КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Антонина Александровна Артюхина

Цель: научить сравнивать животных на основе внешних признаков и проводить их классификацию по групповым признакам.

Задачи:

1. Сформировать умения использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, создавать устные высказывания.

2. Расширить систему знаний детей об основных группах животных: насекомых, рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих.

3. Научить обучающихся сравнивать и выделять существенные признаки животных.

4. Воспитывать любознательность и интерес к миру животных, бережное отношение к природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ»

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ «ШИРИНСКАЯ СОШ» АРТЮХИНОЙ А.А.

Цель: научить сравнивать животных на основе внешних признаков и проводить их классификацию по групповым признакам.

Задачи:

1. Сформировать умения использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, создавать устные высказывания.

2. Расширить систему знаний детей об основных группах животных: насекомых, рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих.

3. Научить обучающихся сравнивать и выделять существенные признаки животных.

4. Воспитывать любознательность и интерес к миру животных, бережное отношение к природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы организации познавательной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский.

Основные термины и понятия: зоология, группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация, конверты с изображениями животных.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Л - личностные

П - познавательные

Р - регулятивные

К - коммуникативные

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приме-чание

I. Самоопре-деление к деятельности

Цель: включение в деятельность на личностном уровне.

Л: оценивать информацию относительно собственных представлений, ценностных ориентаций.

П: целеполагание.

К: изложение своего мнения, аргументация.

Р: выдвижение версии.

Организует беседу, выявляющую значение о необходимости изучения окружающего мира.

- Ребята, для чего мы изучаем окружающий мир?

- Хотите сегодня пополнить свои знания об окружающем мире?

- А что нам пригодится для успешной работы?

- Пожелаем друг другу удачи и начнем наш урок!

Отвечают на вопросы учителя.

- Чтобы знать о явлениях, которые происходят в природе.

- Да.

- Внимание, мышление, наблюдательность, знания полученные ранее, хорошее настроение.

- Удачи!

Слайд 2

ІІ. Актуали-зация знаний и проверка домашнего задания

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуаль-ной деятельности каждого учащегося.

Л: постановка вопроса и формулировка проблемы.

П: перерабатывание информации.

К: построение устной речи.

Р: определение задач урока, поиск и формулирование проблемы.

1. Загадывает загадки.

- Ребята, отгадайте загадки:

  Пёстрая крякушка

  Ловит лягушек,

  Ходит вразвалочку,

  Спотыкалочкой.        

- Домовитая хозяйка.

   Пролетает над  лужайкой.

   Похлопочет над  цветком

   И поделится медком.

 - Стоят в поле сестрички:

   Желтый глазок - белые реснички.                                  

- В яме спит зимою длинной,

   Но чуть солнце станет греть,

   В путь за мёдом и малиной

   Отправляется…

- У родителей и деток

   Вся одежда из монеток.

- Молодцы, справились с заданием!

2. Проверяет домашнее задание (вопросы):

- Ребята, а что общего у наших отгадок?

- Какой из объектов «лишний»? Почему? 

- К какому царству относится ромашка?

- А какая наука изучает растения?

- Какую роль играют растения в жизни людей?

- Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

- Назовите несколько растений, нуждающихся в охране.

- Молодцы! А что люди делают для охраны растений?

- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вред?

- К какому царству относятся остальные объекты природы?

- Да, всё это представители замечательного царства животных. А как называется наука о животных?

3. Подводит учащихся к теме урока, просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока и его задачах.

- А можно перечислить всех представителей царства животных? Почему?

- Давайте посмотрим фильм о разнообразии  животных.

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

- Молодцы!

Отгадывают загадки.

- Утка.

- Пчела.

- Ромашки.

- Медведь.

- Рыбы.

Отвечают на вопросы.

- Все они являются объектами живой природы.

- Ромашка – это цветок, остальные - животные.

- К царству растений.

- Ботаника.

- Дают кислород, создают хорошее настроение. Из некоторых растений изготавливают лекарства.

