Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Буркот Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе УМК Школа России

Тема:  Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

Цель: дать представление о людях, наделенных богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить пути решения поднимаемой проблемы, работать в группах, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, пользоваться результатами собственной деятельности.

Оборудование: портрет Леонардо да Винчи, репродукции его картин, рисунки его изобретений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

(Проверка домашнего задания.)

-  Что происходит в вашей Вообразилии? Расскажите.

-  Какие ступеньки познания вам помогли выполнить задание № 4?

-  Расскажите, чем человек отличается от других живых существ.

III. Самоопределение к деятельности

-  Из чего складывается внутренний мир человека? (Из мыслей, желаний, интересов, мечтаний, характера, человеческих качеств.)

-  Расскажите о ваших желаниях, мечтах.

-  Расскажите о человеческих, душевных качествах вашего друга (подруги). В какой жизненной ситуации проявились эти качества?

Многие люди, наделенные богатым внутренним миром, щедро делятся этими богатствами с другими. Это проявляется в их поступках в семье, в общении с друзьями, в профессиональной деятельности, в подвигах, которые они совершают. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из этих людей.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа Леонардо да Винчи

Я расскажу вам о великом Леонардо да Винчи, которым гордится все человечество. Свои знания, талант и внутренний мир он развил титаническим трудом и терпением. В нем соединилось все самое лучшее, на что способны люди. Это яркий пример того, каким может и должен быть человек.

Леонардо да Винчи был очень красивым, здоровым и необыкновенно сильным человеком. Ни одна работа не могла его утомить. Его друзья, жившие с ним в Италии пятьсот лет назад, говорили, что он был одним из самых сильных людей своего времени.

Уже в двадцатипятилетнем возрасте Леонардо стал не только выдающимся живописцем и скульптором, но и замечательным ученым и изобретателем.

Он хотел познать все и мечтал создать грандиозную энциклопедию «Вещи природы», в которой бы говорилось обо всей Вселенной.

Какими бы науками ни занимался этот человек, везде он делал открытия. Математика, физика, астрономия, геометрия, анатомия, ботаника, геология, военное дело, архитектура - все интересовало Леонардо.

Изучая полет птиц, он разработал летательный аппарат и парашют; наблюдая за водоплавающими, изобрел ласты. Благодаря ему появились водолазный костюм, шлюзы для прохода кораблей по рекам, двойные борта на случай пробоины. И наконец, Леонардо да Винчи оставил нам бесценные живописные полотна, глядя на которые нельзя не воскликнуть: «Как прекрасен человек!»

(Учитель показывает детям портрет Леонардо да Винчи, репродукции его картин, рисунки изобретений.)

В.А. Сухомлинский

—  Откройте учебник на с. 16. Прочитайте текст.

—  Кем работал В.А. Сухомлинский? Чему посвятил свою жизнь?

—  Какими людьми он хотел вырастить своих учеников? (Учитель читает детям сказки В.А. Сухомлинского.)

Криница

На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.

Как-то раз к дубу пришел парень. Он любил баловаться. Вот он и подумал: «А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!»

Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Парень засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.

Камень упал на дно и закрыл жерло.

Вода перестала наполнять криницу.

Криница засохла.

Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.

На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.

Замолкла соловьиная песня.

Грустно стало на лугу.

Много лет миновало. Парень стал дедом. Однажды пришел он на то место, где когда-то был зеленый луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница. Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.

«Куда ж оно все подевалось?» — подумал дед.

Девочка и ромашка

Прекрасным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет.

Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:

— Кто там плачет под камнем?

— Это я, Ромашка, — послышался слабый голос. — Освободи меня, девочка, давит меня камень...

Откинула девочка камень и увидела нежный бледный стебелек Ромашки.

—  Спасибо тебе, девочка, — сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. —Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.

— Как ты попала под камень? — спросила девочка.

— Обманул меня Каменный Гнет, — ответила Ромашка. — Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет. Обещал оберегать от жары и холода. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.

Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали солнце.

— Как хорошо быть твоей, девочка! — часто говорила Ромашка.

— А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ничья? — спросила девочка.

— Я бы умерла от горя, — тихо сказала Ромашка. — Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка — она дружит с Солнышком.

Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда восходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек - друг весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!» Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.

(Ученики обмениваются впечатлениями от прослушанных сказок.)

2. Работа над проектом

Наш проект называется «Богатства, отданные людям».

-  Есть ли среди ваших знакомых, земляков такие люди? Расскажите о них.

(Учитель делит класс на команды по 5—8 человек. Дети разрабатывают правила работы в группах.)

Правила работы в группах

1. Работай в группе дружно, помни: вы одна команда.

2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3. Не бойся высказывать свое мнение.

4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы.

5. Работай сам, не рассчитывай на других.

6. Отвечай у доски громко, четко, кратко.

7. В случае неправильного ответа не вини никого, отвечай за себя. Помни: каждый человек имеет право на ошибку.

8.  Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то используйте считалку или жребий.

-  Прочитайте в учебнике задание на с. 17. Составьте план работы над проектом.

(Учащиеся в группах обсуждают план работы.)

-  Расскажите, по какому плану вы будете работать. (Учитель помогает учащимся составить план работы.)

 План работы над проектом

1. Аналитический (подготовительный) этап.

Определим, о ком и в какой форме будем рассказывать; посмотрим, какая информация у нас есть, где можно найти недостающие сведения; распределим, кто и за что будет отвечать; составим план работы каждого члена группы.

2. Практический (технологический) этап.

Выполнение запланированной работы; внесение изменений.

3. Презентационный этап.

Подготовка презентационного материала, презентация, выступление перед другими учениками, родителями.

4. Рефлексивный (контрольно-оценочный) этап.

Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.

 (Учащиеся в группах обсуждают, о ком будут рассказывать, как оформят презентацию своего проекта (газета, книжка-раскладушка, устный журнал, альбом и т. д.); распределяют роли (журналист, художник, издатель, докладчик, музыкальный редактор и т. д.). Учитель помогает группам, испытывающим затруднения.)

—  Расскажите, о ком будет ваш проект, какую форму презентации вы выбрали.

(По ходу обсуждения учитель составляет план проекта.)

План проекта

1. Краткая биография человека.

2. Богатства, отданные людям.

V. Физкультминутка

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем.

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись.

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

 Раз, два, три, четыре, пять!

