Конспект урока природные зоны России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Природные зоны России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_prirodnye_zony_rossii.rar726.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру разработан учителем начальных классов филиала МБОУ «Большеподберезинская СОШ  им. А,Е, Кошкина Кайбицкого м.р. РТ» - МБОУ «Турминская НОШ Кайбицкого м.р. РТ » -  Долговой Татьяной Николаевной

УМК «Перспективная начальная школа»

Класс: 4 класс

Тема: Природные зоны России

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний с использованием сингапурской методики.

Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о разнообразии природы России

Планируемые результаты:

       Предметные: обобщить и систематизировать изученный материал по теме "Природные зоны России".

        Метапредметные: совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;

создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах;

        Личностные: формирование интереса и ценностного отношения к природе;

формирование положительной мотивации к учению.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Учитель - Добрый день, ребята. Закройте глаза и тихо повторяйте за мной:

Прекрасно все на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно все вокруг,

Прекрасно все во мне!

- Открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.

- Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Ответы учащихся)

- Молодцы! Вот мы сегодня повторим и обобщим тему «Природные зоны России»

II. Основная часть.

Задание 1.  

- Сейчас мы должны вспомнить всё о природных зонах России, суметь назвать каждую из основных зон и узнавать её местоположение на карте, рассказать не только  о природе каждой зоны, но и сравнить их.

Применяем структуру КОНТИНИУС  РАУНТ РОБИН (организовывается обсуждение какого – либо вопроса в команде по очереди более одного круга)

- карточка с описанием определённой природной зоны. Ваша задача: определить данную природную зону. На подготовку даётся 1 минута.

1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт.

-Закончили?

-Проверяем ответы. Опрос  учеников №1, 1,2,3 столов

Затем запись правильного ответа на рисунке (Тундра) (слайд №1)

2. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи.

- Закончили?

- Проверяем ответы. Опрос  учеников №2, 1,2,3 столов

Затем запись правильного ответа на рисунке ((Лесная зона)(слайд №2)

3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе

. Закончили?

-Проверяем ответы. Опрос  учеников №3, 1,2,3 столов

Затем запись правильного ответа на рисунке (Пустыня)(слайд №3)

4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой  здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается  интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят  в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции.

. Закончили?

-Проверяем ответы. Опрос  учеников №4, 1,2,3 столов

Затем запись правильного ответа на рисунке (Арктическая пустыня)(слайд №4)

Разминка МИКС-ПЭА-ШЭА – (звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету).

-Встаньте, задвиньте стульчики и двигаемся, когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление.

Вопрос 1.

Какое млекопитающее почти все время проводит под землей? (Начинает тот, у кого нога больше) (крот)

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Ученики со своими партнёрами делятся мыслями,  по 30 секунд)

-Поблагодарите своего партнёра.

-А теперь на этот вопрос ответит…

(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

Вопрос 2.

 У кого из животных детеныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание? (кукушка)

            (Начинает тот, у кого волосы светлее.)

            -Подумайте 3 секунды.

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Ученики со своими партнёрами делятся мыслями,  по 30 секунд)

 -Поблагодарите своего партнёра.

-А теперь на этот вопрос ответит…

(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

Вопрос 3.

Что теряет лось каждую зиму? (рога, но к лету они опять вырастают)

(Начинает тот, кто ниже ростом)

-Подумайте 3 секунды.

              ТАЙМД ПЭА ШЭА (Ученики со своими партнёрами делятся мыслями,  по 30 секунд)

 -Поблагодарите своего партнёра.

-А теперь на этот вопрос ответит…

Варианты вопросов:

 1) Какие птицы в лесу выводят птенцов в мороз, зимой? (клесты)

2)  Какой зверь самый чистоплотный? (барсук, около норы этого животного всегда чисто. Туалет – глубокие норы – барсук устраивает в нескольких метрах от норы.  Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые волоски)

3) К какой природной зоне относятся эти животные?

Задание 2.                           Найди и исправь ошибки в тексте.

Применяем структуру ФИНК-РАЙТ - РАУНТ РОБИН (подумай, запиши-обсуди в команде)

На подготовку даётся 3 минуты.

Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим , Атлантическим, Индийским.

 Каменным поясом России называют Кавказские горы.

Самая длинная река России – Волга, а самое глубокое озеро – Онежское.

Только одна большая река – Енисей – несёт свои воды в Каспийское море.

_____________________________________________________________

Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим , Атлантическим, Северным Ледовитым.

Каменным поясом России называют Уральские горы. Самая длинная река России – Обь, а самое глубокое озеро – Байкал. Только одна большая река – Волга – несёт свои воды в Каспийское море.

Физкультминутка

Задание 3.  

Применяем структуру КОНТИНИУС РАУНТ РОБИН  

- Сейчас я бы хотела знать, на сколько хорошо вы знаете животный мир различных природных зон. На карточках к словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика и проведите стрелочки. Отвечаете по плану:

                                                      - Как называется животное?

- В какой природной зоне он живёт?

