я

Н

О

В

О

Г

О

Посмотрите на экспонаты этой выставки.

-Что вы видите в первой ее части?

-Какие экспонаты представлены на второй  «витрине»?

-Что еще есть на нашей выставке?

Как бы вы назвали нашу выставку?

 Давайте поставим цель экскурсии!

Сегодня каждый из вас побывает не только в роли посетителя музея, но и в роли экскурсовода, т.к. вы готовили  презентацию того или иного музейного экспоната.

-Но прежде чем начать, давайте вспомним правила поведения в музее.

- Скажите, а какого экскурсовода  интереснее слушать?

Давайте учтем это в наших выступлениях. А в конце урока выявим лучшего «экскурсовода»

- Приятной, вам, экскурсии!

По ходу экскурсии предметы выставляются в ряд.

1. Старинные средства письма:

- Почему они ушли из жизни?

2.Современные средства письма:

- В чем отличие современных и старинных средств письма?

3. Старинные средства счета:

- Как вы думаете, почему они ушли из жизни?

4.Современные средства счета:

5.  Старинные средства связи:

6. Современные средства связи:

Посмотрите! У нас остались еще не рассмотренные экспонаты. Давайте познакомимся и с ними!

-Для чего они нужны?

-К какой группе экспонатов отнесем эти?

Ребята, оказывается на флоте и сейчас пользуется этими предметами, хотя и очень редко.

 

Средства письма современные и старинные.

Старинные и современные средства счета.

 Средства связи современные и старинные.

Старинные и современные средства письма, счета, связи.

Познакомиться с выставкой  и сравнить старинные и современные средства связи, письма и счета.

Внимательно слушать экскурсовода, не перебивать. Не трогать экспонаты без разрешения работников музея.

Интереснее слушать  экскурсовода, который увлеченно и заинтересованно рассказывает.

В течении многих лет наши предки искали материал для письма.

Дощечка (Раньше в Греции писали на дощечках залитых воском с помощью палочки)

Папирус (Изготавливался из растения – папируса, его стебли разрезали на тонкие полоски. Затем склеивались, гладились, сушились на солнце и сворачивались в трубку)

Береста – это березовая кора. Ее использовали славяне. Сначала на ней писали грамоты, а затем и книги. Писали на бересте костяным или железным писалом.

Бумага (Придумали в Китае. Для изготовления бумаги используют деревья: ель, сосну, пихту, осину)

Книга рукописная  Рукописи ценились очень высоко. В них вкладывалось очень много труда и дорогостоящих материалов: хорошо выделанный тонкий пергамен, золото и привозимые из Византии дорогие краски; доски, которые служили рукописи переплетом помещали в оклад из драгоценных металлов, украшенный драгоценными камнями и высокохудожественными эмалями. Книга была настоящим произведением искусства!

Первый русский печатник: Иван Федоров , первая книга «Апостол» напечатанная на печатном дворе в Москве.

Неудобны и неэкономичны в использовании.

Газе́та — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием. Газету можно читать  в любом месте; читателем её может стать любой человек; газеты делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные.

 Журнал – печатное полноцветное издание. 

Книга – один из видов печатной продукции. Источник знаний.

Электронная книга – книга содержащая информацию обычной книги, но представленную в цифровом формате и размещённой на электронном носителе.

Компьютер имеет специальные программы для письма, обработки и хранения данных.

Современные средства письма удобны, компактны.

Палочки, камни (Подсчет общего количества. Неудобно т.к. может быть большое количество)

Пальцы + Римские цифры ( Пальцы использовали для счета, но их мало. Древние римляне упростили запись, изобразив число 5 в виде раскрытой ладони, число 10 в виде скрещенных рук)

Абак – это счетная дощечка  с передвигающимися в ее углублениях "косточками".

Счеты – рама с нанизанными на спицы костяшками.

Арифмометр настольная механическая вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также для сложения и вычитания.

Появились предметы более удобные в использовании.

Калькулятор - электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами

Компьютер  встроенный калькулятор.

Телефон  встроенный калькулятор.

Почтовые голуби для передачи посланий. Голубей специально разводили, учили, кормили и ухаживали за ними.

Бутылка в море (Из бутылок, выловленных в море, люди узнавали о судьбах кораблей, их экипажей. Узнавали, увы, зачастую с очень большим опозданием)

Костер Исторически первым средством световой сигнализации, естественно, были костры. Они могли сигнализировать о нападении, об опасности и другом.

Колокола Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля

Судовой колокол. Рында. Его сигнал оповещал о приближении корабля в условиях плохой видимости, его звон объявлял тревогу или общий сбор по приказу капитана. Получалось, что вся жизнь на корабле определялась по его ударам.

Сигнальные башни(Зажигали факела на вершине)

Маяки -  высокое сооружение в гавани или на опасных местах прибрежья, на котором помещают сильный источник света для указания дороги судам

Письмо знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени

Телефон прибор для передачи на расстояние звуков и в частности человеческой речи

Радио – беспроводная односторонняя связь.

