РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Живой мир» для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Рязанова Екатерина Николаевна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Матвеева Н.Б «Живой мир», Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажноковой И.М.

 

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с различными вариантами сочетанных нарушений психического развития. Рассчитана на обучающихся с нарушением интеллекта осложненным расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом, синдромом Дауна, текущей формой эпилепсии и соматическими заболеваниями в возрасте от 8 до 11 лет.

Она учитывает особенности психофизического развития обучающихся, их индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zhivoy_mir_3e.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2127»

Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672

Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru

ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001

Принято на заседании педагогического

совета ГБОУ Школа № 2127

от «____»___________20___г.

Протокол № 1

Утверждаю

Директор ГБОУ Школа № 2127

_______________Солодкий И.Ю.

«____» ________________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Живой мир»

составлена на основе

авторской программы Матвеева Н.Б «Живой мир», Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажноковой И.М. (с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с умственной отсталостью).

целевая аудитория для обучающихся 3 класса «Э»

2017 - 2018учебный год

Рязанова Екатерина Николаевна, учитель

Москва 2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Матвеева Н.Б «Живой мир», Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажноковой И.М. 

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с различными вариантами сочетанных нарушений психического развития. Рассчитана на обучающихся с нарушением интеллекта осложненным расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом, синдромом Дауна, текущей формой эпилепсии и соматическими заболеваниями в возрасте от 8 до 11 лет.

Она учитывает особенности психофизического развития обучающихся, их индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Срок реализации программы 1 год (2017-2018 уч.год).

Количество часов -68 часов (2 часа в неделю).

Продолжительность урока – 40 минут.

Курс «Живой мир является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: «Живой мир», «Естествознание», «География», «Человек и его среда» призванных обеспечить обучающихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.

Специфика интеллектуального дефекта не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

Цель данной программы:

- углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

- формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи программы обучения:

- уточнить имеющиеся представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- сформировать знания о природе своего края;

- сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Организация обучения

Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе «Живой мир» представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно.

Содержание программы и уроки по предмету «Живой мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы.

Кроме того на уроках используют разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.

Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Содержание учебной программы

В программу по живому миру включены следующие разделы:

I. Сезонные изменения в природе.

1. Сезонные изменения в неживой природе.

- Закрепление представлений в влиянии солнца на смену времен года.

- Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

- Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

- Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный-теплый ветер.

- Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

- Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

2. Растения и животные в разные времена года.

- Наблюдения за растениями сада и леса в разные времена года: яблоня, осина, липа, акация, орешник.

- Увядание и появление цветов и трав (медуница).

- Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.

- Насекомые в осенний период.

- Домашние животные в разные времена года.

- Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

3. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разные времена года.

II. Неживая природа.

- Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.

- Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.

- Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

III. Живая природа.

1. Растения.

- Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

- Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

- Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

- Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

- Семена. Орехи.

- Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

- Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

- Травы полезные и опасные.

2. Животные.

- Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к условиям природы.

- Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

- Сравнение диких и домашних животных. Сходство и отличия: кабан - свинья, заяц - кролик.

- Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

- Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд - галка, дятел.

- Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: ласточка, жаворонок.

3. Человек.

- Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.

- Температура тела человека. Градусник и его назначение.

- Профилактика простудных заболеваний.

- Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

- Окружающая среда и здоровье человека.

- Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

IV. Повторение.

Обучающиеся усваивают следующие базовые представления:

- о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;

- о растениях сада, леса;

- о образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц, роли человека в жизни домашних животных;

- о сезонных изменениях в неживой и живой природе;

- о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.

Учебный план 3 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Наименование разделов/тем занятий

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теории

практики

1

Повторение

8

5

3

текущий

2

Сезонные изменения в природе.

20

10

10

опрос

3

Воздух

6

3

3

беседа

4

Растения.

14

4

10

текущий

5

Животные.

12

12

беседа

6

Человек.

8

3

5

опрос

Итого: 68

График проведения экскурсий, практических работ

Практическая часть

Тема

1

Экскурсия в природу.

Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью.

2

Экскурсия в природу.

Наблюдения за растениями сада, леса осенью.

3

Экскурсия в природу.

Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы.

4

Экскурсия в природу.

Наблюдения за погодой. Сегодня и вчера.

5

Практическая работа.

Измерение температуры воздуха.

6

Практическая работа.

Горизонт. Стороны горизонта: север, юг, восток, запад.

7

Экскурсия в природу.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом зимой.

8

Экскурсия в природу.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом весной.

9

Экскурсия в природу.

Наблюдения за растениями леса, сада весной.

10

Экскурсия в природу.

Май – коней весны.

Итого: 10

Календарно-тематический план рабочей программы

Наименование разделов и тем.

Темы уроков

Дата

Времена года

1

Осень. Сезонные изменения в природе

2

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.

3

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом осенью. Экскурсия.

4

Направление солнечных лучей. Оформление календаря природы.

5

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

6

Явления и состояние неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, холодный - теплый ветер. Экскурсия.

