Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Завьялкина Надежда Фёдоровна

Окружающий мир УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_okr_mir.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                       «МОРДОВСКО-ПОЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                                                                         ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                                                                                               РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

               Рассмотрено                                                      Согласовано                                                        Утверждаю

           на  заседании ШМО                                          Зам.директора по УР                                        Директор школы  

           учителей начальных классов

           Протокол №1                                                        _______/Н.А.Левина                                      ______/М.С.Поршунова                                                                                                                                                                

           от_____________2017г.

.

                                    Рабочая программа                                                                                                                                                                                        

                                                   по окружающему миру

                                                         4 класс

                                                                                                                                                    Учитель: Завьялкина Надежда Фёдоровна

                                                                                                   2017 - 2018 учебный год

                                                                          Основное содержание

                                                          IV КЛАСС (68 ч)

                                      Земля и человечество (8 ч)

 Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

  Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

  Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

  Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

                                         Природа России (11 ч)

   Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

   Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

    Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

   Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

                                        Родной край — часть большой страны (10 ч)

  Наш край на карте Родины. Карта родного края.

  Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

    Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

   Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

    Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

     Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

      Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

   Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

   Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

         

Страницы всемирной истории (5 ч)

   Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

                                    Страницы истории Отечества (19 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

   Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

  Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

   Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

    Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

  Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

  Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

   Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

     Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

     Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура  1'ш сии в XX в.

     Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

    Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

     Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

.

Современная Россия (9ч)

  Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

   Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

   Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

  Многонациональный состав населения России.

   Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регио

 

                                   Требования к уровню подготовки обучающихся

                                 к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

 

 - Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

 - способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

 - что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

- некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

- важнейшие события и великих людей отечественной истории;

- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

                             

                                        Учащиеся должны уметь:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

-проводить наблюдения природных тел и явлений;

-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины: отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

-приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

-соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

-приводить примеры народов России;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Требования к результатам

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Виды практической работы работы

2

Планеты Солнечной системы.

Работа с глобусом: движение Земли в космическом пространстве.

3

Звездное небо – Великая книга Природы.

Нахождение на карте звездного неба изучаемых созвездий.

4

Мир глазами географа.

Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах.

5

Пояса Земли.

Работа с глобусом и картой: нахождение тепловых поясов.

11

Равнины и горы России.

Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.

12

Моря, озера и реки России.

Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.

13

Зона арктических пустынь.

Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России.

14

Тундра.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

15

Леса России

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

17

Зона степей.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

18

Пустыни.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

19

У Черного моря.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

21

Наш край.

Определение положения Брянской области на физической карте и карте природных зон. Карта родного края.

24

Наши подземные богатства.

Рассматривание  образцов полезных ископаемых (2 – 3 названия) и определение их свойств.

32

Растениеводство в нашем крае.

Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений поля.

40

Жизнь древних славян.

Показ на исторической карте расселение древних славян.

41

Во времена Древней Руси.

Показ на исторической карте территорию Древней Руси.

42

Страна городов.

Показ на исторической карте изучаемых городов. Работа с планами-схемами городов.

44

Трудные времена на Русской земле.

Работа с условными обозначениями на исторической карте.

46

Куликовская битва.

Работа с условными обозначениями на исторической карте.

всего  68  часов, в неделю 2 часа

в 1-й четверти – 18ч

во 2-й четверти – 14ч

в 3-й четверти – 20ч

в 4-й четверти – 16ч

                                               

                                    Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Всего часов.

В том числе на

уроки

Практические работы, тесты, экскурсии.

Земля и человечество

8

8

3

     Природа России

11

11

4

      Родной край — часть большой страны

10

10

5

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории Отечества

19

19

2

Современная Россия

9

9

Итого:

68

68

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Сопутствующее

повторение

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид
контроля

Оснащение

Элементы
дополнительного содержания

Дата проведения

По плану

фактически

1

Мир глазами астронома

1

Комбинированный

Солнце.

Земля – планета,
общее представление о форме и размерах Земли

Что изучает астрономия

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

Текущий

мультимедия

Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)

сентябрь

1нед.

2

Земля- планета Солнечной системы.

1

планеты

Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна –естественный спутник Земли, причины сены дня и ночи и времён года.

Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.

Уметь работать

с готовыми моделями
(глобусом и картой), создавать несложные модели

Практическая работа

DVD

Карта звездного неба

Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца.  Характеристика природных условий на каждой
планете

сентябрь

1нед.

3

Звездное небо – великая «книга»
природы

Практическая работа: знакомство с картой звёздного мира

1

комбинированный

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Фронтальный опрос

Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия

сентябрь

2нед.

4

Мир глазами географа.

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте

1

Глобус, карта

Глобус как модель Земли.  Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе  и карте

Что изучает география

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

глобус

Наука «география». История создания глобуса. Первооткры-
ватели

сентябрь

2нед

5

Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу

1

Практического применения знаний

планеты

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)

Знать тепловые пояса Земли.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

карта

Тепловые пояса Земли. Карта
«Тепловые пояса Земли»

сентябрь

3нед.

6

Мир глазами историка

Практическая работа: знакомство с историческими картами

1

Комбинированный

наука, археология, история

Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие  исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические
времена

Что изучает история, исторические источники,

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Тест  (10 мин)

Науки «история» и «археология»

сентябрь

3нед

7

Счёт лет в истории.

1

Урок-игра

Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие  исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические
времена.

Счёт лет в истории, исторические карты

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

Фронтальный опрос

Лента времени

Счет лет в истории. Работа с лентой времени

сентябрь

4нед.

8

Прошлое
и настоящее глазами эколога

1

Комбинированный

Красная книга

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния

Представление о современных экологических проблемах планеты, охрана окружающей среды -задача всего человечества, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Уметь использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу, выполнение  правил поведения  в природе и участие  в ее охране

Тест (5 мин)

презентация

Красная книга России (отдельные представители), заповедники, национальные парки (знакомство)

сентябрь

4нед

9

Всемирное наследие.

1

Комбинированный

заповедник

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения
в природе

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры

Фронтальный опрос

презентация

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

октябрь

1нед.

10

Международная Красная книга.

Проверим себя.

1

Охрана растительного и животного мира

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу

тест
(10 мин)

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

октябрь

1нед

11

Важнейшие равнины и горы  нашей страны

Практическая работа: поиск и показ на физической карте равнин  и гор.

1

Экскурсия

Равнины, горы

Россия на карте.

Неживая и живая
природа.  Формы земной поверхности.  Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Фронтальный опрос

презентация

Образование гор

октябрь

2нед.

12

Важнейшие моря, озера и реки нашей страны.

Практическая работа: поиск и показ на физической карте озёр и рек

1

Комбинированный

Моря, озера, реки

Водоемы, их разнообразие, использование человеком

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Тест (10 мин)

презентация

Великие озера России

октябрь

2нед

13

Природные зоны России.

1

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.  Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы

Знать общие условия, необходимые  для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

Фронтальный опрос

презентация

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

октябрь

3нед.

14

Зона арктических пустынь Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

Арктика

15

Зона тундры

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

Комбинированный

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.  Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры

Фронтальный опрос

Карта, презентация, картины

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

октябрь

4нед.

16

Зона лесов

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

Урок- игра

лес

Роль растений
в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы

Знать общие усло-
вия, необходимые
для жизни живых организмов, правила поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса

Графический диктант

Карта, презентация, картины

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

октябрь

4нед

17

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.

1

Комбинированный

Роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Уметь приводить примеры представителей разных групп  растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Проверочная работа

Карта, презентация, картины, тест

Природные зоны

Ноябрь

2нед.

18

Зона степей

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

Фронтальный опрос

Карта, презентация, картины

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

Ноябрь

2нед

19

Зона пустынь

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

Комбинированный

пустыня

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни

Фронтальный опрос

Карта, презентация, картины

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

Ноябрь

3нед.

20

У Черного моря.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

водоёмы

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

Карта, презентация, звуки моря

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

21

Экологическое равновесие и необходимость его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. Проверим себя.

1

контрольный

экология

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения
в природе

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения
в природе

Работа с Красной книгой родного края

Красная книга, иллюстрации

Красная книга России (отдельные представители), заповедники, национальные парки (общее представление)

Ноябрь

4нед.

