Кейс – урок на тему: « Пётр Великий »
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Надежда Васильевна Рыбакова

Формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах. Познакомить с жизнью Петра Великого. Формировать чувства гордости за свою Родину, за великих людей, живщих  и творивших в нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-urokpyotr_velikiy.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный  проект

Кейс – урок на тему:

 

                                                    « Пётр Великий »

               Автор проекта: Н. В. Рыбакова,                                                                                                                                        учитель начальных классов.

 

 

                                                                     

Урок окружающего мира.

УМК «Школа России»

Класс: 4Б

Учебный предмет: Окружающий мир. Плешаков А.А.и др.

Тема: «Петр Великий»

Цель: формировать представления  учащихся о времени правления Петра Первого , его реформах; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.

Задачи:

образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;

развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;

воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Формируемые УУД: познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, материал для работы групп, портрет Петра Первого.

Ход урока:

1.Оргмомент.

И снова урок истории – 
В минуты сжатые века…
О, сколько крови, слёз и горя
Впитала книжная строка!

2.Актуализация знаний.

(Учитель показывает репродукцию портрета Петра Первого)

-Что вы можете сказать, глядя на этот портрет? Каков человек, изображённый здесь?(высказывания детей)

-Верно, это портрет Петра Великого. Что мы уже знаем о нём?( высказывания учеников)

Итак, вы поняли, что тема нашего урока “Петр Первый”. Сегодня  мы познакомимся с одним из самых знаменитых русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее из средневековой в одну из великих держав мира. А что бы вы хотели узнать о Петре Первом?

- Хотелось бы узнать о детстве Петра? Где родился и вырос? Долго ли жил?

- Почему Петр I получил прозвание “Великий”? Чем прославился?

- Каким правителем был Петр I?

- Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?

Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…” С.М. Соловьев

3.Организация работы с кейсами.

В течение урока попытаемся ответить на те  вопрос , которые озвучили вначале .

Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа: Историки. Участники расскажут нам о жизни Петра I.

2 и 3 группы: Исследователи. Эти группы будут изучать деятельность Петра I : перемены и преобразования.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучите источники (на изучение дается 15 минут). Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и понятно  вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4».

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку, выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4.Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1.Учебник Плешакова А.А. "Мир вокруг нас" (стр. 94-95);

Источник №2.

С самого детства маленького Петра окружали военные игрушки: солдатики, пушки и корабли. Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернуться, как малыша дома нет - убегал играть с дворовыми мальчишками. Они станут его первыми полководцами. Всю жизнь будут ему верной опорой. 

 Когда маленькому Петру было 4 года, его отец, царь Алексей Михайлович, умер, оставив на престоле малолетних сыновей - Ивана и Петра. Пока царевичи не выросли, править за них стала старшая сестра - царевна Софья, которая не очень беспокоилась об образовании братьев.
 И Петр был предоставлен самому себе. Из дворовых мальчишек сделал он "потешное войско", которое вскоре станет настоящим. На реке Яузе  построил "потешный флот". Скоро Петр станет строить настоящие корабли.

Петр рос и мужал. Брат его Иван умер, и Петр стал один править Россией. Но не всем это пришлось по душе. Царевна Софья осталась не у дел. Петр вырос и отодвинул ее от управления государством. Подговорила она стрельцов - царево войско - и пока Петр был в Голландии и осваивал западные науки, устроили бунт.
Рассвирепел Петр. Примчался в Россию и казнил заговорщиков. Сам головы рубил. А Софью заточил в монастырь, где она и провела остаток дней. Все поняли: в России появился новый царь, настоящий царь. В ранней юности Пётр поражал красотой: был высок ростом, выделялся в любой толпе. Шагал громадными шагами так, что спутники еле поспевали за ним. Это была личность деятельная, энергичная. Он не знал усталости, всегда работал.

