Конспект урока по развитию устной речи "Насекомые-муравьи"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Иванова Наталья Алексеевна

Конспек урока для 3 класса коррекционной школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока220.46 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Насекомые - муравьи". РУР. 26.02.

Цель: познакомить учащихся с насекомым - муравьём.

Задачи:1. Познакомить учащихся с жизнью муравьёв; познакомить со строением тела и жилищем муравья; закреплять навыки в составлении рассказа по смысловому описанию; расширять знания об окружающем мире.

2. Коррекция и развитие речи, слухового восприятия на основе упражнений в узнавании, зрительной памяти на основе упражнений в воспроизведении.

3. Воспитывать любовь к природе, умение наблюдать за ее изменениями, умение охранять природу.

Тип: изучение нового.

Вид: смешанный.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-образный.

Оборудование: картинки с изображением животных; карточки со словами, пазлы с изображением муравья; изображение муравья, название частей тела муравья, муравейник в разрезе, опорные схемы, пословицы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

а) Доклад дежурного      -   1мин

б) Упражнение на развитие внимания: "Кто быстрее ответит: сколько раз в квадрате встретится буква "М"?"    -  1 мин

В

Г

Ш

М

О

Р

Ь

С

У

Я

Д

Э

М

Ц

Щ

М

З

В

Й

И

Б

Е

Ю

У

Ы

Ё

Г

С

А

П

Ж

М

Ч

С

Й

М

Н

Ь

М

Р

К

Л

Ф

М

Д

Ж

М

М

Ы

Ф

2. Актуализация знаний.

в) Упражнение для развития зрительной памяти:

- запомни последовательность картинок (6-7) с изображением животных.

Что изменилось? Какая картинка лишняя? Почему?  - 2мин

3. Сообщение темы урока.   - 1 мин

- Сегодня на уроке мы познакомимся с очень удивительным животным, узнаете, если отгадаете загадку :

И под тяжёлой ношей

Спешит на помощь друг -

Тут народ хороший:

В беде не бросят  вдруг.

Без работы -  хоть убей! -

Жить не может ....(муравей). (СЛАЙД)

4. Изучение нового.

а) объяснительная беседа.

- Мы знаем, что животные бывают :домашние,  дикие, насекомые, птицы.

Животные

Домашние

животные

Дикие

животные

Насекомые

Птицы

- Как вы думаете, к какой группе животных относится муравей?  -  1 мин.

- Правильно - это насекомое, на этом уроке познакомимся с муравьём и

будем работать по плану:

ПЛАН

  • Кто это?
  • Какого цвета.
  • Внешнее строение.
  • Как передвигается.
  • Чем питается.
  • Где живет.
  • Пользу или вред приносит  
  • Бережное отношение.

1. Как можно спросить об этом насекомом? - Кто это? (Муравей.) - на доску вывешивается слово на карточке - муравей;

- Произносим это слово хором, выделяя ударение голосом.

а) запиши в тетради число, классная работа, тема.

- Запишите слово муравей в тетрадь.

- Составьте предложение со словом муравей.

(Муравей - это насекомое.)

- Запиши его в тетрадь.

- Рассказ учителя о муравьях.

Я хочу рассказать вам немного о муравьях. Вы  узнаете очень много интересного о жизни этих проворных и неутомимых насекомых.

2. Какого цвета?

- Начнем с того, какого он цвета? (черные, коричневые)
- Верно, но есть еще и красные, и желтые, и даже полосатые муравьи? (
СЛАЙД 1)

3. Анализ строения муравья на основе рассмотрения картинки и внесение названий частей в схему. (5 мин.)

- Ребята кто из вас видел живого муравья? Давайте вспомним, как он выглядит. Напишем его портрет.

а) строение тела.

- Из каких отделов состоит его тело? (На доске схема муравья)

- Работа в тетрадях:

- наклейте схему муравья в тетрадь.

- Как и все насекомые, они имеют 3 отдела: голову, грудь, брюшко - и 3 пары лапок, т.е. 6 ног.

http://festival.1september.ru/articles/560386/img2.jpg

- Подпишите части тела муравья в тетради.

- Давайте опишем его голову. 
Голова подвижная, с сильно развитыми грызущими челюстями. На голове - глаза и усики. 

- К первой части (груди) прикреплены ноги, а второй является брюшко, на конце которого находится жало, которое выбрызгивает яд.
- А как вы думаете, опасен ли этот яд для человека? (Нет, он смертелен только для насекомых.) 
- Вот мы написали портрет муравья.

4. Как передвигается муравей.

- У муравья три пары ног, с их помощью он ползает. Но у матки -муравья есть крылья, поэтому она может не только ползать, но и летать. (Слайд 2)

5. Чем питается? (1мин)

- Муравьи питаются насекомыми.  (Слайд 3)

- Муравей маленький, но очень сильный, может поднять груз в 50 раз больше своего веса.

Муравьи среднего по размеру муравейника

за один день уничтожают несколько десятков тысяч вредных насекомых.

За один час муравьи уничтожают более 100 тысяч тлей и 2тысячи гусениц.
За один день одна муравьиная семья уничтожает 1кг гусениц.
За один месяц - 1млн. гусениц.  

6.  Где живут муравьи? (10мин)

- Ребята, а где живут муравьи? (В муравейнике)  (Слайд 4)

На доске и у каждого ученика схема муравейника.

- На какой вопрос отвечает слово муравейник.

- Как связаны между собой слова муравей и муравейник?

(Это слова родственники).

- На доску вывешивается слово написанное на карточке - муравейник.

- Запишите слово в тетрадь.

- Родственная часть слова - мурав. Подчеркните её.

- Составьте предложение по схеме со словами: муравей и муравейник.

            муравейнике                              муравьи.