- Потому что люди безответственно относятся к природе.

- Сон - трава, кувшинка, купальница.

- Заносят растения в Красную книгу, создают заповедники, заказники.

- Бережно относиться к природе самому и учить этому близких.

- К царству животных.

- Зоология.

- Нет, животных очень много.

Смотрят фильм «Мир животных»

- «Разнообразие животных».

- Рассмотреть многообразие животного мира,

- распределить животных на группы,

- выделить групповые признаки для каждой группы животных.

Слайд 3

(по щелчку)

Слайд 4

Слайд 4

Слайд 5

ІІІ. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений, проговарива-ние цели урока в виде вопроса.

Л: самоопределение, смыслообразование.

П: самостоятельное выделение и формирование цели, поиск и выделение необходимой информации.

К: изложение своего мнения, аргументация.

Р: выдвижение версии.

Через проблемный диалог подводит к выходу из проблемной ситуации.  

- Учёные – зоологи делят царство животных на группы. На какие группы мы делили животных в 1 классе?

- Хорошо! Приведите примеры для каждой группы животных.

- Но мы с вами сегодня говорим о разнообразии животных. Как вы думаете, на какие же группы делят царство животных зоологи?

- Это все группы?

- Правильно ли вы их назвали?

- Почему вы не уверены?

- Что же делать?

- Я вам предлагаю провести исследование и определить, на какие все же группы делятся животные.

Отвечают на вопросы, предлагают выход из проблемной ситуации.

- Дикие и домашние животные.

- Медведь, еж, кошка, корова и др.

- Рыбы, птицы, насекомые.

- Наверное, нет.

- Возможно, нет.

- Нам не достаточно знаний.

- Нужно пополнить свои знания.

Слайд 6

Слайд 7

ІV. Открытие нового знания

Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.

Л: смыслообразова-ние.

П: поиск и выделение необходимой информации; анализ и обобщение, классификация.

Р: работа по плану.

К: работа в паре.

Организует исследовательскую деятельность в сформированных до урока группах (6 групп).

- Ребята, сейчас мы будем работать в группах. У каждой группы есть конверт с изображениями животных. (Номер группы совпадает с номером конверта). Рассмотрите их. Изучите алгоритм работы на слайде и приступайте к исследованию по данному алгоритму.

Самостоятельная исследовательская работа учащихся по алгоритму:

  1. Рассмотрите иллюстрации.
  2. Определите, какой общий признак у этих животных.
  3. При помощи учебника узнайте, как называется эта группа животных (стр.101-103).
  4. Прочитайте в учебнике статью про эту группу.
  5. Подготовьте рассказ о своей группе животных.

Слайд 8

V. Первичное закрепление

Цель: проговарива-ние нового знания.

Л: оценивание информации.

П: извлечение из текста необходимой информации.

Р: работа по плану.

К: изложение своего мнения, аргументация.

Организует контроль исследовательской деятельности.

- Итак, ребята, сейчас мы узнаем об итогах проведенных вами исследований. Выберите одного представителя вашей группы для презентации результатов работы.

Представители групп выходят к доске (в соответствии с номером группы), прикрепляют на доску картинки животных, представляют результаты исследования.

Слайды

9-20

Физкульт-минутка

Цель: снятие утомления, обеспечение активного отдыха, повышение умственной работоспособ-ности.

Организует физкультминутку (используется видео)

- Ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку.

Стоя выполняют движения физкультминутки.

Слайд 21

VI. Самостоя-тельная работа

Цель: закрепление полученных знаний, формирование самостоятель-ных выводов о полученных умениях.

П: воспроизведение информации.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: соотнесение с ориентиром в процессе выполнения действия.

Организует работу в рабочей тетради.

- А теперь выполните задания в рабочей тетради и оцените, чему вы уже научились: стр. 46-47, №115, №116, №117, №118

- Подведем итоги вашей работы, выполнив для этого самопроверку.

Работа в рабочих тетрадях.