http://www.kindergorod.ru/rasskaz2.htm           

Источник №3.  Невзлюбил Петр Москву: напоминала ему о бунте стрельцов, о казнях кровавых. Да и непохожа она была на города, которые он видел за границей: одни заборы да огороды, каменных домов по пальцам пересчитать можно- большая деревня да и только. Столица могучего государства должна быть другой: многоэтажной, каменной, с прямыми широкими улицами, дворцами и портом. Но в России нет такого города. Нет? Значит надо построить. Место выбрал удобное (где Нева в Финский залив впадает) : до Европы близко, море рядом, да и шведам теперь неповадно будет на Российские земли ходить. Одна беда - земли здесь болотистые, речушек и ручейков не сосчитать. Любой дом под воду уходит. Но коли царь Петр решил, значит городу быть. Можно сказать вся страна город строила. Болота камнями засыпали и возводили дворцы. Ни одна подвода не могла въехать в город без строительного груза - трех камней. И город поднялся. Санкт-Петербург - город святого Петра - покровителя государя.

http://www.kindergorod.ru/rasskaz4.htm   

  Кейс №2.

-Заполнить сравнительную таблицу: «Реформы Петра I»

До реформ

После реформ

Источник №1. Учебник Плешакова А.А. "Мир вокруг нас" (стр. 96-97);

Источник №2.

Первоочередным делом Петра I стало создание регулярной армии и строительство флота. 19 ноября 1699 года царь издал указ о формировании 30 пехотных полков. Но обучение солдат шло не так быстро, как хотелось царю.

Одновременно с формированием армии были созданы все условия для мощного рывка в развитии промышленности. Примерно 40 заводов и фабрик возникли в течение нескольких лет. Петр I нацеливал русских умельцев перенимать все самое ценное у иностранцев и делать еще лучше, чем у них.  Был создан могучий военный флот.

http://www.kindergorod.ru/severn_voyna.htm 


Источник №3.

Надо России свой флот создавать, но где? В Азове - турки. На Балтике - шведы. А без моря страна не сможет. "Нет выхода в море, значит будет" - так царь Петр решил. 

Сначала был Азов. Петр попытался взять турецкую крепость приступом. Не вышло. Турки обстреляли с моря наши позиции. Закидали русские войска тяжелыми ядрами. Что может пеший против военного флота? Да, без своих кораблей не обойтись. Решил тогда Петр подняться вверх по Дону и там зазимовать. Зима была суровой, а работа - жаркой. И через год к Азову подошло триста военных кораблей, да все с артиллерией. Русский флот - против турецкого, а русская пехота – против защитников крепости.
 Бой был жарким. Турки сдались в плен. Крепость взята. выход к Черному морю - наш, российский. Теперь на Балтику! 
Но шведы - не турки. Тут натиском не возьмешь. Началась долгая двадцатилетняя  Северная война со Швецией.

Сражение под Нарвой. Петр увеличил армию, обучая все новых и новых солдат военному искусству. Даже выписал из Австрии опытного генерала де Крюи и поставил его во главе армии. Но у чужеземного генерала сердце за Россию не болеет, русские проиграли шведам битву под Нарвой. Мало того, шведский король Карл XVII решил на Москву идти. Этого Петр уже не мог допустить. 

Как и в других великих делах, Петру снова пришлось рассчитывать только на себя. Сам стал солдатом, сам стал генералом. И вот наступила решающая битва. Полтава - маленький городок, но какое имя! Завязалась битва. Петр умело руководил сражением. Появляясь на резвом коне то тут, то там, он подбадривал солдат и воодушевлял их. Под ним пал один конь, он сел на второго. Пули свистели около головы. Две даже прострелили ему шляпу. Но, оказалось, Петр этого даже не заметил.
Шведов разбили, а сам Карл XVII был ранен и чуть в плен не попал.
Теперь выход к Балтике был открыт, Россия  могла свободно торговать с другими государствами. На отвоёванном побережье была построена новая столица – Петербург. Россия стала настоящей морской державой.

http://www.kindergorod.ru/rasskaz3.htm 

Кейс №3.

-Заполнить сравнительную таблицу: «Реформы Петра I»

До реформ

После реформ

Источник №1.  Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир»(с.98-99)

Источник №2.Энциклопедия «Я познаю мир. История России.