- Запишите его в тетрадь.

(В муравейнике живут муравьи.)
- Кто видел муравейники? Как он выглядит? (Это большая, куполообразная куча из хвои, веточек, черенков листьев, с множеством ходов и выходов). (Слайд 4.)

- Муравейник состоит из наземной части и подземной. наземная, то. что видим над землёй, а подземная находится под землёй.

- А вы знаете, как построен муравейник внутри?


Давайте рассмотрим его строение. (
Учитель показывает на доске, ученики ищут на карточка, которые у них на столах)

Муравейник в разрезе. © «Наука и жизнь»

1. Покрыт муравейник иголочками и веточками.  Они Защищают жилище от непогоды , ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.

3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.

6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна.

7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.

9. "Коровник", где муравьи содержат тлей, тля выделяет сладкую жидкость и муравьи её едят.

10. "Мясная кладовка", куда они приносят  гусениц и другую добычу.

-В муравейнике  муравьи исполняют разные обязанности.

- В верхней части муравейника живут и несут свою службу муравьи-солдаты. Муравьи-солдаты охраняют все входы и выходы в муравейнике. Не пускают чужих муравьёв.

В самом центре муравейника живет муравьиная царица. Она откладывает яйца. А вокруг нее живут муравьи-няньки.
Муравьи-няньки ухаживают за “царицей”. Они следят за ее чистотой, а так же берегут яйца и личинки.

- Чтобы узнать какая обязанность у муравья рабочего, вы должны востановить предложение.
- В предложении рассыпались слова,  востановите  предложение, расставив слова в нужной форме.

постройкой,  муравейника, и  ремонтом, Муравьи-рабочие, занимаются.

- Запиши предложение: Муравьи - рабочие занимаются постройкой и ремонтом муравейника.
- Домик муравья похож на лабиринт.

- Игра лабиринт: "Помоги муравью выбраться из домика" . (1 мин)

7. Пользу или вред приносит.

- Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят муравьи?

- Муравьи - представители полезных насекомых.

-Люди давно уже поняли пользу муравьёв и начали их  разводить на новых местах, заставляя  "работать" там, где много  гусениц и других вредителей.

8. Бережное отношение.
- Вот видите, какой многоэтажный дом-крепость выстраивают себе муравьи. Так его долго и трудно строить и так легко некоторым людям сломать его. Подошел кто-нибудь, просто так пнул ногой муравейник или расковырял его палкой, что бы посмотреть, как начнет бегать и сердится муравьиный народ. А представьте себе, какое горе для муравьиного народа, ведь гибнет вся муравьиная семья.  В одном муравейнике живет несколько миллионов муравьев-санитаров леса. Без муравьёв лесу плохо.
Меньше будет муравьёв  в лесу, больше разведется вредных жуков, гусениц, тли, которые   поедают лесные насаждения.

И даже муравьи-солдаты стойкие защитники муравейника не помогут здесь. Ведь бессильны они против злого человека. Не очень уж страшны человеку их муравьиные челюсти и не действует на человека, муравьиный яд.

Муравьи - наши друзья. Муравейники надо беречь!

9. Закрепление знаний.

- Ребята, вы сегодня узнали очень много о муравьях.

- Я хочу проверить ваши знания.

- Расскажи по плану о муравье. Составь рассказ- описание.

- Сначала учитель читает вопросы, а ученики отвечают.

- Затем ученик читает вопрос, а другой  ученик отвечает.

- Один ученик выходит и рассказывает по опорной схеме рассказ-описание о муравье.      

ПЛАН

1. Кто это?

2. Какого цвета.

3. Внешнее строение.

4. Как передвигается.

5. Чем питается.

6. Где живет.

7. Пользу или вред приносит  (5мин)

8. Бережное отношение.

- Один ученик выходит к доске и составляет рассказ-описание про муравья.

9. Итог.

- С каким животным познакомились?

- Что было особенно интересно?

-  Что было трудно?

10. Оценивание.

- У вас на столе цветные круги.

- Поставьте сами себе оценку, которую вы заслужили.

Красный - пять, жёлтый - четыре, зелёный - три.

- Работа по таблице.  (У каждого ученика на столе таблица.)

- Ответьте на вопросы таблицы. (2 мин)

Кто это?

Какого цвета?

Где живёт?

Чем питается?

Польза

Это  ....  .

Он   ...  цвета.

Тело муравья состоит из ..., ..., ..., ...  .

С помощью ... муравей ползает.

Питается он ..., ...  .

Живёт в ....  .

Приносит огромную ....  лесу и человеку.

Муравьёв надо   ....  .

Лабиринт для детей 4-5 лет

C:\Users\1\Desktop\анимашки 2\fde.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рыжие лесные муравьи

Слайд 2

Полосатые муравьи

Слайд 3

Чёрные муравьи

Слайд 6

Рацион питания Насекомые – 41 %

Слайд 7

Лакомство муравьев Сочные придатки твердых семян (5%) привлекают муравьев вкусом и запахом

Слайд 12

Кто питается муравьями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию устной речи специальной коррекционной школы 8 вида

Данная разработка урока поможет в работе учителю коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока по развитию устной речи специальной коррекционной школы 8 вида "Посуда.Уход за посудой."

Данная разработка урока поможет в работе учителю коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы".

Конспект урока по развитию речи в 4 классе коррекционной школы VIII вида. тема: "Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы"....

План - конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Польза овощей и фруктов"

Данный урок разработан для учащихся 3 специального (коррекционного) класса VIII вида. Урак был дан как мастер - класс для педагогов, на курсах повышения квалификации по программе: "Современные образов...

План-конспект урока по развитию устной речи в 3 классе по теме «Осень золотая».

Урок в 3 классе для обучающихся с нарушениями интеллекта....