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

Вспомним все, что повторяли,

Без моей подсказки.

VI. Рефлексия

—  Вам понравился урок? Чем?

—  Заинтересовала ли вас тема проекта?

VII. Подведение итогов урока

—  Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

В течение недели подготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.



Предварительный просмотр:

Тема:  Вода

Цель: познакомить со свойствами воды.

Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.

Оборудование: стакан с водой, ложка; полоски цветной бумаги (серая, зеленая, желтая, красная, белая); соль (или сахар), глина (или измельченный мел); стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, стеклянная палочка, фильтр, бумажный круг; колба с трубкой, заполненная подкрашенной водой, тарелка, лед (или снег); распечатки таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1.Тест

1. Какого газа в воздухе больше всего?

1) кислорода                              3)азота

2) углекислого газа                     4)водорода

2. Какой газ выделяют при дыхании живые существа?

1) кислород                               3) азот

2) водород                                 4) углекислый газ

3. Какое свойство воздуха указано неверно?

1) воздух прозрачен                    3) воздух не имеет запаха

2) воздух голубого цвета             4) воздух бесцветен

4. Что при нагревании происходит с воздухом?

1) он кипит                                3) он сжимается

2) он расширяется                      4) он превращается в воду

5.  Какое свойство воздуха позволяет не замерзать растениям зимой под снегом?

1) воздух при нагревании расширяется

2) воздух при охлаждении сжимается

3) воздух плохо проводит тепло

4) воздух прозрачен

(). Отчего загрязняется воздух?

1) водитель выключает мотор во время остановки

2) школьники высаживают в парках деревья

3) на фабрике ставят установки, улавливающие ядовитые газы

4) увеличивается количество автомобилей на Земле

7. Почему леса называют «легкими планеты»?

1) растения при дыхании поглощают много кислорода

2) в лесах легко дышится

3) растения выделяют кислород

4) растения очищают воздух

8. Почему из горящего помещения надо выбираться ползком?

1) кислород опускается вниз

2) угарный газ поднимается вверх

3) внизу меньше горит

4) внизу лучше видно выход

9.  Воздух плохо проводит тепло. Как человек использует это свойство воздуха?

1) зимой носят шерстяную и пуховую одежду

2) в помещениях ставят двойные рамы

3) молодые саженцы в садах укрывают снегом

4) душные помещения проветривают

2. Фронтальный опрос

-  Перечислите свойства воздуха.

-  Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

-  Отчего загрязняется воздух?

-  Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

III. Самоопределение к деятельности

-  Назовите самую главную жидкость на земле. (Вода.)

-  Почему вода? Докажите.

-  Сегодня на уроке будем говорить о воде и ее свойствах.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Что такое вода

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный — голубой. А все потому, что этой краски на нем много больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода — все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.

Океаны, моря, бесчисленные озера и реки, речки... Не ели ком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько ну но, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли ! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода степенно отдает свое тепло Земле. Чем не отопление? Без неё на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля...

Есть у Мирового океана и другая великая забота — поить Землю. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только всех поит, она еще и кормит. Моря-океаны днем и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов.

Вода работает на гидроэлектростанциях — добывает электрический ток.

И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги...

А еще вода — самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда— плывут тяжелые грузы и пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон идя стройки, не сделать ни бумагу для книжек и тетрадок, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды!

Вот она какая, вода!

-  Какую роль играет вода на Земле? (Вода греет, поит, кормит, моет Землю, добывает электрический ток, вода — это дорога, вода нужна на промышленных предприятиях.)

-  Прочитайте текст в учебнике на с. 51.

-  Кроме Мирового океана, где еще есть вода? (Вода входит в состав любого живого организма.)

-  Как узнать, сколько воды в организме человека ? (Нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.)

-  Вычислите, сколько воды в вашем организме. (Ученики выполняют задание.)

2. Практическая работа

Свойства воды Опыт 1

Подумайте, как можно проверить прозрачность воды. Какой опыт можно провести?

В стакан с водой опустим ложку.

Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Опыт 2

Какого цвета вода?

Нa столе у вас лежат полоски цветной бумаги. С их помощью определим цвет воды.

Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. 

-  Можно ли сказать, что вода синяя? серая? зеленая? желтая? красная? белая? (Нет.)

-  Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?

Вывод: вода бесцветна.

 Опыт 3

-  Каков запах воды?

Когда мама печет пироги, аппетитный запах мы чувствуем за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

-  А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4

Вода — растворитель. Насыпаем в один стакан с водой соли или сахара, а в другой -столько же глины или измельченного мела. Перемешаем воду.

-  Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно.)

Вывод: вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Вода — универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся — этого глазом увидеть нельзя.

-  Подумайте, где в быту, в жизни человек использует эти свойство воды. (Умываемся, моем руки, стираем белье, готовим растворимый кофе, какао.)

Опыт 5

-  А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?

Приготовим стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.

Фильтр — это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги.

-  Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам? и еще раз пополам.

-  Какая это часть круга? (Четвертая часть.)

-  Сколько таких частей в круге? (В круге четыре такие части.)

-  Сложите из фильтра воронку.

-  По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность.

Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка моды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, и пода проходит через него.

Опыт 6

-  Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении? Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

-  Почему?

Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.

-  Как вы это объясните?

Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Опыт 7

-  Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)

-  Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)

Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?

Вывод: вода течет (свойство - текучесть).

Каким свойством воды мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай. Итак, перечислите свойства воды. (Вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, текуча, вода — растворитель, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)

V Физкультминутка

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

VI. Закрепление изученного материала

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

№3(с.22).

—  Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№5 (с. 23).

—  Прочитайте задание. Какие свойства воды нужно знать, чтобы правильно выполнить задание? (При нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается.)

—  Как объяснить, что вода при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых она состоит? (Частицы начинают двигаться быстрее, и промежутки между ними увеличиваются)

—  Нарисуйте в первом прямоугольнике, как располагаются частицы воды при нагревании.

—  Как объяснить, что вода при охлаждении сжимается? Что; происходит с частицами, из которых она состоит? (Частицы начинают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются.)

—  Нарисуйте во втором прямоугольнике, как располагаются частицы воды при охлаждении.  

(После выполнения задания проводится взаимопроверка. Учитель раздает детям распечатки таблицы.)

2. Работа с таблицей

—  Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами.

