Конспект урока. Тема: Мир растений
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Романова Анастасия Алексеевна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000f2771-52cb38a3.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир растений

Цели: познакомить с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений.

Планируемые результаты: 

Предметные УУД: учащиеся научатся распределять растения по группам. 

- сравнение критериев разных групп растений и выделение их отличительных особенностей;

Познавательные УУД

- развитие наблюдательности при работе с иллюстрацией в учебнике;

- актуализация знания детей о природе, её составляющих;

- расширение кругозора учащихся по теме (5 царств природы) путём   создания условий для осознания и усвоения нового материала.

Регулятивные УУД

- анализ при выделении критерий сравнивания групп растений;

- группирование при сравнении  отличительных признаков;

- синтез при выполнении практической работы (таблица);

- способствовать формированию коммуникативных навыков;

- создание условия для воспитания бережного отношения к природе.

- воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

- Дети, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и доброжелательного отношения друг к другу.

2.Актуализация опорных знаний

-Для проверки домашнего задания я приготовила для вас тесты. Вы должны ответить на вопросы и обвести  кружком букву, под которой дан правильный ответ.

1.Выберите правильное определение понятия «почва»:

а) верхний слой земли, где есть песок и глина

б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода.

в) верхний плодородный слой земли

2.Назовите главную часть почвы:

а) перегной

б) песок

в) глина

3.Что образуется из перегноя под действием микробов?

а) вода

б) воздух

в) соли

4. Что используют растения для питания?

а) микробы

б) соли

в) перегной

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

а) песок

б) глина

в) перегной

6. В лесу слой почвы толщиной 18 см вода сможет смыть за 500 тыс.лет, на лугу – за 3225 лет,  а там, где нет растений, - всего за 15 лет. О чем говорят эти расчеты ученых?

а) чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения в этой почве ни росли.

б) чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее корни удерживают почву

в) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву

7. Выберите правильное утверждение:

а) там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или ее часть.

б) если употреблять ядохимикаты больше нормы, почва потеряет своё плодородие.

в) при внесении большого количества удобрений в почву в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

-Сдаём все листочки

-Что такое почва?

- Что входит в состав почвы?

- Какое значение почва имеет для живой природы и хозяйственной жизни людей?

-Ребята, мы с вами повторили ранее изученный материал, а сейчас отгадайте загадки:

-Почва – это верхний плодородный слой земли.

-Кислород, вода, перегной, песок, глина, соли, микробы.

(Ответы учащихся)

3. Самоопределение к деятельности

(сл 1)-Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет.

(сл 2)-Из-под снега расцветает,

Раньше всех

Весну встречает.

(сл 3)-Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

- Что общего между всеми этими словами?

(сл 4)-На какие группы можно разделить эти растения?

-Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений - это и будет нашей учебной задачей.

-Смородина

-Подснежник

-Ель

-Это растения

-Культурные и дикорастущие. Деревья, травы, кустарники

4. Работа по теме урока

-Давайте вспомним, какие части растения вы знаете?(сл 5)

- А какие условия необходимы для жизни растений?

- Как изменяется жизнь растений в разные времена года?

-Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали «растения – зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой.

-Рассмотрите иллюстрации  на странице 78 и докажите, что растения очень разнообразны.

-Начнем читать статью «Разнообразие растений». Прочитаем о водорослях.

-Где растут водоросли?

-Прочитаем о мхах.

-Где можно встретить мхи?

-Прочитаем о папоротниках.

-Как узнать папоротники?

-Прочитаем о хвойных растениях

-Назовите представителей хвойных растений

-Прочитаем о цветковых растениях.

-Растения какой из групп наиболее разнообразны?

-Прочитаем «Страничку Умного Совёнка» на странице 134. Скажите, чем могут отличаться растения одного вида?

-В какой группе растений больше всего видов?

- меньше всего видов?

-Выполним практическую работу, у каждого из вас на парте лежит таблица «Разнообразие растений». Пользуясь учебником, и просмотром видеофильма заполните таблицу.

