Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

ИРИНА ПЕТРОВНА АЛЕКСЕЕВА

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»

Тип: комбинированный

Задачи урока:

учащиеся  должны овладеть  понятием «цепи питания»;

научиться  классифицировать  животных по типу питания;

научиться моделировать цепи питания;

выдвигать  гипотезы, кратко и четко формулировать свои мысли;

Планируемые результаты:

Предметные

• классифицировать животных по типу питания;

• приводить примеры животных различных групп;

• анализировать цепи питания;

• понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

• знать защитные приспособления животных;

• обосновывать необходимость охраны животного мира.

Метапредметные

• научиться решать серию учебно-практических задач;

• работать с разными источниками информации, находить информацию о животных и интерпретировать ее;

• оценивать достижения на уроке;

• моделировать цепи питания;

Формы урока: Фронтальная работа, работа в парах, группах, индивидуальная

Оборудование: слайды, картинки животных, карточки со словами, учебник, видеофильм "Цепи питания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx226.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»

Тип: комбинированный

Задачи урока: 

учащиеся  должны овладеть  понятием «цепи питания»;

научиться  классифицировать  животных по типу питания;

научиться моделировать цепи питания;

выдвигать  гипотезы, кратко и четко формулировать свои мысли;

Планируемые результаты:

Предметные

• классифицировать животных по типу питания;

• приводить примеры животных различных групп;

• анализировать цепи питания;

• понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

• знать защитные приспособления животных;

• обосновывать необходимость охраны животного мира.

Метапредметные

• научиться решать серию учебно-практических задач;

• работать с разными источниками информации, находить информацию о животных и интерпретировать ее;

• оценивать достижения на уроке;

• моделировать цепи питания;

Формы урока: Фронтальная работа, работа в парах, группах, индивидуальная

Оборудование: слайды, картинки животных, карточки со словами, учебник, видеофильм "Цепи питания".

Ход урока

1. Организация проблемной ситуации.

1.АОЗ (учебный диалог)

 У.Посмотрите на слайд и назовите одним словом: кто это?

 Д. Животные.

 У.Назовите, каких животных вы узнали на этом слайде?

 Д. (перечисляют животных)

 У. Перед нами лишь некоторые виды животного мира. А без чего они все не могут существовать?

 Д. Без воздуха, воды, питания, солнца.

  2.Постановка учебной проблемы.

  У. Недавно я была в Ялтинском зоопарке. И вот что там увидела. Заболел зоолог-человек, который кормил животных. Пока его не было лосю дали мясо, льву – рыбу, кукушке – траву и веточки, а белому медведю дали насекомых. Животные метались по клеткам, рычали и выли.

   У.Что случилось?

   Д. Животные голодные, потому что корм, который им дали они не едят.

   У.Попробуйте предположить:  О чем сегодня будем говорить?

   Д.Тема урока: «Кто что ест»

   У. Как исправить ситуацию в зоопарке? Давайте определим, на какие  вопросы нам надо сегодня найти ответы.

   Д. Как правильно накормить животных? Какую ошибку допустили люди?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

    У.А можно ли всех животных разбить на группы в зависимости от того, чем они питаются?

                          2.ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

    1." Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"  Практическая работа №1. «Кто, чем питается?»

   У. Давайте поможем животным зоопарка и накормим их правильно. В маршрутных листах найдите 1 задание. С помощью стрелочек покажите, чем бы вы накормили животных?

  Работа в парах. Учащиеся соединяют стрелочками животных и что они едят.

Проверка открытий:        

  У.Чем вы накормили лося?

  Д.Травой, веточками. 

  У.А как называется группа животных, которые едят растительную пищу?

   А что еще едят     травоядные?

  Д. Листья, плоды, семена, корни.

  У.Чем накормили льва?

  Д. Мясом.

  У.Как называется группа животных, которые питаются мясом?

  Д.  Хищники.

  У.Другое название этой группы животных – плотоядные. Почему?

  Д. Потому что они питаются плотью других животных.

  У.Чем накормили кукушку?

   Д. Гусеницами.

   У.А гусеница – это кто?

   У.А если животные питаются только насекомыми, как называется эта группа?

   Д. Насекомоядные.

    У. А чем еще питаются насекомоядные?

    Д.  жуками, личинками

    У.А чем накормили белого медведя?

    Д. Рыбой.

    У.Скажите, а к какой группе по способу питания его отнесем? Почему?

    Д. хищники

    У.Все согласны с таким ответом?

C:\Users\123\Downloads\2e750bd85dc75c6e39c9ab98279b6568_t2.jpg        C:\Users\123\Downloads\zoo19.jpg

 рыба                                                                                                


рыба                мясо                     насекомые                            трава                    веточкиC:\Users\123\Downloads\kukushka-ptica-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-kukushki-4-300x198.jpgC:\Users\123\Downloads\losenok-58d7fce3c1359.jpg

        ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

    У.А как вы думаете все ли медведи хищники?

2." Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" . Практическая работа№2. Работа в парах.

Предлагаю вам выполнить 2 задание. Прочитайте рассказ «Медведи» делая в тексте пометки:

! – новое;

+ - уже знал;

Текст:  «Медведи»

Белые полярные медведи живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, морскими котиками.

Бурые медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками, медом.

Проверка открытий: (учебный диалог)

--О каких медведях вы прочитали в тексте?

--Что из прочитанного вы уже знали?

--Какая информация для вас оказалась новой?

--Так чем же питаются медведи?

  Д. Белые полярные медведи живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, морскими котиками.

       Бурые медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами,   корнями, орехами, клубнями, злаками, медом.

