Конспект урока по окружающему миру "Удивительные превращения воды"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Гавликова Ольга Васильевна

Урок окружающего мира по теме "Удивительные превращения воды" в 1 классе УМК "Планета знаний". Тип урока: урок - исследование. Соотвнтствует требованиям ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира  
по теме
 «Вода и воздух. Удивительные превращения воды»

1 класс, УМК «Планета знаний»

1. Место урока в разделе: «Природа в жизни человека» (21 ч), 2-й урок в разделе.

2. Тип урока: урок – исследование, изучение нового материала.

3. Цель урока: создать условия для ознакомления с правилами постановки опытов по выявлению свойств воды.

4. Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями воды в природе;

Развивающие:

  • развивать такие приёмы умственной деятельности как сравнение, анализ;
  • развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда;
  • развивать речь, внимание, память, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде, к природе в целом.
  • умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

5. Планируемые результаты:

Личностные:  формировать положительное отношение к процессу обучения и вызвать интерес к учебному материалу

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

- извлечение необходимой информации из увиденного;

- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;

- выдвижение предположений и их обоснование;

- самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.

Регулятивные УУД:

- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

- осознание уровня и качества усвоенного;

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в паре, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные:

- формирование знаний об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы

7. Форма урока:  работа в парах

8. Технология:

Методы: словесной передачи информации, передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия, контроля и самоконтроля.

Приёмы: беседа, рассказ, работа с книгой,  проведение опытов, тест, самоконтроль и взаимоконтроль.

9. Оборудование:  презентация, учебник «Окружающий мир»  1 класс,
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., лист-исследования (30 шт.), тесты (30 шт.), набор для опытов (15 шт.) для учащихся:  коробочка – 3 одноразовых прозрачных стакана с водой, 2 одноразовых ложки, монета (5 руб.), 1 кусочек сахара-рафинад, 1 баночка гуаши, 1 кисточка, 2 салфетки; набор для учителя: коробочка – 1 стакан с вишневым соком, 1 стакан с молоком, 1 стакан с замороженной водой (лёд), пустой стакан.

Ход урока

I. Организационный момент:

 Слайд 1

Пусть сегодня для нас всех.

На урок придет успех!

Поприветствуем гостей.

С ними нам вдвойне теплей,

Я желаю вам удачи,

И успешности в придачу!

-Покажите, что вы приветливые хозяева и рады гостям (повернуться). Тихо сели, руки перед собой.

- Ребята скажите мне, пожалуйста, вы любите искать ответы на трудные вопросы? (да)

- А эти ответы  интереснее искать одному или с друзьями? (с друзьями)

- Я с вами полностью согласна. Так давайте сегодня на уроке будем активными и дружными.

1.1. Введение в тему:

- К нам на урок спешит ещё одна гостья. Ребята, и я уже слышу её приближение… (включаю запись)

Мы говорим, она течет;

Мы говорим, она играет;

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вы узнали, кто это? (Вода)

- Как вы думаете, почему я начала урок с этой загадки?  (Это тема урока)

II. Основная часть урока.

2.1. Целевая установка:  

Слайд 2

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О воде и её превращениях)

- Да, тема нашего урока «Удивительные превращения воды». На нём мы узнаем о волшебных превращениях воды.

Слайд 3

- Урок у нас будет не простой, а урок – исследование.  Как настоящие ученные мы будем проводить опыты, чтобы найти ответы на наши вопросы.

Слайд 4

- Вы познакомитесь со свойствами воды, узнаете в каких состояниях бывает вода, а так же почему нужно беречь воду.

2.2. Мобилизация знаний:

Слайд 5

-А как вы думаете, вода относится к живой или неживой природе? Объясните свой ответ. (Дети высказывают разные мнения)

- Вода относится к неживой природе, так как объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают. А вода не имеет ни один из этих признаков.

- А что еще вы можете сказать о воде? (Высказывание детей)

2.3. Работа с учебником :

Слайд 6

- Откройте учебники на с. 60-61. Рассмотрите внимательно картинки.

- Расскажите, где мы встречаемся с водой? (дома, в школе, на улице, на море) 

Слайд 7

- Как  человек используем воду? (готовит пищу, моет посуду, купается, стирает бельё, убирает квартиру, моет машину, плавает, отдыхает и т.п.)

- Вода есть в дожде, в снеге, в ручьях, человек готовит пищу, пьет воду, моется и т.д.

- Мы встречаемся с водой каждый день, но мало знаем о ее свойствах.

2.4. Исследовательская работа в парах: (10 мин)

Слайд 8

- Сейчас мы, как настоящие ученные, проведем серию опытов и изучим свойства воды. А полученные результаты занесём в лист исследования.

