конспект занятия "Хлеб всему голова"
план-конспект по окружающему миру

В представленном конспекте занятия использовались карточки альтернативной коммуникации, видеоматериалы. Занятие  разработано для подростков с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_o_hlebe_2018.docx49.81 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение школа №439

КОНСПЕКТ

открытого урока по развитию речи и окружающему миру

Тема: «Хлеб – всему голова»

В рамках внутришкольного проекта «Хлеб – всему голова»

Лебедева Наталья Борисовна,

учитель

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2017- 2018 уч. год

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Лебедева Наталья Борисовна, учитель

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБОУ  школа №439

Класс

Сборная,  

Предмет

Развитие речи и окружающий мир

Тема занятия

«Хлеб – всему голова»

Форма занятия (кол-во детей)

Групповая, 10 детей

Продолжительность по времени

40– 45 минут

Тип занятия

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

Цель занятия

Повторить и обобщить знания детей о продуктах питания – хлебе и хлебобулочных изделиях.

Задачи занятия

  1. образовательная

  1. коррекционная

  1. воспитательная

1. Закрепить знания детей о хлебе и хлебобулочных изделиях, уточнить, как хлеб попадает на стол.

2. Развивать зрительное восприятие, мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации на основе практических упражнений: «Узнай по вкусу», «Убери лишний предмет», «Подбери картинку к слову», «Найди такую же картинку»; активизировать активный и пассивный словарь: зерно, мельница, мельник, мукомольный завод, мука, пекарня, хлебозавод, пекарь, хлебопечка, тесто, хлеб черный, хлеб белый, батон, сушки, пироги, блины, печенье, пряники, магазин, булочная.

3. Воспитывать познавательный интерес.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

  • наглядный - показ иллюстраций, картинок;
  • словесный – рассказ, беседа воспитателя, ответы на вопросы;
  • практические – оказание помощи детям при закладке продуктов в хлебопечку; определение на вкус хлебобулочных изделий;
  • игровые – коррекционные игры и упражнения.

Методическое и техническое обеспечение занятия

Технические средства: ноутбук, презентация «Как хлеб попадает на стол», магнитофон с записью песне о хлебе.

Методические средства: натуральные хлебобулочные изделия: черный хлеб, батон, сушки, печенье, пряники, пирожки,  зерно, мука, картинки с изображением хлебобулочных изделий, карточки со словами-названиями хлебобулочных изделий. Карточки с последовательностью попадания хлеба на прилавок магазина.

Раздаточный материал: карточки для дидактических игр: «Убери лишний предмет»; «Подбери картинку к слову»; «Найди такую же картинку».

Предварительная работа

- экскурсия в магазин, в отдел «Хлеб и хлебобулочные изделия»;

- чтение книг, беседы о пользе изделий из муки;

 - просмотр слайдов, иллюстраций с изображением хлебобулочных изделий;

- просмотр видеоматериалов по теме – последовательность попадания хлеба на прилавки магазина;

- разгадывание загадок о хлебе;

- слушание и разучивание стихотворений о хлебе;

- создание и просмотр презентации «Как хлеб попадает на стол»;

- покупка в магазине хлебобулочных изделий;

- дегустация хлеба и хлебобулочных изделий;

- Опытно-исследовательская деятельность с детьми – приготовление бутербродов из белого и черного хлеба.

Использованная литература

  1. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
  2. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
  3. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // alekscdt.narod.ru. - Загл. с экрана.
  4. Д.Родари «Чем пахнут ремёсла»
  5. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».
  6. Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».

Конспект урока

Ход занятия

Название упражнения,

Частные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент 3 мин

1.Ритуал приветствия: Игра «Дружба начинается с улыбки»

2.Работа с коммуникативной доской, с карточками

Посмотрите  на доску. Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? День недели? Сегодня 12 февраля. Что происходит зимой?

Подумайте, что у нас сейчас по расписанию?  Оля, найди карточку УРОК  и прикрепи ее на доску. Молодец!

- Кто будет присутствовать на нашем уроке. (Называет имена детей)

- Проходите в группу и садитесь на свои места.

Стоящие в кругу учащиеся берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу

По карточкам повторяют время года – зима, месяц – февраль, день недели понедельник.

- Сейчас будет урок.

Находят свою фотографию и прикрепляют на доску над своим именем.

  1. Мотивация образовательной деятельности 5 мин

Тема урока. Презентация. Сюрпризный момент.