Ответ

Свойства

Воздух

1. Без цвета

2. Без запаха

3. Расширяется при нагревании

4. Сжимается при охлаждении

5. Растворитель

6. Плохо проводит тепло

Вода

VII. Рефлексия Работа в группах

— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 53. Выполните его.

Итак, вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает живое, опасно это и для жизни человека. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!

VIII. Подведение итогов урока

-  Почему вода — самая главная жидкость на свете?

—  Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 51—54, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 54.

2. Рабочая тетрадь: № 1, 2, 4 (с. 20-22).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения на темы «Снег — что это такое?», «О чем может рассказать сугроб», «О чем трещит костер», «Осадки». (См. дополнительный материал к уроку 12.)



Предварительный просмотр:

Тема:  Воздух и его охрана

Цель: познакомить с составом и свойствами воздуха.

Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воздуха, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.

Оборудование: колба с трубкой; спиртовка; тряпочка для опыта; лист какого-либо дерева.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

—  Какие вещества используют при приготовлении супа? (Соль.)

—  Варенья? (Сахар.)

—  Консервирования огурцов? (Соль, уксусную кислоту.)

—  Соления огурцов? (Соль.)

—  Киселя? (Крахмал.)

2. Фронтальный опрос

—  Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.

—  Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)

—  Какие вещества вы знаете? Назовите их основные свойства.

III. Самоопределение к деятельности

—  Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Воздух наполняет все пространство вокруг нас. Без него мы не могли бы ни дышать, ни слышать, ни ощущать запахи.

Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, о его составе.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Что такое воздух

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов, есть на свете еще один океан — самый большой на нашей планете, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем.

Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

—  Как называется этот океан?

Это воздушный океан. Пятый океан, очень важный для жизни.

—  Почему?

Попробуйте глубоко вдохнуть, закрыть ладошкой рот, нос и считать про себя: раз, два, три... До шестидесяти не досчитаете, как нестерпимо захочется убрать ладошку и глотнуть свежего воздуха. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы, и растения — все живое на Земле не может обойтись без него.

Когда человек опускается глубоко под воду или собирается в космический полет, он обязательно берет с собой запас воздуха. А если бы пятый океан вдруг исчез, наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой.

Важен пятый океан еще и вот почему. Воздушная оболочка Земли — это ее удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий, у них-то такой «рубашки» нет.

Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает Землю от космических снарядов - метеоритов. Когда небесные камни обстреливают Землю, они сначала сталкиваются с ее воздушной «броней», которая тормозит, замедляет их полет. При этом метеориты так сильно раскаляются, что, не достигнув Земли, сгорают. Некоторым из них, особенно крупным, все-таки удается пробить «броню», но их удары уже не могут причинить большого вреда...

Пятый океан защищает нас и от космических лучей-невидимок. Они бы давно уничтожили на Земле все живое, да воздух их не пропускает.

Так что воздушная «рубашка» Земле просто необходима, и только благодаря ей на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует разумная жизнь.

—  Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека? (Нужен для дыхания, защищает Землю от перегревания и охлаждения, метеоритных осадков, от вредных солнечных лучей.)

  1. Практическая работа

Состав и свойства воздуха

—  Что такое воздух? (Воздух — это смесь многих газов. Больше всего в воздухе азота, также он состоит из кислорода, и меньше всего в нем углекислого газа.)

—  Какими свойствами обладает воздух?

—  Воздух прозрачен или непрозрачен? Докажите. (Через воздух мы видим все окружающие нас предметы, значит, воздух прозрачен.)

(Учитель записывает на доске.) Воздух прозрачен.

—  Какой цвет имеет воздух? Докажите. (Шкаф коричневый, мел белый, комнатные растения зеленые. Воздух не имеет цвета, значит, бесцветен.)

(Учитель записывает на доске.) Воздух бесцветен.

—  Какой запах имеет воздух? (Мы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному. В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха. И мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не имеет запаха.)

(Учитель записывает на доске.)

Воздух не имеет запаха.

Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? Узнаем это с помощью опытов.

Опыт 1

Цель: узнать, что происходит с воздухом при нагревании.

Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что пода не входит в трубку - ее не пускает воздух. Будем нагревать колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.

Вывод: при нагревании воздух расширяется.

Опыт 2

Цель: узнать, что происходит с воздухом при охлаждении.

Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы увидим, как вода будет подниматься в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места.

Вывод: при охлаждении воздух сжимается.

(Учитель записывает на доске.)

При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.

У воздуха есть еще одно интересное свойство - он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений. Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

(Учитель записывает на доске.)

Воздух плохо проводит тепло.

—  Итак, какие свойства имеет воздух?

V. Физкультминутка

Поднимает руки класс —

Это раз.

Повернулась голова —

Это два.

Руки вниз, вперед смотри —

Это три.

Руки в стороны пошире

Развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать —

Это пять.

Всем ребятам дружно сесть —

Это шесть.

VI. Закрепление изученного материала Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 18).

—  Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок и подпишите на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.

(После выполнения задания проводится самопроверка. Дети сравнивают свою схему со схемой в учебнике на с. 46.)

№2 (с. 19).

—  Прочитайте задание. Запишите свойства воздуха. (После выполнения задания проводится самопроверка. Дети

сравнивают свои записи с записями на доске.)

№3(с. 19).

—  Прочитайте задание. Какие свойства воздуха нужно учитывать, чтобы правильно выполнить задание? (При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.)

—  Как объяснить, что воздух при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых он состоит? (Частицы начинают двигаться быстрее, и промежутки между ними увеличиваются.)

-  Нарисуйте в первом прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при нагревании.

-  Как объяснить, что воздух при охлаждении сжимается? Что происходит с частицами, из которых он состоит? (Частицы начинают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются.)

-  Нарисуйте во втором прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при охлаждении.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№4 (с. 19).

-  Прочитайте задание. Какое свойство воздуха объясняет это явление? (Воздух плохо проводит тепло.)

VII. Рефлексия

1. Работа в группах

-  Прочитайте первое задание в учебнике на с. 48. Попробуйте объяснить свойства воздуха.

(Дети объясняют друг другу, затем всему классу, потом промеряют себя на «Страничках для самопроверки».)

-  Прочитайте второе задание на с. 48. Выполните его.

-  Что загрязняет воздух? (Промышленные предприятия, транспорт.)

