КТП Окружающий мир 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Донская Снежана Степановна

КТП Окружающий мир 3 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx77.94 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС (68 ч)

п/п

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

Форма

 организа-ции образов. процесса

Планируемые результаты

Материально-техническое оснащение

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1 четверть – 16 ч

Как устроен мир (6 ч)

1

05.09

Природа.

 «Что нас окружает?»

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- доказывать,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей;

-работать  паре:  анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание  к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы,  осуществлять самопроверку;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Экскурсия

Обучающийся научится:

- определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

- определять место человека в окружающем мире;

- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей.

Обучающийся получит возможность научиться:

-использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- планировать, контролиро-

вать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем

Познавательные УУД:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и вести диалог;

-  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом.

-  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и  религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование процесса  овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

и формирование личностного

смысла учения;

Плешаков А.А. Окружающий мир.3кл, Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3кл, рисунки с предметами живой природы, листы наблюдений.

2

07.09

Человек.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,

- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления  внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;

- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать,  как возникает  богатство внутреннего мира человека

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир», мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, мультфильм «Маугли»,

3

12.09

Проект «Богатства, отданные людям».

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта;

- распределять обязанности по проекту в группах;

- собирать материал в дополнительной литературе, интернете;

-  подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,  слайды),  изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки),

-оформлять стенд, презентовать проект;

-оценивать результаты работы

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Проект

Мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, презентации

4

14.09

Общество.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-определять место человека в мире;

-характеризовать семью, народ, государство как части общества;

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

- сопоставлять формы правления  в государствах мира;

- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику,физическая карта России, энциклопедия для детей(Страны.Народы)

5

19.09

Что такое экология.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы,

- работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, иллюстрации для составления экологических связей.

6

21.09

Природа в опасности!

Проверочная работа по теме  «Как устроен мир».

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу;

- готовить сообщение о заповедниках и национальных парках;

-выполнять тестовые задания учебника

Учебное занятие + контроль знаний

Учебник, рабочая тетрадь,

 цветные карандаши, мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, фильм «Засорение океанов», КИМы

Эта удивительная природа (19 ч)

7

26.09

Тела, вещества, частицы.

-Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-классифицировать тела и вещества;

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ;

 - наблюдать опыт с растворением вещества;

-высказывать предположения  объясняющие результат опыта;

-доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

- работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + моделиро -вание

Обучающийся научится:

 -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

- классифицировать тела и вещества;

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ;

- описывать вещество по плану;

- исследовать с помощью опытов свойства воздуха;

- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

- исследовать свойства воды с помощью опытов

- различать три состояния воды;

- моделировать круговорот воды разными способами;

- изображать с помощью модели источники загрязнения воды;

   

- характеризовать процессы образования и разрушения почвы;

- исследовать состав почвы с помощью опытов;

- моделировать связи почвы и растений;

 

- классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя;

- обнаруживать взаимосвязи между неживой  природой, растениями и человеком, моделировать их, использовать для объяснения необходимость бережного отношения к растениям;

- выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;  

 

 - характеризовать условия, необходимые для размножения растений и  их распространения;

- объяснять,  как распространяются плоды и семена, как из семян развиваются растения;

- моделировать процесс развития растения;

   

-   характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

- оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы;

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-  планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

- овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные УУД:

- осваивать  способы решения проблем творческого и поискового характера;

 - использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладеет начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

 - овладеет базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

 -  работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- развитие самостоятельнос-ти и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, кукла, стакан, ложка, чашка, вода, сахар, воздушный шар, пластилин.

8

28.09

Разнообра-

зие веществ.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

- практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

- работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + практичес-кая работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, соль, сахар, лимонная кислота, уксус, картофель, груши, яблоки,хлеб.

9

03.10

Воздух и его охрана.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава  воздуха

- наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;  

- высказывать предположения;  

 -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + практичес-кая работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

стеклянные стаканы, колба, трубка с пробкой, штатив, спиртовка, стеклянный колпак, два стекла прямоугольной формы, спичечный коробок, водный термомерт, апельсин.

10

05.10

Вода.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,    -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды;

- проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + практичес-кая работа

Учебник, рабочая тетрадь,

стаканы с водой, соль, сахар, чайные ложки, стеклянные воронки, бумага для фильтра, колба с трубкой, лёд, спиртовка, цветные полоски бумаги.

11

10.10

Превраще-

ния и круговорот воды

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

 - наблюдать в ходе учебного  эксперимента образование капель при охлаждении пара; формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

   - работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Урок – путешест - вие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

 штатив, тарелка со льдом, стакан с водой, спиртовка, фильм «Круговорот воды в природе», мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук.

