РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Живой мир» для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Рязанова Екатерина Николаевна

Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета  «Живой мир» для  2  класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы  специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида  автора Матвеева Н.Б. «Живой мир»  1– 4  классы» под ред. И.М. Бгажноковой – С-П «Просвещение», 2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_okruzh_mir1.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2127»

Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672

Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru

ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001

Принято на заседании педагогического                                              Утверждаю

 совета ГБОУ Школа №  2127                                                              Директор ГБОУ Школа № 2127

от «____»___________20___г.                                                         _______________С.С.Буробина

 Протокол № 1                                                                                                    «____»   ________________    20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Живой мир»

составлена на основе

Программы «Живой мир» автора Матвеева Н.Б. (см. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-IV классов» Под ред. И.М. Бгажноковой – С-П «Просвещение», 2011г.) 

2 «Э» класс обучающихся с ОВЗ

2016 - 2017учебный год

Педагог:

Рязанова Екатерина Николаевна,                

                                                                                            учитель

Москва 2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета  «Живой мир» для  2  класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы  специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида  автора Матвеева Н.Б. «Живой мир»  1– 4  классы» под ред. И.М. Бгажноковой – С-П «Просвещение», 2011).

 Курс «Живой мир» в специальном образовательном классе 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Специфика индивидуального недоразвития учащихся специального класса не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

  С одной стороны, содержание дисциплины «Живой мир» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие  связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах специального обучения должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых понятий, как «Естествознание» и  «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.

   

Курс «Живой мир» решает следующие коррекционные задачи:

  • Уточнять имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
  • На основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям окружающей среды;
  • Вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и результаты опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • Формирует знания учащихся о природе своего края;
  • Формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Второй год обучения продолжает работу, начатую в 1 классе. Основными задачами будут:

  • Развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • Закрепление представления о солнце как источника света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы и смене времен года;
  • Изучение воды и его свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;
  • Воспитание интереса и бережного отношения к природе. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека».

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс).
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • читать.

 В программе определён обязательный уровень знаний. Первый уровень рассчитан на учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей со сниженными интеллектуальными возможностями.

   Содержание программы и уроки по предмету «Живой мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, коллекции, слайдовые презентации. Ведущими методами являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная  деятельность под руководством учителя.

   Знания по программе «Живой мир» необходимо реализовывать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, изобразительного искусства, а также найти им применение во внеурочное время.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ЖИВОЙ МИР»

 (65 часов, 2 часа в неделю)

Наименование разделов/тем занятий

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теории

практики

1

Долгота дня

4

2

2

2

Сезонные изменения в природе

12

8

4

3

Растения

11

9

2

4

Животные

12

12

-

5

Человек

12

10

2

6

Вода

10

5

5

7

Повторение

4

2

2

Итого:  65

    1. Повторение. Долгота дня:  вспомнить о влиянии солнца на смену времен года. Сутки, части суток.

        Формирование понятий об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. Связь продолжительности дня

летом с большей активностью солнца, большим количеством солнца и тепла.

   2. Сезонные изменения в природе : названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

      Наблюдение за положением солнца в течении суток. Формирование представлений о явлениях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание  водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, дожди, ливень. Продолжение наблюдений  за погодой, их описание в речи. Растения и животные в разные времена года. Детские игры и труд человека в  разные времена года. Работа в саду и огороде.

    3. Растения : комнатные растения, названия и отличительные признаки. 

Светолюбивые и тенелюбивые

растения. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3 – 5 названий). Особенности произрастания

Названия и признаки. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3 – 5 названий). Особенности произрастания

Названия и признаки. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов моей местности.

   4. Животные : сравнение домашних и диких животных. 

Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид,

питание, название детенышей, повадки, места обитания. Необходимые условия для жизни животных.  Разнообразие пород кошек и собак. Их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2 – 3 названия).

Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Использование рыб человеком и охрана природы.

   5. Человек : гигиена тела человека, закаливание.     

Питание человека. Органы пищеварения (элементарные  представления). Значение овощей и фруктов в питании человека. Профилактика пищевых отравлений.

   6. Вода : формирование представлений о различных состояниях воды, о воде в природе.

Начало работы по формированию понятия «температура». Практические работы на определение прозрачности воды, текучести, проведение наблюдений за изменением состояния воды (вода, лед, пар). Вода в виде различных атмосферных осадков.

Календарно-тематический план рабочей программы

Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Дата

1

Сутки. Долгота дня летом.

2.09.16

2

Наблюдение за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер).

7.09.16

3

Осень. Изменения в природе.

9.09.16

4

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно.

12.09.16

5

Наблюдения за погодой осенью. Описание их в речи учащихся. Экскурсия в природу.

16.09.16

6

Наблюдения за растениями (деревья, кустарники) осенью.

19.09.16

7

Увядание трав, цветов.

23.09.16

8

Труд людей в саду и  в огороде осенью.