Телевидение – передача зрительной информации.

Интернет всемирная система объединённых компьютерных сетей. Возможна связь с любым компьютером планеты подключенным к интернету.

Красные флажки

Телеграфный ключ

Алфавит с флагами

Для связи моряков.

К старинным средствам связи.

3.

П

Р

О

Р

А

Б

О

Т

К

А

Н

О

В

О

Г

О

-Скажите, а нужно ли нам знать, как пользоваться морскими средствами связи? Зачем?!

- Давайте узнаем о них как можно больше и даже поучимся их использовать.

- Сложно?

- Что необходимо для того чтоб научиться быстро ориентироваться во флажковой азбуке?

- А теперь разомнемся и повторим движения рук, что послужит началом изучения такой азбуки.

-Быстро ли удалось расшифровать послание?

-Как увеличить скорость расшифровки?

Легко расшифровать послание?

Да! Мы будущие моряки!

Семафорная азбука  составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. 

- Я вам продемонстрирую слово, а вы разгадайте его, пользуясь кодовой таблицей.

Показывает. ПОБЕДА

Да. Постоянно приходится соотносить положение флажков с кодовой таблицей.

Нужно ее выучить.

Флажковая азбука ( Флаги международного свода сигналов)

К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно.
В начале XIX века усилиями Фредерика Марриата был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота". Система состояла из 15 флагов и вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Система использовалась только британцами.
Нынче Международный свод сигналов содержит 26 буквенных флагов, 10 цифровых и 3 заменяющих. Для передачи сообщения находят соответствующий текст в своде сигналов, записывают стоящие напротив его сигнальные сочетания флагов, набирают их из сигнальных флагов и поднимают. Сигнальщик на принимающем судне, записав эти сочетания, находит их значения в сводах сигналов.
Дальность флажной сигнализации при хорошей видимости достигает 4-5 миль.

        

- Разгадайте послание! 

Только смелым покоряются моря.

Долго, т.к. постоянно нужно обращаться к таблице.

Нужно выучить обозначения.

Азбука Морзе –  способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью двоичных сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек». Используется телеграфный ключ.

- Разгадайте послание!

«Успехов»

Нет. Нужно много времени.

4.

К

О

Н

Т

Р

О

Л

Ь

и

О

Ц

Е

Н

К

А

Вы узнали как пользоваться морскими средствами связи. Для закрепления предлагаю в парах расшифровать морские послания.

1.  

2.

- -

.-

-

.-.

---

-.-

.-

.-.-

-..

.-.

..-

…-

-…

.-

.--.

---

--

---

--.

.-

.

-

.-..

..-

…-

-…

.

3.

        

Проверка.

- Молодцы!

Вернемся к нашей выставке.

-Как называется наша выставка?

-Какова была цель экскурсии?

- Смогли достичь цели?

- Как вы думаете остановится ли на этом развитие средств письма, счета, связи? Почему?

- Все ли средства письма, счета и связи можно увидеть сейчас в музее?

  1. Бороться и искать найти и не сдаваться.

2. Матросская дружба помогает службе

3. Корабль начинается с имени

Старинные и современные средства письма, счета, связи.

Познакомиться с выставкой  и сравнить старинные и современные средства связи, письма и счета.

Да

Нет. Развивается мир и развивается наука с техникой.

Нет. Современные средства письма, счета и связи окажутся в музее спустя небольшое количество времени.

5.

О

Р

Г

А

Н

И

З

А

Ц

И

О

Н

Н

О

-

С

В

Я

З

У

Ю

Щ

И

Й

- Кто из экскурсоводов вам понравился больше всего? Почему?

-Скажите, а что бы еще, хотелось узнать о старинных или современных вещах представленных на выставке?

- Какое домашнее задание тогда можно организовать?

Кто ими пользовался, как и зачем. Историю происхождения вещей…

Составить более полную характеристику заинтересовавшего предмета (проект)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старинные и современные автомобили

Проект "Старинные и современенные автомобили"...

Старинные и современные автомобили

Проект "Старинные и современные автомобили"...

Старинные и современные автомобили

Проект "Старинные и современные автомобили"...

окружающий мир, Тема урока. Старинные и современные средства письма, счета, связи.

Цель урока: создать условия для знакомства с историей развития  старинных и современных средств письма, счета, связи.Задачи:Образовательная:  познакомить со  старинными и современными с...

Старинные и современные книги

Отличие новых книг от старинных в том, как они выглядят. Раньше тексты набирали вручную, или с помощью простой печатной машины, обязательно украшали каждую новую главу красивыми заглавными буквами. Те...

Конспект урока по изобразительному искусству «Архитектура старинная и современная (графика, фломастеры)», 3 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: формирование умения видеть красоту своего города; ознакомление учащихся с архитектурой города.Планируемые результаты:Предметные:-формирование нравственно-эстетических и эмоц...