Современный урок окружающего мира. Технологическая карта к уроку. Презентация "Комнатные растения" .
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Качкина Екатерина  Васильевна

     Организуя  современный  урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом ученика, увеличить долю самостоятельной  работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит ребёнку активно войти во взрослую жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы

урока

                                   Содержание   этапа

                   Задачи этапа

      Методы и формы обучения

1.Орг.момент

-Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня у ребят урок уж больно важный.

-Проверьте, что у вас должно быть на столах. Учитель показывает образец.

Развитие умения  осуществлять самоподготовку по образцу.

Дидактический   тренинг

2.Актуализация знаний

 -Ребята, отгадайте  загадку:            

                         Загадка

Я - травянистое растение,

Красив на удивление,

И радую я глаз

Расту в горшке у вас.   (цветок )

-Правильно, цветы.   Послушайте какое интересное стихотворение   приготовил  …..

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.  (К.Жане)

А какие цветы вы знает ?  ( полевые, садовые, комнатные )

-Продолжите мою мысль. Цветок - это …    ( растение)

Выявить  знания по изученному материалу

Диалог.

3.Постановка цели, темы урока.

-Послушайте сказку и скажите, о каких растениях мы  будем говорить на уроке?

      2) Инсценирование сказки « Чьи цветы лучше? »

   Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы?

Весна:

-Мои цветы самые красивые! Притопну каблуком- и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, нарциссами, одуванчиками…

Лето:

-Нет! Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахну шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпаю не скупясь, свои цветы повсюду.

Куда ни глянешь- везде васильки, колокольчики, гвоздики, ромашки…

Осень:

-Мои цветы не хуже. Поведу багряным рукавом и цветут вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

    А что зима?

-Засыплю снегом лес, луга, поля, дороги замету. Только не боится ни снега ,ни мороза зимний сад.

За стеклом в комнате  цветут бегонии, цикламены, орхидеи, фиалки.

  Люди сад вырастили , а  все равно он зимний. Здесь цветы самые красивые!

    Так до сих пор и спорят времена года- у кого цветы самые  лучшие.

-Какие времена года спорили?

-В какое время года нельзя встретить цветы на улице?

-А   где мы зимой можем увидеть цветы?

-Ребята, о каких цветах мы будем говорить на уроке?

 -Какие комнатные растения вы знаете? А какие комнатные цветы  растут в нашей классной комнате? Вот видите, ребята ,что мы с вами  знаем название не всех цветов.

-Так какова же цель нашего урока?  

Подвести к названию темы

Проблемная ситуация , проблемный диалог.

4.Открытие новых знаний

-И сейчас мы с вами будем  учёными и подробно изучим  наши комнатные растения.

Практическая работа в парах.

-Рассмотрите цветы ,которые стоят у вас на парте. Известны  ли они вам? Как  они  называются?

-Потрогайте осторожно листья растений ,рассмотрите внимательно окраску цветов, листьев.

Постановка проблемы.

- Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением осени по-прежнему остались зелёными и даже цветут?

-Потому что они находятся в тёплом помещении.

-Потому что их круглый год поливают.

-Откуда привезли эти комнатные растения?   (Ученики высказывают свои предположения)

-Они завезены к нам из мест, где не бывает зимы, где им не приходится сбрасывать зелёный наряд

- Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.

- Всегда ли  хорошо  чувствуют себя ваши комнатные растения? Бывает ли так, что мы хорошо ухаживаем за комнатными растениями (как нам кажется), а они болеют, плохо себя чувствуют? . У них желтеют кончики листьев, опадают цветы и листья?

- Что нужно учитывать при выращивании растений, чтобы растения чувствовали себя хорошо? (высказывания детей). -И если это растение любит солнце-то оно

светолюбивое  (показ значка). Любит влагу (влаголюбивое) и не любит влагу.(показ значка)

- Значит что мы  сегодня  будем узнать о наших растениях?(Название растения, родину данного растения, и отношение к воде, к солнцу ).

I) – И всё это узнать   нам поможет компьютер.

- Работать будете в парах.

Посмотрите  на слайд  на экране  , вы видите  цветы .

1. Ваше задание сравнить цветок, стоящий на столе с цветами на экране.  Выбрать  картинку с вашим цветком  ,наведите стрелочку  на неё  и щёлкните по  картинке мышкой. Если   вы правильно выбрали цветок, то появится слайд с описанием вашего цветка.увидите на экране  ваше растение.

2. Прочитаете   название .

3.Родину  данного  растения.

4. Узнаете  какое  это растение  светолюбивое или

теневыносливое, влаголюбивое  или нет.

II.Теперь   используя эти данные о вашем цветке  заполним таблицу.

1.Возьмите  карточку  со схемой .

2.Положите карточку  на стол.

3.Заполните её. Выберете  из прозрачных конвертов  названия растения , его родину и определите отношение к солнцу и теплу. Положите выбранные вами карточки во вторую строку таблицы.

Название

растения

Родина растения

-Тот, кто выполнит задание в паре –берутся за руки и поднимают руки. И это будет  означать , что вы готовы рассказать о своём цветке  по схеме.

