Адаптироанная программа Живой мир 3 класс по Бгажноковой И.М.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Донская Снежана Степановна

Адаптированная программа Живой мир 3 класс по Бгажноковой И.М. учебник Матвеевой Н.Б.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_mir.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа  «Живой мир» рассчитана на 34 ч в год (1 ч в неделю) и составлена на основе Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида. 0-4 классы, под редакцией Бгажноковой И.М. «Просвещение» С-Петербургский филиал, 2011 г. 

Учебник:

Матвеева Н. Б. Живой мир. 3 класс: учеб. для спец. (коррец.) образоват. учреждений VIII вида / Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова. - М. : Просвещение, 2014. – 96 с.

Содержание дисциплины «Живой мир» основывается на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения,  раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. Курс элементарного природоведения должен заложить основы для изучения естествознания и географии в старших классах.

Курс «Живой мир» направлен на решение следующих коррекционно-образовательных и воспитательных задач:

- уточнение и расширение представлений учащихся о живой и неживой природе;

- расширение представлений на основе наблюдений и простейших опытных действий о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

- формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;

- формирование знаний учащихся о природе своего края;

- формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека;

- воспитание бережного отношения к природе.

 Программа построена по концентрическому принципу и обеспечивает повторение и закрепление материала в течение года и при изучении всего курса.

При изучении «Живого мира» большое значение придаётся экскурсиям для наблюдения за явлениями природы, её живыми и неживыми объектами, использованию на уроках наглядных средств обучения: натуральных объектов, муляжей, макетов, гербариев, коллекций и пр.  Ведущие методы обучения – беседа, рассказ, наблюдение, составление описаний, работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Уроки «Живой мир» связаны с уроками устной речи, математика, чтения, занимательного труда, рисования.

        Основная цель программы  – социальная адаптация. Нет четких образовательных стандартов – освоение программы идет в индивидуальном темпе; отметки не выставляются; итоговые контрольные работы и экзамены не проводятся.

Содержание программы «Живой мир»

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

   Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, берёза. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.      Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

     Повторение.

Календарно-тематическое планирование «Живой мир»

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Содержание

Развитие навыков устной речи

план

факт

1 четверть – 8 ч

1

07.09

Осень. Осенние месяцы.

Сезонные изменениях в природе. Повторение признаков осени. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов. Влияние солнца на смену времени года. Подбор рисунков  к разным временам года.  Названия времен года и осенних   месяцев.

Название времён года. Установление их последовательности. Описание времени года по сюжетной картинке с названием определённых признаков.

Отгадывание загадок, временные представления. Основные признаки осени. Чтение стихов о золотой осени.

2

14.09

Части суток. Восход и закат солнца.

Влияние солнца на смену времени суток. Понятие восхода и заката солнца. Изменение продолжительности дня.

Составление предложений по сюжетным картинкам о занятиях людей в разное время суток. Отвечать на вопросы, опираясь на сюжетные картинки.

3

21.09

«В гостях у золотой осени». Экскурсия.

Любование небосводом, осенним пейзажем. Фотографирование. Тактильно-сенсорное обследование деревьев и кустарников. Сбор листьев для поделок.

Отгадывание загадок. Словарь: осень, листья, трава, тучи, ветер, дождь, зонт. Называние деревьев в школьном саду: ели, клёны, берёза. Ответы на вопросы. Слушание стихов о золотой осени. Зарисовки школьного двора осенью.

4

28.09

Жизнь растений осенью. Растения сада и огорода.

Созревание плодов. Сбор урожая. Лечебные растения садов. Польза людям.

 Ответы на вопросы. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Словарь: плоды растений.

5

05.10

Жизнь растений осенью. Растения леса.

Осенний лес. Грибы: съедобные и несъедобные.

Новые признаки золотой осени. Ответы на вопросы. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Игра «Угадай гриб по описанию».

6

12.10

Животные и насекомые осенью.

Подготовка животных к зиме. Смена шубки. Запасы на зиму. Зарисовки. Название перелётных птиц. Не слышно пение птиц. Внешний вид. Повадки, образ жизни. Названия насекомых. Что происходит с насекомыми с приходом холодов.

Отгадывание загадок. Ответы на вопросы связной речью. Уметь описывать животных. «Кто как готовится к зиме?». Словесное описание животных.

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Словесное описание животных.

7

19.10

Занятие людей осенью.

