Технологическая карта урока окружающий мир «Образование и наука в 18 веке».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Технологическая карта урока окружающий мир «Образование и наука в 18 веке» 4 класс УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Образование и наука в 18 веке».

Цель урока: Знакомство с особенностями развития образования и науки в XVIII веке, с  жизнью и деятельностью известного ученого М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Задачи урока:

  1. Формировать образное представление об образовании и  науке в XVIII веке.
  2. Сформировать представления об особенностях развития образования и науки в XVIII веке, с  жизнью и деятельностью известного ученого М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина.
  3. Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений.
  4. Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.

Прогнозируемые результаты:

           Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения  двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Формировать умение овладевать основами синтеза. Осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника, собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.

Коммуникативные:

Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Тип  урока:                                                      урок открытия нового знания.

Технологии:                                                      групповая технология, ИКТ.

Методы:                                                            словесные, наглядные, практические.

Формы обучения:                                             сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран,  и, карточки.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Методы и формы обучения

1.Организационный момент

Настроить детей на деятельность, плодотворную работу

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Наглядные, словесные

2.Введение в тему.

Уяснить цель и структуру работы на уроке

На прошлом уроке вы познакомились с выдающимися личностями Российской Империи 18 века. Сегодня вам предстоит узнать еще о людях, который внесли огромный вклад в развитие российской науки.  А какой мы узнаем после того, как повторим домашнее задание. Вспомним пройденный материал.

- Кто был первым князем  Древней Руси? (Рюрик)

- Кто был первым русским царём в Московском государстве? (Иван IV)

- Какие символы власти царя вы знаете? (Шапка Мономаха, скипетр, держава)

-Какое  прозвание он получил за свой жестокий нрав? (Иван Грозный)

- Назовите первого императора Российской Империи?  (Пётр 1)

- Назовите реформы, проведённые Петром 1?  (создал флот, армию, ввел налоги, перепись населения, новый календарь, первая газета, открыл музей, ввёл одежду).

Какое прозвание он получил? (Пётр Великий)

Кто продолжил дело Петра Великого?  (Екатерина II).

Наглядные, словесные

3.Актуализация знаний

Определение темы и цели урока.

Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний

Проверка домашнего задания.

Какое было задано домашнее задание? (пересказ по учебнику, из различных источников расширить знания о Екатерине II, о великих военачальниках, составить рассказ «Один день в дворянской усадьбе»).

Знания, которые вы приобрели, пригодятся сегодня на уроке.

Ребята, посмотрите, на доску где написаны зашифрованные слова. Расшифруйте их, расставьте в правильном порядке и узнайте тему нашего урока.

ОБ-ВА-РА-НИ-Е-ЗО    И    КА- У- НА  В 18 КЕ- ВЕ

 Сформулируйте цель нашего урока.

Цель  нашего урока: Знакомство с образования и науки в XVIII веке

Наглядные, словесные. Подводящий диалог

4.Открытие новых знаний.

Сформировать целостное представление  об образовании и науке 18 века.

- Изучать данную тему мы будем сначала индивидуально, затем в парах. Я  буду  консультантом и координатором  ваших действий. Ваша задача, пользуясь учебником получить новые знания.

У вас на столах есть карточки с заданиями. Вам необходимо вставить в  данный текст слова, используя материалы учебника на страницах 69-73.

1. Прочитай свою карточку.

2. Найди и заполни в карточке пропущенные сведения, используя учебник (стр.69-73)

3. Запомни ее содержание.

4. Перескажи свою карточку соседу.

1. Московский Университет

Московский университет был основан _________ году. Создание Университета связано с именем _______________________________

Он добился того, чтобы   большинство предметов в нем преподавали на __________________ языке.

2. М.В. Ломоносов

М.В. Ломоносов был выдающимся русским ученым. Он занимался ________________________________________________________________________________________

Он  преобразовывал ___________ язык и создал книгу «_____________________________________».

Сделал много открытий, придумал термины: _______________________________________________

3. Образование в России

По приказу Екатерины в крупных городах открывались школы грамотности и ______________________________________________________________.