12

12.10

Берегите воду!

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- наблюдать опыт фильтрация воды;

-высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить  цифровые данные в тексте;

-доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам;   -работать в паре:  работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, обсуждать способы экономного использования воды;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное заняти е

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук.

Фильм «Как спасти воду», схема «Круговорот воды в природе»

13

17.10

Как разрушаются камни.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе;   - наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента,  моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении;   -работать со взрослыми: приводить примеры путем фотографирования проявления разрушения горных пород (замерзание воды в трещинах, рост растений в них);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь,

фотографии разрушения горных пород.

14

19.10

Что такое почва.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать процессы образования и разрушения почвы;

-высказывать предположения о плодородии почвы;

  - практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента;

-анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения;

 - обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + практичес-кая работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, стаканы, вода, почва, спиртовка, фильтр, стекло, пинцет.

15

24.10

Разнообра-зие растений.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-знакомиться с группами растений по материалам учебника;  

 - работать в группе: классифицировать растения, предлагать задания другим, , определять  растения с помощью «Атласа-определителя», осуществлять взаимопроверку;

- приводить примеры разнообразия растений;  

 - используя книгу «Зелёные страницы», готовить сообщение о растениях любой группы;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель «От земли до неба».

16

26.10

Солнце, растения и мы с вами.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;  

  - моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах по схеме;  

 - выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

- доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику,схемы дыхания и питания растений.

2 четверть – 16 ч

17

Размноже-ние и развитие растений

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и  их распространения;

- наблюдать в природе как распространяются семена деревьев;

- выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

- характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

 Учебное занятие  + практичес-кая работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, фильм «Развитие растения из семени», пророщенные семена фасоли, коллекция «Плоды и семена».

18

Охрана растений.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

 -   характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

 - обсуждать  материал книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека на природе;

- оформлять памятку «Берегите растения»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Урок – конферен- ция

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, иллюстрации с изображениями растений, таблица «Развитие растения из се мени», презентация «Растения Красной книги».

19

Разнообра-зие живот- ных.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;

- классифицировать животных из списка, приводить примеры животных разных групп; - с  помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, относить к определённой группе; - обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;   - работать с электронным приложением,  терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

- классифицировать животных, определять их с помощью атласа-определителя;

 

-характеризовать животных по типу питания и приводить примеры;

- моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов;

- объяснять, как размножаются и развиваются разные животные;

-  характеризовать животных разных групп  по способу размножения;

- изображать процесс развития животных с помощью моделей;

- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

-характеризовать  строение шляпочных грибов;

- различать съедобные и несъедобные грибы,

правильно собирать их;

   

- характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители;

- строить модель круговорота веществ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде.

Коммуникативные УУД:

- активно использовать  речевые  средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- слушать собеседника и вести диалог;

-  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определять общую цель и пути её достижения;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  

- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, презентация с изображениями животных, фильм «Кто такие моллюски»

20

Кто что ест. 

Проект: «Разнообразие природы нашего края».

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать животных по типу питания и приводить примеры;

-классифицировать животных по типу питания;

- анализировать схемы цепей питания;

- характеризовать защитные

приспособления растений и животных;

- обсуждать материал книги «Зеленые страницы» о божьих коровках;

- обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

 В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель и этапы проекта;

- распределять обязанности;

- совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, делать фотографии, зарисовки; - находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

 - составлять и презентовать «Книгу природы родного края»

Учебное занятие + проект

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, презентации, карточки для построения цепей питания, книга «Зелёные страницы»А.А. Плешаков.

21

Размноже-ние  и развитие животных.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать животных разных групп  по способу размножения;

- моделировать стадии размножения животных разных групп;

- рассказывать, как заботятся домашние животные  о своем потомстве;

- обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; - работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + самостоя-тельная  работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, фильм «Кто как в лесу живёт?», презентация с изображениями гнёзд разных птиц, мультфильм «Рикки-Тикки-Тави », книга «Зелёные страницы»А.А. Плешаков.

22

Охрана животных.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах;

-характеризовать факторы отрицатель-

ного воздействия человека на животный мир, обсуждать меры по охране животных; - с  помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу России и готовить о них сообщения; - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; - создать книжку-малышку «Береги животных»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Урок – конферен-ция

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, презентация с изображениями животных, карта России, толковый словарь, М. Пришвин «Кладовая солнца», знаки «Правила поведения в природе».