- Вы должны узнать:

  1. Есть ли у воды вкус;
  2. Есть ли у неё запах;
  3. Обладает вода прозрачностью или нет;
  4. Способна растворять вещества (сахар) или нет;
  5. Может окрашиваться или нет.

Опыт 1.

- Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона? (солёный, сладкий, кислый).

- Попробуйте  воду в стакане на вкус. Можно ли назвать её солёной, горькой, сладкой?

- Ни одного из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса. Слайд 9

- Отметьте в листке наблюдений.

Опыт 2.

- У меня в руках стакан с соком. Никита, понюхай. Чем пахнет сок? (вишней)

- Ребята, а  теперь вы понюхайте воду. Ваша водичка пахнет? (нет)

Вывод: вода не имеет запаха. Слайд 10

- Отметьте в листке наблюдений.

Опыт 3.

- Возьмите монетку. Опустите монету в стакан с водой. Видна ли она?

- А  я возьму такую же монету и опущу в стакан с молоком. Видна ли она?

- Что вы заметили? (когда монету опустили в воду, то ее было видно, а когда монету опустили в стакан с молоком, ее стало не видно.)

- О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачная. Слайд 11

- Отметьте в листке наблюдений.

- Дальше продолжаем наши исследования. Поставьте стакан в коробку.

Опыт 4.

- Возьмите другой стакан. Бросьте в него  кусачек сахара, размешайте.

(пока кристаллики сахара растворяются повторить свойства воды)

- Что вы заметили? (сахар исчез)

- Постепенно кристаллики сахара  растворились.

Вывод: вода растворитель (растворяет многие вещества)

- Можем ли мы сказать, что сахар исчезли совсем?

- Нет. Докажите. (Попробуем)

- Отметьте в листке наблюдений. Слайд 12

Опыт 5.

- Возьмите третий стакан. На кисточку наберите краску. Опусти в стакан с водой, разболтайте.

- Что стало с водой? (поменяла цвет)

Вывод: вода окрашивается. Слайд 13

- Отметьте в листке наблюдений.

2.5. Первичное закрепление:

- Ну, теперь давайте подведём итог наших исследований.

- Какое вещество было объектом нашего исследования? (вода)

- Какими свойствами оно обладает? (перечисляют)

ФИЗМИНУТКА

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

Слайд 14

2.6. Переход воды из одного состояния в другое:

- Продолжаем изучать воду.

- А кто знает, в каком состоянии может быть  вода? (ответы детей)

- Вода это жидкость. Её можно переливать из одной ёмкости в другую (переливаю из стакана в стакан). Значит вода – жидкая.

- В каком состоянии сейчас находится вода? (в жидком)

- А как вы думаете, вода бывает только в жидком состоянии? (ответы детей)

-Я набрала в стакан воды и поместила воду в морозильную камеру. Вот что произошло (показываю стакан)

-Где же моя вода? (она превратилась в лёд)

- Лёд твёрдый. В каком состоянии теперь вода? (в твёрдом состоянии)

- Какой вывод? (Вода из жидкого состояния перешла в твёрдое)

- А если лёд положить в тёплое место (около батареи). Что с ним произойдет? (он растает и превратится в воду)

- Когда вода превращается в лёд? (низкая температура, ниже 0, мороз)

- А  в каких условиях вода в жидком состоянии? (в тепле)

- Большая часть людей утром на завтрак пьёт чай. Когда чайник закипает, что мы наблюдаем?  (пар)

- Во время кипения вода превращается в пар.

- А это, какое состояние воды? (газообразное)

Вывод: вода бывает твердой,  жидкой, газообразной. Слайд 15

2.7.  Первичное закрепление:

- Наши ребята  приготовили загадки. Попробуйте отгадать. И назвать, в каком состоянии находится данный объект.

1. Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?   (Дождь)

2. С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Чёрная земля.

Много-много звездочек

Тонких как стекло;

Звёздочки холодные,

А земле тепло.     (Снежинки)

3. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.  (Лёд)  

4. Ранним утром во дворе

Лёд улёгся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает ...(Иней)

  1. Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.  (Туман)

  1. Что случилось? Ой-ой-ой!

Летом стало, как зимой:

Белые горошки

Скачут по дорожке.( Град )

  1. Утром бусы засверкали,

Всю страну собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём. (Роса)

  1. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

- Загадки такие разные, а что их всех объединяет? (Все загадки о воде)

Слайд  16

III. Заключительная часть:

3.1. Бережное отношение к воде:

- Вода нужна всем и человеку, и животным, и птицам, и рыбам, и растениям.