22

Наш край на карте Родины.

Практическая работа: знакомство с картой края

1

Комбинированный

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название родного города.

Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде

Текущий

Карта Брянской области

Природные сообщества родного края (2–3)

23

Формы земной поверхности в  нашем крае

1

равнины

Особенности поверхности (на основе наблюдений).

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) изменение поверхности края в результате деятельности человека

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Текущий

карта

Изменение поверхности родного края

декабрь

1нед.

24

Водоёмы края.

1

Комбинированный

водоемы

Водоемы родного края (названия, краткая характеристика),охрана ,изменение водоёмов в результате деятельности человека

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря,
реки

Гра/диктант

картины

Природные сообщества родного края (2–3)

25-26

Полезные ископаемые нашего края. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств

1

Полезные ископаемые

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края.

Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Свойства полезных ископаемых,, способы добычи, охрана недр

Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах

Текущий

Набор полезных ископаемых

Природные ископаемые родного края. Их использование человеком

декабрь

2нед.

27

Важнейшие виды почв края. Охрана почв в нашем крае.

1

Почва, ее  состав. виды почв, охрана почв в нашем крае

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы
(цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Почва, ее значение для жизни

декабрь

3нед.

28

Природное сообщество лес

Практическая работа:

рассматривание гербарных экземпляров растений леса  и их распознавание

1

разнообразие растений и животных

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

Правила поведения

в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана
(на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

экологические связи в сообществах

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания

для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

Парктическая работа

презентация

Растения и жи-
вотные
Красной книги: сообщества Лес, Грибы.

Съедобные  и несъедобные
(узнавание)

29

Природное сообщество луг.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений луга  и их распознавание

1

Графический диктант

презентация

Растения и жи-
вотные
Красной книги: сообщества Луг

декабрь

4нед.

30

Природное сообщество пресный

водоём. Практическая работа:

рассматривание гербарных экземпляров растений пресных водоёмов и их распознавание

1

Урок-игра

Текущий. Фронтальный опрос

презентация

Растения и животные Красной книги: сообщества Водоем

31

Растениеводство в нашем крае, его отрасли.

Практическая работа:

знакомство с культурными растениями края.

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям, отрасли растениеводства, сорта культурных растений

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

Тест (10 мин)

Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства

Январь

2нед.

32

Биологическая защита урожая.

Проект.

1

Роль животных в жизни людей, бережное отношение  к животным. Биологическая защита урожая, её защита для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

Фронтальный опрос

Виды растениеводства

33

Животноводство
в нашем крае, его отрасли.

1

Домашние животные

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным.

Породы домашних животных животных, отрасли животноводства

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать
за домашними животными

Виды животноводства.

Ветеринария

Январь

3нед.

34

Родной край – часть большой страны. Обобщающий урок.

1

Контрольный урок

Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения
в природе

Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять
правила поведения в природе

Тест

(10 мин)

Природные сообщества родного края (2–3).

Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края

35

Начало истории человечества

1

Комбинированный

история

Человек – часть
природы и член общества.

Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира, периодизация истории

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

Фронтальный опрос

История первобытного человека. Счет лет в истории

Январь

4нед.

35

Древний мир.

1

Древний мир , древнейшие сооружения,

О чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

История Древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории

36

Средние века:

1

Знать историю Средних веков

История феодального общества. Рыцарь

февраль

1нед.

37

Новое время:

1

Выдающиеся люди разных эпох

Достижения науки и техники: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф

Знать выдающихся людей Нового времени.

Уметь работать с географической картой

Открытие
Америки

38

Новейшее время:

ПРОВЕРИМ СЕБЯ.

1

Выдающиеся люди разных эпох

Достижения науки и техники. осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете

Знать выдающихся людей новейшего времени

тест

Новейшая история

февраль

2нед.

40

Восточные славяне.

1

Комбинированный

народы

История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

презентация

Древняя Русь

41

Века Древней Руси. Крещение Руси

1

Древняя Русь

февраль

3нед.

