"Животное - живое существо"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Хохлова О.Н.

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Животное - живое существо". По программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Животное – живое существо.

Цель: создать условия для знакомства детей с понятием «животное» и его особенностями через работу с учебником и презентацией.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «животное – живое существо», познакомить с особенностями живого организма.

2. Систематизировать и расширить представления детей о животных, учить находить признаки живого у животных, развивать речь и мышление учащихся.

3. Учить правильному поведению в природе, воспитывать любовь к природе.

УУД:

Познавательные: расширение знаний детей: о питании животных, способах их передвижения, строительстве нор и гнезд, заботе о потомстве; систематизирование знаний о группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), важнейших отличительных признаках указанных групп.

Регулятивные: уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; уметь выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема).

Коммуникативные: контролировать свои действия и действия партнёров; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: развивать умение бережно относиться к природе; работать по заданию самостоятельно; осуществлять самоконтроль работы.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс авт. Н. Ф. Виноградова (УМК «Начальная школа 21 века»), презентация, карточки для самостоятельной работы и работы в группах.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

- Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться с его тайнами.

II. Актуализация знаний и мотивация.

- В начале урока я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

1. Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

2. Кто на ёлке, на суку

Счет ведет “Ку-ку - ку-ку”. (Кукушка)

3. Ходит по лесу Портной

Сто иголок за спиной. (Ёж)

4. Она, как змейка,

В траве мелькает, хвостом виляет.

Хвост оборвет –

Другой наживет. (Ящерица)

5. У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыба)

(Слайд №1)

III. Постановка учебной задачи.

- Ребята, послушайте ещё раз наши отгадки: пчела, кукушка, еж, ящерица, рыба.

- Назовите отгадки одним словом. (Животные)

- Какие виды животных здесь представлены? (звери, насекомые, птицы, пресмыкающиеся)

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

(Слайд №2)

- Тема нашего сегодняшнего урока “Животное – живое существо”.  

- Мы попытаемся ответить на вопросы: кто такие животные, как живут разные животные? Что умеют делать?

- Какие цели на урок мы для себя поставим?

IV. Открытие детьми новых знаний.

- А как вы понимаете смысл слова «существо»? (живёт, существует)

- Откроем учебник на странице 85-86. Рассмотрим с вами иллюстрации.

- Давайте сделаем вывод, почему же животное – это живое существо? (Слайд №3)

- А сейчас немного поиграем. Игра называется «Закончи предложение». Я буду читать вам начало предложения, а вы должны продолжить его.

1. Животные живут… (на земле, под землей, в воде, в небе)

2. Животные добывают… (пищу)

3. Взрослые животные заботятся…  (о потомстве)

4. Животные строят… (жилища)

- Итак, какой же сделаем вывод? (животные - живые существа)

- Животные такие же живые существа, как и мы с вами. Мы все являемся частью этого мира. Но представьте, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц. Что осталось?  Голая Земля, камни, песок, ветер….

- Разве смог бы человек жить на голой Земле?

- Что даёт человеку живая природа? Обратимся к иллюстрациям на странице 87.

- В природе нет ничего лишнего, природе нужны все! Человек зависит от природы. Она его кормит, греет, даёт возможность отдыхать, питаемся хлебом, фруктами, овощами, лес нас обогревает и цветы украшают нашу жизнь.

Чтение текста на стр. 87.

- Ребята, зачем человек охраняет природу?

- Всегда ли человек относится к природе с уважением, пониманием, бережливостью?

- Сейчас мы с вами поработаем в группах. Попытайтесь определить, какие из животных на карточках являются редкими?

- Проверьте, правильно ли вы определили редких животных по эталону на слайде. (Слайд №4) 

V. Первичное закрепление.

(Слайд №5)

- Я сегодня вам хочу рассказать о Красной книге. Это книга о животных, которым грозит опасность исчезновения. Ведь много птиц, животных истребили сами люди.  Но потом люди поняли, если не помочь природе, животные будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили Красную книгу. Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”. Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

- Животные, которых вы отметили на карточках, действительно являются редкими. Они входят в Красную книгу Костромской области. (Слайды 6-8)

- Выхухоль - млекопитающее семейства кротовых. Встречается на территории Костромской области. Это редкий вид, занесенный в Красную книгу. К такому плачевному положению выхухоли в России привели такие факторы как: вырубка лесов, загрязнение водоёмов, где обитают животные, строительство плотин и дамб, а также застройка на берегах водоёмов, создание водохранилищ, выпас скота вблизи водоёмов.

