Тайна мусорного ведра
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) на тему

Андюкова Елена Владимировна

исследовательская работа учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledvatelskaya_rabota_tayny_musornogo_vedra.docx47.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение – Средняя Общеобразовательная Школа с. Орловское имени Героя Советского Союза Венцова Владимира Кирилловича (Венцеля Вальдемара Карловича)

Исследовательская работа

ТАЙНЫ  МУСОРНОГО  ВЕДРА

Выполнили:

 учащиеся 3-4 класса

МОУ-СОШ с. Орловское

Защищают:

Кардымон Дарья 4 класс

Колесникова Полина 4 класс

Коломицкий Никита 3 класс

Кривошеев Денис 3 класс

Родионова Дарья 4 класс

Фурман Матвей 3 класс

Руководители:

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Андюкова Елена Владимировна

Глинская Ирина Николаевна

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введения                                                                                           3 стр.

Глава 1. Теоретическая часть                                                      5 стр.

1.1.Определение и виды мусора                                                      5 стр.

1.2.История борьбы с мусором                                                        7 стр.

1.3.Утилизация мусора                                                                     8 стр.

Глава 2. Практическая часть                                                        8 стр.

2.1. Мусорные проблемы  Саратовской  области                           8 стр.

2.2. Социологический опрос учащихся                                           9 стр.

Глава 3. Исследовательская часть                                               10 стр.

3.1. Исследование, опыты                                                                 10 стр.

3.2. Расследование                                                                             14 стр.

Заключение                                                                                       14 стр.

Литература, интернет-ресурсы                                                    15 стр.

 

 

Введение

Кто за партою сидел,

Кто на улицу глядел.

Даша пела, Денис молчал,

А Матвей ногой качал.

Мусор всюду был по классу.

В классе был сплошной погром.

Эту мусорную массу,

Ждало грустное ведро.

Дело было к вечеру.

Делать было нечего.

– Чем развеять скуку, братцы?!

В нашем классе кавардак.

Поможем мусору убраться!

Исчезнет с мусором бардак!

Всё убрали быстро дети.

Подмели, убрав совком.

И присели наши дети.

Рядом с мусорным ведром.

Всё рядились наши дети.

- Как убрать его, притом

Уберем, куда потом?

Нам девать сеё ведро?

Давайте просто унесём

Его за угол школы.

Там бросим быстро, а потом

Пойдём домой весёлые.

Да, из нашего окна

Куча мусора видна.

Мы туда своё ведро унесём.

Пускай оно

Вместе с мусором лежит.

Никуда не убежит.

А потом, что будет с кучей?

Ты подумай, только лучше!

Да, вырастет как на дрожжах.

Все больше с каждым днем.

А где гулять нам, чем дышать?

Где прыгать и играть?

Подумать нужно нам сейчас.

И мусор изучить.

Проблему эту мы за час,

Не сможем разрешить.

Я предлагаю, в сей момент

Вам, друзья эксперимент.

Будем мусор разбирать,

По мешкам сортировать,

Анкетировать ребят.

Делать строго выводы.

И тогда раскроем тайны.

Все про этот мусор.

Эти тайны – НАШИ ЗНАНИЯ!!!

ЗНАНИЯ  ВЕДЬ  НЕ  МУСОР!!!

- Ну что же беремся за дело. Что бы раскрыть тайны мусорного ведра сначала нам надо определить цель нашего исследования.

Цель нашего исследования: узнать, во что превращается мусор после того как он покидает наш класс и ответить на важный вопрос: как избавиться от мусора так, чтобы не навредить природе?

- А я предлагаю следующие задачи:

Задачи:

  • изучить, что такое мусор, и какие его виды существуют;
  • узнать историю борьбы с мусором;
  • выяснить, как утилизируют мусор;
  • провести исследования.

- Ребята я думаю:

Гипотеза: мусор при переработке может превратиться во вредные вещества, которые могут повредить человеку и природе.

Объект исследования: бытовой мусор.

Предмет исследования:  мусорное ведро с мусором.

Теоретическая значимость: мы обобщили информацию по теме мусора, истории борьбы с ним, способов его утилизации; данную информацию можно использовать уроках по окружающему миру.

Практическая значимость: результаты исследования могут помочь улучшить экологическую ситуацию, так как школьники будут знать, как можно утилизировать мусор.

- Я предлагаю следующий план нашего исследования:

План исследования:

Теоретическая часть.

  1. Найти и изучить информацию о том, что такое мусор и какие существуют способы его переработки.
  2. Узнать какие способы переработки наименее опасны для окружающего мира.

Практическая часть.

  1. Проанализировать состояние работы в борьбе с мусором в Саратовской области;
  2. Провести анкетирование среди одноклассников;

Исследовательская часть.

  1. Провести эксперименты-исследования;
  2. Сделать выводы.

Методы исследования:

 - поиск информации в интернете по нашей проблеме;

 - описание различных способов переработки мусора;

 - анкетирование;

 - анализ полученной информации;

 

Глава 1. Теоретическая часть

- Друзья, мы с вами трудились целый месяц. Пора подвести итоги.

  1. Определение и виды мусора

- Что такое мусор?

Мусор – это отходы человеческой жизнедеятельности.  

В Современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой – «МУСОР» - отбросы, крупный сор. А вот в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля – «МУСОР» - остатки, сор от каменной кладки и печной работы; битый камень, кирпич, глина, известь, иногда с золою и с угольем, окалиной, черепками. Мусорник - яма, овраг, место для свалки мусора. В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова - "МУСОР" -  измельченный кирпичный щебень или смесь глины и толченого угля, служащие для разных технических целей.  

Исследованием мусора, его состава и его утилизации занимается целая наука – Гарбология (от англ. garbage «мусор»), проще говоря, Мусорология.  

«Мусороведение».

Мусор разделяют на несколько видов:

  • Наименее опасные отходы - пищевые, органического происхождения. Они не наносят практически никакого урона окружающей среде и относительно быстро разлагаются.
  • Макулатура составляет 40% всех твердых отходов и  представляет собой отслужившую печатную продукцию, состоящую из бумаги.
  • Металлолом -  изделия из железа или чугуна.
  • Стекло.  
  • Полимерные материалы - пластиковые отходы

По своему физическому состоянию мусор может быть твердым,

жидким или газообразным.

По своему происхождению мусор бывает бытовым и промышленным.

К пpoмышленным oтхoдам oтнocятcя пpoдукты, матеpиалы, изделия и вещеcтва, oбpазующиеcя в pезультате пpoизвoдcтвеннoй деятельнocти челoвека. Уcлoвнo пpoмышленные oтхoды пoдpазделяют на инеpтные и тoкcичные. Инеpтные пpoмышленные oтхoды в ocнoвнoм утилизиpуютcя на пoлигoнах твердых бытовых отходов.. К ним oтнocятcя: oтхoды дpевеcины, oтхoды зoлы и шлака, oтхoды плаcтмаcc, текcтильные oтхoды и пpoчее. К тoкcичным пpoмышленным oтхoдам oтнocятcя  активные вещеcтва, oбpазующиеcя в пpoцеccе  пpoизвoдcтвеннoгo цикла и oбладающие выpаженным тoкcичеcким дейcтвием на живoтных и на челoвека.

Стpoительные oтхoды oбpазуются в pезультате различных pекoнcтpукций, pазбopок старых зданий и cтpoительcтва новых домов и coopужений. К ним oтнocятcя твеpдые  oтхoды, дpевеcина и матеpиалы, пpименяющиеcя в cтpoительcтве.  

Оcнoвная маccа твердых бытовых отходов cocтoит из макулатуpы, cтекляннoгo бoя, не пpигoдных к дальнейшему упoтpеблению вещей дoмашнегo oбихoда, пищевых oтхoдoв, кваpтиpнoгo и уличнoгo cмёта, cтpoительнoгo муcopа, ocтавшегocя oт текущегo pемoнта кваpтиp, cлoманнoй бытoвoй техники.

  1. История борьбы с мусором.

Человек в процессе своей жизнедеятельности больше всего загрязняет окружающую среду бытовым мусором.

 В древних цивилизациях, утилизация мусора была организована очень тщательно. В Древней Греции, например, существовал закон о том, что мусор необходимо обязательно вывозить за пределы городской черты, расстояние должно быть не меньше одного километра.

С приходом Средневековья  мусор перестал вывозиться за пределы города. Прогулка по улицам различных городов была небезопасной – того и жди, что на голову выльют помои. Если мусора на улицах скапливалось слишком много, его просто вывозили и сбрасывали в реку. Качество воды от этого резко ухудшалось, в загрязненной воде гибла рыба. В Европе свирепствовали опасные заболевания, такие как тиф, чума и другие болезни, унося жизни почти половины населения. Но, несмотря на все это, никаких изменений не происходило, города все также утопали в мусоре.

В период Позднего Средневековья увеличилась численность городского населения, а это, привело к увеличению количества мусора на улицах городов. При этом к обычным бытовым отходам, прибавился строительный и промышленный мусор. Утилизация мусора в городах стала важной проблемой.

Начиная с 17 века стали появляться законы об обязательном вывозе мусора и его захоронении за городской чертой. В конце 19 века появился первый завод по сжиганию мусора недалеко от Парижа. После этого знаменательного события утилизация мусора в Европе стала осуществляться с помощью цивилизованных методов. Горы мусора, наконец, стали уменьшаться.

В Америке и Европе  предприятия не только собирают и вывозят, но и утилизируют и перерабатывают отходы, причем делают это с умом. Специальные котельные посредством сжигания бытовых отходов обогревают небольшие города.  

  1. Утилизация мусора.

- Так куда же девается мусор?  

Существует три основных способа переработки мусора:

  1. Хранение мусора на свалке или специальном полигоне. Именно туда мусор отвозят мусороуборочные машины. Такой способ не является экологичным, так как свалки быстро растут и занимают много места, а также загрязняют природу. России около 11 тысяч полигонов и занимают они огромные площади.   Захоронение – самый дешёвый способ избавиться от отходов. Для разложения в природной среде пищевых отходов требуется до одного месяца, для разложения бумаги 2 года, а консервной банки – до 90 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Ядовитые вещества разлагающихся и гниющих отходов, проникают в подземные воды, которые часто используются в качестве источников питьевой воды человеком. Другая часть отходов развеивается ветрами со свалок по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде.
  2. Сжигание мусора на специальных заводах.  У этого метода есть серьезный недостаток – выбросы образующиеся при сжигании, эти выбросы содержат очень опасные для здоровья вещества, которые развивают у человека появление раковых клеток и всевозможных аллергий. На сегодняшний день в России существует около 40 мусоросжигательных заводов.
  3. Эффективным способом решения проблемы мусора, и в первую очередь, опасных отходов является вторичная переработка, то есть повторное использование. Процесс сортировки отходов на пластик, стекло, бумагу и пищевые отходы должен осуществляться еще до вывоза мусора в специальные контейнеры.  На заводе мусор превращается в мелкие частички, которые можно использовать для создания новых вещей. Переработанная бумага может превратиться в новые книги, тетради и даже деньги! Из пластика можно сделать бутылки, ткани, материалы для строительства. Из стекла можно сделать прочный асфальт. Этот способ является самым экологичным.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Проблемы  Саратовской  области

В Саратовской области, ежегодно формируется более 900 тысяч тонн твердых бытовых отходов. Из 650 объектов размещения бытовых отходов: 24 имеют лицензию; 389 являются санкционированными свалками; 245 – несанкционированными. Все свалки занимают — почти 140 гектаров. На данный момент существует 15 полигонов, где можно официально складывать твердые бытовые отходы. В Энгельском полигоне часть мусора сортируется. Там отделяются полиэтиленовые пакты, пластиковые бутылки и целлофан – они практически не разлагаются. Отдельно отбираются предметы, содержащие тяжелые и цветные металлы. Аналогичным образом разбирается мусор на полигоне в Балаково.

Информацию по нашему району найти было очень трудно. Мы воспользовались интернетом. Но чего то конкретного там не нашли. Тогда мы просто стали расспрашивать наших родителей и выяснили, что в нашем районе 2 санкционированные свалки. Это в районе с. Подлесное и с.

Бородаевка. Обслуживает район  организация ООО «Мехуборка». Они осуществляют вывоз и переработку мусора.

В нашем селе мусорных контейнеров нет. Мусор вывозят от дома всего 2 раза в месяц. За эту услугу наши родители платят 120 рублей. Очень часто мусоровозы не приходят. Собаки разрывают пакеты и мусор грудами засоряет территорию около  наших домов.

  1. Анкетирование

 

Опрос учащихся 1. «Что вы знаете о переработке мусора»

Цель: проанализировать ответы учащихся и сделать выводы по данному исследованию.

Мы решили выяснить, что знают наши одноклассники о переработке мусора. Для этого мы провели анкетирование, опросив 22 ученика 3 класса. Результаты исследования показали, что большинство ребят знают, куда увозят мусор. 19 человек ответили, что мусор увозят на свалку. Другие вопросы оказались более сложными – лишь 10 человек знает о том, во что превращается мусор, после того как покидает наши квартиры. 16 моих одноклассников знают, какие виды мусора существуют.  

Вывод: практически все учащиеся знают виды мусора и места его утилизации.

 

Опрос учащихся  2 

Цель:   проанализировать ответы учащихся и сделать выводы по данному исследованию

62 опрошенных учащихся  начальной  школы на этот вопрос ответили

так:

шкурки от банана  -  19  учащихся;

фантики от конфет – 39  учащихся;

упаковки от мороженого и чипсов -  33 учащихся;

коробки из - под сока -   21  учащийся;

Вывод:   наши учащиеся,  не задумываясь,  сами  замусоривают   те территории, где проживают.

Опрос учащихся  3 «Как вы думаете, сколько пролежит на земле пластиковая бутылка?»  

Цель:  проанализировать ответы учащихся и сделать выводы по данному исследованию.

62 опрошенных учащихся  начальной  школы на этот вопрос ответили так:  

  1.  учащихся  -  более 30 лет;

  36 учащихся  – 10 лет

  21 учащийся -  1месяц.

Вывод:   большинство учащихся считают, что пластиковая бутылка может пролежать более 30 лет. Действительно, как подсчитали учёные, пластмассовые изделия могут загрязнять землю более 30 лет, полиэтиленовый пакет 200 лет, бумага разлагается через 2 года, банка из- под консервов - 500 лет, а для распада стекла нужно более 1000лет!  А если бросили жвачку, то знайте, что этот продукт никогда самостоятельно не разлагается!

Глава 3. Исследовательская часть

3.1. Исследования, наблюдения, опыты

 - В своей работе мы  провели следующие исследования:

Исследование № 1 «Что у нас под ногами?» - практическая работа

Цель:   выяснить, какой мусор находится у нас под ногами.

Для данного исследования было выбран  замусоренный участок.   Весь мусор был разобран по различным  видам отходов:

Виды отходов

% соотношение

Упаковки из полиэтилена и фольги

62%

Пластиковые бутылки

14%

Стеклянные бутылки

7%

Бумажный мусор

12%

                Прочий мусор

5%

Вывод:  Большая часть мусора в селе – это различные упаковки от продуктов  питания.

Исследование № 2   «Социологическое исследование»

В исследовании  приняли  участие  6 наших семей.

Цель:   Подсчитать количество выброшенного мусора семьёй в неделю.

Сначала была проведена анкета по следующим вопросам:

  1. Состав семьи_________  человек.
  2. Сколько пластиковых  бутылок  выбрасывает  ваша  семья  в неделю?

2л - _____шт.;

1,5- _____шт.;

1л - _____шт.;

           0,5л  - ___шт.;

   3 . Сколько  пакетов  выбрасывает  ваша  семья  в день?

      - обычные пакеты - ____шт.;

      -  из-под молока, кефира, майонеза и пр.- ___шт.;

       -большие пакеты - ___шт.;

  4. Сколько пластиковых баночек выбрасывает ваша семья в день?

