Методическая разработка урока Воды
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Вода преподносит нам свои уроки на протяжении всей истории цивилизации. Опыт челове­чества, его достижения и ошибки заставляют нас вновь и вновь переосмысливать, казалось бы, привычные вещи. Будем объективны. Проблемы с водой открывают сегодня новостные блоки газет и телевизионных передач. Мы обязаны признать, что вода- самый ценный природный ресурс, который не терпит небрежного и неуважительного отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chepelnikova_t.yu_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 383 Красносельского района

 

СЦЕНАРИЙ

внеклассного мероприятия

по этнокалендарю

Тема:

«Матушка - водица – всему царица»

        Учитель начальных классов

        Чепельникова

        Татьяна Юрьевна

Санкт-Петербург

2017 год

Цели:

  1. Расширить и углубить представления учеников о воде и ее свойствах
  2. Развивать речь детей
  3. Воспитывать бережное отношение к воде
  4. Способствовать эмоциональному развитию детей
  5. Создавать условия для развития чувства сопереживания, сочувствия, осознания, необходимости бережного отношения к природе, ее богатствам

Оборудование:

  1. Глобус
  2. Ноутбук
  3. Мультимедийный проектор
  4. Экран
  5. Фотографии с изображением земного шара, воды и т.д.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I Вступление

        Появляется девочка в костюме «воды»

        Музыка, слайд №1

Загадка:         Меня пьют,

                Меня льют,

                Всем нужна я.

                Кто я такая?

                                        (Вода)

Учитель: Сегодня будем говорить об одном из самых ярких чудес природы – о воде. 22 марта «Всемирный день воды».

        Слайд №1  (Тема)

Учитель: Поднимите руки, кто раньше уже слышал, что есть такой праздник? 

        Этот праздник «молодой», учрежден Международной ассоциацией водоснабжения и отмечается с 1993 года во многих странах мира.

        Как вы думаете, почему было принято решение отмечать День воды?

(Цель привлечь внимание людей к проблеме охраны воды, улучшения ее качества, что бы сохранить для будущего поколения)

Учитель: Прочитайте русскую пословицу «Матушка – водица – всему царица».

        Как ласково называет наш народ воду? (Матушка)

        Почему? (Матушка дает нам жизнь)

Учитель: с 1995 года этот праздник отмечается и в России под девизом «Вода – это жизнь»

        Почему воду называют «Царица»? Какое преимущество имеет царица? (Власть)

1-й выступающий: Вода сильнее всех в природе. Она сносит все на своем пути. Ученые считают, что жизнь на нашей планете зародилась в воде.

        Слайд№2,3,4,5 (море, шторм, цунами, водопад), Музыка

Учитель: Перед вами глобус – модель Земли.

        Что обозначено синим и голубым цветом? (Вода)

        Зеленым и коричневым? (равнины, горы, суша – материки)

        Раскручиваю глобус вокруг оси.

        Какой цвет преобладает? Почему? (Воды больше)

        На Земле большую часть занимают водные пространства. Это МИРОВОЙ ОКЕАН.

        Слайд №6 «Диаграмма»

Учитель: Попробуем взглянуть на Землю со стороны. В наш космический век это сделать легко. Представим, что мы космонавты и наблюдаем нашу планету с орбиты космической станции.

        Слайд№7 , музыка

Учитель: вот так выглядит Земля из космоса, она напоминает гигантскую водяную каплю, из которой выступают 6 кусков суши, именно их мы, люди, гордо называем материками.

        Все чаще говорят, что нашу планету следовало бы назвать не планета Земля, а планета «Океан».

        Давайте сегодня с этой маленькой каплей воды совершим путешествие в этот загадочный мир воды.

II. Три состояния воды

 Слайд №8 Отгадки Какая бывает вода

Учитель: Вода окружает нас везде. Попробуем разгадать загадки о воде.

Люди ждут меня, зовут.

А приду к ним – прочь бегут

                                (Дождь)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем – не найдем

                                (Роса)

Кругом вода,

А с питьем беда

                        (Море)

Летом бежит,

А зимой стоит

                        (Река)

Не море, не земля

Корабли не плавают

И ходить нельзя.

                        (Болото)

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет.

                                (Иней)

Я вода, да поводе плаваю.

                                (Лед)

Учитель: Почему лед плавает по воде? (Легче)

Между кристаллами воды есть воздух.

Он пушистый, серебристый.

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

                                (Снег)

Пушистая вата

Плывет куда-то,

Чем вода ниже,

Тем дождик ближе.