- Змееяд - хищная птица семейства ястребиных. Очень редкий исчезающий вид птиц, занесён в Красную книгу. Причиной этому стала вырубка лесов, браконьерство, уменьшение числа рептилий – основной пищи змееяда. На территории Костромской области змееяд находится под угрозой исчезновения.

- Обыкновенная медянка – вид неядовитых змей семейства ужеобразных. Встречается на территории Костромской области. Во многих местах медянку ошибочно считают ядовитой змеёй и убивают при первой встрече. Это стало причиной снижения численности данного вида.

- Перелистните на с.88 – 89 и запомните этих животных.

- Что же делает человек, чтобы сохранить исчезающие виды? (Слайд №9)

VI. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.

- И сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Прочитайте правила на карточках и подчеркните те, которые относятся к охране животных.

- Проверьте себя по эталону на слайде. (Слайд №10)

- Молодцы, давайте же соблюдать все правила для того, чтобы сохранить её такой же красивой и удивительной.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

- А сейчас мы с вами поиграем и вспомним виды животных. Я буду читать вам описание, а ваша задача отгадать, о каком виде идёт речь.

1. Имеют шесть ног. Живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в густой траве. (Насекомые)

2. У них вместо ног плавники. Тело покрыто чешуёй. Потомство выводят из икринок. (Рыбы)

3. Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Детенышей вскармливают молоком. (Звери)

4. Имеют две ноги. Тело покрыто перьями. Потомство выводят из яиц. (Птицы)

VIII. Рефлексия.

- Ребята, пришло время подводить итоги урока.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили сегодня на урок? Добились ли мы поставленных целей?

- Что нового, необычного вы узнали на уроке?

- Можем ли мы жить без природы?

- Какие правила нужно помнить, чтобы сберечь природу?

- Оцените свою работу на уроке. Если вам урок понравился, вы узнали много нового и готовы поделиться этими знаниями с другими, раскрасьте листву дерева зелёным цветом. Если урок вам понравился, но ничего нового вы не узнали, закрасьте листву дерева жёлтым цветом. А если урок вам не понравился, вам было скучно, и ничего нового вы не узнали, закрасьте листву красным цветом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Животные – живые существа

Слайд 3

ЖИВОТНОЕ Дышит Питается Передвигается Даёт потомство

Слайд 4

Выхухоль Змееяд Медянка

Слайд 5

КРАСНАЯ КНИГА

Слайд 6

Выхухоль

Слайд 7

Змееяд

Слайд 8

Медянка



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев.

3. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

5. Береги лягушек, жаб, головастиков.

6. Не лови диких животных и не уноси их домой.

7. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

8. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

9. Не шуми в лесу.

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев.

3. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

5. Береги лягушек, жаб, головастиков.

6. Не лови диких животных и не уноси их домой.

7. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

8. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

9. Не шуми в лесу.

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев.

3. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

5. Береги лягушек, жаб, головастиков.

6. Не лови диких животных и не уноси их домой.

7. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

8. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

9. Не шуми в лесу.

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев.

3. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

5. Береги лягушек, жаб, головастиков.

6. Не лови диких животных и не уноси их домой.

7. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

8. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

9. Не шуми в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы "Животное- живое существо.Животные по типу питания"

Приложение к уроку окружающего мира по теме "Питание животных"(схемы)...

Презентация к уроку по теме: "Животные - живые существа"

Данная презентация была использована на уроке окружающего мира  по программе "Начальная школа ХХI века"...

Животные - живые существа

Презентация по окружающему миру для раздела "Животные"...

Животные - живые существа

К уроку  была приготовлена презентация, куда вошли задания с использованием интерактивной доски и демонстрационные слайды...

"Животные - живые существа"

Познакомить с царствами живой природы       (бактерии, растения, животные, грибы)....

Окружающий мир Тема: «Животные- живые существа» 1 класс (1-4)

Цели урока:- помочь учащимся в восприятии, осмыслении и систематизации знаний о животных как части окружающего нас мира;- подвести к пониманию того, что животные- живые существа, показать основн...