Рабочая программа по системе Занкова 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Шилова Елена Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzhayushchiy_mir_4.docx101.56 КБ

Предварительный просмотр:

     

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей начальных классов

__________/ Широких И. Г./

Протокол № 1

«    »_____________ 2016 г.

«Согласовано» 

Заместитель директора по УВР

________/Курашова М.А./

«    »_____________ 2016 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ  «Медико-биологический лицей» г.Саратова

_____________/Сыромолотова Т.Я./

Приказ №

«    » ___________________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шиловой Елены Владимировны

по курсу «Окружающий мир»

4 «А» класс

2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе программы Н.Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», -  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011,  в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).

           Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

МЕСТО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

            На предмет «Окружающий мир» в 4 классе базисным учебным планом начального общего образования отводится 70 ч. (2 ч в неделю, 35 учебные недели).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

«Окружающий мир» - это мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребёнка, способствует осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию экологической культуры, безопасного поведения, этических норм поведения, предоставляет возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Основные задачи учебного предмета:

  1. На основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и изменчивости окружающего мира, его противоречивости;
  2. Развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;
  3. Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы.
  4. Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представит науки, помогающие познавать окружающий мир.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В 4 КЛАССЕ

В  4 классе  следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России.

Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 4класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».

Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».

Чутко Н.Я. Я – гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов. – Самара: Корпорация «Федоров»:  Издательство «Учебная литература».

Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

2.  Специфическое сопровождение (оборудование)

Наглядные пособия:

■натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;

■изобразительные:

-  муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;

-  таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

- атлас для начальных классов;

-  настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

- рисунки, слайды, диафильмы;

■самодельные наглядные пособия;

■компьютер;

■интерактивная доска;

■мультимедийный проектор.

           

№ п/п

Наименование

раздела программы

Тема урока 

Элементы

содержания урока

Планируемые результаты обучения

Измерители,

виды и формы контроля

Домашнее задание

Сроки проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

план

факт

I четверть (15 ч.)

1

1.Человек и мир, созданный им.

Сфера разумной жизни. Условия современной жизни.

Связь между человеком и миром; условия современной жизни.

ОБЖ: безопасное обращение с электроприборами.

Учащиеся должны иметь представление о первых жилищах человека.

Знать историю предметов домашнего обихода

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха

в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,

товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

Коллективное чтение, беседа.

Стр. 3-11

сентябрь

2

Техника и человек.

Человек и научно –технический прогресс.

Уметь доказать, что современный человек не может остановить научно-технический прогресс 

Коллективное чтение, беседа.

Работа с энциклопедиями, справочниками

Стр. 15 – 16

сентябрь

3

Человек познает самого себя. Трудный путь становления медицины

Человек познает самого себя.

Уметь видеть общее

и отличительное в строении разных клеток

Коллективное чтение, беседа.

Работа с энциклопедиями, таблицей

Стр. 17 – 19

сентябрь

4

Клетка – основа строения

и роста живых организмов.

.

Иметь представление о здоровом образе жизни семьи

Иметь представление
о режиме и его благотворном влиянии на здоровье человека.

Уметь составить свой режим дня

Беседа. Работа с энциклопедиями, справочниками, наблюдение

Стр. 19 – 23

сентябрь

5

Режим жизни человека

Лекарственные растения

Древнейшая наука – медицина.

Уметь осуществлять классификацию объектов

Правила сбора и хранения лекарственных растений

Иметь представление о медицине как об одной из древнейших наук

Знать о наиболее распространенных лекарственных растениях.

Уметь приводить примеры, описывать растения

Коллективное чтение,

беседа. Работа с энциклопедиями, справочниками

Стр. 24 – 29

сентябрь

1

2. Наши соседи

на западе.

Где и как жили рыцари.

Иметь представление об образе жизни рыцарей.

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества

Коллективное чтение, беседа.

Работа с энциклопедиями, справочниками

стр. 30-35

сентябрь

2

Почему осанка выделяла рыцаря.

Укрепление здоровья, безопасного поведения.

Знать упражнения, вырабатывающие правильную осанку человека, использовать знания для укрепления здоровья, безопасного поведения

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного на основе знакомства

с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Коллективное чтение, беседа.