                        (Облака)

Сивые кабаны все поле облегли.

                                        (Туман)

Учитель: Вода – удивительное вещество. На Земле она одновременно находится в 3-х состояниях.

        Слайд №9

        Игра  «Убери лишнее»

  1. Снег, Лед, Пар, Град, Иней;
  2. Дождь, Снег, Роса;
  3. Туман, Облака, Дождь.

Учитель: Вода способна переходить из одного состояния в другое.

        Слайд №10

        Игра «Кто быстрее» (Молчанка, сигнализируем карточками определенного цвета) Слайды №11-20

  1. Температура кипения воды равна в 0С:
  • 1000
  • 100 *
  • 10

  1. Температура плавления люда равна в 0С:
  • 0 *
  • - 10
  • - 5

  1. Чистая вода имеет цвет:
  • Голубой
  • Зеленый
  • Не имеет *

  1. Чистая вода имеет вкус:
  • Горький
  • Не имеет *
  • Сладкий

  1. Чистая вода имеет вкус:
  • Резкий
  • Не имеет *
  • Слабый

III Свойства воды

Учитель: Решим головоломку. Вместо вопроса поставьте предлог и вы узнаете физические свойства воды. (Без цвета, без вкуса, без запаха)

IV Роль воды

        Вода, ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

        Тебя невозможно описать,

Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты нужна для жизни,

Ты – сама жизнь, ты самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент – Экзюпери

Учитель: Врядли можно сказать о воде лучше, чем сказал Антуан де Сент – Экзюпери в своей известной сказке «Маленький принц»

        Слайд №21

Учитель: Вода нужна всем живым организмам: человеку.

Зачем и почему она необходима человеку, как люди используют воду? (Умываются, пьют, готовят еду, моют посуду, полы, стирают белье, в отоплении)

2-й выступающий: Установлено, что тело взрослого человека на 70% состоит из воды. Если человек весит 70 кг, то в нем 40-50 кг воды или 4 ведра.

3-й выступающий: Потеря 10-20 % воды для человека смертельна. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды 5-6 дней.

4-й выступающий: Дожив до 60 лет человек выпивает 50 тонн воды – целую цистерну. В сутки человеку нужно 2-3 л.

Учитель: Кто еще не может жить без воды? (животные)

5-й выступающий: Слону в сутки нужно – 90 литров

        Слайд №22

5-й выступающий: Верблюд за 1 раз может выпить 120 литров

        Слайд №23

Учитель: Что еще в живой природе не может без воды? (Растения)

6-й выступающий: Растения на 4/5 состоят из воды. Что бы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 ведер воды = 300 литров. Без воды растения увядают и могут погибнуть

        Слайд №24

Учитель: Какой же можно сделать вывод?(Вода нужна растениям, животным, людям – без воды нет жизни)

 Физкультминутка Слайд №25 

Учитель рассказывает, дети показывают

     Маленькое семечко попало во влажную землю, пригрело солнышко и появился маленький росток. Он поднимался все выше и выше, тянулся к солнцу. Появился лепесток, еще и еще, зашелестели листочки. Но солнце грело так сильно, что почва начала пересыхать, зеленое чудо стало увядать.

    Вдруг набежала тучка, она решила помочь маленькому растению,  и пролился на землю теплый летний дождь. Наполнилась почва живительной влагой. Вновь поднялся лепесток и потянул свои листочки к солнцу.

V Пресная вода

Учитель: 

С давних пор человек селился вдоль водоемов. Вода обеспечивала людям пропитание и удобные пути сообщения. Но не только практические цели руководили людьми при выборе места для поселений. Человеку всегда присуще чувство красоты. Именно эстетическое чувство определяло выбор территории. Ведь приятно жить возле озера, реки, моря или океана.

Однако многие города ощущают острый недостаток воды. Например Нью-Йорк и его предместья расположены на берегу нескольких рек и океана. Токио на острове в Тихом океане. Париж, Гонконг, города в центре и на юге России испытывают «Водный голод».

Вспомните загадку: «Кругом вода, а с питьем беда». (Море)

Водой заполнены моря и океаны, но человек не может использовать эту воду. Почему? Какая нам нужна вода? (Пресная)

7-й выступающий: Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 10 л приходится 2 л пресной воды. Не вся пресная вода может быть использована. Большая ее часть находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды.

Слайд №26

        Слайд №27  Диаграмма

Где содержится доступная для человека вода 1 %? (В реках, в озерах, родниках, грунтовых подземных водах) 

Угадай слово

А

А

Это озеро чудес, самое древнее из земных озер, самое глубокое из пресноводных бассейнов мира. Расположено на территории нашей страны.

        Слайд №28 «Байкал»

1-й выступающий: Байкал представляет огромную каменную чашу, которую заполняют ни много, ни мало 336 рек, а вытекает всего одна – Ангара. В некоторых места его глубина 1620 м.

Учитель: Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки называют его морем «Славное море – священный Байкал» Слайд №29

2-й выступающий: Байкал – значит «богатое озеро». Оно и впрямь богато, в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса, в глубине окружающих его гор – залежи полезных ископаемых. Слайд №30

3-й выступающий: А самое главное богатство – байкальская вода. Самая чистая, пресная и вкусная в мире вода. На глубине 30 метров можно рассмотреть дно.

        Слайд №31

4-й выступающий: В Байкале не мало таких животных, которые нигде больше не встречаются. Байкальский тюлень (нерпа),  Слайд №32 рыба – омуль

        Слайд №33

Учитель: В сказках герои пользуются живой и мертвой водой, но сегодня и в реальной жизни можно встретить «мертвую воду». Непригодной для жизни ее делает сам человек. Почти каждый день с теле экранов, по радио, со страниц газет и журналов мы слышим тревожные вести об очередной экологической катастрофе, происходящей в том или ином районе мирового океана.

        Я ночью проснулся

        Мне кто-то сказал:

        «Мертвое море – Священный Байкал»

        Я на себе почувствовал взор.

        Будто я моря убийца и вор

        Когда ты болеешь, все мы больны

        Байкал, ты – хрустальная печень страны!

        И кто-то добавил из глубины:

        «Байкал – заповедная совесть страны».

        Надо вывешивать бюллетень,

        Как себя чувствует омуль, тюлень.

        Что бы никто никогда не сказал

        «Мертвое море – священный Байкал»

А. Вознесенский «Озеро»

Учитель: «Человек разумный» использует запасы воды неразумно расточительно.

VI Нева

Учитель: Ни один город мира не может жить без воды.

Как работает вода в нашем городе?

        Слайд №34 Диаграмма «Солнце»

Для каких из перечисленных видов использования вода должна быть чистой? (Практически для всех)

Учитель: В нашем городе вода – одна из главных достопримечательностей.

        Слайды Невы №35-41, музыка

На берегах какой реки построен наш город? (Невы)

Из какого озера вытекает Нева? (Ладожского. Раньше называлось «Нево», в переводе Финское море)

        Слайд №42

Учитель:

Ладожское озеро – самое большое в Европе и второе по величине после Байкала пресноводное озеро в нашей стране. Слайд №43

        Это крупный накопитель, куда несут свои воды р. Свирь, Вуокса и Волхов из озер меньшего размера Онежского, Сайма, Ильмень.

        А из Ладожского озера вытекает лишь одна река Нева.

        Слайд№44

Какова длина реки? (74 км)

Учитель: Нева широкая, глубокая река с сильным течением. В Неву впадает 26 рек и речек. Самая многоводная Ижора, самая длинная Тосна (121 км), самая загрязненная Охта.

Куда впадает Нева? (Финский залив)

Учитель: Водная система Невы раскинулась на огромной территории нашей области. Пригороды Санкт-Петербурга – любимое место отдыха горожан. Многие имеют в этих местах дачи. Мы любим проводить выходные и каникулы на природе. На этой карте вы показали места, где вы отдыхаете.

        Схема + флажки

Учитель:  Вот недавно был какой случай.

        Стихотворение «случай на реке»

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти

Тут сидят и там сидят,

Отдыхают, как хотят сотни взрослых и ребят

Мы по бережку прошли и поляночку нашли,

И на солнечной полянке тут и там пустые банки,

И, как будто нам на зло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо…

  • Эй, ребята! – Крикнул Дима –

Вот местечко хоть куда! Родниковая вода,

Чудный вид, прекрасный пляж, -

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли –

Веселились, как могли,

Отдохнули и ушли.

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Везде размокшие баранки…

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти.

Учитель: Правильно ли поступили ребята? О каких правилах поведения на природе они забыли?

        Слайд №45,46,47 «Бутылки на Неве», р. Дудерговка

Учитель: Заполняя реки мусором, мы люди не задумываемся, что эта вода попадает к нам в дом.

VII Откуда пришла вода к нам в дома?

Спросил на днях малыш сосед у струйки, льющейся из крана: «Откуда ты?» Вода в ответ: «Издалека, из океана!»

Учитель: К нам в дома вода приходит очищенная. Об этом позаботился водоканал.

