Россия - многонациональная страна
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Лукина Мария Александровна

Урок по окружающему миру "Россия - многонациональная страна". Цели педагогической деятельности:расширить представления учащихся  о России как о многонациональной стране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

1.Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята!

Вот уж и зима настала,

Небо хмурится с утра.

Предстоит нам дел немало

За работу всем пора.

Вы и я - мы следопыты

Дверь в познание открыта,

Не пора ли заглянуть?

Ну, друзья, смелее в путь!

2.Актуализация знаний.

Звучит песня о Родине «Я ты он, она, вместе дружная семья»

  • Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?(символы России)
  • Полное название нашей страны?
  • Что обозначает слово Федерация?(объединение, союз)

Стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

                    На карте мира не найдёшь

                   Тот дом, в котором ты живёшь.

                    И даже улицы родной

                    Ты не найдёшь на карте той,

                    Но мы всегда с тобой найдём

                    Свою страну, наш общий дом.

3.Мотивация к учебной деятельности

  • Рассмотрим карту России
  • Как называются люди, которые живут в нашей стране?
  • Почему карта раскрашена в разные цвета?
  • Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна, это не только леса, поля, реки и города. Страна-это, прежде всего люди, которые живут в ней. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих.
  • Люди, каких наций живут в нашей стране?
  • Как думаете о чем будем говорить на уроке? (про народы России, их традиции, на каких языках говорят, какую одежду носят, о праздниках)
  • Объединим все наши высказывания и сформулируем цель нашего урока (узнать какие народы живут в России)

4.Работа по теме урока (поиск решения проблемы)

Стихотворение В.Степанова «Российская семья»(презентация- картинки народов России)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

  • Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
  • А как народы понимают друг друга если они говорят на разных языках? (Мы живем в одной стране, русский язык является государственным языком, его должны знать все народы живущие в Российской Федерации)

Физкультминутка «Танец «Блины - блиночки»»

1.Праздники

  • А что такое народные традиции? (То, что передается из поколения в поколение, например: народные праздники, обряды)
  • Какие русский народные праздники вы знаете?(Масленица, Рождество, Пасха)

Дидактический материал «Пазлы» + описание праздников (Масленица(русский),Сабантуй(татарский),

 «Праздник молодого оленя»(ненецкий))

  • Соберите пазлы, найдите, какой иллюстрации праздника соответствует описание, и приготовьтесь рассказать одноклассникам.

Вывод:

  • У каждого народа свои традиции, но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.

2.Костюмы.

  • Рассмотрите иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах. (Русские, Ненцы, Мордва, Татары, Башкиры, Чуваши)
  • Посмотри на русский национальный костюм. Как одеты женщины, мужчины? (народный сарафан, рубаха, кокошник, кафтан)
  • Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди-ненцы. Рассмотрите их одежду. Одежда очень теплая. Как вы считаете почему? (На севере очень холодно)
  • Как вы думаете из чего ненцы шьют свою одежду?(из оленьих шкур, ведь одежда должна быть теплой и удобной)
  • Ненцы одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется малица. Она украшена мехом и нашивкой.
  • А посмотрите, какой красивый Мордовский национальный костюм.
  • Обязательным атрибутом женского костюма является красный пояс-пулай.
  • Посмотрите. Что особенного в национальном костюме? (на голове у мужчин-тюбитейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент)
  • Одежда башкир отличается большим разнообразием. Но основу башкирского костюма составляет у женщин – туника, а у мужчин – халат. Мужские шапки- с меховой строчкой, а у женщин украшенные налобные повязки.
  • Рассмотрим народный костюм чувашей.
  • В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха – кепе и штаны с широким шагом – йем. Мужчины носили кӗпе (рубашка), йӗм (штаны), сапоги, валенки, лапти, шляпу, а жених — ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой).

Дидактический материал «Часть-целое»

Вывод: Каждый народ, создавая нац. костюм, стремится сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали по праздникам.

3.Народные промыслы

  • Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
  • Какие народные промыслы вы знаете? (Дымковская игрушка, хохлома, матрешки, гжель)
  • Другие народы России тоже занимаются народными промыслами.
  • На Севере России – резьбой по кости и шитьем одежды из меха.
  • На юге России (осетины и ингуши) делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры.
  • В Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

Творческое задание «Народные промыслы»

Вывод: У каждого народа есть чем удивить, поразить. Предметы быта сделанные руками народных мастеров становятся настоящими художественными произведениями, они отражают характер народа и  неисчерпаемую фантазию.

