Урок окружающего мира по теме Великая Отечественная война (1941–1945 гг.). Судьба родного края в этот период. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Яковлева Наталья Анатольевна

Урок окружающего мира с использованием краеведческого материала. Помощь обучающимся в осознании исторических событий Великой Отечественной войны родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzh._mira_yakovlevoy_n.a.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

Класс : 4 Б

Учитель Яковлева Н.А.

Урок окружающего мира

Тема урока: Великая Отечественная война (1941–1945 гг.). Судьба родного края в этот период.

Цель: создать условия для формирования у обучающихся познавательного интереса к изучению родного края.

Задачи:

1.Личностные: создать условия для воспитания патриотизма, гражданственности,  содействовать о сознании  обучающимися ценности любви к своему краю, гордости за свою малую родину.

2.Метапредметные: создать содержательные и организационные условия для развития у обучающихся умений анализировать, сравнивать познавательный объект, работать в группах, развивать коммуникативную и информационную культуру, содействовать развитию культуры самоуправления учебной деятельностью.

3.Предметная: создать условия для расширения знаний обучающихся по истории  Белгородской области.

Формируемые УУД (универсальные учебные действия):

Познавательные - осознавать познавательную задачу, слушать и смотреть, извлекая  нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника и дополнительной литературе;

коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками нужные действия;

личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: дополнительная литература, открытки, фотографии, компьютер, проектор, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

(Слайд №1)Гордиться славою своих предков

                                                                        не только можно, но и должно;

                                                       не  уважать оной есть

                                                          постыдное малодушие.

А. С. Пушкин

- Прозвенел в корридоре звонок,

Он созвал всех ребят на урок!

- Ребята, у нас сегодня на уроке гости.  Приветсвтвуйте их!

2. Повторение пройденного:

Работа в парах.

- У вас на партах лежат листы А3, листочки с историческими личностями  и событиями. Соотнесите историческую личность и событие.

1. Александр Невский

2. М.И.Кутузов

3. Петр 1

4. Дмитрий Донской

1. Ледовое побоище

2. Бородинская битва

3. Победа над Швецией

4. Куликовская битва

- Ребята, один  ученик из каждой пары назовёт 1 историческую личность  и 1 событие. (Называют)

- А теперь еще раз проверьте, всё ли верно вы сделали (на доске появляется правильный ответ). Чья группа выполнила всё верно, поднимите  руки вверх.

3.Актуализация знаний. Определение темы урока, целеполагание.

- Мы непросто так с вами сегодня вспомнили эти события. Что объединяет их? (эти события – сражения за нашу страну).

- Действительно. Начиная со времён Древней Руси наши предки защищали нашу родину от врагов. Где-то были и неудачи, но всё же мы отстояли нашу великую страну.

- А сейчас послушайте внимательно аудиозапись.

(Слайд №2 Радиосообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны).

- О каком событие сообщил Левитан по радио? (о начале войны).

- Именно эти слова услышали мирные жители по радио.

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока . ( Мы будем разговаривать о Великой Отечественной войне)

- Верно. И сейчас вам необходимо взять лист и написать 4-5 пунктов, что вам известно о Великой Отечественной войне.

Ответы учеников.

- А теперь переверните лист и напишите, чтобы вы еще хотели узнать.

Ответы учеников.

- Посмотрите ещё раз на получившуюся таблицу исторических событий нашей страны.

- Бородинская битва на Бородинском поле. Куликовская битва на Куликовском поле. А какое поле называют третьим ратным полем? (Прохоровское поле).

 (Слайд №3) Звучит песня «Священная война»

4. Работа по теме урока

- Какие чувства у вас возникли, слушая эту песню?

-На кого рассчитана музыка?

-Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями.

Мы вместе попытаемся расширить   свои знания об этой страшной войне в истории нашей малой родины.

 

Работа в группах.

  1. Группа.  Начало оккупации ( Слайд №4)

19 октября 1941 года немецко-фашистские войска вторглись в пределы Белгородчины, захватили Грайворон, Борисовку, на следующий день-Ракитное и Красную Яругу. 22 октября, подойдя к Белгороду, враг начал бомбардировку и обстрел жилых кварталов, но ворваться с ходу в город не смог- на пути встали танкисты 1-й отдельной танковой бригады полковника Хасина Абрам  Матвеевич. В этом бою отличились танкисты Самохвалов Федор Николаевич и Гореликов Соломон Аронович, им было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) указом Президиума Верховного Совета СССР  от 27 декабря 1941 года.

24 октября части прикрытия получили приказ на отход.

  1. Группа. Трудности жителей  во время оккупации.