-Выявить знания по теме «Комнатные растения».

 - Научить  навыку распознавания комнатных растений на фотографии и в натуральном виде.

- Научить описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Подводящий диалог , приём моделирования.

5.Первичная проверка понимания.

-А сейчас проверим как же вы внимательны были на уроке. Я буду загадывать загадки,  а вы говорить отгадки  и дети того  ряда, кто угадает свой цветок, пойдёт рассказывать о своём растении  и заполнит данную таблицу на интерактивной доске .

- Дети каждого ряда выходят к доске, обосновывают свой выбор цветка, рассказывают описание растения и прикрепляют на горшок с цветком его название.

1.Что за  хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки.

(Сансевьера /щучий хвост/)

Плоский, длинный, а не брус.

Полосатый, но не арбуз (Сансевьера)

2.Растение, с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется при насморке и для полоскания горла. (Каланхое)

4.С горы на паутинках
    Свисают паучки -
    Зеленые пучки.  (хлорофитум)

Это растение часто называют «зелёный  пылесос» Он   лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного этого  растения  достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.

3. Зелёный, в колючках,

Похож на ежа,

А цветки атласные

Белые, жёлтые, красные.

(Кактус)

-Рассказ учителя о кактусе.(слайд)

Кактусы растут в пустынях и тропиках.  Родина пустынных кактусов – жаркие полупустыни Америки.  Требуют яркого света. Весной и летом поливают теплой водой умеренно, а осенью и зимой поливают изредка и понемногу.

Зигокактус или декабрист из тропических лесов. Кактусы тропических лесов растут на деревьях или среди деревьев. Свет должен быть яркий рассеянный. Полив как для обычных цветов. Требуют частого опрыскивания.

Сегодня на уроке мы узнали много цветов, а для чего же нужны  цветы? Высказывания детей  на доске смарт составление ромашки. Выбрать нужные лепестки.

Знаете ли вы, что:

  • что цветы чувствуют атмосферу;
  • к ним надо относиться как к живым существам: говорить с ними, уметь слушать их;
  • у цветов характер как у маленьких детей;
  • обижать цветы нельзя!

-Но у вас дома есть и другие цветы, попробуйте узнать о них. Приготовьте  сообщение о своём комнатном цветке.

Выявить уровень усвоения знаний.

Смотивировать закрепления материала в домашних условиях.

Частично-поисковый (эвристический),

6.Подведение итогов.

Рефлексия.

-Подведём итог.

-Что узнали?

-Чему научились?

-А где эти знания и умения пригодятся в жизни?

Оцените свою работу –чтобы  кактус зацвёл  вы  прикрепите  на него цветы-

Красный цветок-доволен всё получилось

Жёлтый-доволен,но не всё получилось

Белый- не доволен пока

Проверка уровня достижений урока.

Диалог.



Предварительный просмотр:

           Об уроке написано множество книг, статей, диссертация . Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не совершали реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения.

 Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимая этого слова. А что говорит о современности урока: мастерство ли педагога, подбор ли методических приём или использование технических средств обучения? Попробуем ответить на этот вопрос.

      Я думаю, современный урок-это и совершенно новый по форме, содержанию и методам урок, но и не теряющий связи с прошлым опытом обучения, одним словом- актуальный, действенный; урок, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, современный урок обязательно должен закладывать основания для будущего ребёнка, готовить его к жизни в меняющемся обществе.

     Что происходит с современным уроком? Насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием? Конечно, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

 1.Появились новые образовательные стандарты и на их основе-обновлённые программы и      учебники. Безусловно, они  требуют совершенствования форм  обучения.

 2.Переходы на  предпрофильное  обучение ставит  перед  современным уроком новые задачи.

 3.Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный  урок.

4.Независимое областное тестирование  предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.

     Поэтому, организуя  современный  урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом ученика, увеличить долю самостоятельной  работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит ребёнку активно войти во взрослую жизнь. Сегодня в образовании произошло становление трёх моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков: традиционная  классно-урочная  модель  ;модель  технологизации образования и модель компетентностного  подхода.    Мне  бы  хотелось  остановиться   на модели  компетентностного  подхода,  думаю, что в условиях  модернизации  образования  она  наиболее  актуальна. Эта  модель  предполагает свой понятийный  аппарат , включающий  базовые  компетенции; опыт ребёнка; умение  решать жизненные  ситуации; и другие понятия.

   В учебном процессе происходит формирование у учащихся базовых компетентностей. Специфика  компетентностного  подхода   состоит  в том, что  усваиваются  не «готовые  знания» кем-то предложенные к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания». Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком  подходе учебная деятельность , периодически приобретая исследовательский  или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

   Каким требованиям должно  соответствовать  образовательное пространство урока, чтобы ученик мог овладеть базовыми компетенциями? Произойдёт  это, на мой взгляд , при   соблюдении    следующих требований к уроку:

  1. Чёткая  формулировка  образовательных задач;
  2. Оптимизация  процесса обучения;
  3. Дифференцированное применение технологий  развивающего  обучения;
  4. Стимулирование и формирование познавательных интересов через применение активизирующих методов и средств обучения;
  5. Работа учителя по формированию надпредметных  способов учебной деятельности;
  6. Обоснованное и целесообразное использование тех или иных средств обучения;
  7. Плотность урока;
  8. Регулярный анализ полученных результатов обучения, воспитания, развитие школьников.

