Жизнь птиц зимой
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах. Расширить и закрепить знания детей о зимующих (оседлых) птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_ptits_zimoy_1_klass.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Окружающий мир

Класс: 1

УМК: Начальная школа 21 века    

Тема урока: Жизнь птиц зимой    

                                Цели урока.

Предметные:

1)Формировать умение самостоятельно добывать знания.

2)Обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.

3)Расширить и закрепить знания детей о зимующих (оседлых) птицах.

Метапредметные:

4)Формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы урока.

5)Продолжить формирование общеучебных умений коммуникации (слушать учителя, друг друга).

Личностные:

6)Воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи детей птицам.

Оборудование:

- учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» (часть 2),Москва,

Издательский центр «Вентана-Граф»,2011

-рабочая тетрадь Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир», Москва,

Издательский центр «Вентана-Граф»,2011

-слайдовая презентация;

 -мягкая игрушка птички                                      

                               Ход урока.

1.Организационный момент.

-Раз,два,три,четыре,пять -                                                                                                Урок пора нам начинать.                                                                                                  Вы друг другу улыбнитесь                                                                                             И тихонечко садитесь.    

2.Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.

- Ребята! Сегодня вы попробуете  сами определить, о чем мы будем говорить  на уроке.

-Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной, раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора.

-Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

  • Я думаю, мы будем говорить о животных зимой.

- А о какой группе животных пойдет речь, догадайтесь из моей загадки: кто осенью улетает, а весной прилетает?

  • Это птицы, потому что они от нас осенью улетают.

- Как и где зимуют птицы? Как они выживают в это трудное время? В течение  урока мы постараемся ответить на эти вопросы.

-Ребята! На какие  группы вы разделили бы птиц?

  • Я бы разделил на домашних и диких.
  • Есть перелетные, зимующие и оседлые птицы.

- О каких группах мы сегодня будем говорить, вы скажите после отгадывания моих загадок.

- Ходит по двору будильник,                                                                                                                Разгребает лапкой сор.                                                                                                   Раскрывает с шумом крылья,                                                                                        И садится на забор.

  • Это петух, потому что он рано утром будит людей, как будильник.

(На слайде фотография петуха)

- Спинкою зеленовата,                                                                                                    Животиком желтовата.                                                                                                   Черненькая шапочка                                                                                                       И полоска шарфика.  

  • Это синица. У нее брюшко желтое, а спинка зеленоватая.

(На слайде фотография синицы)

- Маленький мальчишка                                                                                                 В сером армячишке.                                                                                                        По двору шныряет.                                                                                                           Крохи собирает.      

  • Я считаю, что это воробей. Он серенький, любит собирать крошки.

(На слайде-изображение воробья)

-Как вы думаете, кто здесь лишний?

  • Я думаю, что петух, потому что это домашняя птица.

(Убираю изображение петуха)

- О каких же птицах мы будем сегодня говорить?

  • О птицах, которых можно увидеть сейчас-зимой.

- А какие птицы к нам прилетают зимовать?

  • Снегири, свиристели, клесты.

(На слайде-изображение этих птиц)

- А как называются такие птицы?

  • Это зимующие птицы, потому что они у нас зимуют.

- А каких птиц мы не увидим сегодня?

  • Ласточек,скворцов,жаворонков,уток…

- Почему?

  • Они улетают в теплые края.

- Как называются такие птицы?

  • Это перелетные птицы.

- Ребята! А что значит «оседлые» птицы?

  • Такие птицы постоянно живут у нас, осели на определенном месте.

- А каких оседлых птиц вы знаете?

  • Ворона,воробей,поползень,дятел.  

                                         Физкультминутка.

3.Изучение нового материала. Работа в учебнике.

- Давайте понаблюдаем, каких птиц встретим зимой. Есть ли среди них снегири, дятлы, клесты, снегири. Как вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

  • Нам поможет учебник.

- Откройте учебник на стр.9.Прочитайте заголовок текста. («Песни снегиря и синичек») Как вы думаете, о чем будет текст?

  • Я думаю, о том, как поют эти птицы.

- Прочитайте текст и и расскажите своему соседу, что нового вы узнали о пении синичек и снегирей.

- А теперь мне расскажите, что нового узнали?

  • Я узнал, что снегири поют так: «Цифи-цифи».
  • А я узнала, что снегирей называют «тихопевами».

- Придумайте другое название тексту.

  • «Тихопевы».
  • «Снегири и синички».

- А теперь обсудите в парах, почему снегирей называют «тихопевами»?

  • Их так называют, потому что их пение-нежное, тихое.

-« Всякая птица своим клювом сыта» - утверждает народная мудрость. Каков смысл этой пословицы? Что умеет делать клюв?