Проблемные задания

Работа с таблицей

стр.35-37

сентябрь

3

Тело человека.

Опора и защита тела.

Знать, от чего зависит состав костей скелета

Иметь представление о строении скелета человека, его назначении

Коллективное чтение, беседа. 

Работа с таблицей

с.11 №16

сентябрь

4

Части скелета. Позвоночник.

Знать строение и значение позвоночника

Иметь общее представление о строении позвоночника

Коллективное чтение, беседа.

Работа с таблицей

с.12 №18

октябрь

5

Череп. Его основные части. Грудная клетка.

Строение черепа.

Грудная клетка как часть опорно-двигательной системы человека

Иметь представление о строении черепа.

Иметь представление о грудной клетке как части опорно-двигательной системы человека

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном

пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

Работа с таблицей

Коллективное чтение, беседа. 

Работа с таблицей

«Грудная клетка»

Стр. 43 – 45

октябрь

октябрь

6

Конечности – живые рычаги. ОБЖ: помощь при ушибах и переломах.

Строение верхних и нижних конечностей.

Знать общее строение рук и ног, правила сохранения и укрепления здоровья

Работа с таблицей

Коллективное чтение, беседа. 

Стр. 46 – 48

7

Мышцы и движение.

Разнообразие мышц. Величина и форма.

Иметь представление о разнообразии мышц
по величине и форме

Работа с энциклопедиями, справочниками

Коллективное чтение, беседа. 

 Стр. 49-53

октябрь

8

Проверочная работа по теме «Тело человека».

Проверка знаний о теле человека.

Знать ответы на вопросы в рабочей тетради

Проверочная работа

повторение

октябрь

9

Анализ проверочной работы.  «Черная смерть» (эпидемия чумы

на Руси).

Эпидемии Средневековья. Жизнь людей в Средневековой Европе.

Знать о причинах, вызывающих эпидемии, и меры борьбы с ними, правила сохранения здоровья

Работа с дополнительной литературой

Коллективное чтение, беседа. 

Стр.54-57

октябрь

10

Начало нового времени (эпоха Возрождения).

Изменения, которые стали происходить в Западной Европе.

Иметь представление о развитии науки и культуры в XIV веке

Работа с энциклопедиями

Коллективное чтение, беседа. 

Сообщения по теме стр.58-61

октябрь

II четверть (17 ч.)

11

Расширение знаний о Земле.

Развитие культуры, открытия людей.

Иметь представление
о путешествиях и открытиях Х. Колумба и Ф. Магеллана

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;

– строить сообщения в устной и письменной

форме;

– ориентироваться на разнообразие способов

решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения

и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего

действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Работа с энциклопедиями, иллюстрациями

Коллективное чтение, беседа. 

Сообщения

о Х. Колумбе, Ф.Магеллане;

с. 61 – 67

октябрь

12

Природа Нового Света.

Географические открытия, растения и животные Америки.

Знать природу Нового Света

Работа с энциклопедиями, иллюстрациями

Коллективное чтение, беседа. 

Сообщения о животных и растениях.

Стр.68-69

октябрь

13

Развитие науки.

Устройство Вселенной.

Почему предметы падают вниз (закон всемирного тяготения).

Развитие науки ее значение в развитии человечества.

Исследование закона всемирного притяжения.

Знать доказательство шарообразной формы Земли.

Иметь представление
о силе притяжения тел

Знать о существовании на Земле микроорганизмов и их значении в жизни человека

Знать о значении прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Работа с картой

Работа с дополнительной литературой 

Работа с дополнительной литературой 

Коллективное чтение, беседа. 

Проверочная работа

Работа с энциклопедиями.

Коллективное чтение, беседа. 

Стр. 70 – 74

Стр.74-78

повторение

с. 79 – 81, нарисовать плакаты

октябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

14

Открытие невидимого мира (микробиология) Победа над эпидемиями.

Изобретение микроскопа, мир микроорганизмов. Вклад ученых в дело по борьбе с микробами.

15

Проверочная работа по теме: «Начало Нового времени. Развитие науки».

16

Зачем нужна гигиена.

Правила гигиены. Потребность вести здоровый образ жизни.