4.Музыка.

Послушайте как звучат инструменты разных народов нашей страны. С давних пор любимыми инструментами русских является балалайка.(мелодия балалайки, татарская мелодия, лезгинка, мелодия народов севера)

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

("Надуть" живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг.)

5.Первичное осмысление и закрепление

  • Что объединяет эти народы? нации?
  • Какие отличительные признаки у этих народов, наций?
  • Почему люди должны жить в мире, дружить?
  • Теперь мы знаем, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.

6.Рефлексия.

Звучит музыка «Это ты-родина моя Россия»

  • Ребята выходите в круг.
  • Передайте по кругу сердечко, тот у кого в руках сердечко говорит :

«Сегодня я узнал…»

«Мне было интересно…»

«Мое настроение…»

«Мне понравилось выполнять…»

Домашнее задание  Р.т.стр.7-8 задание 5.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру

 ( музыка, ИЗО, технология) ФГОС ООО во 2 классе по теме «Россия как многонациональная страна» (программа «Школа России» по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Цели педагогической деятельности:

расширить представления учащихся  о России как о многонациональной стране.

Задачи

Образовательные -  усвоение учащимися понятий «народ», «нация», «многонациональный народ», «народности».

дать представления о национальной музыке, национальном костюме, традициях.

Развивающие – развивать познавательный интерес учащихся через создание проблемной ситуации, организацию игровых ситуаций, стимулирование проявлений любознательности.

Воспитательные – воспитание эстетического восприятия учащихся через музыку, национальные традиции, воспитание любви к родине, к своему краю.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: понимать, что в России живет более 100 народностей;

Получат возможность познакомиться с некоторыми обычаями и традициями народов Севера.

Регулятивные: учащиеся действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

Познавательные: учащиеся контролируют, оценивают процесс и результат деятельности;

Учащиеся углубляют представления о многонациональном составе РФ.

Коммуникативные: учащиеся работают в сотрудничестве (пары, группы);

Договариваются о распределении работы в совместной деятельности. 

Нравственно-этическая ориентация: учащиеся проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях;

Учащиеся учатся находить выход из проблемной и спорной ситуации;

Учащиеся учатся уважению, культуре и искусству народов нашей страны и края;

Учащиеся учатся уважительно относиться к мнению товарищей, умению отстаивать свои позиции и соблюдать правила общения.

Методы и формы обучения

Проблемно-поисковый, здоровьесберегающие ; групповая , фронтальная, индивидуальная,

Средства

Электронный ресурс «Презентация», дидактический материал (пазлы, «Часть-целое», творческое задание «Народные промыслы»), демонстрационный материал (костюмы народов России, тексты о народных праздниках), музыкальные фрагменты.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

Создает эмоциональный настрой, читает стихотворение.

Слушают стихотворение, настраиваются на работу на уроке

Фронтальная

Личностные:

проявляют положительный настрой на работу

2.Актуализация знаний

Звучит музыка «Я, ты, он, она…»

Читает стихотворение,

задает вопросы:

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?

Полное название нашей страны?

Что обозначает слово Федерация?(

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Коммуникативные:

-строят высказывание;

-участвуют в учебном диалоге;

-проявляют интерес и уважение к высказываниям ребят;

3.Мотивация к учебной деятельности

Создает проблемную ситуацию для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учениками и фиксирует на доске.

Дети пытаются сформулировать тему урока, обсуждают цель.

Фронтальная

Регулятивные:

-Самостоятельно формируют цель урока после обсуждения;

-умеют организовать рабочее место;

Личностные:

-Стремятся включиться в работу на уроке, и сориентированы на участие в коллективную деятельность

Устные ответы

Физкультминутка

4.Поиск решения проблемы

Беседа на тему «Россия - многонациональная страна»(презентация, стихотворение В.Степановой «Российская семья», Выявление детей разных национальностей среди одноклассников (спросить этих детей о их народности). Работа с учебником.

Отвечают на вопросы, рассказывают о своей национальности, знакомятся с народностями и национальностями по тексту (учебник, заранее заготовленные тексты)

Фронтальная

Познавательные:

-перерабатывают полученную информацию и делают вывод на основе полученных знаний;

Коммуникативные:

-доносят свою позицию до других учащихся, оформляют свои мысли в устной форме с учетом своего жизненного опыта

Устные ответы

4.Поиск решения проблемы (открытие нового)

1.Знакомят со слайдами презентации (праздники)

Поясняет задания и проводит групповой контроль:

«Пазлы»

2.Организует работу по ознакомлению учащихся с костюмами народов России.