  • Я считаю, что птицы с помощью клюва добывают себе еду.
  • Я думаю, что с помощью клюва птицы достают мелких насекомых, семечки из шишек.

- Давайте сравним ваши предположения с учебником. Открываем на стр.10.Прочитайте текст «Что умеет делать клюв?» и приготовьтесь ответить на вопросы.

- Прочитайте, одинаковы ли клювы у птиц?

  • У разных птиц разные клювы.

- От чего зависит строение клюва?

  • Строение клюва зависит от того, чем питается птица и где живет.

- А сейчас давайте выполним задание Соображалки. Это задание вы будете выполнять парами. Сначала попробуйте узнать птицу.

- Проверяем.

  • Это клест. Таким клювом он шелушит шишки.
  • Это дятел. Таким клювом ему удобно долбить кору деревьев.

- А теперь прочитайте вывод на стр.10-11 и скажите, на какие группы еще можно разделить птиц?

  • Птицы бывают насекомоядные, хищные и растительноядные.

- Прочитайте, каких птиц называют насекомоядными?

  • Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными.

- Каких птиц называют хищными?

  • Хищные птицы питаются мелкими животными-рыбой, лягушками, мышами.

- Прочитайте про растительноядных птиц.

  • Птицы, которые питаются семенами и плодами растений, относятся к растительноядным.

- А теперь рассмотрите птиц на стр.11 и выполните еще одно задание Соображалки.

  • К хищным птицам относятся сова, чайка, цапля, потому что они питаются мелкими животными.
  • К растительноядным относятся волнистый попугай, дрозд-рябинник, клест, так как они питаются семенами и плодами растений.

                              Физкультминутка.

4.Закрепление материала. Работа в рабочих тетрадях.

1)- А сейчас я хочу предложить вам разгадать кроссворд, который находиться в рабочей тетради. Открываем ее на стр. 44.Прочитайте задание. Кому не понятно? Выполняем.

- Проверяем. Обменяйтесь тетрадями.

(На слайде кроссворд)

 

 - Кто не нашел ошибок у своего товарища? Поставьте ему «+» около кроссворда.

2)-А сейчас вы опять будете работать в парах. Прочитайте задание на странице 45.Составьте общий рассказ об этих птицах. План в тетрадях вам поможет.

  • Это клесты. У них красно-коричневое оперение, цепкие лапки и крестообразный клюв. Они не улетают на юг, потому что питаются семенами шишек. Клесты-единственные птицы, которые выводят птенцов зимой.

3)- Как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее-холод или голод?

  • Я думаю, что голод, так как от холода их спасает оперение.
  • Я тоже так считаю, потому от холода птицы могут спрятаться.

- Действительно, для птиц страшнее голод. За кроткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. Поэтому мы должны помогать им пережить зиму.

- Послушайте обращение к нам птиц.

(Читаю стихотворение Я.Яшина «Покормите птиц».)

- Покормите птиц зимой, пусть со всех концов                                                    К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.                                                Небогаты их корма – горсть зерна нужна,                                                          Горсть одна – и не страшна будет им зима.                                                       Сколько гибнет их - не  счесть, видеть тяжело.                                                  А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.                                                  Разве можно забывать: улететь могли.                                                               А остались зимовать заодно с людьми.                                                               Приучите птиц в мороз к вашему окну,                                                               Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

- Ребята! Чем же мы можем помочь птицам зимой?

  • Делать кормушки, насыпать туда зернышки.
  • Подвешивать сало для синичек.

- Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, жили счастливо на нашей земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим. И спасая их, мы спасаем самих себя.

5.Поведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята! Какие впечатления  у вас от увиденного, услышанного и сделанного на уроке? В этом вам поможет слайд и  мягкая игрушка птички.

На слайде: «Я сегодня на уроке узнал…, вспомнил….,удивился……,мне понравилось……»

  • Я на уроке узнал, что птицы бывают насекомоядные, хищные и растительноядные.
  • А я запомнила, что у клестов птенцы появляются зимой.
  • Мне понравилось работать в парах.

- Мне понравилась ваша работа на уроке. Молодцы!

- На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир прекрасен!»

Психологический настрой на урок

Проблемная ситуация                

На слайде-эти вопросы

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Самостоятельное выполнение кроссворда.

Взаимопроверка

Работа в парах

Дети передают друг другу игрушку и рассказывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"

Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

Жизнь птиц зимой (Презентация)

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация "Жизнь птиц зимой"

Презентация к  занятию во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Жизнь птиц зимой"...

урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Цель деятельности педагога:  создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений ...

Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь птиц зимой"...

Жизнь птиц зимой

Проблемная ситуация: перелётные птицы возвращаются и вместе с оседлыми сталкиваются с проблемой питания, в связи с этим многие погибают. Перед учащимися возникает задача в том, могут ли птицы обойтись...