17

Особенности
кожного покрова.

Строение и функции кожного покрова.

Знать о строении кожного покрова

Работа с дополнительной литературой 

Коллективное чтение, беседа. 

Стр. 81 – 87

ноябрь

18

Обобщающий урок.

Самостоятельная работа.

Как уберечь кожу от повреждений, особые образования кожи(загар, волосы, ногти)

Уметь работать по заданиям в рабочей тетради

Проверочная работа

повторение

ноябрь

1

3. Преобразования в России.

Царь-плотник.
Выход к морю

Основные преобразования в России при Петре Первом

Иметь представление о деятельности Петра I; об основных преобразованиях в России.

Уметь описывать отдельные события из истории

Коллективное чтение, беседа. 

Работа с историческими картами (границы России  в конце XVII века)

с.89-98,

ноябрь

2

Петр I – царь и человек.

Личность Петр I, реформы.

Уметь ориентироваться
по исторической карте

Коллективное чтение, беседа. 

Работа с дополнительной литературой

Стр.  99-101, сообщения детей о  Петре I

Стр. 102-106

декабрь

3

Становление Российской науки.

Горные породы и полезные ископаемые. Вклад М.В.Ломоносова в Российскую науку.

Уметь определять состав и свойства гранита и известняка, оформлять работу

Коллективное чтение, беседа. 

Работа с дополнительной литературой

декабрь

4

Горное дело. Практическая работа «Свойства горной породы».

Горные породы. Полезные ископаемые.

Уметь определять признаки объектов природы, расширить представление об освоении мира и открытии новых земель

Проверочная работа

 Работа с картой, иллюстрациями

Стр. 107-109

декабрь

5

Каменное царство.
Горючие полезные ископаемые.

Представление об использовании различных камней.

Знать о значении каменной поваренной соли, горючих полезных ископаемых

– ориентация на понимание причин успеха

в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного на основе знакомства

с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Коллективное чтение, беседа. 

 Работа с картой, иллюстрациями

с. 110-116

декабрь

6

Кто открывает и добывает полезные ископаемые.

Способ добычи полезных ископаемых. Труд геологов.

Уметь оценить воздействие природы на человека

Иметь представление о жизни и деятельности А. В. Суворова

Иметь представление о плане военных действий под Бородино

Коллективное чтение, беседа. 

Работа с картой

Проверочная работа

Работа с энциклопедиями, иллюстрациями

Коллективное чтение, беседа. 

Стр.121-123,

повторить

Стр. 124-131

декабрь

декабрь

декабрь

7

Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые».

Ни разу не побежденный.

Личность А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова. Значение их деятельности в жизни России.

События Отечественной войны  1812 г. Бородинское сражение.

8

Русское военное искусство. Ни разу не побежденный. Отечественная война 1812 г.

9

План местности. Практическая работа «Составление плана».

Формировать представление о развитии науки и техники в XIX–XX веках. План местности Условные знаки, масштаб.

Уметь читать план местности 

Знать основные моменты

Куликовской битвы, особенности действий русского войска, о князе Дмитрии Донском

Работа с картой

Коллективное чтение, беседа Проверочная работа

Стр. 131-134 Составить план

декабрь

III четверть (18 ч.)

1

  1. Разнообразие природы Земли.

Северные земли России.

Географические исследования просторов России.

Иметь представление о природных условиях,

в которых происходила Северная экспедиция

Работа с картой

Коллективное чтение, беседа. 

Стр.3-5

январь

2

Самый маленький материк

Имена путешественников и географические объекты. Растительный и животный мир Австралии.

Иметь представление
о природных условиях Австралии

Урок – семинар.

Работа с видеофильмом «Береги природу»

Стр.5-9

январь

3

Русские на шестом континенте.

Природные и климатические особенности Антарктиды.

Знать об открытии
в 1820 г. Неизвестного материка Земли – Антарктиды.

Уметь показать на карте

Коллективное чтение, беседа. 

Работа с дополнительной литературой

Стр.10-13

январь

4

Дальний Восток России. Особенности природы гор.

Необычность природы Дальнего Востока. Разнообразие лесной зоны. Особенности природы гор, смена ярусов. Горная местность

Знать растительный и животный мир Уссурийского края.