На Руси в то время было мало грамотных людей. Учили ребят кое-где при церквах, да иногда в богатых домах имели приглашенных учителей.

При Петре стали открываться школы. Назывались они цифирными. Изучали в них грамматику, арифметику и географию. Молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики.
В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена.Было построено множество мануфактур –промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников.

  Грамотные люди нам ой как нужны! Смерть России без знающих людей- говорил Пётр

Источник №3.

В России до Петра I Новый год отмечался первого марта. Это было связано с языческими традициями. Весной просыпалось все живое, в том числе и солнце. Чтобы был хороший урожай, нужно было на вишневых ветках зажечь плошки с маслом.
Еще один Новый год наступал 1 сентября, когда царь проводил принародно праведный суд. Такое раздвоение праздника, конечно же, было весьма неудобно.

Петр I указом от 15 декабря 1699 года установил единый Новый год:
«Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января, а в знак того доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять — на санках 6

 Петр очень любил пышные фейерверки, и праздничные салюты, он не только ввел празднование Нового года с фейерверками, но и сам принимал активное участие  в их запусках. Иллюминации стали частью жизни России. Без них не обходилось ни одно мало-мальски важное мероприятие. Все придворные торжества сопровождались красочным представлением в воздухе. Фейерверки стали непременным атрибутом и для народных гуляний — например, на Масленицу или в Святки.

  http://www.kindergorod.ru/nov_god.htm 

5.Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

6. Физкультминутка.

7.Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Давайте представим, что эти ребята -работники исторического музея , и они пришли к нам, чтобы рассказать о Петровском времени. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы нашим гостям.

8.Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы. Наш урок подошел к концу. Теперь ответьте на вопросы , поставленные в начале урока:

- Что запомнилось вам о детстве Петра Первого?

- Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”?

- Каким правителем был Петр Первый?

- Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны, в жизнь русского народа?

9.Рефлексия.

-Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?

-Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий  учителя.)

-У вас на парте лежат сердечки.

Кому урок не понравился -  пусть сердечко останется лежать на парте .

  А кому урок  понравился -  поднимите  сердечко  высоко вверх.

 Окончен урок , и выполнен план.

 Спасибо, ребята, огромное вам !

За то ,что упорно и  дружно трудились,

За то, что истории,  вы  пригодились!

Закончить урок я хочу такими словами:

Великий Петр, царь – реформатор,

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

Он был тогда горяч и молод

Стремился Русь преобразить,

Чтоб никогда ни враг, ни голод

Ее не смели поразить.

Ему на страшны были войны:

Играя, строил он полки,

Чтоб, возмужав, с народом вместе,

Давать отпор врагам страны!

Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

И что там шведы, Карл, Полтава –

Сумел стихию обуздать

И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!

Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

10. Домашнее  задание.

1.Прочитать  текст  с.94-100 учебника.

2.Выполнить задание  на с.34-35 рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему "Пётр Великий".

Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе на тему "Пётр Великий"....

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Пётр Великий"

Данный урок окружающего мира проводится в 4 классе согласно календарно-тематическому планированию. На уроке используется презентация.Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических с...

Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс...

Урок окружающего мира 3 класс на тему "Пётр Великий"

Урок открытия нового знания, построенный в виде путешествия по реке времени. Обучающиеся исследуют проблемный вопрос, в конце урока проверяют свои знания.Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. ...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Пётр Великий». УМК "Школа России".

Тема: «Пётр Великий».Цели деятельности учителя: формирование у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека; дать представление о реформах Петра.Планируем...

Конспект урока по окружающему миру по теме Пётр Великий в 4 классе

Цели, формируемые УУД и план-конспект урока по окружающему миру по теме Пётр Великий в 4 классе...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема. Пётр Великий

Конспект урока представлен в виде технологической карты, которая помогает отслеживать этапы урока. своевременно делать выводы. Помогает организовать деятельность учителя и учащихся , применять разные ...