                                                      - Чем питается?

Начинает ученик под номером 2.

Верблюд

Белка  

 Северный олень    

Суслик  

  Дельфины           Белый медведь                                      

 субтропическая зона,  черноморское побережье Кавказа

степь

арктическая пустыня

пустыня  

лесная зона

тундра

-А теперь на этот вопрос ответит…

Задание 4.

  Применяем структуру ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН (встать-сесть)

Если ученики согласны с моим утверждением, то они встают.

1.Одногорбый верблюд может развивать скорость до 16 километров в час.  За 5 часов он  пройдёт 32 километра. (16 • 5 =  80 км) (нет)

2. Скорость волка в случае опасности – 55 километров в час. С такой же скоростью он может пробежать за 2 часа 110 километров  (55•2= 110 км) (да)

3.Если скорость у белки 4 километра в час. За 5 часов белки преодолеет расстояние 40 километров. (40: 4 = 10 ч) (нет)

4. Средняя скорость полёта воробья составляет 40 километров в час. За 7 часов он пролетит 280 километров (40•7 = 280 км) (да)

5. Скорость антилопы в случае опасности – 25 метров в секунду. 260 метров она  может пробежать с такой же скоростью за  10 секунд.  (25 •10 = 250 м) (нет)

6. Скорость полёта голубя составляет 68 километров в час. За 2 часа он может пролететь 136  километров (68• 2 = 136 км) (да)

Задание 5.

Применяем структуру КОНТИНИУС РАУНТ РОБИН  

Что за растение?

-Животных вы знаете хорошо. А теперь проверим, как вы знаете растительный мир природных зон. На карточках к словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика и проведите стрелочки. Начинает ученик под номером 3. Отвечаете по плану:

                                                   -Что это за растение, как оно называется?

                                                   -В какой природной зоне  произрастает?  

Ягель

Берёза, ель  

 Верблюжья колючка      

Ковыль                                                              Полярный мак      

 Магнолии                                                                                                              

Черное море  

Степь

Лесная

Тундра

арктическая пустыня

пустыня

Задание 6.

- Но кроме того, должны также знать как вести себя в общении с природой, чтобы не нанести ей вред. Сейчас мы узнаем, какие правила поведения в природе  знаете ВЫ.

Применяем структуру ФИНК-РАЙТ - РАУНТ РОБИН (подумай, запиши - обсуди в команде )

-Нельзя оставлять после себя мусор.

-Все банки и бутылки надо выбрасывать в специально отведённые для этого места, не         оставлять в природе.

-Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.

-Нельзя разорять птичьи гнёзда.

-Птичкам нужно оставлять крошки хлеба.

-Не шуми в природе.

-Оказывай помощь животным и растениям попавшим в беду.

-В меру бери дары природы.

Задание 7.

Экологический кроссворд

-А знаете ли вы, что такое Красная Книга?

Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Её обложка красного цвета. И выбран этот цвет не случайно, ведь красный – сигнал тревоги, опасности. В Красную Книгу внесены те животные, которых на земле осталось очень мало. Их надо охранять, оберегать и помогать им!

  В Красную Книгу занесены такие животные, как, синий кит, белый медведь, калан, амурский тигр, краснозобая казарка. А каких животных обитающих в природных зонах нашей страны знаете вы?   (ответы детей)

 - В каждой природной зоне есть проблемы экологического характера.  А что это за проблемы, узнаем разгадав кроссворд. Применяем структуру ФИНК-РАЙТ - РАУНТ РОБИН (подумай, запиши-обсуди в команде.

Предпологаемые ответы можете найти на обороте задания

  1.  … лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.   (ВЫРУБКА)
  2. . … земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ. (РАСПАХИВАНИЕ)
  3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их … (ЗАГРЯЗНЕНИЕ)
  4. Неумеренное … приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. (ОРОШЕНИЕ)
  5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается …(ПОВЕРХНОСТЬ ПОЧВ)

Ключевое слово   БРАКОНЬЕРСТВО

- Расскажите о названных экологических проблемах.

ΙΙΙ. Итог

Итак, наше путешествие по природным зонам России подходит к завершению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс

Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й классЦели урока:Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением этой природно...

Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.

Знакомство с географическим положением  природной зоны-Тундра, климатическими условиями,  растительным и животным миром и деятельностью человека....

УРОК "Природные зоны России". Презентация .

Урок по предмету " Окружающийу мир"  в 4 клссе....

Конспект урока "Природные зоны России"

Обобщающий урок по теме природные зоны России. В конце урока составляется ментальная карта по всем природным зонам, необходимая при подготовке к ВПР...

Обобщающий урок «Природные зоны России» Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России"

Урок разработан с применением групповой технологии, технологии уровневой дифференциации, ИКТ. На уроке обучающиеся обобщают зания о природных зонах России....

Конспект урока "Природные зоны России"

Конспект урока окружающего мира...

Презентация и конспект урока "Природные зоны России" 4 класс

Презентация  и конспект урока "Природные зоны России" 4 класс...