- Как вы думаете, что произошло  бы в природе, если бы совсем исчезла вода? (ответы детей)

- Как  вы думаете? Смог бы человек жить без воды? (Нет)

Слайд  17

- Правильно. А вы знаете, что тело человека на  80 процентов состоит  из воды.

- Наши ребята подобрали интересные сведения о воде.

1. Человек может обходиться без пищи 30 суток, а без воды меньше недели. Горячая вода замерзает быстрее.

2. Вода -  это простое и очень эффективное лекарство. С ее помощью можно прогреть организм:  попарить ноги, сделать ингаляцию, подышать парами над миской с горячей водой.

Слайд  18

- А вот послушайте тревожные сообщения.

3. Чистой воды на планете становится всё меньше. Виноваты в этом сами люди. Загрязнённая вода с заводов и фабрик сливается в реки и озёра.

4. От загрязнения воды страдает всё живое. В водоёмах погибают растения и животные, на берегах гибнут травы, кустарники и деревья.

5. Грязная вода вредна для здоровья человека. Её нельзя пить и в ней нельзя купаться.

6. Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий.

- Вода в природе очищается очень медленно от загрязнений, а тратим мы воду и загрязняем гораздо быстрее, чем она восстанавливается. Так какой сделаем вывод?  (Воду надо беречь!)

Слайд  19

- Каждый из нас должен бороться за чистоту воды. А что мы можем сделать?

  • Не бросать мусор в водоёмы.
  • Не оставлять отходы на берегу водоёмов.
  • Закрывать водопроводные краны, зря не растрачивать воду.
  • используя горячую воду, вы можете сэкономить её уменьшая либо струю воды
  • почините протекающие краны и трубы.
  • выключайте воду, когда чистите зубы.
  • не мойте посуду под струей воды, используйте крышку в раковине.

Слайд  20

- Послушайте стихотворение. (читает подготовленный ученик)

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода.

Экономь её и береги,

Мы ведь на планете не одни.

3.2. Тест.  Слайд  21

- А теперь проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Закрасьте правильные ответы (читаю задание, учащиеся выбирают правильный ответ).

Проверка:

IV.Рефлексия .

Слайд  22

- Ребята, прочитайте начало предложения. Выберите любую фразу и продолжите её.

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я научился…

Меня удивило…

Мне захотелось…

- Ну что же. Вы сегодня были  учеными, исследователями. Вода открыла нам немало своих секретов, потому что вы были любознательными, внимательными и помогали друг другу.

V. Итог.  Слайд  23

Спасибо за работу. Молодцы.

РЕЗЕРВ:

- Не только ученые изучали воду. Красота воды, её сила  вдохновляла  художников на создание произведений искусства.

Рассмотрим репродукции картин.

Айвазовский. Чёрное море.(вода)

И.Левитан. Туман

Б.Кустодиев. Зима.(снег)

- Нравятся картины?

- Назовите одним словом, что вы видите. (Природу)

- Как вы думаете, какое отношение к уроку имеют эти картины?

- Что изобразили художники?

(Художники изобразили 3 состояния воды: вода, туман, снег) Правильно.

- Художники передают красоту природы, точнее красоту воды, в различных её состояниях.

Игра «Найди лишнее слово»

-У нас на столах карточки со словами, найдите лишнее слово.

Соль, сахар, вода, горчица. (Вода не имеет вкуса)

Снег, радуга, лист растения, вода (вода не имеет цвета)

Вода, одеколон, жареная картошка ( вода не имеет запаха)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру: "Свойства воды в жидком состоянии" 3 класс ПНШ

Урок по теме :Свойства воды в жидком состоянии". Обучающиеся более подробно знакомятся со  свойсвом воды в жидком состоянии, понимают всю значимость воды для всего живого на Земле, проводят ...

Конспект урока по окружающему миру:"Фильтрация воды"..

Конспект урока по окружающему миру:"Фильтрация воды"....

Конспект урока по окружающему миру "Превращения воды"

урок окружающего мира "Превращения воды"...

План-конспект урока по окружающему миру "Свойство воды" 2 класс

Данный урок  является № 21-22  УМК «Перспективная начальная школа» во 2 классе в курсе «Окружающий мир». Тема урока: Вода. Свойства воды. Тип урока:  у...

Конспект урока по окружающему миру "Про воду" 2 класс

Данный урок в 1 четверти был открытым уроком  для коллег и родителей на неделе окружающего мира. Цель  урока  совпадала с задачами предметной недели в начальной школе:познакомить ученик...

Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду!"

Данная разработка занятия позволит учителю в интересной форме провести урок....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Вода - растворитель"(УМК "Перспективная начальная школа",3 класс).

Цели деятельности учителя:  формирование знаний о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; формирование навыка делать фильтр;  формирование знаний о растворах в природ...