Уметь показать на карте

Работа с картой

Коллективное чтение, беседа. 

Стр.13-17

январь

5

Человеческие расы.

Три основные человеческие расы.

Их зависимость от природных условий

Иметь представление об особенности жизни

и занятий людей в горах

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном

пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;

– строить сообщения в устной и письменной

форме;

– ориентироваться на разнообразие способов

решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения

и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– строить монологическое высказывание (при

возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего

действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Коллективное чтение, беседа. 

Работа с дополнительной литературой, CD «Электронная энциклопедия»

Стр.17-19

январь

6

Проверочная работа по теме: «Разнообразие природы Земли».

Иметь представление
о признаках разных рас

Иметь представление
о достижениях науки
и техники

Иметь представление о строении человека.

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Иметь представление о значении кровеносной системы

Уметь ответить на ключевые вопросы темы

Иметь представление об основных событиях начала ХХ века

Знать о Великой Отечественной войне, подвигах народа в победе над фашизмом

Проверочная работа

Работа с энциклопедиями 

Коллективное чтение, беседа. 

Работа с таблицей.

Коллективное чтение, беседа. 

Коллективное чтение, беседа.

 Коллективное чтение, беседа. 

Задания в рабочей тетради

Проверочная работа

Работа с лентой времени

Коллективное чтение, беседа. 

Работа с энциклопедиями, иллюстрациями

Коллективное чтение, беседа. 

Повторить

Стр.20-23

Стр.24-26

Стр.27-30

Стр.31-39

повторить

Стр. 40-44

Стр.44-49

январь

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

март

1-2

5.События 19-20 вв.

Развитие науки

и техники.

Развитие науки и техники в XIX веке

Причины развития мира.

3-4

Новые знания о человеке.

Открытие деятельности нервной системы.

Достижение науки в познании человека. И.П.Павлов.

Роль и значение нервной системы.

5

Строение и работа нервной системы

Центральная нервная система

6

Значение кровеносной системы. Путь крови.

Состав и свойства крови.

7

Контрольная работа  по теме «Знания
о человеке».

Кровеносная система человека.

8

Анализ работы. Россия в ХХ веке.

События начала века.

Преобразование в России начала XX века.

9

Великая Отечественная война

(1941–1945 гг.).

События 1941—1945 гг

Сравнительный анализ отечественных войн 1812г. И 19411 – 1945 гг.

10

Страны- участники Второй мировой войны

Иметь представление об основных научных открытиях ХХ века 


Уметь работать с тетрадью на печатной основе.

Знать границы России, некоторые города, столицу, события из истории Отечества

Иметь представление о природоохранных мерах

Иметь представление о системе дыхания человека

Работа с иллюстрациями

Коллективное чтение, беседа. 

Стр. 50-56

март

11

Век научных открытий.

Правила пользования телевизором, монитором, компьютером

Работа с иллюстрациями

Коллективное чтение, беседа. 

Стр. 56-59

март

12

Проверочная работа по теме «Россия в ХХ веке».

События из истории Отечества. Границы России.

Проверочная работа

Повторить

март

IV четверть (17 ч.)

1-2

6.Человек и природа.

Охрана природы.

Возниковение и создание заповедных зон. Экология.

Коллективное чтение,

беседа.

Работа с видеофильмом

Стр. 60 – 65

март-март

3-4

Органы дыхания.

Дыхание, как важнейшая система жизнеобеспечения человека.

Забота о своем здоровье.

Работа с таблицей

«Органы дыхания человека»

Коллективное чтение, беседа.

Стр. 66-69

апрель

5

Сельское хозяйство. Животноводство

Сельское хозяйство.

Иметь представление о некоторых отраслях животноводства и использовании продуктов животноводства

Коллективное чтение, беседа.  Работа с энциклопедиями

Стр. 70-74

апрель

6

Растениеводство.

Сельское хозяйство и природные условия.

Иметь представление о некоторых отраслях растениеводства и использовании продуктов растениеводства

Коллективное чтение, беседа.

Работа с энциклопедиями

Стр. 75-78

апрель

7

Зачем человек ест. Состав пищи.

Значение питания в жизни человека.