Поясняет задания и проводит групповой контроль:

 «Часть-целое».

3. Организует работу по ознакомлению учащихся с народными промыслами.

Творческое задание «Народные промыслы».

4.Организует работу по ознакомлению учащихся музыкой народов России и инструментами.

1.Знакомятся с новой информацией. Обсуждают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы, высказывают свое мнение.

Самостоятельное выполнение заданий в группе.

Принимают участие в игре

Раскрашивают нац. посуду, рассуждают, отвечают на вопросы, делают выводы.

Знакомятся с новой информацией о народных праздниках, музыкой народов России.

Фронтальная,

групповая.

Личностные:

- понимают особые роли культуры в жизни общества, формируют эстетические чувства наблюдательности и фантазии;

-определяют и высказывают простые общечеловеческие правила.

Регулятивные:

- в диалоге   учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы других;

-формируют умения рационально строить свою деятельность.                  

Познавательные:

 - ориентируются в своей системе знаний;

-обобщают, систематизируют и перерабатывают полученные знания;

Игра (дидактический материал для закрепления знаний). Ответы на вопросы

Контроль выполнения упражнений и устные ответы.

4.Первичное осмысление и закрепление.

Задает вопросы: что объединяет эти народы, нации? Какие отличительные признаки у этих народов, наций?

Почему люди должны жить в мире, дружить?

Отвечают на вопросы, делают выводы,

обсуждают.

Самостоятельное выполнение заданий в группах.

Фронтальная,

групповая

Познавательные:

-систематизируют полученные знания путем поиска информации (в учебнике, рассказе учителя и воспроизведению в памяти)

Регулятивные:

-ориентируются в полученной информации.

Правильность выполнения игровых и практических заданий.

Физкультминутка: музыкальная под музыку народов — выполнение движений.

5.Итоги урока.

Рефлексия

Задает вопрос : почему наше государство называют многонациональным.

Включает музыку «Это ты- Родина моя», предлагает детям выйти в круг и передать по кругу сердечко.

«Тот у кого в руках сердечко, говорит:

-Сегодня я узнал…

-Мне было интересно…

-Мое настроение…

-Мне нравилось выполнять…»

Дети отвечают на вопрос (Предполагаемый ответ: потому что, в нашей стране живут люди разных национальностей и относятся друг к другу как братья, по доброму, с уважением.)  Определяют свое эмоциональное состояние, на уроке передавая сердечко по кругу.

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные:

-понимают значение добрых, толерантных отношений в многонациональной стране и принимают его

Регулятивные:

-прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала

Оценивание работы учащихся на уроке в группах

6.Домашнее задание

Д/з по теме в рабочей тетради

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

МБОУ «Рембуевская СШ» Самойленко Ю.О., Лукина М.А.,

Максимова А.А.,Жигули А.А., Юдинцева О.В.

МБОУ «Луковецкая СШ» Корельская Л.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Россия-многонациональная страна"

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор учебника Н.Ф. ВиноградоваТема: «Россия – многонациональная страна».Данный  урок разработан и провед...

россия - многонациональная страна

Цель урока: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.Задачи:Образовательные:актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, познакоми...

Открытое внеурочное мероприятие посвященное Дню национальных культур по теме "Россия многонациональная страна.""Национальность евреи"

В рамках   внеурочного мероприятия  посвященного Дню национальных культур России Вашему вниманию представлена одна из национальностей проживающая на территории Р.Ф. -евреи.(Еврейский А...

Россия – страна, объединившая народы. Россия – многонациональная держава.

Материал к уроку по теме: "Россия - многонациональная страна"...

Конспект + презентация урока окр. мира по теме "Наша родина – Россия. Россия – многонациональная страна" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся  о России как о многонациональной стране.Планируемые результаты:Предметные:- знать что в России живет более 100 народностей;- знать об...

Классный час "Россия - моя многонациональная страна!" для 1-4 классов.

Классный час "Россия - моя многонациональная страна!" для 1-4 классов....

Классный час "Россия - моя многонациональная страна!" для 1-4 классов.

Классный час "Россия - моя многонациональная страна!" для 1-4 классов....