2. Беседа

Неподалеку от моего дома есть фабрика. Из моих окон видна высокая кирпичная труба. Из нее день и ночь валят черные густые клубы дыма, отчего горизонт вечно прячется за плотной серозной завесой. Порой так и кажется, будто это заядлый курильщик окуривает город своей неугасаемой гулливерской трубкой. Мы все кашляем, чихаем, кое-кого приходится даже укладывать в больницу. А «курильщику» хоть бы что: знай себе пых да пых, пых да пых.

Дети плачут: противная фабрика! Взрослые сердятся: немедленно закрыть!

А в ответ все слышат: как так «противная»?! Как так «закрыть»?! Наша фабрика товары для людей выпускает. А, к сожалению, дыма без огня не бывает. Загасим пламя топок - фабрика остановится, товаров не будет.

Как-то поутру проснулась я, глянула в окно - не дымит! Перестал великан курить, фабрика на месте, труба по-прежнему торчит, а дыма нет. Интересно, надолго ли? Однако вижу: и завтра не дымит, и послезавтра, и послепослезавтра... Неужто фабрику вовсе закрыли? 

А дым куда же подевался? Сами ведь говорили, что дыма без огня не бывает.

Вскоре выяснилось: услышали наконец бесконечные наши жалобы — приладили к фабричной трубе дымоуловители, дымоловку, которая не позволяет частичкам сажи вылетать из трубы.

И вот что интересно. Казалось бы, никому не нужный и даже вредный дым заставили делать доброе дело. Его (вернее, сажу) теперь здесь бережно собирают и отправляют на завод пластмасс. Кто знает, быть может, этот мой фломастер как раз из той самой сажи, пойманной дымоловками. Словом, польза от дымоловок всем: и нам, горожанам (мы больше не болеем), и самой фабрике (она сажу продает, а не пускает, как прежде, на ветер), и покупателям пластмассовых изделий (в том числе фломастеров).

—  Назовите способы охраны чистоты воздуха. (Установки для очистки воздуха, электромобили.)

—  Чтобы очистить воздух, люди сажают деревья. Почему? (Растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.)

Давайте внимательно рассмотрим листочек дерева. Нижняя поверхность листа покрыта прозрачной пленочкой и усеяна очень мелкими отверстиями. Их называют «устьица», хорошенько разглядеть их можно только в лупу. Они то открываются, то закрываются, собирая углекислый газ. При свете солнца из воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, и углекислого газа в зеленых листьях образуются сахар, крахмал, кислород.

Не зря растения называют «легкими планеты».

Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества — фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека. А вот в городах воздух совсем другой. Он пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, работают фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом человеку вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень.

VIII. Подведение итогов урока

—  Что такое воздух?

—  Назовите свойства воздуха.

—  Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 46—50, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 50.

2. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 20).



Предварительный просмотр:

Тема:  Разнообразие веществ

Цель: познакомить с веществами и их свойствами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы. 

Оборудование: карточки с заданиями; портрет М.В. Ломоносова; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко и т. д.) для практической работы; соль, сахар и крахмал.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)

1)  Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие, зеленым — газообразные.

Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.

2) Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.

2. Фронтальный опрос

-  Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.

-  Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.

-  Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.) (Учитель вывешивает на доску портрет М.В. Ломоносова.)

-  Послушайте рассказ о великом русском ученом М.В. Ломоносове.

(Заранее подготовленный ученик выступает с докладом.)

III. Самоопределение к деятельности

-  Отгадайте загадки.

•    Думал, что мел, потому что бел,

А в руки взял - он водой побежал. (Снег.)

Не лес, а шумит.

Не конь, а бежит. (Вода.)

-  Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать.

Наука, которая изучает вещества, называется химией. (Учитель записывает термин на доске.)

IV. Работа по теме урока

  1. Беседа

Разнообразие веществ

Первое вещество, которое мы рассмотрим, - поваренная соль.

—  Что вы знаете о соли?

Поваренная соль - это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.

Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.

В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много ее содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.

(Далее заслушивают сообщение одного из учеников о поваренной соли.)

Следующее вещество - сахар.

—  Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.)

В Индии детишки сегодня, как и много лет назад, любят сосать сахарный тростник. Его стебель на редкость сладкий и для лакомок все равно что наши леденцы.

В Индии чуть ли не каждая семья издавна сажает на своем клочке земли сладкий тростник. И на Кубе крестьяне сажают сладкий тростник. И в других жарких странах.

Придет время собирать урожай, крестьяне длинным ножом — мачете — срезают тростинку за тростинкой — и в котел. Выварят на огне — получаются белые сладкие кристаллики. Индийцы называют их «саркар», а мы — похожим словом «сахар».

Правда, у нас сахар варят не из сахарного тростника, который и наших краях не растет, а из сахарной свеклы.

Не подумайте, будто это та самая свекла, о которой в загадке сказано: «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло». Нет, это другая свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши прапрадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы — с белыми кусочками сахара. А еще вместо сахара в те времена ели мед, пили сладкий сок клена, липы. Даже делали из этих соков пастилу.

Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкостными снадобьями. Его и принимали только как лекарство: очень дорого стоил. Чтобы было много тростникового сахара, надо много тростника. Недаром же наши друзья-кубинцы высаживают у себя на острове целые тростниковые рощи. Ну и чтобы было много свекольного сахара, надо много сахарной свеклы. 

Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» - смело отвечайте: «В поле!» Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из нее и сварят сахар.

Без сахара у нас и дня не проходит - и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать!

—  Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42.

—  Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)

—  Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)

Крахмал

Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.

2. Практическая работа

(Учитель делит класс на группы по четыре человека. Каждая получает какое-нибудь тело (картофель, яблоко, хлеб, рисовая каша, груша), пипетку и раствор йода. Продукты учитель берет по своему усмотрению.)

—  С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.

—  Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.

(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.)

—  Расскажите о полученных результатах.

3. Работа по учебнику

—  Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.

—  Как называется большая группа веществ, встречающихся на кухне? (Кислоты.)

—  В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне — лимонная, в яблокеяблочная, в листьях щавеля — щавелевая, в прокисшем молоке молочная.)

—  Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)

-  Какие кислоты вы знаете?

-  Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет.)

-  Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)

-  Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.) Основная причина возникновения кислотных дождей — это

загрязнение воздуха различными вредными газами, и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании топлива химические вещества на большой высоте но влажном воздухе превращаются в кислоты. Эти опасные вещества, которые находятся в облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам. В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины корней.

Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей.

V. Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы потопаем ногами:

Топ-топ-топ.                       

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№1(с. 16),

-  Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.

-  Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)

-  Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)

—  Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде, в почве, в телах живых организмов.)

—  Запишите эти сведения в таблицу.

—  Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№2 (с. 16).

—  Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. (Глюкоза —разновидность сахара.)

№3(с.17).

—  Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

1. Работа в группах

—  Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу.

—  Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.

Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защищать! А ведь крапива и вкусная, и полезная. Ее бы с удовольствием съели и коровы, и козы, и овцы, и свиньи. Да только поди-ка тронь ее. Зато, если крапиву измельчить да ошпарить кипятком, корм для скота получится такой, что, как говорится, за уши не оттащишь. Попала крапива и на стол. Весной из молодой крапивы варят отличные щи. Ведь крапива появляется раньше, чем щавель на лугах, раньше огородной зелени.

А еще в старину из волокон крапивных стеблей делали прочные нитки, а из ниток ткали холст.

Чем жалится-жжется крапива? Ведь острых шипов-колючек у нее вроде бы и нет. Есть, только они такие маленькие, что еле видны. Крапива покрыта колючими волосками. В каждом волоске спрятана крошечная закупоренная «бутылочка» со жгучей кислотой. Горлышко бутылочки такое острое, что сразу впивается в кожу и ломается, а изнутри выливается та самая «жгучка», из-за которой на руках и ногах ребят появляются волдыри, а на глазах — слезы.

2. Игра «Определи на ощупь»

—  Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал. (Учитель проводит игру.)

—  Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)

Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.

VIII. Подведение итогов урока

—  С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?

—  Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.

—  Что новое вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.



Предварительный просмотр:

Тема: Тела, вещества, частицы

Цель: познакомить с телами и их составом.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества, доказывать предположения, делать выводы.

Оборудование: стеклянная и керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане; кусочек сахара; пластилиновые шарики.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Графический диктант

Если утверждение правильное, ставьте знак «+», если неправильное, ставьте знак «—».

•   Природа — это все, что нас окружает. («—».

Природа — все, что нас окружает и существует независимо от человека.)

•   Природа бывает живая и неживая. («+».)

•   Снег относится к живой природе. («—».)

•   Бактерии относятся к живой природе. («+».)

•   Сердце, легкие, печень — это внутренний мир человека. («—».)

•   Ветер облака соответствуют связи живое — неживое. («—».)

(После выполнения задания проводится самопроверка. Учитель читает утверждение, ставит знак на доске, ученики проверяют.)

—  Кто выполнил задание правильно?

—  Какое утверждение показалось вам наиболее сложным?

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Эта удивительная природа».

—  Откройте учебник на с. 35. Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая материалы этого раздела.

—  Что вы уже научились делать?

—  Что еще делать не можете?

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое тела, вещества и частицы.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

—  Вспомните, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают. (Объекты природы и рукотворные объекты.)

—  Назовите объекты природы. (Учитель записывает на доске.) Солнце, ель, воробей, гриб, камень.

—  Назовите рукотворные объекты. (Учитель записывает на доске.) Машина, школа, тетрадь, мяч.

—  Все эти предметы можно назвать одним словом - тела. (Учитель записывает на доске слово «тела».)

—  Что такое тела? (Все предметы, окружающие нас.)

—  Как вы думаете, можно ли все тела разделить на группы? Есть естественные и искусственные тела.

(Учитель записывает на доске.) Тела: естественные и искусственные.

—  Назовите естественные тела.

—  Назовите искусственные тела.

—  Прочитайте текст в учебнике на с. 36.

—  Какие тела называют небесными или космическими? (Солнце, Луну, планеты, кометы, звезды и т. д.)

 (Учитель записывает на доске.)

Тела: естественные, искусственные, небесные.

Вещества

—  Назовите предметы, стоящие на столе.

(На столе находятся стеклянная и керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане. Учитель показывает на стеклянную пазу.)

—  Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

—  Из чего оно сделано? (Из стекла.) (Учитель показывает на керамическую вазу.)

—  Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

—  Из чего оно сделано? (Из глины.) (Учитель показывает на ложку.)

—  Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

—  Из чего оно сделано? (Из алюминия.) (Учитель показывает на мяч.)

—  Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

—  Из чего оно сделано? (Из резины.) (Учитель показывает на гвоздь.)

—  Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

—  Из чего оно сделано? (Из железа.) (Учитель показывает на молоко.)

—  Что можно сказать об этом предмете? (Дети затрудняются с ответом.)

—  Прочитайте текст в учебнике на с. 37.

—  Что такое вещество? (То, из чего состоят тела.)

—  Что такое молоко? (Вещество.)

Некоторые тела образованы одним веществом, но есть тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, растения. И них есть вода, сахар, крахмал, глюкоза и другие вещества.

—  Какие бывают вещества? (Твердые, жидкие, газообразные.) (Учитель записывает на доске.)

Вещества: твердые, жидкие, газообразные.

2. Опыт

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. 

—  Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт.

(Учитель берет для опыта тело, образованное одним веществом, — кусочек сахара. Опускает его в стакан с водой и перемешивает ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.)

—  Попробуйте воду на вкус. Какая она? (Она сладкая.) Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

—  Почему же мы не видим сахар? (Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды.)

Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.

—  Скажите, раствор сахара в воде — это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие, в жидкостях — побольше, а в газах — еще больше. В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

(Учитель записывает на доске слово «частицы».)

V. Физкультминутка

Я привстану на носочки,

Хорошенько потянусь.

Раз — наклон, два — наклон,

Словно буква

О свернусь,

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

 И головкой поверчу.

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 14).

—  Прочитайте задание. На какие группы делятся тела?

—  Выполните задание.

—  В каком ряду вы закрасили кружок? (В последнем.) №2 (с. 14).

—  Прочитайте задание. Какие тела называются естественными?

-  Какие тела называются искусственными?

-  Выполните задание.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №3(с.14).

-  Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №5(с. 15).

-  Прочитайте задание. Вещество соль — твердое, жидкое или газообразное? (Твердое.)

-  А природный газ? (Газообразное.)

-  Продолжите выполнять задание самостоятельно. (После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

1. Работа в группах

-  Прочитайте первое задание в учебнике на с. 39. Выполните его.

-  Прочитайте второе задание. Выполните его. Проверьте себя.

-  Кто правильно выполнил второе задание?

2. Моделирование

(Учитель раздает детям пластилиновые шарики.)

-  Покажите с помощью модели процесс растворения кусочка сахара в воде.

-  Изобразите с помощью моделей расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах.

VIII. Подведение итогов урока

-  Что такое тело, вещество, частица?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 36-39, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 39.

2. Рабочая тетрадь: № 4, 6 (с. 15).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения о М.В. Ломоносове, о поваренной соли.



Предварительный просмотр:

Тема урока.  Откуда   берётся и куда девается мусор?

Девиз урока: В природе нет мусора, нет отходов,

                          Давайте учиться, друзья, у природы!

Цели урока: создать условия для формирования представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации; убедить в необходимости соблюдения чистоты дома, в городе, на природе.

 Планируемые результаты:  осознание учащимися необходимости соблюдать чистоту; освоение первичных навыков совместной работы.

Учебные задачи

  • личностные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы через решение экологической проблемы; осознать значимость своей деятельности в малых группах, обеспечить мотивацию учебной деятельности
  • предметные: организовать деятельность учащихся по выбору средств и способов деятельности для определения источника возникновения мусора и  его утилизацию.
  • метапредметные: содействовать пониманию учебной задачи урока и стремлению её выполнить и оценить свои достижения; организовать поиск нужной  информации через чтение текстов, формировать элементы учебного сотрудничества через обсуждение  в группах необходимости раздельного сбора мусора; умение строить речевые высказывания.

Оборудование урока: рисунок Злючки – Грязючки, цветок ромашки с лепестками-вопросами,  коллаж инопланетного города, упаковки от продуктов ( бумажные, стеклянные, пластмассовые, металлические), конверт «Советы Мудрой Черепахи», 4 мусорные корзинки с надписями: бумажные, стеклянные, пластмассовые, металлические предметы.

            Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(УУД: внутренняя потребность включения в учебную деятельность-

« хочу»; волевая саморегуляция, планировании учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Учитель: Как приятно сегодня у нас в классе, чистота и порядок. Спасибо дежурным! В чистом классе и думается легче.

   - Дорогие, ребята! Сегодня на урок я принесла вам необычное сообщение. На сайты российских школ пришёл сигнал SOS. Кто из вас знает, что он означает? (Это сигнал бедствия). А за сигналом пришло сообщение, послушайте его внимательно.

    « Уважаемые жители Земли! Мы живём на планете ЯЛМЕЗ. Посылаем вам снимок нашей планеты, которой грозит гибель. Посоветуйте, как спасти нашу планету! Заранее вам мы благодарны!» слайд№1

- Дети, как вы думаете, какая беда случилась на планете? И что там делает Злючка-Грязючка?      (Предположения детей: она появляется там, где грязно)

- Как вы считаете, сможем ли мы помочь жителям этой планеты?

Для охраны природы создана целая наука - экология.  НА ДОСКЕ 

А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами.  На доске

Чтобы сохранить чистоту на нашей планете и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.

-Тогда вперёд! Удачи вам!

II. Самоопределение к учебной деятельности

(УУД: умение поставить учебную задачу, спланировать свою деятельность, её результат)

- Предлагаю обратиться к словам-помощникам. Как вы думаете, какие важные вопросы надо задать, чтобы решить проблему?

 На доске цветок ромашка с вопросами на лепестках: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем? «Мозговой штурм» 

Что произошло..?

Кто замусорил?

Как помочь?

Откуда появился мусор?

Куда деть?

Коллективный отбор самых важных    вопросов: откуда берётся мусор? и куда убрать мусор? На доске появляется тема урока: «Откуда появляется и куда исчезает мусор?»

А это кто к нам пришёл? СЦЕНКА.

Муравей. После школы отправился я в магазин, купил себе коробку конфет. Ах, какие они были вкусные! Пока я шел домой, ел конфеты одну за другой, и поглядите, что осталось! (Показ пустой коробки.)

Злючка-Грязючка. А вот и я, Злючка-Грязючка. Ой, какая прекрасная коробка, какой хороший мусор. Это лучший подарок для меня. А есть ли у вас еще мусор, еще подарки для меня?

Ученики. Есть, пустые бутылки из-под воды.

Учитель. Да, к сожалению, в каждом доме каждый день появляется мусор. Откуда же он берется?

Ученики. Пустые коробки из-под конфет, печенья, бутылки из-под кетчупа и т. д.

Ученики. Пустые коробки, бутылки, упаковки.

Муравей. Столько вкусных вещей, а сколько из-за них мусора! Куда же он девается?

Злючка-Грязючка. Я знаю. Многие люди бросают мусор куда попало. Посмотрите, как я радуюсь, когда это вижу

Мудрая Черепаха. А знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, так и будет лежать – около двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.

Учитель. Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает к нашей помощи: «Защитите меня!»

-Вы поняли откуда берётся мусор?

А откуда ещё  берётся мусор и какой вы можете узнать

 -Где мы будем находить ответы на вопросы? Определите наших помощников. (Спрашивать у учителя, друг у друга, обратиться к учебнику, к Мудрой Черепахе, на доске появляются знаки – символы «помощников»)

-Русская пословица гласит: «Один ум хорошо, а два – лучше». Последуем совету и будем работать в группах (Рассаживаются по группам постоянного состава

III. Усвоение новых знаний и способов действий

(УУД: постановка и решение проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характер; планирование учебного сотрудничества; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиски и  выделение необходимой информации)

1. Актуализация знаний  по теме: «Откуда берётся мусор?»

3. Практическая работа 

Работа в группах.          СЛАЙД№2

C:\Users\Татьяна\Downloads\правила гр.jpg

 Повторить правила работы в группах, распределение обязанностей в группе. Моделирование ситуации  (Опора на личный опыт,  наблюдения в жизненных ситуациях). Дети получают задание на карточках.

Карточка .Задание №1  Обсудите в группе, откуда берётся мусор?

1. шаг. Вспомните: чем пользуется человек каждый день?

            Какой мусор образуется после использования продуктов?

2. шаг. Проверь по учебнику на с. 78

3. шаг. Прочитайте на с. 78, что любит Злючка-Грязючка.