(слайд 6,7,8,9,10)  

До Великой Отечественной войны Белгород динамично развивался как город областного подчинения в составе Курской области и являлся одним из красивейших малых городов РСФСР.

В цепи злодеяний немецко-фашистских захватчиков особое место занимает угон мирного населения на принудительные работы в Германию, к которому они приступили в начале 1942 года. Так из Корочанского района было угнано 960 человек, из Грайворонского – свыше 1200, из Белгорода- свыше 1600, из Чернянского района –около 5000 человек. Отбирали, как правило, крепких и здоровых, преимущественно молодых людей.

За годы войны город был очень сильно разрушен, погибла почти вся историческая застройка города, не сохранилось ни одного целого здания. Во время оккупации десятки тысяч белгородцев были расстреляны в парке, который сейчас называется парк Памяти, сожжены на камышитовом заводе, замучены в застенках местного гестапо. Из 34 тысяч довоенного населения в городе осталось лишь 150 человек, а сам город был практически полностью разрушен.

3 группа. Прохоровское поле – третье ратное поле.

(слайд 11,12,13,14,) Много дней и ночей  Белгородчина была оккупирована фашистами.

Фашисты хотели взять реванш за поражение под Сталинградом и в июле 1943 года перешли в новое наступление. Немецкая армия получила на вооружение новые танки – «тигр» и «пантера», а также самоходные орудия «Фердинанд». Главное внимание вермахта было приковано к районам Курска и Белгорода.

5 июля 1943 года немцы обрушили  всю мощь своих орудий на советские укрепления. Красная армия приняла на себя страшный удар.

    12 июля в районе деревни  Прохоровка началось крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 1200 танков. Прохоровское поле названо третьим ратным полем.

Битва за Курск была одной из самых тяжёлых, но  к 23 августа 1943 года враг был остановлен повсюду. Противник был остановлен, а войска Воронежского и Степного фронтов штурмом овладели Белгородом.

Гитлеру так и не удалось отбросить наши войска, мы выстояли. Выстояв, мы перешли в наступление и прогнали врага, освобождая всё новые и новые города и сёла.

В результате крупных побед, одержанных Красной армией в 1943 году, характер войны изменился в корне: теперь уже наступала наша армия, а фашисты отступали всё дальше и дальше.

В результате умело организованной обороны наших войск танковое наступление фашистов было сорвано. Курская битва завершила коренной перелом в Великой Отечественной войне. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

     

4.Группа.  5 августа.

(слайды 14, 14,15,16,17)  В честь освобождения Белгорода и Орла 5 августа 1943 года был дан салют. С тех пор Белгород называют городом первого салюта, а День города празднуется именно 5 августа.

( Звучит радиосообщение Левитана о салюте 5 августа 1943 года)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1967 г. за мужество и стойкость, проявленные трудящимися области при защите Родины в период Великой Отечественной войны, и за достигнутые успехи в восстановлении и развитии народного хозяйства Белгородская область была награждена орденом Ленина.

9 апреля 1980 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «За мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве» город Белгород был награжден орденом Отечественной войны I степени.

27 апреля 2007 года Президент РФ Путин подписал указ « О присвоении г. Белгороду почетного звания РФ «Город воинской славы». Так была увековечена память об одном из крупнейших сражений Великой Отечественной войны – Курской битве.

5. Физминутка. Разминка для глаз. Закройте глаза и представьте о чём мечтали люди в те страшные годы, что им снилось?

Как вы думаете, что же делали люди в освобождённых городах и селах? Представьте, что мы пришли им на помощь.

Молодцы.( Дети имитируют движения: убирали, подметали, разбирали завалы, мыли, строили, копали, сажали, шили.)

6.Закрепление.

1) - А теперь выстроим историческую ленту событий. (вывешиваются даты

2)- Как вы думаете, почему советский народ победил в этой битве?

- Что сделал наш народ, чтобы увековечить память на поколения о том страшном времени? ( Создал музеи, установил памятники и обелиски)

3) - В Белгороде была открыта диорама « Огненная дуга».

4)- В п. Прохоровка создан мемориальный комплекс военной техники и исторический музей. ( Дети вывешивают свои фотографии  пребывания на территории музея, делятся впечатлениями)

7.Итог урока.

- В начале урока вы писали, что хотели бы что-то новое узнать о ВОв. Узнали ли вы для себя что-то новое?

- Если не узнали, то где можно найти информацию?

8. Д/з

-Задание будет творческим: создадим Книгу Памяти класса. К следующему урока каждый создаст страницу книги о своём родственнике, участнике Великой Отечественной войны. Это не только могут быть участники фронта, но и тыла. Победу добывали не только на фронте, в открытом бою, но и у станков заводов, на пахотном поле.

9. Рефлексия. Оценка знаний.

1)- Что узнали нового на уроке?

- О чём вы уже знали?

- Что понравилось на уроке?

2) – Возьмите на столе свой оценочный лист и поставьте себе отметку за работу на уроке.

Мне очень понравилась моя работа на уроке

Мне нравится моя работа на уроке

Мне не очень понравилась моя работа на уроке

Мне не понравилась моя работа на уроке

Урок окончен. Всем спасибо!

Использованная литература:

1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Краткий научно-популярный очерк. М.1970, с. 136.

2. Курская область в период Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

3. Сборник документов и материалов. Курск, 1960 с. 398.

4. Чиченков А. П. Белгородчина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - Белгород; Изд-во «КОНСТАНТА», 2005. – 416с.

5.Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»

6.Энциклопедия «Москва»

7.Энциклопедия «Кругосвет»

8.Шапаренко О.М., Ольшанская И.В. Урок № 1.ИСТОРИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Интернет ресурсы:

Безымянное фото войны http://www.ont2007.info/War/Foto_unknown/Foto2.htm

Энциклопедия «Всемирная история» http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000074/st021.shtml

http://www.stihi.ru   Стихи.ру

http://soldat1941.narod.ru/n14.jpg

Приложение.

1. Повторение пройденного.

1. Александр Невский

2. М.И.Кутузов

4. Петр 1

7. Дмитрий Донской

1. Ледовое побоище

2. Бородинская битва

4. Победа над Швецией

7. Куликовская битва

2. Информация о сражениях.

Битва под Москвой.

    Осенью 1941 года фашистские войска подошли к столице нашей Родины Москве. Немцы были уверены, что вот – вот войдут в нее и закончат войну. На защиту столицы встали все ее жители,  на помощь защитникам  шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего востокаВ городе было введено осадное положение. На улицах были установлены «ежи», на крышах домов дежурили наблюдатели за фашистскими самолётами. Они гасили зажигательные снаряды, которые сбрасывали вражеские самолёты. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, в голод, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.

30 сентября 1941 года началось сражение. Немцы были настолько уверены в своей победе, что Гитлер приказал напечатать пригласительные билеты на парад фашистских войск, который должен был пройти в Москве. Гитлер планировал провести парад на Красной площади, а затем уничтожить столицу, оставив на её месте огромное озеро.

Парад на Красной площади в 1941 году действительно состоялся, но это был парад Красной армии, бойцы которой прямо с парада отправлялись на линию фронта.

Шли кровопролитные бои. Несмотря на то, что Красная армия заметно уступала фашистам в численности войск, количестве бронетехники и оружия, благодаря мужеству и героизму, проявленному нашими солдатами и офицерами во время сражения, уже 5 декабря советские войска смогли перейти в наступление, и немцы были вынуждены отступить.

В результате успешного контрнаступления советских войск зимой 1941-1942 годов было разгромлено 38 дивизий противника, освобождены десятки городов и сёл. Враг был отброшен почти на 300 км от Москвы. Поражение под Москвой стало первым крупным поражением Германии в войне. Планы Гитлера по молниеносному захвату СССР были сорваны.

 Советский народ доказал всему миру, что  поработить нашу Родину не удастся никому.   В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К.Жуков.

      Блокада Ленинграда(8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г. 872 дня)

Когда фашисты напали на Ленинград (так в годы войны назывался современный Санкт-Петербург), Гитлер был уверен, что этот город после нескольких недель осады,  словно спелое яблоко,  упадёт к его ногам. Но город остался  неприступным, немцы не смогли взять его штурмом. Началасьблокада.    В сентябре 1941 года немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром.

Проверяя  ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянные обстрелы, которые иногда длились 26 часов подряд. Ленинград лишился всего – отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Жители героического города сносили тяготы. Не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаваться в плен, в рабство к фашистам.

Вражеская авиация уничтожила почти все продуктовые склады города. Начался голод. Подвести в Ленинград продовольствие было очень сложно, ведь город был заблокирован со всех сторон.  Власти Ленинграда нашли возможность выдавать людям хлеб. Каждый житель города получал один раз в сутки маленький кусочек хлеба (250 граммов выдавали рабочим, остальным – всего по 125 граммов), что от голода это всё равно не спасало.

 Кроме того фашисты  почти каждый день обрушивали на город бомбёжки (в небе над городом кружили вражеские самолёты) и артобстрелы (фашистские пушки не умолкали). Ночью осаждённый город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту – на ленинградские крыши и чердаки. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо и выслеживая траекторию полёта вражеских бомбардировщиков. Чтобы избежать пожаров, люди специально приготовленными щипцами, а иногда и голыми руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали горящие фитили песком.