В Москве появился       Воспитательный дом – ______________________________________________.

Впервые открывается учебное заведение для дворянок – _____________________________________.

4. Смольный институт

Воспитанниц Смольного называли «_______________». Сюда попадали девочки из _______________________________________________________.

Занятия велись на ________________языке.

 Преподавали ____________________________________________________

_________________________________________________________________

Экзамены смолянки сдавали перед членами _________ семьи.

5. Изобретения

В XVIII веке вырос интерес к технике. Одним из  известных изобретателей был ___________________.

Он изготовил удивительные ________________, подарил их императрице Екатерине II. После этого был назначен _________________________ при Академии Наук.

Он изобрел _______________________________________ и многое другое.

 6. Академия наук

Во времена Екатерины II во главе Академии наук стояла княгиня ____________________________________. Она получила хорошее образование, знала ________________________________________________.

Дашкова открыла курсы лекций _____________________, выпустила первое собрание сочинений __________________________, создала _______________ и ___________________ русского языка.  Предложила употреблять новую букву «_____».

Словесные,

Самостоятельная.работа с

источниками

Частично поисковый, исследовательский метод.

5.Физминутка

6. Вторичное закрепление

Систематизировать сформированность знаний об образовании и науке 18 века.

 - Расскажите партнёру по плечу, что вы узнали.

- А теперь проверим, как вы выполнили задания по группам.

С каждого ряда выходят по 2 человека и рассказывают о проделанной работе. Внимательно слушаем, затем будем отвечать на вопросы.

Беседа,

Творческое задание

6. Итог занятия

Обобщение знаний по теме

-А теперь давайте проверим, что вы сами и с помощью своих товарищей узнали и запомнили на сегодняшнем уроке. Кратко ответьте на вопросы:

1.        По чьей инициативе был открыт Московский Университет?

2.        На каком языке велось преподавание большинства предметов в нем?

3.        Какую книгу написал М.В. Ломоносов о русском языке?

4.        Приведи примеры терминов, которые ввел в нашу речь Ломоносов.

5.        Какие учебные учреждения открывались по приказу Екатерины в городах?

6.        Закончите название учебного заведения для дворянок: Смольный институт……………...        …………….. .

7.        На каком языке преподавали в Смольном институте?

8.        Перед кем отчитывались на экзаменах «смолянки»?

9.        Назовите известного изобретателя XVIII века.

10.        Какой удивительный  подарок он сделал Екатерине Великой?

11.        Кто был главой Академии наук в конце XVIII века?

12.        Какую букву она впервые предложила употребить?

Сегодня на уроке я узнал…      

На уроке я научился…      

Мне легко далось…      

У меня вызвало затруднение…      

7. Домашнее задание.

Объяснить суть и нацелить детей на выполнение домашнего задания.

Домашнее задание:

1.Стр.69-73 пересказ

2. Подготовить сообщение о жизни М. Ломоносова или  И. Кулибина.

3.  Найти информацию о других российских изобретателях 18 века.

8. Рефлексия

Нарисуйте в тетради маленький круг. Закрасьте его тем цветом, который соответствует вашему настроению.      

Красный – мне было очень трудно

Жёлтый – мне было неинтересно

Зелёный – мне было интересно и понятно.

Дополнительно

Просмотр видеоролика о Ломоносове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс по программе Школа 21 века

В данной разработке представлена технологическая карта урока окружающего мира с применение ИКТ в 4 классе по теме Дыхательная система человека(программа школа 21 века). Урок соответсвует требованиям Ф...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Общение – путь к познанию», 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века».

Нестандартный урок, позволяющий научить детей думать, анализирова, формулировать собственную точку зрения. ...

Технологическая карта урока русского языка "Образование слов, называющих действия, с помощью постфикса"(УМК "Начальная школа XXl века", 3 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление с новой морфемой «постфикс» и с правописанием слов, называющих действия, оканчивающихся на «сь» и «ся»Зада...