42

Страна городов. Практическая работа показ изучаемых объектов на исторической карте.

1

города

Тематический

историческая карта

Столицы Древней Руси

43

Культура, быт и нравы Древней Руси

1

Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Фронтальный опрос

Музеи. Экспонаты Древней Руси

февраль

4нед.

44

Трудные времена. Золотая Орда Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте.

1

Древние славяне

Россия на карте (границы, города, места  изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской
битвы

презентация

Жизнь древних славян на Руси

45

Русь расправляет крылья.

1

Комбинированный

Карта, иллюстрации

Историческая
карта

Март

1нед.

46

Куликовская
битва
 Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте.

1

Историческая
карта

47

Иван  Третий

1

Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Реформы Ивана Третьего

Март

2нед.

48

Мастера печатных дел.

1

Кирилл и Мефодий

Выдающиеся люди разных эпох Культура, быт и нравы страны XIII- XV веке

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

презентация

История книгопечатания на Руси

49

Патриотический подвиг Кузьмы  Минина и Дмитрия  Пожарского

1

Выдающиеся люди разных эпох

Март

3нед.

50

Петр Первый – царь-преобразователь.

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

Тест

портрет

Реформы Петра Великого

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Выдающиеся люди разных эпох Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Знать историю развития образования на Руси

Фро-ный

портрет

Образование на Руси

Апрель

1нед.

52

Россия при Екатерине Второй

1

Выдающиеся люди разных эпох

Знать реформы Екатерины Великой

Темский

портрет

Правление Екатерины Великой

53

Отечественная война 1812 года. Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте.

1

Выдающиеся люди разных эпох

Бородинское сражение

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

Фронтальный опрос

Карта, презентация

Историческая
карта

Апрель

2нед.

54

Россия в XIX –начале XX века

1

Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий)

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

карта

Историческая
карта

55

Россия в XX веке

1

Комбинированный

Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране,

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Тематический

презентация

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

Апрель

3нед.

56

Жизнь страны в  20–30-е

годы

1

Россия на карте (границы, города). Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале  XX века в России

Фронтальный опрос

презентация, карта

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, герб столицы

57

Великая Отечественная война  
1941-1945гг.
 Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте.

1

Государственные праздники (День Победы)

Героизм и патриотизм народа

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей

Карта, презентация

Историческая
карта

Апрель

4нед.

58

Наша страна в 1945-1991гг

1

Комбинированный

Первые космонавты

Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой

Фронтальный опрос

клип

История покорения космоса

59

Экскурсия: знакомство с достопримечательностями родного края(села). Оценим свои достижения.

1

геология

Охрана памятников истории и культуры

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Тест (10 мин)

презентация о Москве

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

Май

1нед

60

Конституция России - наш основной закон.

1

Права человека

Человек – член общества. Россия
(Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День
Конституции)

Знать государственные праздники, Основной закон России.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Фронтальный опрос

Книги, презентация

Конституция – Основной закон Российской Федерации

61

Права ребёнка

1

конвенцию

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

конвенция, презентация

Права ребенка

Май

2нед

62

Государственное устройство России.

1

Комбинированный

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

Тематический.

Тест (5 мин)

иллюстративный ряд

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта

63

Государственная символика нашей страны.

1

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага

Фронтальный опрос

презентация

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

Май

3нед

64

Государственные праздники

1

Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию

65

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал.

1

Комбинированный

Города России

Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий).

Охрана памятников истории и культуры

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

Текущий

презентация

Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

Май

4нед

66

Регионы России Север Европейской России.

Практическая работа:

1

презентация

67

Регионы России: Центр Европейской России. Юг Европейской России

1

Текущий.

Графический диктант

Презентация

Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

68

Современная Россия.  (итоговый урок)

1

Урок-игра

Тест(10 мин)

тест

     

                               

                                                               Лист коррекции

               Дата

№ уроков

по темат.

планиров.

Кол-во

часов

Форма

коррекции

(объединение

тем.,

домашнее

изучение  +

контрольная

работа)

Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу)

                                   Завуч

урока,

который

требует

коррекции

урока,

который

содержит

коррекцию

 

Утверждение

                     Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...