Зимой, когда замерзало Ладожское озеро, появлялась Дорога жизни. По неокрепшему льду озера к городу подтягивались небольшие колонны машин с продовольствием. Однако перевозить большое количество груза, прежде всего муки, было невозможно: тяжёлую гружёную машину попросту не выдержал бы лёд. Часто случалось, что машины действительно проваливались и тонули. Кроме того немецкие самолёты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу.

В январе 1943 года, после того как советские войска начали наступление, в кольце фашистских войск, окружавших город, был пробит небольшой коридор, приблизительно в 10 км шириной. По этому коридору в Ленинград стали завозить продовольствие. Но окончательно город удалось освободить только в январе следующего, 1944 года.

Наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешла в наступление, в ожесточённом бою победили гитлеровских солдат и погнали их прочь от города. Таким образом, город находился в блокаде больше двух лет, 872 дня

Ленинград выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух настоящего народа сокрушить невозможно!

Сталинградская битва

                                       (17 июля 1942 – 2 февраля 1943)

Чтобы победить нашу страну, фашистам нужно было лишить русскую армию горючего для танков и самолётов и продуктов для армии. Самые большие запасы нефти расположены на Кавказе, а продуктами богата Кубань. Фашисты стремились выйти у Волге и захватить Кавказ и Кубань. Им очень хотелось закончить войну быстрой победой. Гитлеровцы прорвались к Волге и начали штурм города Сталинграда. Сейчас он называется Волгоградом. Немецкие войска бомбили город с самолётов, расстреливали танками и пушками. Они почти полностью разрушили город, но никак не могли его захватить.

Все понимали, что в Сталинграде решалась судьба России. Если бы фашисты выиграли эту битву, то могли бы победить в войне. Поэтому солдаты ожесточённо бились за каждый метр, за каждый дом, за каждый этаж.

И вот все наши войска были подготовлены к наступлению.     В середине лета 1942 года началась масштабная битва на Волге, которая вошла в историю как Сталинградская, и продолжалась она более полугода.

Сначала артиллерия обстреляла вражеские позиции. Потом ударили миномёты и знаменитые «катюши». Пошли вперёд танки. В  этой битве наши солдаты творили чудеса героизма.Фашистские войска понесли большие потери. Все гитлеровцы, что остались в живых после той грандиозной битвы, сдались в плен. Немцы потеряли не только огромное количество боевой техники, но и веру в непобедимость своей армии.

Курская битва

                        (5 июля-23 августа 1943 г)

    Фашисты хотели взять реванш за поражение под Сталинградом и в июле 1943 года перешли в новое наступление. Немецкая армия получила на вооружение новые танки – «тигр» и «пантера», а также самоходные орудия «Фердинанд». Главное внимание вермахта было приковано к районам Курска и Белгорода.

5 июля 1943 года немцы обрушили  всю мощь своих орудий на советские укрепления.Красная армия приняла на себя страшный удар.

    12 июля в районе деревни  Прохоровка началось крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 120танков.

Битва за Курск была одной из самых тяжёлых, но  к 23 августа 1943 года враг был остановлен повсюду. Гитлеру так и не удалось отбросить наши войска, мы выстояли. Выстояв, мы перешли в наступление и прогнали врага, освобождая всё новые и новые города и сёла.

В результате крупных побед, одержанных Красной армией в 1943 году, характер войны изменился в корне: теперь уже наступала наша армия, а фашисты отступали всё дальше и дальше.

В результате умело организованной обороны наших войск танковое наступление фашистов было сорвано. Курская битва завершила коренной перелом в Великой Отечественной войне. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

                               

«Где бы не находился советский человек – на фронте, в тылу страны, в тылу врага, в фашистских лагерях, - всюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы. И никому не удастся преуменьшить значение военного и трудового подвига советского народа в великой Отечественной войне». (Маршал Советского Союза Г. К. Жуков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОМ 4 класс по теме "Великая Отечественная война 1941-1945"

Урок  знакомства с героической историей нашей страны....

Мастер- класс «Использование ресурсов Интернет на уроках окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4 классе»

Цель мастер-класса:  демонстрация приемов работы с ЦОР и ресурсами Интернет на личностно- ориентированном уроке окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4классе...

Урок мужества Тема: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

 Цель: воспитание у детей патриотических чувств, а так же уважения к погибшим на войне и ныне живущим ветеранам; воспитание любви к Родине.    Задачи: ·...

Урок окружающего мира на тему "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."

Данный урок проводился в рамках Занковских чтений....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс...

Урок мужества "Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посвящается «Битва за Москву» для обучающихся 4 класса

Уроки мужества – это подготовительный путь к постижению добра, исторической правды и уважения к памяти тех, кто ценой неимоверных усилий завоевал для нас мир и свободу.Такие уроки невозможно про...