Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
статья (4 класс) на тему

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее. Воспитание гражданина - патриота начинается с любви к родине, знания её истории и природы. Поэтому одним из направлений воспитательной системы класса является направление "Я, мы и природа", в ходе которого идёт формирование экологической культуры младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovaniie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Лесина Ольга Михайловна,

МОУ ООШ №3 г. Камешково

    Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества. Она является требованием времени, так как обеспечивает системный подход в воспитании, активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.  В нашем классе функционирует воспитательная система «Личность, семья, школа, общество». Работа над её созданием началась в 2007 году в первом полугодии первого класса. На родительском собрании – мастерской по теме: «Моделирование воспитательной системы класса», проведённом 26 ноября 2007 года, были совместно с родителями спроектированы цели, перспективы и образ жизни классного сообщества. Затем на этапе становления воспитательной системы класса укреплялись межличностные отношения, формировалось чувство «мы». Прошло три года становления воспитательной системы класса.  Происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, каждого ребёнка, родителя и классного руководителя внесли коррективы в первоначально созданную модель. Сейчас система находится на этапе стабильного функционирования и можно говорить о некоторых результатах.

  Целью воспитательной системы класса является воспитание социально-активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее.  Воспитание гражданина – патриота начинается с любви к родине, знания её истории и природы. Поэтому одним из направлений воспитательной системы класса является направление «Я, мы и природа», в ходе которого идёт формирование экологической культуры младшего школьника.

     Важнейшей целью формирования экологической культуры школьников

(I – IV классов) является развитие наблюдательности, любознательности, повышение эмоционально – эстетического восприятия окружающего мира при непосредственном общении с природой, приобщение учащихся к посильному труду.

    Ведущей идеей на этом этапе является осознание школьниками идеи разносторонней ценности природы. Важно формировать и нравственные позиции ребёнка. В основе их лежит осознание того, что наличие и разнообразие ценностей природы во многом зависит от отношения к ней человека. (Н.Ф.Виноградова)

      При выборе форм и методов работы по данному направлению во главу угла ставится  возможность заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик на решаемую проблему, получить практический результат.

С этой целью в классе собрана богатая коллекция комнатных растений, за которыми дети учатся ухаживать.

Успешно решается задача экологизации учебного процесса: основы экологических знаний дети получают на уроках по программам «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Наш край», «Музыка», «Изобразительное искусство», на факультативном курсе «Экология для младших школьников»,  а в дальнейшем и на уроках русского языка, которые помогают детям стать наблюдательнее, воспитывают бережное отношение к природе. Продолжением является внеклассная работа. Здесь используются разные формы:  конкурсы, выставки, викторины, игры экологической направленности, тематические классные часы, природоохранительные акции «Мой Экодом», «Пернатые друзья», фестиваль детского творчества «Живи, Земля!», весенний туристко – экологический слёт, тематические линейки «День земли», написание статей в школьную газету «Школьные ведомости» и в районную газету «Знамя» - всё,  это считаем традиционным. Но мы широко используем и новые формы: творческие и социальные проекты экологической направленности.  Например, создание «Красной и Черной книги природы» – школьный творческий проект,  «Дом, в котором я живу» по благоустройству школьной территории – социальный проект, представленный  на городском уровне. Участие в работе школьного научного общества «ЖиРаФА» (Живи, Радуйся, Фантазируй), поисковая деятельность экологической направленности. Выполнение маленьких исследовательских работ «Описание дерева, стоящего на экологической тропе», «Исследование цветковых растений пришкольного участка».

   Нельзя научить ребёнка любить природу вообще, необходимо как можно раньше открыть человеку красоту ближайшего окружения.  

  Экскурсия в природу является одной из основных форм формирования экологической культуры школьников. С этой целью были  проведены программные экскурсии по темам: «Весна – утро года», «Водоёмы нашего края», «Лес как природное сообщество», экскурсии в парк и на пришкольный участок, кроме программных экскурсий,  мы широко используем походы и поездки на охраняемый родник деревни Кижаны, на Макеев курган – археологический памятник природы, прохождение по маршруту школьной экологической тропы, а так же непрограммные экскурсии, например,  «Наши зимующие птицы», «Муравьи – защитники леса».

