Вставай, страна огромная! (ОС "Школа 2100")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Игнатова Анна Олеговна

Цели:

- расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны;

- показать образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма;

- воспитывать чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.

 Планируемые результаты:

Личностные:

- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;

- проявлять волевые усилия;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать.

Предметные:

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

-  понимать особую роль России в мировой истории, вос­питывать чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

- совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения;

- развивать познавательный интерес к героическому прошлому, развивать    память, внимание.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник УМК «Школа 2100»Окружающий мир 3 класс; А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, презентация, рабочая тетрадь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstavay_strana_ogromnaya.doc96 КБ
Файл zadaniya_dlya_grupp.docx11.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3-1

Тема урока: «Вставай, страна огромная!»

Цели:

- расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны;

- показать образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма;

- воспитывать чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.

 Планируемые результаты:

Личностные: 

- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;

- проявлять волевые усилия;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать.

Предметные:

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

-  понимать особую роль России в мировой истории, воспитывать чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения;

- развивать познавательный интерес к героическому прошлому, развивать    память, внимание.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник УМК «Школа 2100»Окружающий мир 3 класс; А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, презентация, рабочая тетрадь.

Этап урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя (содержание урока)

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Словесный:

-слово учителя

-рассказ легенды

1 мин

Один, никому неизвестный грек по имени Герострат, желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Герострат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Как вы думаете, о каких людях и событиях мы будем говорить?

Готовиться к уроку, слушать легенду

Л.: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащемуся.

2.Мотивационный и актуализация знаний

Словесный:

-беседа по пройденному материалу

- опрос

5 мин

1. О каком будущем мечтали люди в нашей стране в 30-е годы?

2.     Что вы  узнали о Коммунистической партии Советского государства?

3.     Как изменилось хозяйство страны и жизнь людей в 20-30-е годы XX века?

4.     Кто такие пионеры и комсомольцы?

5.     Что такое колхозы и кого звали колхозниками?

6.     Можно ли сказать, что в 20-30 годы в СССР было создано справедливое общество?

Анализировать пройденную тему, отвечать на вопросы

Вспоминать изученные даты

Р.: сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

К.: строить монологическое высказывание;

3.Постановка учебной задачи

Словесный:

-проблемная ситуация

-постановка темы и целей урока

2 мин

2 мин

2 мин

1.-Какие ваши любимые праздники? Какие чувства вызывает слово праздник? С каким настроением идут на праздник люди?

Какой сделаем вывод: Праздник - это радость, веселье, воспоминания о хороших событиях.  На доске запись:

2. (Вещи из музея)  (Слайд 1)

-Что объединяет все эти вещи? (связаны с войной).  Как называется эта война? Почему эта  война получила название «Великая» и «Отечественная»? Что решалось в этой войне? (судьба страны..)  

Как вы думаете, какова тема нашего урока?  (посвящена ВОВ,  назовем ее «Вставай, страна огромная!») Слайд 2

3.- Послушайте куплет из песни, скажите, как называют  День Победы? (Слайд 3)

  «День Победы -  «праздник со слезами на глазах».  Какое вы заметили противоречие? - Какой вопрос у нас возникает?

Проблема урока: Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах»? (Слайд 4)

3.- Послушайте куплет из песни, скажите, как называют  День Победы? (Слайд 3)

  «День Победы -  «праздник со слезами на глазах».  Какое вы заметили противоречие? - Какой вопрос у нас возникает?

Проблема урока: Почему День Победы называют «праздником со слезами на глазах»? (Слайд 4)

-Что могут вспоминать люди, прошедшие войну?

Высказывать свою точку зрения

Слушать, понимать информацию

Высказывать своё мнение

Ставить проблему урока

Р.: планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

П.: выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

К.: высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

4.Решение учебной задачи

Практический:

-работа с учебником

- проблемный диалог

-высказывание предположений

Практический:

-рассказ учащихся

-проблемный диалог

Наглядный:

-показ и анализ иллюстраций

Словесный:

- рассказ учителя

-беседа

15 мин

5 мин

1 мин

-  Где мы можем проверить свои предположения?  (В книге)

1.Начало Великой Отечественной войны.

( работа по учебнику с 100…, )

_ Кто захватил власть в Германии?  Кто стоял во главе? (фашисты, А.Гитлер). (Слайд 5)

    Что внушили они немецкому народу? Такая политика – это распространение  идеологии фашизма.