26.09.16

9

Огород. Овощи (4-5 названий). Название овощей, их признаки.

30.09.16

10

Овощи в питании человека.

12.10.16

11

Сад.  Фрукты (3-5 названий). Название фруктов, их признаки.

14.10.16

12

Фрукты в питании человека.

19.10.16

13

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения)

21.10.16

14

Части растений: стебель, лист, цветок, корень.

26.10.16

15

Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

28.10.16

16

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые (традесканция, кактус).

2.11.16

17

Светолюбивые и теневыносливые растения (фиалка и традесканция).

9.11.16

18

Уход за комнатными растениями.

11.11.16

19

Домашние животные: корова, лошадь (внешний вид, части тела, повадки, питание, детеныши, образ жизни, место обитания).

23.11.16

20

Домашние животные: свинья, овца.

25.11.16

21

Домашние животные: кошка, собака.

30.11.16

22

Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

2.10.16

23

Разнообразие кошек и собак, их повадки.

7.12.16

24

Отношение человека к домашним животным.

9.12.16

25

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь.

14.12.16

26

Сравнение домашних и диких животных. Собака – волк.

16.12.16

27

Сравнение домашних и диких птиц.

21.12.16

28

Наблюдения за изменениями в природе. Зима. Экскурсия в природу.

23.12.16

29

Зима. Знакомство с названиями месяцев. Долгота дня и ночи в зимнее время.

28.12.16

30

Положение солнца в зимнее время (утро, день, вечер, ночь).

30.12.16

31

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: заморозки, снегопад, снежинки, мороз, замерзание водоемов.

11.01.17

32

Наблюдения за погодой. Их описание в речи учащихся.

13.01.17

33

Наблюдение за деревьями и кустарниками в зимнее время. Экскурсия в природу.

18.01.17

34

Животные в зимнее время (лиса, белка, еж).

20.01.17

35

Животные в зимнее время (лиса, белка, еж).

25.01.17

36

Зимующие птицы. Подкормка (синица, галка).

27.01.17

37

Рыбы. Названия рыб нашей местности. Внешний вид, среда обитания, питание.

1.02.17

38

Труд человека в зимнее время года (кочегар, дворник).

3.02.17

39

Детские игры зимой.

8.02.17

40

Поведение человека при наступлении морозов.

10.02.17

41

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачная, отсутствие запаха, текучесть.

15.02.17

42

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

17.02.17

43

Вода в природе: дождь, снег, лед, река, озеро (пруд), болото.

1.03.17

44

Первичные представления о температуре. Термометр как прибор для измерения температуры.

3.03.17

45

Наблюдение за изменениями в природе: потепление. Экскурсия в природу.

10.03.17

46

Весна. Весенние месяцы.

15.03.17

47

Первые весенние птицы (грач, скворец).

17.03.17

48

Формирование представлений о явлениях и состоянии неживой природы: потепление, таяние снега, капель, лужи, ручьи, проталины.

22.03.17

49

Наблюдения за погодой.

24.03.17

50

Наблюдение за деревьями и кустарниками. Экскурсия в природу

29.03.17

51

Перелетные птицы.

31.03.17

52

Появление цветов, трав (одуванчик, мать-и-мачеха).

5.04.17

53

Весенние травы и цветы.

7.04.17

54

Труд человека весной. Экскурсия.

19.04.17

55

Гигиена тела человека. Закаливание.

21.04.17

56

Питание человека. Режим дня.

26.04.17

57

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

28.04.17

58

Значение овощей   для правильного питания.

3.05.17

59

Значение фруктов для правильного питания.

5.05.17

60

Пища человека. Правильное питание.

10.05.17

61

Профилактика пищеварительных отравлений.

12.05.17

62

Детские игры весной.

17.05.17

63

Детские игры весной.

19.05.17

64

Времена года. Лето

24.05.17

65

Обобщение и закрепление полученных знаний.

26.05.17

Ожидаемые образовательные результаты

1-ый уровень:

  • Правильно называть изученные объекты и явления;
  • Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;
  • Различать диких и домашних животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
  • Выполнять элементарные гигиенические правила;
  • Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе

2-ой уровень:

  • Правильно называть изученные объекты и явления;
  • Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
  • Различать диких и домашних животных, рыб;
  • Различать признаки времён года;
  • Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи.

Литература:

  1. Н. Б. Бантова, М. С. Котина, Т. О. Куртова. Живой мир. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа живой мир. 2 класс. 8 вид

Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,5 часа в неделю...

рабочая программа по ВД 1 класс "Край, в котором я живу"

Программа по внеурочной деятельности учебного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии:- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа "Живой мир" для учащегося 1 класса с ОВЗ

Рабочая программа предмета "Живой мир" Н.Б.Матвеева 1 класс (домашнее обучение)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Живой мир» для 3 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Матвеева Н.Б «Живой мир», Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажно...

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа живой мир 2 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа живой мир 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая программа Живой мир, 3 класс

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе...