Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру по программе " Школа России". 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okr._miru_1_klass.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          I Пояснительная записка.

 Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

          Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

На основании письма Минобразования России от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2821-10 №81(с изменениями),в целях создания благоприятных условий для адаптации ребенка к школе, обеспечивающее дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание запланированы нетрадиционные уроки в количестве 9 уроков.

№п/п

Тема урока

Форма урока

1.

Задавайте вопросы. Что такое наша школа?

Урок-экскурсия

2.

Что мы знаем о народах России?Что мы знаем о Москве?

Урок-путешествие

3.

Что у нас над головой?

Урок-игра

4.

Что общего у разных растений?

Урок-экскурсия

5.

Что растет на клумбе?

Урок-экскурсия

6.

Что это за листья?

Урок-экскурсия

7.

Что такое хвоинки?

Урок-путешествие

8.

Кто такие рыбы?

Урок-игра

9.

Кто такие звери?

Урок-сказка

           При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих технологий: деятельностный метод обучения, проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения. Использую коллективные ,групповые, индивидуальные формы работы, метод беседы, создания проектов, методы проблемного обучения.

              В программу включён этнокультурный компонент, нацеленный на  приобщение первоклассников к традиционным ценностям на основе патриотического, духовно – нравственного воспитания, развитие познавательных интересов, представлений о природе, климатическом, этнографическом своеобразии Республики Хакасия, воспитание гражданской активности, толерантного отношения к представителям других культур.  Включено знакомство с природой Хакасии, животным миром, праздниками.

             В ходе обучения реализуются межпредметные связи с содержанием курсов русского языка,  изо, математики, тесная связь с  внеурочными занятиями «Школа развития речи», «Клуб будущих отличников»

II Результаты изучения предмета

Личностные результаты

- Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

-  Представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради).

- Представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу.

- Ценностные представления о своей семье  и своей малой родине.

- Представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов).

- Представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным.

- Первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру.

- Представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов  России.

-  Этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий.

-  Этические чувства на основе знакомства с культурой народов России.

-  Представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.

- Потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми

- Правила работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД (МР)

Познавательные УУД (МП)

Коммуникативные УУД (МК)

- Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

- Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).

- Выделять из темы урока известные знания и умения.

- Планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом).

- Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя).

- Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради.

- Осуществлять контроль, коррекцию и  оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки».

- Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

- Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).

- Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.

- Понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме.

- Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем.

- Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков.

- Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям.

 Устанавливать причинно-следственные связи.

- Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

- Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.

- Располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

- Включаться в диалог с учителем и сверстниками.

- Формулировать ответы на вопросы.

- Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

- Договариваться и приходить к общему решению.

- Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.

- Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

- Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

- Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий.

- Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм).

- Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.

Предметные результаты

Ученик научится:

- правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); 

- различать флаг и герб России;

- узнавать некоторые достопримечательности столицы;

- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

- проводить опыты с водой, снегом и льдом;

- различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

- различать овощи и фрукты;

- определять с помощью атласа-определителя  растения и животных;

- описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

- сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

- сравнивать реку и море;

- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

- находить на глобусе холодные и жаркие районы; 

- различать животных холодных и жарких районов;

-  изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; 

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

   - объяснять причины возникновения дождя и ветра;

- перечислять цвета радуги в правильной последовательности; 
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

- раздельно собирать мусор в быту;

- соблюдать правила поведения в природе;

- правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

- подбирать одежду для разных случаев;

- правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

-  правильно переходить улицу;

- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

- различать виды транспорта;

-.соблюдать правила безопасности в транспорте.

Ученик получит возможность научиться:

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фотоаппарат)  для записи и обработки информации;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение

-  выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице.

- осознанно соблюдать режим дня.

Работа с текстом

  Ученик научится:

- определять тему и главную мысль текста;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

    - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Ученик получит возможность научиться

- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- составлять небольшие отзывы о прочитанном.

                                                            III. Содержание предмета

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Горные породы и минералы.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Общее представление о строении тела человека. Гигиена систем органов. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Этнокультурный компонент

Хакасия – край мой. Растительный мир Хакасии. Животный мир Хакасии. Енисей.

Национальная одежда хакасов. «Чир тайни» – День Земли.

IV. Тематическое планирование

к учебнику «Окружающий мир» авторской программы А.А.Плешакова.

1 класс – 64 часа

№п/п

Названия разделов

Кол-во часов

1.

Задавайте вопросы

1 час

2.

Что и кто?

19- 20 часов

3.

Как, откуда и куда?  

12часов

4.

Где и когда?  

     11 часов

5.

Почему и зачем?  

19-     20 часов

V. Диагностический инструментарий

Сроки проведения

Название работы

Апрель

Комплексная работа на межпредметной основе

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...