23

В царстве грибов.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать  строение шляпочных грибов;   -  с помощью иллюстрации учебника и атласа-определителя различать  съедобные, несъедобные, ядовитые грибы; - обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»,

- моделировать различие  грибов-двойников;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, рисунки грибов, схема строения гриба.

24

Великий круговорот жизни.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители; - обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена  цепи круговорота веществ,

- моделировать круговорот веществ;

- рассказывать о круговороте веществ на Земле;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, рисунки грибов и корзинки, схема строения гриба, мультфильм «Король Лев».

25

Проверочная работа  по теме «Эта удивительная природа».

- выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Контроль знаний

Учебник, рабочая тетрадь,

цветные карандаши, КИМы.

Мы и наше здоровье (10 ч)

26

Организм человека.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

-характеризовать  системы органов;

-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены; - анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем и чужом теле;  - практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;   - работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

-характеризовать  системы органов;

- анализировать схемы расположения органов тела человека, показывать расположение внутренних органов на своем и чужом теле;

 

- характеризовать органы чувств человека;

- беречь органы чувств;

 -  характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

- оказывать первую помощь  при небольших повреждениях кожи;

- характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

-раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

 - следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

- моделировать строение пищеварительной системы;  

- характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

-характеризовать строение дыхательной и кровеносной систем и  их  роль в организме;  

 - моделировать строение дыхательной и кровеносной систем;

-характеризовать факторы закаливания;

- формулировать правила закаливания, составлять памятку;

   

-формулировать правила ЗОЖ и стараться его соблюдать;

- различать  факторы,  укрепляющие  здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-  планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

- овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные УУД:

- использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладеет начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

 - овладеет базовыми предметными и межпредметными

понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

 - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков,

фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

-  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование   уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование процесса  овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностно

го смысла учения;

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, плакаты «Строение тела», «Пищеварите-льная система», «Кровеносная система», «Нервная система».

27

Органы чувств.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в группе: самостоятельно изучать тему и готовить рассказ по плану; - распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; - формулировать правила гигиены органов чувств; - работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, фильм «Сенсорные системы».

28

Надежная защита организма

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- практическая работа: изучить свойства кожи;    - характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

- характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;    - работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждении кожи;

- подготовить рассказ об уходе за кожей;  - работать с терминологическим словариком;  - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + практичес -кая работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, фильм «Кожа», лупы, чистые стёклышки.

29

Опора тела и движение

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

-раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; - следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

- выполнять физкультминутки;

- работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + самостоя-тельная работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, таблица «Скелет человека», модель скелета.

30

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;   - моделировать строение пищеварительной системы;  

- характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе перева-

ривания;     -составлять меню здорового питания;  - работать с терминологичес-

ким словариком; - готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + проект

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, таблица «Пищеварительная система», этикетки от различных продуктов.

31

Дыхание и кровообращение.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 - актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

- характеризовать строение дыхательной и кровеносной систем и  их  роль в организме;   - моделировать строение дыхательной и кровеносной систем; - обсуждать взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы;  - практическая работа в группе: измерять пульс и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; - работа со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + практичес-кая работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, таблицы «Органы дыхания», «Кровеносная система».

32

Умей предупреж-дать болезни

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать факторы закаливания;

- формулировать правила закаливания, составлять памятку;   - работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; регулярно проводить закаливание своего организма;   - работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, подборка сюжетов с Олимпийских игр – разные виды спорта, плакат «Органы дыхания».

3 четверть – 20 ч

33

Здоровый образ жизни.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать  факторы,  укрепляющие  здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;    -  обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и стараться его соблюдать;

- работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, прецентация с изображениями шиповника, облепихи, чёрной смородины, моркови, тыквы, коробки от витаминов.

34

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

- выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Контроль знаний

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

цветные карандаши, КИМы

35

Презентация проектов «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;  обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся

проект

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук

Наша безопасность (7 ч)

36

Огонь, вода и газ.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1-2 классах; - характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа,

моделировать их в виде ролевой игры;

- анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги;  - наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей;     - работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

- анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги;

 - наизусть называть номера телефонов экстренных служб;

- соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира;

- различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

- находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

- правильно вести себя в потенциально опасных местах;

- правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными;

 

- соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

Обучающийся получит возможность научиться:

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

Коммуникативные УУД:

- активно использовать  речевые  средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- слушать собеседника и вести диалог;

-  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определять общую цель и пути её достижения;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  

- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, два телефона, карточки с номерами 01 и 04.