- Девочки, посмотрите на экран. Показывает на ноутбуке презентацию «Как хлеб попадает на стол». О чем наша презентация?

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" –

В поле, в доме, в державе!

Тема нашего занятия «Хлеб – всему голова». (Вывешиваем тему на доску). Есть много пословиц о хлебе. «Хлеб – всему голова» тоже пословица.

Оля, скажи пословицу о хлебе.

Люба тоже знает пословицу о хлебе

А что означают эти пословицы?

Правильно. Какой хлеб  вы едите на  обед и ужин. А на завтрак, что вам дают?

Молодцы, девочки! Стук в дверь.

Сюрпризный момент – входит пекарь и приносит хлеб.

- О хлебе

- Как  делают хлеб

Хлеб – всему голова

«Без хлеба куска — везде тоска!»

«Плох обед, если хлеба нет».

Надо есть хлеб.

Черный хлеб

Батон, белый хлеб

  1. Пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие мин 5 мин

Повторение: «Как хлеб попадает на стол»»

Задача:

закрепить и систематизировать знания учащихся о хлебе

2. Практическая работа: «Алгоритм попадания хлеба на стол»: карточки со словами  поле, зерно, мукомольный завод, хлебозавод, магазин, картинки с изображением этих слов»

Задача:

закрепить и систематизировать знания учащихся о последовательности попадания хлеба на стол

Пекарь: «Здравствуйте, девочки, я принес вам хлеб – вкусный, ароматный, мягкий! Вы знаете, как хлеб попадает к нам на стол? Расскажите мне, пожалуйста!»

Мы не только расскажем, но и покажем.

Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю.

На поле вырастают колосья.

Даша, выбери картинку с полем и колосьями.

Зерно собирают машины и отвозят на мельницу – мукомольный завод.

Наташа, найди карточку с изображением мукомольного завода.

Там зёрна перемелют в муку.

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут! (Мука)

Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки.

Оксана, выбери картинку, где пекут хлеб. Пекарь печет хлеб.

Готовый хлеб отвозят в магазин.

И уже из магазина хлеб попадает к нам на стол – мы его покупаем.

Люба, найди картинку магазина.

Оля, расскажи стихотворение о хлебе

Пекарь: спасибо, девочки за интересный рассказ.

Садись, пекарь, послушай и посмотри, чем наши девушки будут заниматься.

По очереди выбирают картинки с последовательностью попадания хлеба на стол и вывешивают их на доску: зерно, поле с колосьями, мукомольный завод, пекарня, хлебозавод, магазин.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

  1. Актуализация имеющихся знаний 7 мин

Работа с картинками: «Хлеб и хлебобулочные изделия»

Задача: уточнить, какие изделия сделаны из муки

Мы с вами тоже съездили в магазин, в булочную и купили хлеб и хлебобулочные изделия.

На столе лежат картинки с изображением хлеба и изделий из муки.

Люба, достань из пакета черный хлеб. Найди картинку с черным хлебом. Повесь ее на доску.

Наташа, найди слова «ЧЕРНЫЙ ХЛЕБ», повесь слова к черному хлебу.

Оля, достань батон из пакета. Найди карточку с изображением батона и слово «БАТОН». Повесь их на доску.

Оксана, достань из пакета сушки. Найди карточку с сушками и повесь ее на доску. Кто знает слово «СУШКИ»? Выберите и повесьте это слово.

Наташа, достань печенье из пакета. Найди карточку с изображением печенья и слово «ПЕЧЕНЬЕ». Повесь их на доску.

Инна,  достань пряники из пакета. Найди карточку с изображением пряников и слово «ПРЯНИКИ». Повесь их на доску.

- Из чего сделаны: хлеб, батон, сушки, печенье, пирожки, пряники?

-Изделия из муки необходимы для нормального роста и развития организма человека. В них содержатся углеводы, которые дают нам силы и энергию.

По очереди выбирают картинки с хлебобулочными изделиями и вывешивают их на доску

Из муки

  1. Первичная проверка понимания 5 мин

Коррекционное упражнение «Подбери картинку к слову», «Найди такой же»

-Сейчас поиграем. Подойдите к столам. Там лежат карточки «Подбери картинку к слову», «Найди такой же»

Подходят к столам – работают

  1. Физкультминутка 3 мин

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы.(Наклоны в стороны).