       - из – под  йогурта - ____шт.;

       - из-под сметаны - ____шт.;

   5.Сколько  выбрасывает ваша семья  пластиковых   флаконов из-под  шампуней, гелей и других  косметических  товаров  в  месяц?  _____шт.

Результаты опроса  нас ошеломили.  Мы с ребятами  пересчитали расход пластиковой тары в месяц, и вот что у нас получилось:

- пластиковых бутылок – 78 шт. объёмом   2 литра

- пластиковых баночек из-под йогурта – 48 шт;

- из-под сметаны – 37 шт.

- пакетов обычного размера – 137шт

-  пакеты из под молока, кефира – 269 шт.

- пластиковых флаконов из-под шампуней и др.- 12 шт.

Вывод:  из выброшенного мусора  можно сделать очень много полезных и нужных вещей.

 

Исследование № 3.  «Количество мусора в нашем селе» -  расчёт

Цель:  произвести расчёты по выброшенному мусору в нашем селе за день,  за неделю, за 1год,  за 5 лет, за 10 лет.

Мы решили представить, что будет, если каждый житель нашего села старше 3 лет бросит на улицу  какую – либо упаковку.

 На территории нашего села  проживает  около 3256 жителей, без учёта детей до 3 лет – 3000 жителей. Площадь поселения 314 кв.км (около250 кв.км без площади построений). Мы  подсчитали, что средняя масса выброшенной упаковки составляет 24 грамма. Чтобы узнать, сколько мусора накопится, среднюю массу одной упаковки умножила на количество жителей.

Время

   Масса в кг

 За  день накопится

 72 кг

 За месяц накопится

216 кг

 За год накопится

2592 кг

 За 5 лет накопится

 12960 кг

 За 10 лет накопится

25920 кг  или  26 тонн!!!

Вывод:  если не убирать мусор на улицах, то через несколько  десятилетий  он покроет всё село.

Наблюдение  «Где скапливается мусор?»

Цель:  разобраться, в каких местах больше всего мусора?

Вместе с руководителем моей работы мы обошли  село и выявили, где больше всего замусорены территории.  У нас получились следующие результаты:

     1 место   – остановка и места отдыха;

     2  место – торговые точки;

     4 место – территории школы и  различных организаций;

     5  место – жилые дома.

Вывод:  больше всего замусорены те места, где люди отдыхают или проводят время в ожидании транспорта (остановки)

Опыт 1 «Что разлагается быстрее всего»

Цель:   пронаблюдать в естественных условиях, что разлагается быстрее всего.  

Мы  поместили  различные образцы мусора  (картофельная очистка, лист комнатного цветка, кусок газеты, пластмасса) в отдельные  банки  с почвой  перемещали  и закрутили  крышкой. Проверяли регулярно 1-2 раза  в неделю.

 

Вывод: Лист комнатного  растения  разложился  быстрее  всех остальных образцов.

Опыт 2 «Загрязненность окружающей среды как экологическая проблема».

Цель:  пронаблюдать в лабораторных условиях влияния мусора на зелёные растения.

Отходы и мусор, который мы ежедневно выбрасываем, загрязняют воздух, землю, водоемы. От этого погибают растения, могут отравиться животные. Можно понаблюдать простой опыт, который я проделала:

1. Наливаем в 4 стакана воды и кладем туда следующие вещества:

а) в первый - две чайные ложки уксуса

б) во второй - всякий мусор, остатки еды, клочки газеты и другие

в) в третий - две чайные ложки растительного масла.

г) в четвертый - просто воду.

2. Срезаем 4 листа герани и кладем в стаканы.

Наблюдаем в течение 2-х недель. Уже на 2-й день листок в стакане с отходами начинает чернеть, погибать, плохо пахнуть. В стакане с уксусом листок стал менять цвет в конце 1 недели. А в стаканах с маслом и водой листочек сохранил свежий вид более 2-х недель. Вот так же в природе под кучей мусора гниют и гибнут зеленые растения. Зеленые растения – это источник кислорода, которым мы дышим.

Вывод:  Вот так же  в природе под кучей мусора гниют и гибнут зелёные растения.

3.2.Расследование.

 

Наше расследование было направлено на выяснение того, можно ли как-то определить продукцию, которую можно использовать для переработки? Оказывается, показать это могут экологические знаки. Проведя поиски, было обнаружено, что на многих упаковках товаров можно с легкостью найти подобные знаки. Наша задача, уметь их отличать от других знаков и уметь их читать. А после использования товара отправлять упаковку по назначению

Заключение

Наша гипотеза подтвердилась:  мы раскрыли самую большую тайну мусорного ведра - мусор при переработке превращается во вредные вещества, которые вредят человеку и природе.

В результате исследовательской работы и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор и его основные способы утилизации засоряют окружающую среду, наносят серьезный вред здоровью человека. Конечно, очень важно повторно использовать и перерабатывать отходы, материалы, в масштабах села, страны и всего Мира. Для этого нужны заводы и специальное оборудование.  

Мы пытаемся  решить эту проблему, внеся свою маленькую частичку заботы об окружающей среде. Мы принимаем участие в субботниках по уборке территории школы, в выпуске экологических газет, в конкурсах поделок из бросового материала.

На основе проведённого исследования мы  пришли к выводу о том, что каждый человек, даже ребёнок, может помочь нашей планете стать чище и внести свой вклад в решение этой огромной проблемы.

Мы на свет родились, 
Чтоб природу любить, 
Чтоб цветы поливать 
И деревья растить. 
Чтоб зверей не обидеть 
И птиц накормить. 
Чтобы чистой планету 
Свою сохранить. 
Припев. 
Так давайте же реки 
Беречь и моря, 
Чтоб ручьи на земле 
Протекали не зря. 
Чтобы воздух был чистым, 
Прозрачной вода, 
Чтоб планете родной 
Не грозила беда. 

 

Литература

  1. Брукс Ф. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах. Изд-во «Махаон», 2014 г. – 160 с.
  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.
  3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка
  4. Кольовска А. А., Белоус М. С. О мусоре и не мусоре или зачем сдавать отходы в переработку.
  5. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. Что нужно знать о твердых бытовых отходах? М.,1995 .
  6. Радионов С.К. и др. “Что такое мусор” М. “Химия”,1991
  7. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.

Интернет ресурсы:

  1. Википедия-свободная энциклопедия: www.wikipedia. ru.
  2. Око-Планеты: www.oko-planet.su
  3. Общественная международная некоммерческая организация-Гринпис России: www.greenpeace. ru
  4. Экологический портал В2В: www.clean-future.ru
  5. Энциклопедия среды обитания: www.eco-nomos.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок рисования в 3 классе Детское ведро

Урок рисования по теме:"Детское ведро" с технологической картой....

Урок рисования в 3 классе Детское ведро

Урок рисования по теме:"Детское ведро" с технологической картой....

Методическая разработка осеннего спектакля-праздника в ГПД «Мусорный карнавал»

Методическая разработка осеннего спектакля-праздника в ГПД «Мусорный карнавал» ...

Единый урок: «От заботы о природе, от полезных добрых дел - к человеческой культуре и духовной красоте» Праздник: «Мусорный ветер.»

Все мы знаем, что загрязнение планеты мусором стало одной из экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Мусор становится частью окружа...

Проект "Секреты мусорного ведра"

Большое количество мусора, которое вырабатывается в результате деятельности человека – это одна из главных экологических проблем....

Проект "Кормушка для птиц",выполненный ученицей 3 класса, содержит практический этап ( материал для изготовления кормушки - это пластмассовое ведро из-под майонеза и др., подробный план работы по изготовлению кормушки для птиц).

Проект творческий, экологический.Автор: Загородняя Елизавета, ученица 3 классаНаучный руководитель: Зикеева Светлана ФёдоровнаВ проете представлен план работы по изготовлению кормушки для птиц.В прило...

"Что прячется в мусорном ведре?"

Исследовательская работа по окружающему миру на экологическую тему...