37

Чтобы путь был счаст-

ливым.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах; - работать в группе: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;   -обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

- моделировать свои действия в ходе ролевой игры;  - выполнять тесты по теме; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + ролевая игра

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, модели светофоров, дорожных знаков, рисунок велосипеда.

38

Дорожные знаки.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах;

- анализировать разные типы знаков, обсуждать как они помогают пешеходам; - выполнять тесты по теме;

-моделировать в виде схемы безопасный путь в школу;      - работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + экскурсия

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, дорожные знаки, картонные заготовки для изготовления дорожных знаков, цветная бумага, ножницы, клей.

39

Проект

 «Кто нас защищает».

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

- интервьюировать военнослужащих, сотрудников полиции, пожарных, служащих МЧС; - оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.;    - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

проект

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук

40

Опасные места.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

- обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; - работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Урок – путешест -вие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, мультфильм «Крокодил Гена», «Ну, погоди!»

41

Природа и наша безопасность

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать опасности природного характера; - находить в атласе-определителе информацию о ядовитых растениях и грибах;  

 - обсуждать рассказ «Опасные двойни-

ки» из книги «Зеленые страницы»;

- характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + творческая работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, презентация с изображениями кошек и собак, ядовитых растений, змей, атлас-определитель «От земли до неба», книга «Зелёные страницы»

42

Экологическая безопас

ность. Проверочная работа  по теме «Наша безопасность».

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать по схеме цепь загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; - моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

 - практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; - работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

- выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Учебное занятие + контроль знаний

Учебник, рабочая тетрадь,

цветные карандаши, КИМы

Чему учит экономика (12 ч)

43

Для чего нужна экономика.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

- различать товары и услуги, приводить примеры; - характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; - работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; - работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + практичес -кая работа

Обучающийся научится:

- раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

- различать товары и услуги, приводить примеры;

 

- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; - приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;

- различать важнейшие полезные ископаемые;

- характеризовать особенности добычи полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

- различать и классифицировать культурные растения;

- классифицировать домашних с/х животных;

 - выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

         

- различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязь между ними;

 

- собирать информацию об экономике своего края; - оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

-понимать, как ведётся хозяйство семьи;

- характеризовать  вредное воздействие отраслей экономики на окружающую среду.

Обучающийся получит возможность научиться:

 - обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить экологические прогнозы.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-  планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

Познавательные УУД:

- использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладеет базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

 - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации,

схемы-рисунки;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и вести диалог;

-  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- определять общую цель и пути её достижения;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

-  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование ценностей многонационального российского общества;

 - становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование   уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование процесса  овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностно

го смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о

нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Учебник, рабочая тетрадь,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, рисунки с изображениями ножниц, машины, стиральной машины, пылесоса, кастрюли, букета цветов.

44

Природные богатства и труд людей – основа экономики

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; - приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; - прослеживать взаимосвязь труда разных профессий; - работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;

- работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, рисунок мельницы, карточки с терминами.

45

Полезные ископаемые.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах; - определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя и готовить сообщение о нем;

 - выявлять, при производстве каких товаров применяются изученные полезные ископаемые; - характеризо-

вать особенности добычи полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);  - работать со взрослыми: выяснить какие полезные ископаемые добывают в регионе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + практичес-кая работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику,образцы из коллекции полезных ископаемых, презентации по темам «Глина», «Известняк»

46

Растение-водство

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать знания о дикорасту-

щих и культурных растениях, получен-

ные в 1-2 классах; - практическая работа в паре: исследовать выданное с/х растение и описывать его по плану; - различать и классифицировать культурные растения; - выявлять связь растениеводства и промышленности;

- работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + практиче-ская работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику,рисунки с изображениями культурных растений, гербарий, атлас-определитель «От земли до неба».

47

Животно-водство.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные  в 1-2 классах; - классифицировать домашних с/х животных; - выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - работать со взрослы

ми: интервьюировать работников животноводства; работать с терминологическим словариком;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, презентация «Домашние животные»,

48

Какая бывает промышлен-ность.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать отрасли промышлен-

ности по их роли в производстве товаров; - соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; - работать со взрослыми: выяснить, какие отрасли промышленности есть в регионе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, зеркало, вещи из алюминия, золота, серебра, железа, градусник.

49

Проект «Экономика родного края»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике своего края; - оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

Проект

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук,

50

Что такое деньги.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи; раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран; практическая работа в паре: рассматривать  и сравни-

вать монеты России по внешнему виду, описывать их; работать с терминологи-

ческим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + практичес -кая работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, образцы бумажных и металлических денег России и других стран, пара обуви, кусок ткани, чай,  соль, рисунки товаров различных отраслей, карточки с названиями различных отраслей.