7

Календарь. Название месяцев.

Растения и животные осенью

8

Наблюдение за растениями сада осенью. Увядание трав, цветов. Экскурсия

9

Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы. Экскурсия

10

Наблюдения за растениями сада, леса, осенью. (Яблоня, вишня, липа, орешник.)

11

Перелётные птицы

12

Насекомые в осенний период.

13

Домашние животные осенью.

14

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

15

Осенние работы в саду, огороде.

16

Труд людей осенью.

Неживая природа

17

Состояние неживой природы: дождь, холодный-теплый ветер, заморозки.

18

Воздух и его значение в жизни человека, животных, растений.

19

Термометр. Измерение t воздуха.

20

Измерение температуры воздуха. Практическая работа.

21

Стороны горизонта. Экскурсия.

22

Направление ветра. Экскурсия

Живая природа

РАСТЕНИЯ

23

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Экскурсия.

24

Части растений: корень, стебель, ветки, почки, листья, цветы.

25

Растения сада. Фруктовые деревья. Внешний вид, распознавание. Плоды.

26

Ягодные кустарники. Внешний вид, распознавание. Ягоды.

27

Лес. Растения леса. Экскурсия.

28

Деревья хвойные и лиственные.

29

Кустарники леса.

30

Семена. Орехи. Лесные ягоды.

Ягоды съедобные и несъедобные.

31

Явления и состояние неживой природы вначале зимы (заморозки, оттепель, метель, туман, ветер). Продолжительность дня и ночи.

32

Повторение. Экскурсия.

33

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом зимой. Направление солнечных лучей. Экскурсия.

34

Состояние неживой природы: холодный ветер, снегопад, метель, вьюга.

35

Труд людей зимой.

36

Грибы съедобные и несъедобные.

37

Травы полезные и травы опасные.

ЖИВОТНЫЕ

38

Домашние животные зимой.

39

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши.

40

Приспособление диких животных к природным условиям.

41

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

42

Домашние животные зимой. Уход за домашними животными.

43

Сравнение домашних и диких животных. Сходства и различия: кабан-свинья, заяц-кролик.

44

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

45

Зимующие птицы.

46

Птицы перелетные.

47

Хищные птицы: ястреб, коршун.

48

Певчие птицы: соловей, жаворонок.

49

Строение гнезд. Забота о потомстве.

ЧЕЛОВЕК

50

Дыхание человека.

51

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

52

Профилактика простудных заболеваний.

53

Сердце. Кровь. Пульс.

54

Окружающая среда и здоровье человека.

55

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.

56

Приготовление и хранение пищи.

57

Профилактика пищевых отравлений.

Времена года

58

Наблюдение за состоянием солнца весной. Продолжительность дня и ночи. Экскурсия.

59

Наблюдения за растениями сада, огорода весной. Экскурсия.

60

Появление первых цветов (медуница, мать и мачеха). Экскурсия.

61

Лесные животные весной. Детеныши.

62

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей весной

63

Май – конец весны.

64

Экскурсия.

65

Лето. Признаки лета.

66

Составление рассказа «Летний лес». Придерживаясь последовательности летних месяцев.

67

Одежда в летний сезон. Игры на свежем воздухе.

68

Повторение и обобщение материала

Ожидаемые образовательные результаты

Исходя из разного по своим возможностям состава обучающихся, в программе предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям обучающихся (в зависимости от успешности овладения ими учебного материала).

Первый уровень (базовый) – предполагает реализацию требований к обучающимся в объёме программного материала.

Второй уровень - скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.

I уровень

- правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;

- сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;

описывать их повадки и образ жизни, определять их значение в жизни человека;

- соблюдать правила питания; знать о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых отравлений;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

- определять по сезонным изменениям времена года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;

- определять направления ветра.

II уровень

- правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; рассказывать об их использовании человеком; различать ягоды, орехи, грибы;

- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;

- бережно относиться к природе и людям;

- соблюдать правила использования в пище грибов и ягод;

- соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;

- соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

При оценке итоговых результатов освоения программы по живому миру учитываются психологические возможности обучающихся, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

В третьем классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Текущий контроль осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематическое оценивание по живому миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итогового оценивания знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих и практических работ.

Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный  ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Авторская программа Матвеева Н.Б «Живой мир», Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажноковой И.М.

2. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 3 класс. – Москва «Просвещение» 2013г.

3. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа живой мир. 2 класс. 8 вид

Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,5 часа в неделю...

рабочая программа по ВД 1 класс "Край, в котором я живу"

Программа по внеурочной деятельности учебного курса «Край, в котором я живу» разработана в соответствии:- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа "Живой мир" для учащегося 1 класса с ОВЗ

Рабочая программа предмета "Живой мир" Н.Б.Матвеева 1 класс (домашнее обучение)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Живой мир» для 2 класса

Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета  «Живой мир» для  2  класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы  специальных (коррекционн...

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа живой мир 2 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа живой мир 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая программа Живой мир, 3 класс

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе...