Конспект урока окружающего мира на тему "Вместе дружная семья". 1 класс. УМК "Начальная инновационная школа"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Наталья Владимировна Блинцова

Предлагаю вашему вниманию конспект урка окружающего мира на тему "Вместе дружная семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_om_blintsova.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

 (

                                                                                                 

                                                                                                             


Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, проблемный, практический, наглядный.

Технологическая карта урока

Тема урока

Вместе дружная семья

Цель урока

Задачи

Для учителя

Для учащихся

- обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи.

Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, навыкам создания презентаций учащихся по теме урока, творческие способности учащихся, навыки работы в паре, умение ставить вопросы, находить нужную информацию.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через русские народные и литературные сказки; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах, внимательное и заботливое отношение к близким людям.

- определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.

Образовательные: знакомятся с понятием «семья» в Интернете, правильно называют всех членов семьи, опираясь на свой жизненный опыт.

Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать, представлять информацию  в виде презентаций.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету через русские народные и литературные сказки; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы); следуют чувствам любви и уважения к близким людям.

УУД

 Личностные: 

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других членов семьи.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
  • Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  • Формировать ЗОЖ.

Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание.
  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения.
  • Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основное содержание урока

Дружная семья. Счастливая семья. Домашнее хозяйство. Забота о младших членах семьи, больных и престарелых людях. Домашние питомцы семьи.

Основные термины и  понятия

 Семья, члены семьи, дом.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Рассказывают о семье, домашнем хозяйстве.
  • Приводят примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных.
  • Находят с помощью старших членов семьи нужную информацию в семейном архиве.
  • Ориентируются в своей системе знаний.
  • Находят способ представления информации. (Фото-презентация).

Личностные: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких.

Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке;   оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения;  высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, на кружке «Проектная деятельность»

Ресурсы: основные

дополнительные

- В. А. Самкова, Н. И. Романова. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса.  Стр. 88-89. Урок 54;

- С. Г. Зелеева, Е. А. Гринёва, В. А. Самкова. Рабочая тетрадь для 1-го класса к учебнику В. А. Самковой,    Н. И. Романовой «Окружающий мир». Стр. 72-73. Урок 54;

- ноутбук (для учителя);

- ноутбук (для ученика);

- проектор;

- листы самоконтроля для групп;

- оценочный лист для каждого ученика и кружки красного, жёлтого и зелёного цветов;

-физкультминутка для глаз.

Межпредметные связи

Окружающий мир + Литературное чтение + Русский язык + Математика +ИЗО

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах.

Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты       УУД

(Сокращения:

ЛУУД – личностные;

РУУД – регулятивные;

КУУД - коммуникативные;

ПУУД – познавательные)

Содержание деятельности

 учителя

Содержание деятельности учеников

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Цели: 

- актуализирует

требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 - устанавливает

тематические рамки;

- намечает

 шаги учебной деятельности.

Приветствие:

- Мы урок наш начинаем,

На столе мы проверяем:

Всё ль в порядке?

Всё ль на месте?

И урок начнём мы вместе.

(на фоне музыки для релаксации)

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки, пожелайте удачи в получении знаний.

- Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю посмотреть видеоролик и подумать, чему  будет посвящён наш урок? Героев  какой сказки вы увидите и кто её автор?  

- Кто догадался, что за сказка и кто её автор?

- Что объединяет этих героев?

-Попробуйте определить тему урока. - А ещё мы поговорим о дружной, счастливой семье, её членах, о заботе к младшим и престарелым людям, домашнем хозяйстве.

- Какие цели поставим на уроке?

-На уроке мы проведём исследование по нашей теме, а итогом будет проект, выполненный в форме фото-презентаций вашими одноклассниками, посещающих кружок «Проектная деятельность».

-Откройте учебник на с. 88. Герои каких сказок изображены на этих рисунках?

- Как вы думаете, что объединяет членов этих сказочных семей?

- Чему нас учат эти сказки?

- Итак, что же такое семья? Какие мысли вас посетили?

- Из какого источника можно узнать значение слова «семья»?

- Кто желает поработать с ноутбуком и найти значение слова?