51

Государст-венный бюджет.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; определять, люди каких профессий получают зарплату из гос. бюджета; моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, карточки с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы».

52

Семейный бюджет.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; моделировать семейный бюджет;

 - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + практичес-кая работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, карточки с понятиями «бюджет», «доход», «расход».

4 четверть – 16 ч

53

Экономика и экология.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах;

 - характеризовать  вредное воздействие отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; моделировать экологические прогнозы;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, физическая карта России.

54

Проверочная работа  по теме «Чему учит экономика»

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Контроль знаний

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

цветные карандаши, КИМы.

Путешествие по городам и странам (14 ч)

55

Золотое кольцо России.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-прослеживать маршрут путешествия по карте; - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

- составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;  - моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии, сувениры;  - выполнять задания из электронного приложения;

 - готовить сообщение о любом городе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Урок – путешест-вие

Обучающийся научится:

- находить на карте города Золотого кольца, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки);

 - оформлять экспозицию музея;

- готовить сообщения и презентовать их с демонстрацией экспонатов;

 - показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы;

Обучающийся получит возможность научиться:

- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника).

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-  планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

Познавательные УУД:

- использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации,

схемы-рисунки;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и вести диалог;

-  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- определять общую цель и пути её достижения;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, презентация с видами достопримечательностей городов, карта путешествия, карточки с названиями городов.

56

Золотое кольцо России.

57

Золотое кольцо России.

58

Стандартизированная  работа

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

диагностика

Диагностические материалы

59

Анализ стандартизированной работы. Проект «Музей путешествий»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), составлять этикетки; - оформлять экспозицию музея; - готовить сообщения и презентовать их с демонстрацией экспонатов

проект

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, фотографии, открытки, значки

60

Наши ближайшие соседи.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; выполнять задания из электронного приложения;

Готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; - работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие + самостоя-тельная работа

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, физическая карта России, презентация с видами достопримечательностей зарубежных стран.

61

На севере Европы.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в группе: изучать материал, подготовить сообщения (по одной стране) с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте; соотносить государства и их флаги;  узнавать по фотографиям достопримечательности стран; составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; - работать со взрослыми: выяснить в магазинах, какие товары поступают из стран севера Европы; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Урок- конферен-ция

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, презентация с достопримечательностями, политическая карта Европы, карточки с названиями стран, их столиц и флагов, мультфильм «Малыш и Карлсон»

62

Что такое Бенилюкс.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в группе: изучить материал о странах Бенилюкса (каждая группа по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на карте; составлять вопросы к викторине по теме; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать со взрослыми: выяснить, какие товары поступают к нам из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Урок- конферен-ция

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, электронное приложение к учебнику, презентация с изображения-ми достопри

мечательностей, политичес

кая карта Евро

пы, карточки с названиями стран, их сто

лиц и флагов

63

В центре Европы.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: изучить материал, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на карте; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать со взрослыми: выяснить, какие товары поступают к нам из Германии, Австрии, Швейцарии;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, презентация с изображениями достопримечательностей и немецких автомобилей, политическая карта Европы, карточки с названиями стран, их столиц и флагов, мультфильм «Бременские музыканты».

64

По Франции и Великобритании (Франция).

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в группе: изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на карте;  описывать достопримечательности Франции по фотографиям; составлять вопросы для викторины о  Франции; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать со взрослыми: выяснить в магазине, какие товары поступают к нам из Франции;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Урок – путешест-вие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, презентация с изображения-ми достопримечательностей, репродукция картины Леонардо до Винчи «Джоконда», мультфильм «Красная Шапочка».

65

По Франции и Великобритании (Великобритания).

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в группе: изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на карте;  описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; составлять вопросы для викторины; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать со взрослыми: выяснить в магазине, какие товары поступают к нам из Великобритании; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, презентация с изображения-ми достопримечательностей,

66

На юге Европы.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в группе: изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на карте; описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; составлять вопросы для викторины; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать со взрослыми: выяснить в магазине, какие товары поступают к нам из Греции и Италии;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Урок – путешест-вие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, презентация с изображения-ми достопримечательностей, фрагменты Олимпийских игр, мультфильм «Чиполлино»

67

По знамени-тым местам мира.

- соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма; работать с картой; находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовит сообщения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Урок – путешест-вие

Учебник, рабочая тетрадь, тесты,

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, презентация с изображения-ми достопри

мечательностей мира, политическая карта мира.

68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать выступления учащихся;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Проект

мультимедий-ный проектор,

экран, ноутбук, презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...