Конспект урока "Солнечная система", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Бобылева Нина Андреевна

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

Тема урока: «Солнечная система»

 

 

Цель деятельности учителя: формирование знаний о Солнечной системе;

- формирование умения определять отличительные особенности планет;

- углубить знания детей о составе Солнечной системы.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование умения работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

- научаться составлять модель Солнечной системы;

- закрепление знаний о Солнечной системе, планетах, космических телах.

Личностные:

- развитие умения работать в сотрудничестве с учителем, умения находить информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, мышления, воображения, фантазии.

- формирование умения работать в группе, воспитание взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник (ПНШ: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова; 4 класс, 1 часть, 2013), презентация к уроку, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnechnaya_sistema4_klass_pnsh.docx121.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.10.17

Школа: №95                                                                                                                        Методист: Кемм О.А.

Класс: 4-5                                                                                                                                Учитель: Маркина С. В.

Кабинет: 305                                                                                                                        Студентка: Сарапулова М. В.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Солнечная система»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о Солнечной системе;

- формирование умения определять отличительные особенности планет;

- углубить знания детей о составе Солнечной системы.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование умения работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

- научаться составлять модель Солнечной системы;

- закрепление знаний о Солнечной системе, планетах, космических телах.

Личностные:

- развитие умения работать в сотрудничестве с учителем, умения находить информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, мышления, воображения, фантазии.

- формирование умения работать в группе, воспитание взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник (ПНШ: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова; 4 класс, 1 часть, 2013), презентация к уроку, раздаточный материал.

 Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Валерьевна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я.

Приветствовать учителя

Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: видеофрагмент

4 мин

- Посмотрите на  слайд. Что это? (Это Вселенная).

-  Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте. Вселенная это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами. (видеоролик)

- Что вы встретили на своем пути?  (планеты, Солнце).

- Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями. Вы никогда не задумывались: «А что я знаю о Солнце?» И вот сегодня на уроке приступаем к изучению новой главы, в которой вы узнаете, как мне кажется, много интересного

-  Отгадайте загадку:

   Девять братьев и сестер

   Вокруг мамы бродят,    

   Отражая ее свет,

   Хороводы водят.

- Правильно, это планеты и Солнце.

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать ответы одноклассников.

Отгадывать загадку.

К. Строить речевое высказывания

П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал

III.Постановка учебной задачи

2 мин

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Солнечная система)

- Давайте поставим цель на урок? (выявить отличительные особенности планет, узнать состав Солнечной системы.)

Определять тему урока

Ставить цели на урок.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

IV.Открытие нового знания

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Словесный: беседа

Практический: упражнение, работа в группе.

Словесный: беседа

7 мин

- Сегодня, путешествуя, мы встретимся с загадочными и далекими планетами. Сколько планет составляют нашу Солнечную систему?  (8 планет). Назовите их.

- Итак, мы взлетаем и отправляемся в путь. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Какая она? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)

- Почему космонавты называют Землю голубой планетой? (На Земле много воды.)

- Да, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на слайд «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля? (Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна. )

-Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

-Как вы думаете, почему Землю называют «планета-сад?» (Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.)

Работа с учебником, работа в группе

-Чтобы продолжить путешествие, нам нужно объединиться в команды по 4 человека. Но прежде, чем начать задание, давайте повторим правила работы в группе. Какие правила вы знаете?

- Каждой команде выдан конверт с космическим заданием. В конверте вопросы, на которые вы должны ответить. Ответ вы можете найти на страницах учебника.

- На выполнение задания вам 3 минуты.

- Итак, 1 представитель от команды к доске. Зачитывай вопрос и ответ. (проверка на слайде)

- Давайте проверим ваши знания о космосе и солнечной системе. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно».

  • Земля – это одна из планет Солнечной системы. (+)
  • Солнце – ближайшая к нам звезда. (+)
  • Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (-)
  • Земля движется вокруг Солнца. (+)
  • Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. (-)
  • Луна – планета Солнечной системы. (-)

 

- Вы отлично справились с заданием.

        

Отвечать на вопросы.

Перечислять планеты Солнечной системы.

Рассматривают изображение Земли

Отвечать на вопросы.

Объединиться в команды по 4 человека.

Повторить правила работы в группе.

Выслушать инструктаж перед выполнением работы.

Отчет каждой команды у доски.

Выслушать высказывания. Сделать вывод и дать верный ответ.

П. Отвечать на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт.

высказывания

П. Смысловое чтение учебника

Л. Понимать необходимость бережного отношения к природе

Динамическая пауза

2 мин

- Давайте теперь все встанем и немного разомнемся. (аудиозапись)

Выполнять упражнения

Л. установка на  ЗОЖ

Практический: упражнение, работа в группе

10 мин

Работа в группе

- А у нас случилась беда. Все наши планеты сошли со своих орбит и разлетелись в разные стороны и вам нужно их найти и поместить на свое место в Солнечной системе. И вам снова нужно объединиться в группы. (8 групп по 3-4  человека)

- Вам необходимо собрать материал о планете и кратко рассказать о ней.  Вы можете пользоваться учебниками, материалом, который лежит у вас на столах.

- На слайде представлен план рассказа о планете.

Для ответа я могу выбрать любого из команды. Для выполнения задания у вас 5 минут

 (Работа в группах по «своей» планете.

От группы выступает один ученик.)

- Итак, к доске выходит представитель команды и рассказывает о планете. На доске вам нужно поставить планеты в правильном порядке.

Слушать задание.

Объединиться в группы.

Выполняют задание.

Отчет каждой команды.

П. Отвечать на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт.

К. Построение речевого высказывания

Л. Понимать необходимость бережного отношения к природе

V.Самостоятельная работа

Практический: кроссворд

7 мин

Кроссворд

-А теперь давайте проверим ваши знания. Для этого мы разгадаем кроссворд.

- Подпишите свои листочки в верхнем правом углу. (вопросы на слайде)

- Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочками.

- И проверьте ответы, если ответ верный ставите +. Поставьте оценку за работу.

- Поднимите руку, кто получил 5? А кто получил 4? Молодцы.

Выполнять задание.

Взаимопроверка.

К. Осуществлять взаимопроверку

VI. Подведение итогов урока

Практический: упражнение

Словесный: рассуждение

7 мин

Работа с учебником

- Итак, ребята, что же такое Солнечная система? (Солнечная система — это Солнце  и все космические тела, обращающиеся вокруг него. Система  - порядок, значит, космические тела движутся вокруг Солнца в определенном порядке.)

Подведение итогов

- Вы согласны с таким утверждением? Почему?

- Давайте вспомним, как называлась тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы ее?

Отвечать на вопросы.

Выслушивать утверждение Кости.

Высказывать свое мнение.

Делать выводы.

VI I. Рефлексия

Практический

5 мин

- На ваших партах лежат листочки. Если вам понравился урок, вам все было понятно и у вас все получилось. Нарисуйте веселый смайлик. Если вам не понравился урок и у вас что-то не получилось, нарисуйте грустный смайлик.

- Запишите домашнее задание: РТ стр. 11 №1.

- Я очень рада, что у большинства веселый смайлик!

- Спасибо за урок! До свидания.

Рисовать смайлик, в зависимости  впечатлений от урока.

П: обобщать; классифицировать

Р:Оценивать деятельность

Л. Самоорганизация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...

Конспект урока системы 2100 по ОГ, проведенного Богословской Г.А. в 1 «Б» классе ГБОУ СОШ №77 16.09.

Тема:«Согласные звуки [н], [нь], буква н».Оргмомент.Повторение.Игра «Найди лишнее».-Какая буква лишняя: и, г,Р,т?- Какой слог лишний :та, ро, пы, ги?(ги- в этом слоге г- мягкий)-Какое слово лишнее: та...