- Какое значение слова «семья» подходит для нас и почему?

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.

Просматривают видеоролик.

«Гуси-лебеди», а автор – народ, поэтому это русская народная сказка.

Что они одна семья.

Тема урока – «Семья».

Узнать, что обозначает слово  «семья».

Выяснить, какая семья может называться дружной, счастливой.

Дети высказывают свои мысли.

Дружба.

Рассуждают.

Из толкового словаря, из сети  Интернет…

Желающий ученик выполняет задание, читает значение слова из словаря Ожегова.

Семья - объединение людей, сплоченных общими интересами.

Семья -группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей.

Семья -группа живущих вместе близких родственников.

Ученики выбирают значения слова и доказывают.

ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения

(7  мин)

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

 - выявляет место (шаг, операция) затруднения;

- фиксирует во внешней речи причину затруднения.

- Каких членов семьи вы знаете?

- Кто является вашими родителями?

- Кто из вас знает, почему маму и папу называют именно так, а не по имени, например?

Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи.

-Из скольких слогов состоит слово мама? Дайте характеристику этому слову.

Слог "ма" - самый простой из того, что может выговорить младенец. И слово МАМА произошло, как предполагают, из повторения этого слога. Ведь мама была главным человеком в жизни малыша в первобытные времена, он проводил с ней всё время, пока папа охотился и защищал семью от врагов.

- Что же означает слово папа? Я предлагаю вам пообщаться дома со своими родителями и на следующем уроке высказать ваши мнения.

- Кто ещё есть в вашей семье, помимо мамы и папы?

- Как нужно относиться к младшим членам семьи? А к старшим и престарелым?

Откройте рабочие тетради на с. 72 и выполните задание, выписав имена своих родных.

- Кто хочет прочитать?  

- Что объединяет всех членов семьи?

- Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?

- Кто знает, почему именно 7, а не

 5или 6?

- Какие знаете выражения, где используется цифра 7?

- Как вы считаете, только у людей бывают семьи?

- Из кого состоит их семья?

- В чём сходство и различие семей  людей и животных?

Дети перечисляют.

Мама и папа.

Выслушиваются ответы детей.

Слово состоит из двух слогов, т. к. в нем 2 гласные. Первый слог состоит из слияния двух звуков: твёрдого, непарного согласного [м] с гласной [а], а второй слог повторяет первый. Ударение падает на первый слог, на гласную а.

Определяют проблему – необходимо узнать значение слова  для достижения цели.

Бабуши и дедушки, брат или сестра.

Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.

Несколько учеников зачитывают.

Живут в одной квартире, занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги, вместе проводят свободное время…

7 и Я

Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот  и получается число 7.

7 чудес света. На 7-ом небе…

Нет, ещё и у животных.

Из самца, самки и детёнышей.

Высказывают свои мысли.

ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье.

Физминутка

 (1 мин)

- Так как мы говорили с вами о животных, давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку «Медведица с медвежатами»

Дети выполняют движения.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

Информационная минутка (3 мин)

- Что скажете  о семье медведицы?

- Какие ещё бывают семьи?

- Сейчас поработаем в паре, выполнив задание в рабочей тетради. Прочитайте задание.

- Что скажете о количестве человек  этой семьи?

- А членов семьи?

- Кого больше? На сколько больше?

- А почему?

- Можно сказать, что это большая семья?

- Неважно, большая семья или маленькая, а что же главное в семье?

- Сделайте вывод, пользуясь информацией учебника, с.89.

- Кто прочитает?

- Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям, но каждая семья хочет быть счастливой.

- Что нужно для хорошей дружной  семьи?

- Когда семья будет жить счастливо?

Семья медведицы большая, у неё  5 медвежат.

Маленькие, где мало членов этой семьи.

1 ученик читает.

В этой семье 8 человек.

10.

Членов семьи, на 2.

Потому что в этой семье есть ещё и любимые животные.

Дети высказывают своё мнение.

1 ученик зачитывает.

Дети высказывают своё мнение.

ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.

III. Реализация планируемых

действий

(15  мин)

Цели:

- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;

- фиксирует преодоление затруднения.

Стадия осмысление:

- Предлагаю разделиться на группы и выполнить задания.