Одежда по назначению и по сезону. Занятие людей в осенний сезон. Показ картинок с разными видами труда.

Сбор урожая в садах и огородах. Красота и дары осени. Название овощей и фруктов, их признаки.

Беседа о растениях огорода. Описание знакомых овощей по памяти, с помощью муляжей, картинок.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Умение различать овощи и фрукты. Словарь: одежда.

8

26.10

Календарь. Виды календарей.

Сутки, неделя, месяц, год – меры времени.

Уметь называть точную дату. Знать названия месяцев. Виды календарей. Отгадывание загадок.

2 четверть – 8 ч

9

09.11

Воздух. Значение воздуха.

Что такое воздух? Представление о воздухе. Представление о воздухе, его значении в жизни растений, животных и человека.

Рассказ по картинкам в учебнике. Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. Загадки. Игра «Чистый воздух».

10

16.11

Термометр.

Элементарные представления о приборе. Термометр (градусник). Практические опыты.

Ответы на вопросы. Знакомство с прибором для измерения температуры тела человека и температуры воздуха.

11

23.11

Ветер. Направление ветра.

Движение воздуха. Явления природы. Ветер: холодный, сильный, слабый, теплый. Флюгер - прибор для определения направления ветра.

Рассказ по картинкам: «Как ветер людям помогает».

12

30.11

Дикие животные.

Лось, кабан, заяц. Внешний вид. Образ жизни, питание. Детеныши. Выявление сходства и различия. Зарисовки (лепка).

Загадки. Показ картинок (кабан, лось, заяц). Описание  их внешнего вида, частей тела, образа жизни и т. д. Составление предложений по сюжетным картинкам. Игра «Кто лишний?».

13

07.12

Домашние животные. Корова. Свинья. Кролики.

Корова. Внешний вид, повадки. Чем питается? Польза людям. Свинья. Внешний вид, повадки. Чем питается? Польза людям. Кролики. Внешний вид, повадки. Чем питается? Польза людям.

Загадки. Составление предложений по сюжетным картинкам. Сравнение по картинам, отличительные черты характера, поведения.

14

14.12

Свинья и кабан. Кролик и заяц.

 Сходство и различие свиньи и кабана. Сходство и различие кролика и зайца.

Сравнение по картинам. Работа по таблице. Продолжи предложение: «Свинья - домашнее животное, а кабан…». Загадки. Сравнение по картинам, отличительные черты характера, поведения. Составление рассказа по картине

15

21.12

Зима. Зимние месяцы. Экскурсия на школьный двор.

Основные признаки зимы. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: снегопад, метель (вьюга),  снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов. Долгота дня. Природа зимой. Мороз и солнце.

Составление рассказа  о зиме по условно - графическому плану, используя схемы отличия зимы и осени. Устные зарисовки природы зимой. Умение по схемам рассказывать о зимних месяцах. Загадки. Стихи. Описание природы по сюжетным картинам.

16

28.12

Растения и животные зимой.

Жизнь растений зимой. Хвойные деревья.

Жизнь животных в зимнем лесу. Где живут, чем питаются.

Сравнительное описание хвойных деревьев.

Чтение отрывков из книги В. Бианки «Синичкин календарь». Отвечать на вопросы о жизни животных зимой.

3 четверть – 10 ч

17

Зимующие птицы.

Птицы, которые остаются с нами зимовать. Помощь человека.

Загадки. Ответы на вопросы. Описание птиц. Составление рассказа, сказки. Игра-описание «Угадай, кто я?»

18

Занятия людей зимой.

Занятие людей, развлечения (зимние игры, отдых на свежем воздухе). Труд людей в зимнее  время (кочегар, дворник). Показ картинок с разными видами труда. Зимние виды спорта. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Временные представления. Признаки зимы. Высказывание по сюжетным картинкам. Зимние виды спорта.

Составление предложений: «У кого что?», «Кому нужна помощь?»

19

Строение человека.

Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука левая, правая. Рисование человека.

Название частей тела по рисунку.

20

Дыхание человека.

Представления о строении и работе легких. Названия органов дыхания.

Беседа о значении дыхания для жизни живых организмов.

21

Профилактика простудных заболеваний. Закаливание.

Болезни органов дыхания (насморк, кашель, температура). Профилактика.

Слушание стихотворения «Мы дежурим» С.Махотина.