(показ фильма «Мир растений»)

Мир растений

Критерии сравнивания

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности

жизнедеятельности

Водоросли

нет

нет

нет

спорами

живут в основном в воде

Мхи

нет

есть

есть

спорами

Живут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветков

Папоротники

есть

есть

есть

спорами

Хвойные

стержневая или мочковатая корневая система

одеревенелый

в виде иголок (хвоя)

семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозеленым

Цветковые

стержневая или мочковатая корневая система

травянистый или одеревенелый

листовая пластинка + черенок

цветки, из них образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

Проверка:

-Чем похожи водоросли, мхи, папоротники?

-У каких растений нет корня?

-Что общего у хвойных и травянистых растений?

-Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

-Свет, тепло, влага.

-В воде

-Во влажных местах

-По красивым листьям, похожим на перья

-Сосна, ель, кедр, лиственница

-Цветковые растения

-Расцветкой цветков, формой листьев, стебля. При этом общая форма похожа

-Размножаются спорами

-У водорослей и мхов

-Корневая система

5. Физминутка

-Ветер тихо клён качает

Вправо, влево наклоняет

Раз наклон, два наклон

Зашумел листвою клён.

6. Продолжение работы по теме урока

-Рассмотрим схему на странице 80 «Питание растений»

-Как же растения питаются? Что растения получают из почвы через корни?

-Что показывают красные стрелки?

-Оказывается, листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого  газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. На рисунке изображено солнце не случайно. Работает эта чудесная «кухня» только на свету. Почему же для работы «кухни» требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой работа чудесной «кухни» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа. Только растения могут из воды и углекислого газа получать питательные вещества и передавать их вместе с необходимой для жизни энергией животным и людям.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. Животные и человек едят растения и таким образом получают питательные вещества, а вместе с этими веществами и необходимую для жизни энергию. Ученые сделали еще и другое открытие: на зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород. Растения выделяют его в воздух. если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода.  Значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.

-Рассмотрим схему «Дыхание растений». Что вы можете сказать?

ц-Они всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.

-Растения забирают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород

-Растения, как и человек дышат кислородом, выделяя кислород и углекислый газ

7. Рефлексия

-Открываем рабочие тетради на странице 52, задание 1, пользуясь таблицей «Разнообразие растений», впишите название групп растений в клетки.

-Проверим

-Выполним задание 2. Прочитаем задание. Запишите правильный ответ.

-Выполним задание 3. Пользуясь иллюстрациями из учебника подпишите названия растений и групп ,к которым они относятся.

-1-цветковые, 2-водоросли, 3-мхи, 4-хвойные, 5-папоротники

-Верный ответ у Нади, одна ошибка у Сережи, две ошибки у Иры, три ошибки у Вити.

8. Подведение итогов урока

- На какие группы делятся все растения?

-Где растут водоросли?

-Где можно встретить мхи?

-Как узнать папоротники?

-Назовите представителей хвойных растений.

-Какая из групп наиболее разнообразная?

-Водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения

-Жители воды

-Во влажных местах

-По красивым листьям, похожих на перья

-Сосна, ель, можжевельник, лиственница.

-Цветковые растения

Домашнее задание

1) прочитать текст на с78-81 учебника. Ответить на вопросы на с 81 в рубрике «Проверим себя»

2)Выполнить задание 4 на с53 в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока" Удивительный мир растений"

урок поможет узнать детям об удивительном мире растений...

Конспект урока "Красная книга растений и животных"

Конспект урока с ХКК ГОС ОО (ДВ) Презентация для загрузки большая. Если возникнет необходимость в ней, обращайтесь....

Конспект урока"Какие бывают растения"

Конспект урока"Какие бывают растения" для 2 класса по программе "Школа России"...

Конспект урока по кубановедению "Растения Краснодарского края"

Цели урока: изучить растения, произрастающие в Краснодарском крае, соотнести их с особенностями природных зон....

Конспект урока. Тема: «Разнообразие растений»

На уроке сочетается несколько форм и методов обучения, групповая работа, что  соответствует выбранному типу урока. Урок комбинированный. В начале урока был повторен ранее изученный материал...

Конспект урока "Животные и растения леса" 2 класс

Конспект урока "Животные и растения леса" 2 класс...

Конспект урока «Обзорная экскурсия: «Растения и животные Кубани».

Конспект урока «Обзорная экскурсия: «Растения и животные Кубани»....