-Что начали гитлеровцы? ( 1939 год – гитлеровцы начали вторую мировую войну) (Слайд 5)

-Почему война называется Мировой? ( Вовлечены многие государства).

Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.  (карта) (Слайд 6)

Что произошло 22 июня? 22 июня 1941 год - гитлеровцы напали на Советский Союз, началась Великая Отечественная война (Слайд 7)

 -Каким оказалось это нападение для простых советских людей?

 -Вспомним, что строили советские люди после первой мировой войны? Какие чувства вы бы испытали на месте людей, с таким трудом построившим  к 40 годам хх века  новый дом,  и теперь столкнувшиеся с врагом, который хочет не только разрушить этот дом, но и отнять землю на которой он стоит?

-Кто поднялся на защиту Родины? Весь народ перед лицом опасности сплотился.

-Посмотрим, как это было. (слайд 8…..)

– 22 июня 1941г. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря до Черного моря. Гитлер рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться лишь воспоминание. Но планам его не суждено было сбыться.

(Слайд 9)  Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости.  22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что  гарнизон   был разбит на несколько отдельных очагов.  Одна из надписей в крепости гласит: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.” По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои.

Какие у вас мысли по этому поводу? Как можно называть этих людей, которые первыми приняли на себя удар?

Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

Высказывать своё мнение

Работать в группах

Осуществлять поиск информации с помощью учебника

Представлять выполненный материал в форме рассказа с опорой на таблицу

Высказывать своё мнение

Слушать, запоминать дополнительную информацию

Высказывать своё мнение

К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

П.: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

Л.: проявлять интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

Р.: контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

К.: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

Л.: Формировать интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

5.Первичное закрепление

Практический:

-работа в группах

Практический:

-работа в группах

Частично-поисковый:

- выделение главного изречения из текста

Практический:

-выступление групп

5 мин

    2. События 1941-1945 г.

 Важные события, происходившие  в  1941-1945 годах, даты, вы будете искать в тексте учебника  по группам.

Работа по группам. «Позади Москва», «С войной покончили мы счеты»

Задания для групп.

Задание для 1 группы:  учебник с 102 «Позади Москва», 1,2 абзац (заканчивается:  Фашисты были отброшены от Москвы на сотни километров.)  Вопросы: отметьте важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение?

Кто показал пример героического подвига? Кто командовал нашей армией в битве за Москву?

Задание для 2 группы: учебник с 102 -103«Позади Москва», 3 абзац (начало «Однако фашистские войска……)Вопросы: отметьте в какой битве решалась судьба нашей Родины?  Чьи слова стали призывом стоять насмерть? Какой мемориал открыт в память о той битве?

Задание для 3 группы:  учебник с 103-104  «С войной покончили мы счеты» (до вопросов и карты)Вопросы: отметьте, что произошло весной 1945 года? Где был поднят красный флаг Победы? Когда фашисты признали свое поражение?

Задание для 4 группы: : учебник  с 104  «С войной покончили мы счеты»( после  карты)Вопросы: Почему люди радовались и не скрывали слез? Что вас удивило в рассказе автора?

Задание для 5 группы: учебник  с 104   работа с   картой.

Вопросы: пользуясь картой, ответь на вопрос : какие европейские страны были освобождены от фашистов Советской армией?

Проверка групп:

1. Важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение – битва за Москву. Пример героического подвига показали  28 бойцов из дивизии генерала Панфилова.  Слайд 10

2. В Сталинградской  битве решалась судьба нашей Родины.  Слова Вас. Зайцева «Для нас за Волгой Земли нет! Мы стояли и будем стоять насмерть!» были призывом для всех сражаться до конца. Был открыт мемориал на  Мамаевом  Кургане.

3. - Весной союзники вели последние бои с фашистами. Над главным зданием Берлина Рейхстагом был поднят красный флаг. 11-19 слайд Вывод: 9 мая 1945 год – День Победы в Великой Отечественной войне . Слайд20   

4. - Люди радовались Победе. Не скрывали слез потому, что в каждой семье кого-либо  оплакивали: или погибшего сына, или замученных фаш. палачами родителей, или увезенную в Германию дочь.  (Из 24 выпускников до победы дожили трое.) Вывод: Каждая семья оплакивала погибших родственников, война – это смерть, горе.

5. Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Австрия. Вывод: Сентябрь 1945 год – окончание  второй мировой войны Слайд21

Применять полученные знания на уроке, поиск необходимой информации

Работать в группах

Сотрудничать с одноклассниками, находить общий язык

Проверять правильность выполнения задания

Слушать выступление других групп, делать выводы

Делать выводы

К.: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

К.: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

П.: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

К.: высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

Р.: контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

-самостоятельная работа по пройденному материалу

3 мин

Рабочая тетрадь стр. 46 № 2

Записать даты, пронумеровать последовательность событий по картинкам.

Самопроверка

Самостоятельно выполнять задание в рабочей тетради

Выполнять самопроверку

П.: выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

7.Включение в систему знаний, повторений

Словесный:

-беседа по пройденному материалу

-рассказ учителя

-анализ материала

-диалог

2 мин

Почему  же День Победы называют «праздником со слезами на глазах»?

Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу. Не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В каждой семье кого-либо  оплакивали. 27 миллионов жизней унесла война. В руинах были города и села. (Слайд 23)   

-Скажите, верны ли были наши предположения?

-Скажите, есть ли свидетели или участники этой войны?  (Ветераны Слайд 24)   

Ребята, выясните у родителей, кто из ваших родственников был участником войны?

Стих.  (Слайд 25)   

Люди, помните, какой ценой завоевано счастье, помните!

Домашнее задание: рабочая тетрадь страница 47 № 3.

Анализировать урок, отвечать на вопросы

Делать выводы

Рассуждать

Высказывать своё мнение

Р.: планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

8.Рефлексия деятельности

Словесный:

-анализ урока

-подведение итогов

2 мин

Что вы вынесли для себя из сегодняшнего урока?

Где пригодятся знания?

-Кто из ребят больше всех помог в «открытий» знаний на этом уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

С какими впечатлениями вы уйдёте с урока?

Рефлексия «Лесенка успеха»

Высказывать своё мнение

Оценивать свою деят-ть на уроке

Л.: контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;



Предварительный просмотр:

Задание для 1 группы:  учебник с 102 «Позади Москва», 1,2 абзац (заканчивается:  Фашисты были отброшены от Москвы на сотни километров.)

 Вопросы: 1.Отметьте важное сражение, при котором фашистские захватчики понесли первое поражение.

2.Кто показал пример героического подвига?

3. Кто командовал нашей армией в битве за Москву?

Задание для 2 группы: учебник с 102 -103«Позади Москва», 3 абзац (начало «Однако фашистские войска……)

Вопросы: 1.Отметьте в какой битве решалась судьба нашей Родины?  

2. Чьи слова стали призывом стоять насмерть?

3. Какой мемориал открыт в память о той битве?

Задание для 3 группы:  учебник с 103-104  «С войной покончили мы счеты» (до вопросов и карты)

Вопросы: 1. Отметьте, что произошло весной 1945 года?

 2.Где был поднят красный флаг Победы?

3.Когда фашисты признали свое поражение?

Задание для 4 группы: : учебник  с 104  «С войной покончили мы счеты»( после  карты)

Вопросы: 1.Почему люди радовались и не скрывали слез?

2.Что вас удивило в рассказе автора?

Задание для 5 группы: учебник  с 104   работа с   картой.

Вопросы: 1.Пользуясь картой, ответь на вопрос : какие европейские страны были освобождены от фашистов Советской армией?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Вставай, страна огромная!"

Данная методическая разработка была составлена в качестве дополнительного материала по теме "Вставай, страна огромная!" (3 класс, образовательная программа "Школа 2100", учебник "Окружающий мир. Моё о...

Презентация к внеклассному занятию "Вставай страна огромная..." 4 класс

Презентация к внеклассному занятию "Вставай страна огромная..."...

"Вставай, страна огромная!" Классный час для 1 класса, посвящённый событиям Великой Отечественной войны.

Что наши дети знают о Великой Отечественной войне? Проходит время. Это событие уходит в историю, но  "чтоб не забылась та война: ведь эта память - наша совесть, она, как сила, нам нужна"Предлагаю...

Конспект урока в 3 классе по окружающему миру "Вставай, страна огромная" УМК "Школа 2100" + презентация

Подробный план-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по УМК "Школа 2100" , презентация к этому уроку....

Вставай страна огромная...

Цель: создание образа Великой Отечественной войны, как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашей страны....

Конспект урока по истории в 3 классе программа 2100 "Вставай, страна огромная!"

Конспект урока позволит учителю работающему  по любой программе в начальной школе дать эту великую тему точно и полно.Вместе с конспектом  урока даны дополнительные материалы: презентации де...

Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».

          Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за гер...