22

Кровь. Кровеносные сосуды. Сердце. Пульс.

Значение крови для человека. Представление о работе сердца. Значение сердца в жизни человека. Основная роль работы сердца.

Участие в беседе: «Первая помощь при порезе. Как остановить кровь?»

23

Питание человека.

Понятие: молочные продукты, мясные продукты, сухие продукты. Правильное питание. Хранение продуктов. Профилактика пищевых отравлений.

Беседа о значении правильного питания.

24

Времена года. Весна. Экскурсия. Весенние месяцы.

Название весенних месяцев, их последовательность. Влияние солнца на продолжительность дня и ночи в весенние месяцы. Первые весенние цветы, набухание почек. Различать признаки времени года – весна: потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи.

Чтение стихов. Анализ и соотнесение к сюжетным картинкам. Загадки о признаках весны. Составление рассказа «Пришла весна, проснулась природа». Использование в рассказе слов: ледоход, сосульки.

25

Животные весной.

Пробуждение зверей (на примере медведя, ежа). Хлопоты животных весной (зайцы, лисы, волки, белки).

Составление предложений по сюжетным картинкам. Чтение рассказа. Описание весны, пробуждение всего живого на земле.

26

Перелётные птицы. Строение птиц.

Птицы – вестники весны (грач, жаворонок, скворец). Календарь прилета птиц. Строение птиц: тело, крылья, лапы, клюв.

Грач, жаворонок, скворец: внешний вид, места обитания, пища. Пение птиц. Ответы на вопросы. Описание птиц.

4 четверть – 8 ч

27

Занятия людей весной.

Весенний сев. Подготовка полей к севу.

Составление по сюжетным картинкам предложения, рассказы.

28

Части растений. Корни и стебли.

Строение растений: корни, стебли. Разновидности корней. Корнеплоды. Зарисовки.

Значение корневой системы для растения. Чтение стихотворения И. Винокурова «Одуванчик».

29

Части растений. Листья. Цветы.

Строение растений. Листья: хвоя, колючки. Разновидность цветов: садовые, полевые, лесные. Зарисовки.

Рассказ «Появление первого листа». Умение различать садовые от полевых и лесных цветов. Сходство и различие.

30

Части растений. Плоды и семена.

 Семена деревьев. Плоды кустарников.

Игра «От какого растения?»

31

Лес. Лесные ягоды.

Деревья лиственные и хвойные. Лесные ягоды. Название лесных ягод: земляника, черника, малина. Где растут. Лечебные свойства ягод. Съедобные  и несъедобные лесные ягоды.

Распознавание деревьев по внешнему виду. Общее и разное в строении лиственных и хвойных деревьев. Распознавание и называние ягод. Работа с загадками. Рассказ по сюжетной картинке.

32

Грибы. Съедобные и ядовитые.

Тайны грибного леса. Грибная пора. Подберезовик, подосиновик, боровик, лисички и т.д. Распознавание и называние грибов. Осторожно: ядовитые грибы: мухомор, белая поганка.

Работа с загадками. Рассказ по сюжетной картинке «По грибы». Запоминание съедобных и ядовитых грибов.

33

Времена года. Лето. Летние месяцы.

Долгота дня. Признаки лета. Долгота дня в зависимости от солнца. Зарисовка. Загадки. Схема летних месяцев, их последовательность.

Чтение стихов, отрывки из произведений русских писателей (описание природы). Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Круглый год». Ответы на вопросы.

34

Занятия людей летом.

Одежда в летний сезон. Игры на свежем воздухе. Уход на участке за растениями.

Составление предложений и рассказов по сюжетным картинкам.

«Я помогаю бабушке на даче».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа живой мир. 2 класс. 8 вид

Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,5 часа в неделю...

Рабочая программа "Живой мир" для учащегося 1 класса с ОВЗ

Рабочая программа предмета "Живой мир" Н.Б.Матвеева 1 класс (домашнее обучение)...

Конспект урока по добукварному периоду (программа под редакцией И.М. Бгажноковой) Режим дня.

Конспект урока по добукварному периоду (программа под редакцией И.М. Бгажноковой)...

Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (чтение) (программа под редакцией И.М. Бгажноковой)

Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (чтение) (программа под редакцией И.М. Бгажноковой)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Живой мир» для 2 класса

Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета  «Живой мир» для  2  класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы  специальных (коррекционн...