4.шаг. Подготовь сообщение: «Мы узнали…. СЛАЙД №3

Результат деятельности. (Рисунок Муравьишки на доске). Узнали, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем сообща.(с. 78 учебник.)

Выслушав все сообщения, делаем вывод: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей (гигиена, питание, учёба, досуг и пр.); став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей. Так ли прекрасна планета, когда она завалена грудами мусора; как сохранить красоту планеты?.

Выход на экологическую проблему: человек не может жить без этих вещей  = эти вещи мешают жизни.  Что делать? НА ДОСКЕ

-Давайте отдохнём для того, чтобы приступить к решению этой важной задачи.

   Подвижная физминутка 

 в стихотворной форме  

На лугу растут цветы              Ветер дует иногда                А потом опят встают                                        Небывалой красоты.               Только это не беда.              И по- прежнему цветут.

К солнцу тянутся цветы          Наклоняются листочки,

С ними потянись и ты.            Опускают лепесточки.

2. Организация исследовательской деятельности по формированию представлений о способах утилизации мусора. Вторая жизнь ненужных вещей     Продолжить работу в группах.

Карточка. Задание №2 Подумайте и предложите, куда лучше девать  мусор?

  1. шаг. Куда девается мусор из нашего дома? Проследи путь мусора из вашей квартиры . Используй слова: мусорное ведро, мусоропровод, контейнер, мусоровоз)  СЛАЙД№4

2. шаг. Обсудите, куда лучше вывезти мусор. Объясните своё решение

СЛАЙД№5,6

3. шаг  Рассмотри верхний рисунок  в учебнике на с.79.Сделай вывод. Результат деятельности

- Самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.

- Где организуются свалки?

- Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников.

- Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его: мусор из разного материала собирают в разные контейнеры. Для чего они  это делают? (Чтобы облегчить его переработку на заводе) СЛАЙД №7

- Давайте и мы рассортируем свои упаковки, которые вы собрали во время физминутки.( Предлагаются урны с надписями: бумажные, пластиковые, стеклянные, металлические)

-Что можно изготовить из вторсырья? ЗНАК ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ И ПРЕДМЕТЫ (Просмотр слайда)

3 группа -А какие полезные вещи вы можете сделать своими руками?

.

VI. Итог урока  

Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, о чём просили нас жители планеты ЯЛМЕЗ?

-Какие советы мы отправим им  для решения их проблемы?

Как сделать, чтобы мусора стало меньше?

Пословица: Чисто не там где убирают, а там где не сорят.

Как сделать так, чтобы мусора было меньше?

1. Не бери лишних бумажных пакетов и целлофановых кульков в магазине, если собираешься их сразу же выбросить.

2. Пиши на обеих сторонах листа бумаги, используй больше материалов из переработанной макулатуры.

3. Старайся покупать напитки в бутылках, которые можно сдать на переработку.

4. Избегай покупать товары с большим количеством упаковок и оберток.

5. Не покупай больше, чем может понадобиться.

6. Одежду, которую ты уже не носишь, отдай нуждающимся.

7. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут кому-нибудь понадобиться.

- А теперь прочитайте название планеты наоборот. (ЗЕМЛЯ) 

СТАНИЦА помощь жителей станицы, уч-ся Слайд

V. Рефлексия

(УУД :умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности)

Речевая модель:

Этот урок нам нужен был для того…

Урок навёл меня на размышления о том…

Музыка негромкая. Учитель говорит:

Перед вами модель нашей Земли. Положите её на левую ладошку_ пусть это будут знания, с которыми вы пришли на урок, накройте её правой ладошкой – это знания, которые вы получили сегодня, и громко скажите: «ДА». Переверните,  откройте , прочтите, что написано:  «Всё в наших руках»

-Я надеюсь, что после сегодняшнего урока  на нашей ЗЕМЛЕ станет на 25 экологов больше.

 4 группа

Как сделать так, чтобы мусора было меньше?

1. Не бери лишних _____________     пакетов и ___________кульков в магазине, если собираешься их сразу же выбросить.

2. Пиши на ______________сторонах листа бумаги, используй больше материалов из переработанной макулатуры.

3. Старайся покупать напитки в бутылках, которые можно сдать на___________________________.

4. Избегай покупать товары с ______________количеством упаковок и оберток.

5. Не покупай больше, чем _________________________________.

6. Одежду, которую ты уже не носишь, отдай ________________________________.

7. Не выбрасывай старые ______________,______________: они могут кому-нибудь понадобиться.

Слова для справок: бумажных, целлофановых, обоих, переработку, большим,  может понадобиться,  другим детям, игрушки, книги.  

1 группа

Карточка .

Задание   Обсудите в группе, откуда берётся мусор?

1. шаг. Вспомните: чем пользуется человек каждый день?

            Какой мусор образуется после использования продуктов?

2. шаг. Проверь по учебнику на с. 78

3. шаг. Прочитайте на с. 78, что любит Злючка-Грязючка.

4.шаг. Подготовь сообщение: «Мы узнали….

Человек в своей жизни  использует большое количество вещей: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________; став ненужными, они превращаются в_____, как и упаковки от этих вещей. Так ли __________________планета, когда она завалена грудами_______________; как сохранить ______________________планеты? 

Узнали, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем сообща.(с. 78 учебник.)

Слова для  справок: мусор, красива, прекрасна, мусора, красоту

2 группа

Карточка.

 Задание  Подумайте и предложите, куда лучше девать  мусор?

  1. шаг. Куда девается мусор из нашего дома? Проследи путь мусора из вашей квартиры . Используй слова: мусорное ведро, мусоропровод, контейнер, мусоровоз)

2. шаг. Обсудите, куда лучше вывезти мусор. Объясните своё решение

3. шаг  Рассмотри верхний рисунок  в учебнике на с.79.Сделай вывод.

Соедини стрелками

        

3 группа

Задание: подумай, как можно использовать мусор?

Соедини стрелками:

Коробки из под кефира                       под рассаду

Пластиковые бутылки                        кормушки для птиц

Отходы от киндер-сюрпризов          поделки

Свои предложения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте 1 поделку  из мусора



Предварительный просмотр:

Тема: Что такое экология

Цель: дать представление о науке экологии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей; узнают, чем занимается наука экология, что называют окружающей средой; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: рисунки коровы, клевера, кошки, шмеля; ножницы; клей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальное задание

—  Закончи предложения.

•   Группа живущих вместе близких родственников — ... (семья).

•   Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах, —... (герб).

•   Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов — ... (флаг).

•   Население государства, страны —... (народ).

•   Основная политическая организация общества, осуществляющая управление, охрану экономической и социальной структуры, — ... (государство).

2. Фронтальный опрос

—  Дайте характеристику места, которое занимает человек в мире. (Каждый человек является членом своей семьи, принадлежит определенному народу, является гражданином какого-либо государства.)

—  Сколько государств на Земле? Что имеет каждое государство? 

-  Послушаем, какие сообщения приготовили наши ученики о народах мира.

III. Самоопределение к деятельности

-  Как вы думаете, как называется наука о связях между живыми существами и окружающей их средой? (Экология.)

Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» — дом и «логос» — наука.

Сегодня на уроке будем говорить об экологии.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учитель по ходу рассказа прикрепляет на доску рисунки коровы, клевера, кошки, шмеля.)

В одном хозяйстве что-то плохо стали доиться коровы — мало молока давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Почему?

Потому что клевера, самого полезного, сытного корма для скота, мало.

Почему? Ведь клевером засеивали огромное поле!

Потому что клевер не уродился, опылять его цветки некому было — шмели пропали.

Почему?

Шмелиные гнезда мыши в земле разорили.

Что же делать?

Звать на помощь кошек. Кошки переловят мышей — расплодятся шмели: будет кому опылять клевер. Опылится клевер — появятся его семена. Клевер уродится — его накосят и накормят коров. И будет вдоволь молока, да какого вкусного, жирного!

-  Какие связи в природе были нарушены? (Мыши разорили шмелиные гнезда, некому стало опылять клевер, клевера стало мало, коровам не хватает корма.)

-  Какой выход придумал человек? (Позвал на помощь кошек, которые переловили мышей.)

Так было когда-то. Но в наши дни кошки шмелей, к сожалению, больше не выручат. Нет, с мышами-то они по-прежнему справятся, но вот со стальными плугами, которые распахивают землю вместе со шмелиными гнездами, им не совладать. Ничего кошкам не поделать и с сенокосилками, после которых шмелям не остается на лугу ни цветка, ни былинки. Ведь не один же только клевер их кормит. Одно лечим, другое калечим.

-  Какие связи в природе были нарушены? (Плуги трактора разрушают шмелиные гнезда. Сенокосилки скашивают всю траву так, что шмелям нечем питаться.)

—  Какой выход предложите вы? (Ответы учеников.)

2. Работа по учебнику

—  Прочитайте текст на с. 24—25.

—  Работая в парах, проследите по схеме основные события этой истории.

—  Почему на острове появилось много крыс?

—  Какие связи в природе были нарушены? (Растения — тараканы — ящерицы — кошки. Погибли кошки расплодились крысы.)

—  Что нужно было сделать, чтобы этого не произошло?

В природе все взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Если люди не продумывают заранее свои поступки, они могут нанести природе непоправимый вред.

—  Приведите примеры нарушения связей в природе.

—  Что такое окружающая среда? (Все, что нас окружает и с чем мы связаны.)

—  Прочитайте текст на с. 26—27.

—  Что такое экология? Прочитайте определение.

V. Физкультминутка

Отдохнем с тобой, дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 8-9).

—  Прочитайте и выполните задание.

(После выполнения задания проводится самопроверка.)

—  Что такое окружающая среда? (Это все, что окружает живое существо и с чем оно связано.)

—  Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.)

—  Поднимите руку, кто все выполнил правильно.

 №2 (с. 9).

—  Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) (Ответ: солнце, воздух, почва, клест, белка, лесная мышь.) 

-  Выполните усложненное задание: выберите растение и напишите, что составляет его окружающую среду.

(Учитель проверяет задание, оценивает его.)

№3(с. 9).

—  Прочитайте задание. Выполните его.

-  Кого мы поместим на первый рисунок? (Кабана.)

-  На второй? (Щуку.)

—  А на третий? (Осьминога.)

—  Почему надо сделать это именно так? Докажите. (Ответы учащихся.)

VII. Рефлексия Работа в парах

-  Прочитайте первое задание в учебнике на с. 27. Приведите примеры связей каждой группы.

Ответ. Первая схема: Живое -  неживое.

Неживые предметы оказывают влияние на живые организмы. Воздух, вода, свет и тепло солнца влияют на развитие живых организмов.

Живые организмы оказывают влияние на неживую среду. В лесу благодаря растениям больше влаги. Ветер распространяет семена растений.

Вторая схема:

Растения -  животные.

Животные питаются растениями. Растения дают кислород, которым дышат животные. Третья схема: Природа  человек.

Природа — это тепло, свет, воздух, вода и пища; радость открытий, доброта. Человек охраняет природу и уничтожает ее.

 VIII. Подведение итогов урока

—  Что такое экология?

-  Что такое окружающая среда?

—  Что показалось наиболее интересным?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 26-28.

2. Индивидуальное задание: найти в библиотеке книги по экологии, прочитать выбранную книгу и подготовить по ней краткое сообщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира "Труд людей в разные исторические времена"

презентация к уроку окружающего мира "Труд людей в разные исторические времена". УМК  "Начальная школа XXI века", 3 класс...

Презентация к уроку окружающий мир " Богатства, отданные людям" ( на примере Леонардо да Винчи)

Презентация создана как образец проекта : " Богатства, отданные людям" для 3 класса, программа " Школа России"...

ПРОЕКТ «БОГАТСТВА, ОТДАННЫЕ ЛЮДЯМ»( к уроку окружающего мира в 3 классе )

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника; распределение заданий; обсуждение способов и сроков работы.В ходе выполнения проекта учащиеся учатся:• определять цель про...

Конспект урока окружающего мира: "Как люди познают мир", 2 класс "Планета знаний"

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как люди познают мир», 2 класс "Планета знаний"...

Урок окружающего мира "Зачем люди осваивают космос?"

Систематизация и представление детей о космонавтике...

Технологическая карта урока окружающего мира "Зачем люди осваивают космос" (1 класс)

Цель урока: формирования знаний о космосе и зачем люди осваивают космос. Задачи урока Дидактические:1. Изучить, что такое космос;2. Изучить для чего люди осваивают космос;3. Выявить необходимость осво...