1 группа выполняет задания под названием «Копилка народной мудрости». Все ваши действия описаны в листке самоконтроля.

2 группа выполняет задания под названием «Семейные традиции», о них мы уже вели речь на занятиях кружка «Проектная деятельность».

 

3 группа выполняет задание под названием «Облако слов».

Не забудьте про листок самоконтроля, где вы должны оценить все свои действия.

- Группы готовы, вам слово!

-Хорошо!

- Так какую семью мы называем дружной, счастливой?

 

Дети определяют  проблему: «Какую семью мы называем дружной, счастливой»

Проходит работа в группах.

По 1 представителю от группы выходят к доске,  рассказывают и показывают итоги своих работ.

Подводят итог.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям;

РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке;

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной  форме, в рисунке; слушать и понимать речь других РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя.

Физминутка

 (1 мин)

Герой сказки Кот Леопольд предлагает вам жить дружно и выполнить вместе с ним упражнения для глаз.

Выполняют движения глазами.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

IV. Самостоятель

ная работа с самопроверкой

(8мин)

Цели:

- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний;

- организует работу консультантов, самопроверку, самооценку;

- определяет цели  для дальнейшей работы.

- Определите план дальнейшей работы.

- На уроке мы попробуем выстроить модель взаимоотношений членов семьи.

- Выполняя это задание, какую цель вы поставите перед собой?

- У каждого на парте есть лист с рисунком дома и брёвнышек-слов. Вам нужно будет построить дом своей мечты.

-Прочитайте слова на брёвнышках и стрелками соедините дом с теми словами, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.

- Проверим, что получилось.

- А почему вы не соединили дом с другими словами?

Оцените себя, показав нужный кружок.

- Решите кроссворд в рабочей тетради на с.73, а помогут вам в этом рисунки в учебнике на с. 88.

- Проверьте, оцените себя.

Составить модель дома с рекомендациями для семей, чтобы они были дружными и счастливыми.

Выполняют задания, выбрав подходящие слова. 1 ученик работает у доски.

Несколько ребят зачитывают слова.

Они не подходят для дружной семьи.

Оценивают.

Выполняют задание и проверяют себя, сравнив свои ответы с ответами на доске.

Показывают соответствующего цвета кружок.

ПУУД: осмысление понятий, связанных с темой «Дружная семья», осознание своей роли в семье.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной  форме; слушать и понимать речь других.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: формулирует вывод

VI .  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 мин)+ ( 5мин)

Цели:

- вспоминает содержание основных этапов урока;

-  оценивает

собственную учебную деятельность.

- Подведём итог работы на уроке.

- Какие цели ставили? Достигли цели?

- Определите цель следующего урока.

 - Оцените свою деятельность на уроке, подчеркнув  утверждение, с которым вы согласны.

- Кто подчеркнул первую строчку – Я справился с работой?! Вам повезло!

- Кто вторую – Я не полностью справился с работой?

- Кто третью – Я не справился с работой?

-Что понравилось?

- Где испытывали затруднение?

- Кто доволен своей работой на уроке?

-Кого бы похвалили за работу?

- Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо.

- Мне хочется закончить наш урок просмотром проекта в виде фото-презентаций «Вместе дружная семья», который мы делали с группой ребят на кружке «Проектная деятельность».

Отвечают на вопросы.

Оценивают работу за весь урок.

Определяют цель следующего урока.

РУУД: оценивает  правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.          

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

                                                                             

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Презентация для 1 класса к уроку окружающего мира "Животные нашей планеты" по УМК "Начальная инновационная школа" по курсу В.А. Самковой

Данная презентация "Животные нашей планеты" предназначена для 1 класса по УМК "Начальная инновационная школа" по учебнику авторов В.А. Самкова, Н.И.Романова. Данная презентация пом...

Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Что такое погода?» 2 класс...

Конспект урока окружающего мира "Тела, вещества, частицы" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Тела, вещества, частицыЦель деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «...

Конспект урока окружающего мира "Луг и человек" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Луг и человек»  Цели деятельности учителя:Расширение знаний обучающихся о разнообразии живых организмов луга и возможнос...