Витамины и их значение.

Иметь представление о пищеварительной системе человека.

Знать правила ухода

за зубами.

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного на основе знакомства

с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета.

Коллективное чтение, беседа.

Работа с таблицей

«Органы пищеварения человека»

Стр.79-85

апрель

8

Органы пищеварения.

Значение питания в жизни человека.

Витамины и их значение.

Иметь представление о пищеварительной системе человека.

Коллективное чтение, беседа.

Работа с таблицей

«Органы пищеварения человека»

Стр.86-89

апрель

9

Длинная дорога бутерброда.

ОБЖ: культура питания.

Система пищеварения.

Органические вещества.

Знать о полезных свойствах продуктов питания, о рациональном питании, о правильном питании школьника

Коллективное чтение, беседа.

Работа с энциклопедиями

Стр. 89-95

апрель

1

7.Современная Россия.

Человек и общество.

Формировать представление о символах и об устройстве государственной власти. Человек и общество.

Знать, как человек познает природу, общество, самого себя

Работа с дополнительной литературой комбинированный

Стр.96-97

апрель

2

Россия – наша Родина

Москва – столица России

Функциональные обязанности каждой ветви власти.

Знать, как человек познает природу, общество, самого себя

Работа с дополнительной литературой Коллективное чтение, беседа.

Стр.98-103

апрель

3

Устройство государственной власти.

Функциональные обязанности каждой ветви власти.

Формировать представление об устройстве государственной власти в России.

Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа.

Стр.104-108

май

4

Символы и праздники России.

Флаг. Герб. Гимн.

Знать символику Российского государства

Выполнение заданий в рабочей тетради Коллективное чтение, беседа.

Стр.108-113

май

5

Человек в современных условиях.

Нравственные нормы жизни.

Развитие цивилизации. Нравственные нормы жизни.

Знать основные правила поведения в окружающей среде

Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа.

Стр.113-120

май

6

«Есть порох в пороховницах!»

Проверочная работа

Уметь находить дополнительную информацию о событиях

Работа с энциклопедиями

Проверочная работа

повторить

май

7

Обобщающий урок «Что я знаю. Что я умею». Контрольные тесты.

Контрольные тесты

Уметь самостоятельно ответить на предложенные вопросы, выполнить задания

Проверочная работа

Работа с книгой, картой

повторить

май

8-9

Экскурсия в краеведческий музей.

Знать особенности природы родного края и исторические события, связанные с историей родного края

Обобщение.

Наблюдение

Беседа.

май

май

10-11

Экскурсия

Знать особенности природы родного края и исторические события, связанные с историей родного края

Беседы

май

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам литературного   чтения,

к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкий интерес к новому учебному материалу, исследовательской деятельности в области окружающего мира;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

– навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности;

– эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения,

жизненного оптимизма;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников

и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России на основе исторического  русского материала.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

– устойчивого и широкого интереса к познанию

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– положительной адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной

деятельности;

– установки в поведении на принятые моральные нормы;

– чувства гордости за достижения отечественной  литературы;

– способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания о литературе; проекция опыт в ситуациях  реальной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– понимать смысл различных заданий, вносить в них свои коррективы;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры

действия в учебном материале;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– различать способы и результат действия;

– принимать активное участие в групповой и коллективной работе;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

– осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя и самостоятельно.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– воспринимать мнение сверстников и взрослых

о выполнении  действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки;

– прогнозировать результаты своих действий

на основе анализа учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату

и по способу действия, актуальный контроль

на уровне произвольного внимания;

– проявлять познавательную инициативу;

– действовать самостоятельно при разрешении

Проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия

и коллективную деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации

для выполнения учебных и поисково- литературы, в т.ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);

– кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической

форме;

– на основе кодирования самостоятельно строить модели  понятий, отношений, осуществлять выбор наиболее

эффективных моделей для данной учебной ситуации;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– проводить сравнение по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;

– осуществлять разносторонний анализ объекта;

– проводить классификацию объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации,

проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию), самостоятельно строить

выводы на основе классификации;

– самостоятельно проводить сериацию объектов;

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

– устанавливать аналогии;

– представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).

