Формирование элементарных представлений экологической грамотности у младших школьников специальной (коррекционной) школы с привлечением современных технологий обучения.
методическая разработка по окружающему миру по теме

В данной публикации изложен опыт по созданию экологически развивающей среды в группе продленного дня коррекционной школы VIII вида, экологизацию различных видов деятельности, повышение экологической грамотности детей с ОВЗ посредством привлечения информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования детей с ОВЗ является правильная организация развивающей среды. В ходе изучения экологических проблем необходимо формировать грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка, создавать условия для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.

           Экологически развивающая среда в школе должна способствовать

развитию познавательной активности ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения,  экологизации различных видов детской деятельности. Данная тема особенно актуальна в настоящее время, так как в мире резко ухудшается экологическое состояние окружающей среды, и никогда раньше так остро не стоял вопрос охраны природы. Необходимость повышения грамотности в данной области каждого человека диктует время.

Целью экологического воспитания детей с нарушениями интеллекта является формирование элементарных представлений экологической      

грамотности, ответственного отношения к окружающей среде.

По данному направлению каждым воспитателем проводится работа на занятиях в ГПД.  Учитывая современные требования к учебно-воспитательному процессу, реализация данной программы осуществляется с привлечением современных методов обучения и, в частности, применением информационно – коммуникационных технологий. Данная программа по экологическому воспитанию отличается от ранее существующих тем, что на занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают элементарными навыками общения с компьютером, через различные игры, задания экологической направленности. У детей на таких занятиях развивается познавательная деятельность, происходит коррекция основных психических функций, а также проявляется отношение к объектам природы. Дети совместно с воспитателем учатся делать несложные презентации экологической направленности. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений, выполняя программированные задания. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла (беседы), но и такие виды, как игровые, трудовые, по художественной деятельности, физкультурные (экологооздоровительные). На всех видах занятий возможно использование компьютера и компьютерных продуктов.

Все занятия между собой связаны и усложняются как по содержанию, так и по уровню овладения знаниями, умениями, навыками детьми с ОВЗ.

Программа рассчитана на работу с учащимися с ОВЗ начальных классов в возрасте от 9 до12 лет. Данный возрастной отрезок детей с ОВЗ наиболее благоприятен для воспитания экологической грамотности, так как младшие школьники уже способны оценить красоту окружающей природы, способны сосредоточить внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности. Формируется умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Программа рассчитана на 3 года.

Природа, мы твои друзья! (воспитательное занятие с применением ИКТ)

Ход занятия:

Слайд №1 Вводная беседа.  

СТАРТ: Чтобы отправиться в путешествие, послушайте и скажите, о чем говорит поэт?  

Слайд №2   

Даль степей безбрежная,

Ширь полей раздольная,

Песня соловьиная в тишине дубрав….

СТАНЦИЯ 1: «Загадочная»

(названия станций оставлять на доске)

Ведущий:  Почему так называется станция? /Потому, что будем отгадывать загадки./ Загадки…

СТАНЦИЯ 2: «Хорошо - плохо»

Игра:

В:  Ребята, вы видите на экране разные ситуации. Если в сюжете помогают природе, берегут ее, то вы должны поднимать зеленые квадраты – это цвет защитников природы. Если в сюжете люди наносят вред природе, то вы поднимаете красный треугольник.

Сюжеты: 

Слайд №3    

Дети подкармливают птиц зимой.

Слайд №4  

Дети разводят огонь в лесу. 

Слайд №5

Вырубка леса. 

Слайд №6

Девочка кормит из рук белку.

Слайд №7

Дети сажают деревья.

 Слайд №8

Из трубы в речку льются отходы завода.

Слайд №9

Дети рвут цветы в лесу, в поле.

СТАНЦИЯ 3: «Дорисуй-ка»

СТАНЦИЯ  4:  «Музыкальная»:

СТАНЦИЯ 5:  «Четвертый лишний»:

Ведущий: Что будем делать на этой станции? Прочитайте слова.

Слайд №10

Волк, лиса, медведь, корова. (Почему?); дикие - домашнее животные

Слайд №11(проверка)

Слайд №12 Крыжовник, черника, земляника, малина. (Почему?); садовые – лесные ягоды 

Слайд №13 (проверка)

Слайд №14  Ель, сосна, береза, пихта. (Почему?); хвойное – лиственные деревья (проверка).

Слайд №15  Сливы, яблоко, груша, лук. (Почему?); фрукты – овощ

Слайд №16 (проверка)

Слайд №17  Подберезовик, волнушка, сыроежка, мухомор. (Почему?); Слайд №18 (проверка)

Слайд №19  Воробей, соловей, иволга, грач. (Почему?). Перелетные – неперелетные. 

Слайд №20 (проверка)

Вывод:  Что мы делали на этой станции?   

СТАНЦИЯ 5:«Воздух, земля, вода».

Ведущий:   А на этой станции мы отдохнем.

СТАНЦИЯ 6:«Пантомима»

Ведущий: Изобразить животное,

ФИНИШ

Ведущий: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Как надо относиться к природе?

Как нужно относиться к собственному здоровью?

Мальчики прочитают стихотворение о природе:

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ

  Слайд 21: Ах, если б мы беречь умели

Клочок доверенной земли,

 Слайд 22: Березки эти, эти ели

И травы, что к ногам легли!

 Слайд 23: Ах, если б мы ценить умели

Всю красоту родной земли,

  Слайд 24: То трубы, словно шрам на теле,

На лик прекрасный не легли!

  Слайд 25: Ах, если б мы беречь умели

И чистоту, и свежесть вод,

  Слайд 26: Не провели б тогда к озерам

Наш бытовой грязеотвод.

  Слайд 27: Мы верим: разум победит,

И будет свет в конце тоннеля.
Пока огонь в сердцах горит,
Надежда есть, что мы сумеем
Живой природу сохранить!

Литература

Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.1/ авт.-сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005г.

Т.С.Иванова. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. - Москва: ЦГЛ, 2003г.

Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – Москва: ВАКО, 2008г.

Экологические сказки / сост. Г.А.Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2005г.

Занимательная экология: комплект рабочих листов для занятий с детьми / авт.-сост. Е.А.Щербанёва. – Волгоград: Учитель, 2008г.

Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005г.

Компьютер в изучении, обучении и реабилитации детей со специальными образовательными потребностями, Йошкар—Ола, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА

1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья  школьников с интеллектуальной   недостаточностью, его влияние на успешность обучени...

План-конспект занятия "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида

Кто не делится своими знаниями подобен свету в бочке (эфиопская пословица) Несколько вступительных замечаний к занятию        Данное занятие состоит из следующи...

"Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VII-VIII вида"

В пособии представленны разные виды заданий по развитию просодической стороны речи учащихся младших классов коррекционных школ...

Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе VIII вида.

Как отмечается в Законе «Об образовании», «государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе ...

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Формирование и коррекция навыков общения у младших школьников специальных и коррекционных школ VIII вида.

Младший школьный возраст – большой период жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок  открывает для себ...