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте(прыжки)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг(ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

Дети встают в круг. Повторяют слова и движения за педагогом

  1. Первичная проверка понимания 5 мин

Коррекционное упражнение «Убери лишний предмет»

-Сейчас поиграем. Подойдите к столам. Там лежат карточки «Убери лишнюю картинку»

(Подобраны картинки с мучными изделиями, одна из них мясной или молочный продукт)

Наташа, какой продукт у тебя лишний? Почему?

Оля, какой продукт у тебя лишний?

Почему?

Правильно! Сейчас мы с вами какие продукты изучаем?

Подходят к столам – работают

Сыр

Это молочный продукт

Колбаса.

Это мясной продукт

Продукты из муки. Хлебобулочныее изделия

  1. Закрепление нового материала 5 мин

Коррекционное упражнение.

«Определи по вкусу»

Сейчас мы поиграем и проверим, можете ли вы определить хлебобулочные изделия по вкусу?

На столе на тарелках лежат изделия из муки: черный хлеб, батон, сушки, печенье, пряники, пирожки.

С закрытыми глазами определяют хлебобулочные изделия по вкусу.

Поднимают карточку с продуктом, который попробовали.

  1. Практическая работа – 5  минут

Практическая работа «Приготовление хлеба в хлебопечке»

Назовите, как называется этот прибор?

В хлебопечке пекут хлеб.  Какие продукты нужны для выпечки хлеба?

Наташа, выложи картинки с продуктами, которые нужны для того, чтобы испечь хлеб.

Молодец!

Сегодня  вы положили эти продукты в хлебопечку. И сейчас хлеб уже готов. Подойдите к столам, вытрите влажными салфетками руки.

Достаем хлеб из хлебопечки и пробуем его.

Какой хлеб на вкус?

Хлебопечка

Мука, масло, дрожжи, соль, сахар, молоко.

Выкладывает картинки.

Вытирают руки салфетками, пробуют хлеб

Вкусный, мягкий, теплый, пахнет вкусно.

  1. Подведение итогов 3 мин

Ритуал завершения занятия

Молодцы! Очень хорошо отвечали на вопросы, выполняли упражнения с карточками. О чём мы говори сегодня? Назовите изделия из муки.

- Из чего делают хлеб?

(Хвалю каждую девочку) Оля отвечала полными ответами, умница! Наташа определила на вкус все продукты, молодец! Люба нашла пряники на картинке!

-Спасибо за работу.

Давным- у нас существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами.

Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают хлебом-соль. Вот и наших гостей мы угостим хлебом, который сами сделали.

-А сейчас встанем вкруг и как обычно закончим наш урок.

Педагог жмёт руку рядом стоящему ребёнку со словами: «Я передаю вам свою дружбу. И она идёт от меня к Оле, от Оли к Инне и т.д. и, наконец, возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждых из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания.»

- О хлебе

-Из муки

Дети встают вкруг.

Жмут руку соседу.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" –

В поле, в доме, в державе!

«Без хлеба куска — везде тоска!»

«Плох обед, если хлеба нет».

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут! (Мука)

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы.(Наклоны в стороны).

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте(прыжки)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг(ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.

Он бывает с рисом, с мясом

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят

По кусочку все съедят.(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.(Бублик)

Сидит на ложке

Свесив ножки? (Лапша)

Состав простой: мука, вода

А получается еда,

То смешные завитушки,

То соломка, рожки, ушки. (Макаронные изделия)

При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей.

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

- Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? (Мама купила в магазине)  

 

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения "Хлеб - всему голова"

Урок внеклассного чтения "Хлеб - всему голова" проведен для учащихся 4 класса  коррекционной школы VIII вида в рамках Декады начальных классов. На уроке использовано произведение местной поэтессы...

План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...

Конспект внеклассного мероприятия для начальной школы с использованием проектной деятельности "Хлеб всему голова".

Цели мероприятия :*развитие навыков проектной деятельности;*развитие интереса и любознательности , интеллектуальных умений обучающихся;* воспитание бережного отношения к хлебу;*воспитание  умения...

Конспект мероприятия "Хлеб - всему голова".

Стихи, частушки, песни,  заклички о хлебе....

Конспект урока "Хлеб-всему голова" 2 класс

Конспект урока "Хлеб-всему голова" 2 класс, окружающий мир...

Конспект занятия "Хлеб всему голова"

Материал может быть использован воспитателями ГПД, ДОУ, учителями начальных классов....