 Я разрабатывала свой урок в соответствии с ФГОС  начального  общего образования  и ориентированного   на  работу  с  учебником  А.А.Плешаков  «Окружающий мир»,1класс.

Тема:  «Комнатные растения»

Цель: Формировать первичные  представления   о комнатных растениях, умения  определять название растений  и  выявлять место человека в этом мире.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Выявить  знания по теме «комнатные растения».

2.Научить навыку распознавания комнатных растений на фотографии и в натуральном виде.

3.   Описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

4.Выявить  уровень  освоения  знаний.

Развивающие задачи:

Развитие познавательных УУД:

1.Формировать практические навыки работы на компьютере. Осуществлять поиск нужной информации на слайде презентации.

2. Формировать умение  смыслового восприятия познавательного текста  презентации и преобразования его в таблицу , используя специальные символы и знаки.

3   Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

4. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Развитие регулятивных УУД:

1.Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

2.Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Развитие коммуникативных УУД:

1.   Принимать участие в работе парами , договариваться, приходить к общему решению,использовать в общении правила вежливости.

2.  Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

3. Оценивать совместно с   учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Воспитательные задачи:

1.Формирование чувства восхищения комнатными цветами, интереса к окружающему миру.

2.Формирование  первичных умений   оценки своей учебной деятельности.

3. Формирование  положительного  отношения к школе и учебной деятельности.

               Самооценка  урока.

   В  цели урока отражены и предметные  знания  и  умения  и  УДД. Цель  урока  привязана  к  планируемым  результатам.

    Этапы  урока  способствовали  реализации  компетентностного  подхода. В начале урока был яркий эмоциональный настрой. (фильм  1) Дети самостоятельно  выводят учебную проблему (чем  будут  заниматься  на уроке  через  постановку  проблемной  ситуации  . Чётко формулируют  тему и цель самостоятельно. (фильм 1)

       На этапе открытия новых знаний предлагались вопросы/задания, с  которыми обучающиеся справлялись самостоятельно. Вывод сделан обучающимися. Предлагаются задания на самостоятельный поиск информации с использованием ИКТ и её обработку. Используется  знако-символическое моделирование. Ученики переносят  данные  со слайда компьютера  в таблицу  , используя специальные знаки и символы. Работают в парах. Задания с разной информацией. Каждой группе предлагается свой план решения, но с одинаковым способом решения  .(фильм 2)

    На этапе закрепления   предлагались  задания на самостоятельный поиск информации с использованием ИКТ. Ученики работали на доске смарт. Был чёткий инструктаж по выполнению задания (способе  работы, о характере результата). Учитель руководил процессом представления результата. На этапе выявлялись знания и умения, полученные на уроке.(фильм 3)

     Детям было дано задание на самостоятельный поиск информации – посмотрите какие цветы есть у вас дома и приготовьте сообщение о них.

   На  этапе  подведение  итогов выявлялись знания и умения,  полученные на уроке (Что узнали на уроке?  Чему  научились?).  Была показана перспектива применения знаний . Где можно применить новое знание, умение?

   Была организована  рефлексия учебной  деятельности. Ученики самостоятельно оценивали свою работу на уроке. .(фильм 4)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему большинство комнатных растений круглый год остаётся зелёными? потому что они находятся в тёплом помещении потому что их круглый год поливают они завезены к нам из мест, где не бывает зимы, где им не приходится сбрасывать зелёный наряд

Слайд 2

Сансевьера Часто называют «щучий хвост», «тещин язык». Родина сансевьеры – Африка. Поливать редко светолюбива.

Слайд 3

Хлорофитум Часто называют «зелёный пылесос». Родина хлорофитума – Африка. Поливать часто светолюбив .

Слайд 4

КАЛАНХОЭ Родина каланхоэ – Южная Америка. Поливать часто светолюбивое .

Слайд 5

Зачем нужно выращивать комнатные растения?

Слайд 6

комнатные растения – это источник красоты хорошего настроения доброты чистого воздуха здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.

Знакомство с географическим положением  природной зоны-Тундра, климатическими условиями,  растительным и животным миром и деятельностью человека....

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

Технологическая карта к уроку окружающий мир 2 класс по теме "Травянистые растения леса"

Данная разработка содержит технологическую карту по предмету окружающий мир ,2 класс.(УМК "Начальная школа 21 века") по теме "Травянистые растения леса". А также понятийную гроздь ...

Урок окружающего мира (технологическая карта).1 класс.Почему мы часто слышим слово "экология".

На данном уроке дается первоначальное представление об экологии и ее роли в жизни  людей,объясняется смысл названия "Зеленый дом";формируются основы экологической грамотности,чувства от...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края. Что такое хвоинки?"

Данный урок был разработан по УМК "Школа России" и представлен на городской конкурс для учителей начальной школы "Новое качество урока. Работаем по ФГОС" в Санкт-Петербурге.По резу...