--Можно ли бурого медведя отнести к хищникам? Почему?

--Догадайтесь, как называется группа животных, которые едят все?

  Д. предположения детей, вывод на понятие «ВСЕЯДНЫЕ»

--А знаете ли вы еще всеядных животных?

  Д.  белка, еж, кабан.

        C:\Users\123\Downloads\_avatar180.jpgежикC:\Users\123\Downloads\s_Kartochki-dikie-zhivotnye-buryy-medved_4998.jpg

                   C:\Users\123\Downloads\285745_352_canny_pic.jpgбелкаC:\Users\123\Downloads\wildschwein.jpg кабан

Справочный материал:

---А вы знаете, что раньше люди употребляли слово ЯДА вместо слова ЕДА. От этого и такие названия: растительноядные, всеядные, насекомоядные.

---Почему сотрудники зоопарка не смогли правильно накормить животных?

   Д. Потому что не знали, чем питается каждое животное.

 Подведение итогов исследования: ( составьте кластер)  

                    Классификация  животных по типу питания

травоядные    хищники (плотоядные)   растительноядные    всеядные

У.Можно ли по внешним отличительным признакам животных, определить к какой группе по способу питания они относится?

Д. Да. У животных есть внешние отличительные признаки.

У.Что помогает хищникам добывать себе пищу?

Д.  У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением.

 У.А растительноядным? 

 Д. У растительноядных животных сильные губы, язык; быстрые ноги, хороший слух и зрение, защита от врагов: едкий запах.

 У.А насекомоядным?

 Д. У насекомоядных удлиненная мордочка с вытянутым хоботком, много мелких зубов.

 Д.У всеядных есть все отличительные признаки как у хищников, растительноядных, насекомоядных.

3. Работа с источником информации.

Решение учебно-практической задачи: Животные питаются и растениями, и животными, поэтому говорят, что живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны между собой в «цепи питания».

 У.А сейчас обратимся к нашему главному помощнику – учебнику. Откройте с. 94. Найдите текст «Цепи питания». Прочитаем текст.

 У.Что нового узнали?

 Д. Узнали, что в природе живые организмы связаны между собой в цепи питания.

 У. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

 Д. Растение – растительноядные – хищник.

 У. Почему с растения?

 Д. Только растения, используя энергию Солнца, производят питательные вещества (сахар, крахмал), а ими питаются растительноядные животные, а растительноядными питаются – хищники. Отдельно им друг от друга не прожить.

  У. Мы с вами теперь знаем, как передается энергия от растений к животным, как возникает пищевая цепь. Давайте посмотрим, как это происходит в природе.

Просмотр видеофильма (https://www.youtube.com/watch?v=jthe_6sMSsg)

ФИЗМИНУТКА.РЕЛАКСАЦИЯ ПОД МУЗЫКУ.

 3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

 РАБОТА В ГРУППАХ. Практическая работа №3.

1 ГРУППА. Учебная задача: распределить животных по группам питания.

 А сейчас достаньте шаблон модели и картинки животных.

На экране эталон, проверьте свою работу, оцените себя.

        C:\Users\123\Downloads\img4 (3).jpg

2 ГРУППА. Учебная задача: смоделировать цепи питания.

Возьмите на столах конверт. Достаньте из него текст, прочитайте и по тексту составьте цепь питания, чтобы было понятно «Кто, чем питается?»

Текст

В Крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся зайцы съедали молодые деревья.

Сравните с эталоном и оцените себя.

        C:\Users\123\Downloads\img12.jpg

 4. Включение в систему знаний.

Проверка решения учебной задачи:

   У.Ребята, что произойдет с цепью, если истребить всех волков?

   Д. Цепь порвется.

   У. К чему это приведет?

   Д. Если выпадет хоть одно звено из цепи, то нарушится вся цепь.

   У.Зачем человеку знать о цепях питания?

   Д.Чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

  У. А вот при входе в один из зоопарков Нью-Йорка есть огромное зеркало, а над ним сверху такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих зверей только этот способен истребить и уже истребил целые виды животных и растений…» 

   У.Кто этот страшный зверь? Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек?

Д. Они истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько, сколько смогут съесть – не больше!

У.А какими мы должны быть, чтобы не навредить животным?

 Д. Добрыми, бережно относиться к животным.

     5. Рефлексия.

стратегия “Договори фразу”.

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя......................

стратегия "Микрофон"

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

Какую оценку ты поставишь себе за работу на уроке...

О чём можете рассказать дома родителям

6. Домашнее задание.

 1. Найдите в дополнительной литературе информацию о пищевых связях в природе и проиллюстрируйте их.

 2. Написать сочинение с элементами исследования «Питание моего пушистого друга», ответив на вопросы: что любит кушать, какие приспособления имеет для питания.

Тест

Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

  • коровы, бегемоты, жирафы;
  • волки, лисы, кабаны;
  • лоси, тюлени, киты.

Какая из цепей питания указана правильно?

  • сосна дятел жук-короед;
  • слизень капуста жаба;
  • рожь мышь змея орёл.

Дополни цепи питания:

осина, ......, ......., волк;

........, мышь ,сова;

водоросли, рыба, ........


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

"Опасные незнакомцы" 2 класс. Презентация к уроку окружающего мира.

Данная презентация выполнена для учащихся 2 класса, но ее можно использовать и для ребят других возрастных категорий.УМК "Школа России"...

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

Современный урок окружающего мира. Технологическая карта к уроку. Презентация "Комнатные растения" .

   Организуя  современный  урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседне...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Урок 1 "

​КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Золотое кольцо России.Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые ре...