Самопроверка: обучающиеся сравнивают результаты своей работы с ответами на слайде.

Слайд 22

Слайд 23

VІІ. Включе-ние нового знания в систему знаний и повторение

Цель: включение новых способов действий в систему знаний, повторение и закрепление способов подготовки к изучению следующих разделов.

Л: оценивание информации.

П: перерабатывание информации.

Р: контроль, коррекция, оценка.

К: изложение своего мнения.

Организует игру «Угадай животное по описанию»

- Отгадайте животное по описанию и определите к какой группе оно относится.

- У этих животных имеется твердый прочный панцирь, служащий защитой от внешних условий и врагов.

- Тело её полушарообразно. Грудной щит её чёрный с беловатым пятном в переднем углу; красные надкрылья с 7 чёрными точками.

- У неё длинная сплющенная голова, огромный рот с множеством мелких и крупных зубов. Тело покрыто мелкой чешуей. Бока могут быть серо–зелеными или серо–бурыми, спина обычно черная, брюхо белесоватое. Хищная.

- Окрас у этих животных колеблется в зависимости от возраста: молодые обычно пятнистые, взрослые – одноцветные. Самцы носят рога на несколько ветвей в зависимости от возраста.

- Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту она неповторима и легко узнаваема. Издаёт стрёкот.

- Животное небольшого размера. Окрас однотонный, маскировочный. Нижняя сторона – белая, без пятен других цветов. За счёт очень длинных задних лап эти животные могут прыгать на расстояние до 2 м.

- Молодцы, ребята!

Отгадывают животное и называют группу, к которой оно относится

- Черепаха – пресмыкающиеся.

- Божья коровка – насекомые.

- Щука – рыбы. 

- Олень – млекопитающие.

- Сорока – птицы.

- Лягушка - земноводное.

Слайды 24-29

Слайд 30

VІІІ. Рефлексия деятельности

Цель: осознание и оценка результатов своей деятельности и всего класса в целом.

Л: самооценка деятельности на основе критериев успешности.

П: рефлексия способов и условий действий.

Р: контроль и оценка способов своей деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Подводит итог урока, выставляет отметки.

- Ребята, какие задачи мы ставили в начале урока?

- Удалось ли их решить?

- Что узнали на уроке, решая эти задачи?

- Чему научились на уроке?

- Оцените свою работу:

     красный кружок – я хорошо работал;

    синий – я недостаточно хорошо работал;

     зелёный – я не доволен своей работой.

- Молодцы!

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

- Рассмотреть многообразие животного мира,

- распределить животных на группы,

- выделить их групповые признаки.

- Да.

- На какие группы делят зоологи животных, отличительные признаки групп.

- Различать животных по групповым признакам.

Слайд 31

Слайд 32

IX. Домашнее задание

Цель: усвоение знаний и способов деятельности.

Организует выполнение домашнего задания.

1. Прочитать в учебнике страницы 101 – 105, ответить на вопросы.

2. Подготовить сообщения о каждой группе животных.

Записывают домашнее задание.

Слайд 33

Слайд 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Разнообразие растений" (ФГОС "Школа России")

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой. Учебник.  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Урок открытия нового знания...

Урок по окружающему миру 3 класс по теме "Разнообразие животных"

Презентация и технологическая карта урока по ОМ 3 класс на тему"Разнообразие животных"...

Конкурсный урок по окружающему миру 2 класс по теме: "Разнообразие растений" (ФГОС "Школа 21 века")

Тип урока: урок "открытия новых знаний". Цель: познакомить учащихся с разнообразием растительного мира. Данный урок соответствует ФГОС....

Проверочная работа по окружающему миру 3 класс по теме "Разнообразие животных"

Проверочная работа по теме "Разнообразие животных"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Разнообразие животных" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений  о разнообразии животных.Планируемые результатыПредметные:-знать отличительные признаки и классификацию жив...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Размножение и развитие животных." (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений об особенностях развития и размножения животных.Планируемые результатыПредметные:-знать особенности развития и р...