     Основным принципом работы по экологическому направлению  в системе класса является активное включение в этот процесс всех участников учебно – воспитательного процесса: учащихся, родителей, педагогов-специалистов, представителей социума, классного руководителя.      

После проведённой экскурсии «Муравьи – защитники леса», которая вызвала нескрываемый интерес ребят, они принесли в класс много литературы про жизнь муравьёв и предложили поподробнее изучить жизнедеятельность муравейника. Несколько занятий было посвящено теме: «Муравей – самое умное насекомое». Были организованы литературные чтения, классный час в форме групповой работы с научно – познавательным текстом, конкурс рисунков среди учащихся класса, детьми подготовлены сообщения по данной теме.  Учащиеся делились впечатлениями с родителями, и родители не остались в стороне. Они пригласили на классный час биолога Новкинской школы Футерман Зинаиду Тимофеевну, которая (единственная в области) проводит интереснейший научный эксперимент – «Наблюдение за одиночной самкой муравья в искусственном муравейнике». Муравейник Зинаида Тимофеевна привезла с собой. З.Т.Футерман очень увлечённо рассказала о поведении муравьёв, привела интересные факты из их жизни. Мы узнали, что «муравьиной» темой Зинаида Тимофеевна и её ученики успешно занимаются несколько лет не только в классе, но и в условиях экологических экспедиций в Пенкинском мирмекологическом (муравьином) заказнике. Дети были в восторге! Свой рассказ Зинаида Тимофеевна сопровождала показом уникальных фотоснимков. Родители совместно с детьми выразили через районную газету «Знамя» огромную благодарность З.Т.Футерман за то, что она откликнулась на нашу просьбу, рассказала учащимся об интереснейших фактах из жизни муравьёв и показала созданный ею искусственный муравейник.

Щербакова В.С. (родитель нашего класса)  – заведующая отделом по экологии и природоохранной работе Администрации г. Камешково предложила летом организовать совместную (учащиеся, родители, классный руководитель) экологическую экспедицию в Пенкинский мирмекологический (муравьиный) заказник, где бы мы поподробее изучили жизнь муравьёв в естественных условиях.

  Результатами по формированию экологической культуры школьников можно считать на данный момент высокий интерес к предмету «Окружающий мир», уровень успеваемости по предмету – 100%,  средний балл – 4,5. Дети и родители активно участвуют во всех делах природоохранной направленности. Среди ребят класса есть победители и призёры конкурсов различных уровней:

2008 год. - 2-е место в районном конкурсе «Кормушка-2008» заняла Степанова М.

 2008 год -  3-е место в районном конкурсе «Кормушка-2008» заняла Жукова А.

29.04.2008 - приз зрительских симпатий в районном конкурсе экологической листовки «Сделаем город краше» вручён Кучину Н.

2009 - приз зрительских симпатий районной выставки «Осенний бал – 2009» вручён Гладышеву П.

2008 - 2 место в школьном конкурсе «Кормушка» занял Кучин Н.

26.09.2008 - призёр школьного конкурса поделок  из природного материала «Юннат – 2008» Сорокина Мария.

26.09.2008 - призёр школьного конкурса поделок  из природного материала «Юннат – 2008» Орлова Карина.

Результаты школьной олимпиады по предмету «Окружающий мир» 2008-2009 учебный год: 1 место – Маштакова С., 2 место – Жирнова Е., 3 место – Сомова С.

Уровень воспитанности, который показывает сформированность ценностных ориентаций учащихся (методика Н.Е.Щурковой)

2 класс

3 класс

Высокий уровень

18,5%

25,9%

Выше среднего

51,9%

55,6%

Средний уровень

29,6%

22,2%

Низкий уровень

-

-

Как ценность природу выбирают 82% учащихся.

Н.Рерих сказал: «Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в очень малом деле. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самом скромном доспехе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...

Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....

Формирование экологической культуры школьников во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность младшего школьника - это деятельность, которая учитывает особенности обучающихся, направления на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учен...

Проект "Формирование экологической культуры школьников через внеурочную деятельность»

Объект исследования. Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию и образованию школьников. ...


 

Комментарии

Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества. Она является требованием времени, так как обеспечивает системный подход в воспитании, активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. В нашем классе функционирует воспитательная система «Личность, семья, школа, общество».