– самостоятельно выполнять эмпирические обобщения и простейшие теоретические обобщения на основе существенного анализа изучаемых единичных объектов;

– проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;

– строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;

– осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

– устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения – для

изученных математических понятий или генерализаций, причинно-следственные – для изучаемых классов явлений).

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в дополнительных источниках;

– фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– строить и преобразовывать модели и схемы

для решения задач;

– расширять свои представления о русском языке

и точных науках;

– произвольно составлять небольшие тексты,

сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях);

– осуществлять выбор рациональных способов

действий на основе анализа конкретных условий;

– осуществлять синтез: составлять целое из частей и восстанавливать объект по его отдельным свойствам, самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты

или свойства;

– сравнивать, проводить классификацию и сериацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы;

– строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии; устанавливать причинно-следственные и другие отношения

между изучаемыми понятиями и явлениями;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические

высказывания (в т.ч. с сопровождением аудиовизуальных средств), владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение;

– координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве и делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях;

– свободно владеть правилами вежливости в различных ситуациях;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении литературного чтения и других предметов;

– активно проявлять себя в коллективной работе,

понимая важность своих действий для конечного результата;

– задавать вопросы для организации собственной

деятельности и координирования ее с деятельностью партнеров;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека

Обучающийся получит возможность научиться:

– четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества;

– адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности;

– аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения;

– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для окружающих высказывания;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– активно участвовать в учебно-познавательной деятельности и планировать ее; проявлять

творческую инициативу, самостоятельность,

воспринимать намерения других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Предметные результаты

Обучающийся научится

  • устанавливать связи:

- между производственной деятельностью человека  и природой;

- между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;

  • владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)

уметь осуществлять классификацию  объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;

- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т. д.);

 - систематизировать изученные в 1 – 4 классах естественно – научные и исторические понятия;

- описывать объекты наблюдения, выделять  их существенные признаки;

 - проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;

 - работать с простейшими моделями;

 - достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;

 - пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;

 - оформлять результаты исследовательской работы;

  • знать / понимать

-названия основных органов человека и их значение;

 - некоторые правила предупреждения травм;

 - нормы здорового образа жизни;

 - полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;

 - основные  этапы истории России;

 - даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;

 - народы, населяющие Россию (не менее трёх);

 - название основного закона страны;

 - достопримечательности родного края;

 - названия наиболее крупных стран мира и их столиц;

  • уметь:

-находить на физической карте местоположение изучаемого объекта;

 - различать полезные ископаемые;

 - иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;

 - соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;

 - оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожениях, простуде;

 - узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

 - соблюдать правила охраны природы;

 - ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;

 - кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;

 - описывать основные исторические события, происходящие в современной  России;

 - соотносить год с веком;

 - узнавать выдающиеся исторические памятники истории и культуры России.

   

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Дмитриева Н.Я.  Окружающий мир 4 кл. -  Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература»:.Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н.                            

  1. Рабочая тетрадь для 4 кл. к учебнику «Окружающий мир» - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 кл. - Самара: Федоров,

Издательство   «Учебная литература».

  1.  Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  2. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
  3. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
  4. Чутко Н.Я. Я – гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов. – Самара: Корпорация «Федоров»:  Издательство «Учебная литература».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дмитриева Н.Я.  Окружающий мир 4 кл. -  Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература»:.Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н.                            

  1. Рабочая тетрадь для 4 кл. к учебнику «Окружающий мир» - Самара: Федоров, Издательство «Учебная литература».

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 кл. - Самара: Федоров,

Издательство   «Учебная литература».

  1.     Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  2. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
  3. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров».
  4. Чутко Н.Я. Я – гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов. – Самара: Корпорация «Федоров»:  Издательство «Учебная литература».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по системе Занкова для 3 класса по ФГОС со всеми УУД

Рабочие программы по математике на 2014-2015 учебный год (пояснительная записка, паспорт программы, содержание курса, УМК и т.д.)...

Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 1 класс

Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 1 класс...

Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 2 класс

Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 2 класс...

Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс

Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс...

Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс

Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс...

Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс

Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс...

Рабочая программа по системе Занкова 1 класс

Рабочая программа по математике для 1 класса...