        Слайд №48 «Эмблема водоканал»

Мы с вами побывали в музее «Мир воды» …

        Слайд №49 «Музей, водовоз»

… Узнали сколько людей должны потрудиться, что бы вода пришла в нам в дома.

А какие животные помогают людям следить за чистотой водопроводной воды? (Раки)

        Слайд №50

Учитель: Почему человек позвал их на помощь? (Живут в чистой воде)

Какой метод очистки воды стал применять Водоканал  С-Пб, заменив употребление химического вещества хлора? (Ультрафиолетовые лучи)

Процесс очистки воды очень дорогой, но очень часто можно увидеть, как из плохо закрытого крана капает или даже течет вода.

Установлено, что за месяц, по каплям зря уходит 400 литров (40 больших ведер)

На партах конверт – секрет.

Достать

Капельки – напоминания о бережном отношении к воде. Прикрепите дома около крана

Воду зря на выпуская,

Закрывай покрепче кран!

Чтоб не вытек океан.

Физкультминутка на экране Слайд №51

Учитель: Человек берет чистую воду «взаймы» у природы, а отдает использованную – загрязненную. Но перед тем, как выпустить такую воду в Финский залив на специальной станции ее очищают.

        Слайд №52 «Станция аэрации»

VIII Родник

Учитель: Мы с вами говорим о легкодоступной воде, которая находится на поверхности суши. А есть на Земле подземные запасы воды. Есть на нашей планете места, где вода фонтанами бьет из под земли, причем вода не холодная, а горячая.

Как называются эти источники? (Гейзеры)

        Слайд №53

В Исландии такая вода поступает в дома по трубам отопительных батарей.

Учитель:  А теперь представите летний день.

Жарко.  Слайд №54

Родник – маленькое чудо природы

и глоток этого студеного кристально-чистого чуда.

Родники называют – волшебными бусинками России, волшебными сказками природы.

Почему же вода в роднике кристально чистая?

        Опыты

Учитель: Наши ребята – исследователи провели опыты, пропустили воду через почву, песок, глину. Узнаем, у них что же они заметили (Через почву и песок вода проходит лучше, чем через глину)

Вот так бывает и в природе. Вода, проходя через почву и песок – фильтруется, очищается, задерживается на глине, скапливается в виде подземных вод.

        Слайд №55 «Родник, схема»

Учитель: Подземные воды выходя на поверхность образуют родники, а те в свою очередь несут воду в моря и океаны.

        Люди бережно охраняют родники, делают их заметными издали, что бы усталые путники могли утолить у них жажду и становились счастливыми.

        Музыка №56 «Родник», песня.

Учитель: Маленькая капелька помогла нам совершить путешествие в мир царицы – водицы. Сейчас она испарится и в виде пара поднимется к облаку, на котором находятся ее сестры капельки

В природе путешествует вода,

Она не исчезнет никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает и снова в поход,

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дожем обернется.

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде  всегда!

Эта волшебница – наша вода!

Учитель: Но капелька с нами не прощается, пройдет время и она снова вернется к нам в виде дождя или снега. Потому что на Земле происходит круговорот воды .

        Слайд №57

Ученые говорят, что вода имеет память, мы столько добрых слов говорили о воде. Предлагаю вам испить родниковой водички, медленными глоточками с добрыми мыслями о ней. И мы почувствуем, как каждая клеточка нашего организма наполнится живительной влагой матушки водицы, а мы становимся маленьким звеном в этом круговороте воды.

        Вода – чудесный дар природы

        Живой, текучий и свободный,

        Картины нашей жизни красит

        В своих трех важных ипостасьях,

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана на земь льется,

То застывает тонкой людинкой,

Красиво названной снежинкой,

То обретает легкость пара:

Была – и вдруг ее не стало.

Великий труженик – водица,

Ну как же ей не восхититься!

Она плывет над облаками,

Поит снегами и дождями,

И разрушает, и наносит,

И так заботы нашей прости!

Слайд – шоу «Вода» – 3 минуты

Литература

  1. Корякина Н.И., Кириллов П.Н., Жевлакова М.А. Вода в Санкт-Петербурге: сегодня и завтра. - Уроки воды. Методические рекомендации для педагогов.
  2. Энциклопедия для детей. География. - Москва «Аванта +» 1994 г.
  3. Г.П. Пивоварова. По страницам занимательной географии. Книга для учащихся 6-8 классов. М. Просвещение, 1990 г.
  4. Начальная школа 18/2005
  5. Газета «Последний звонок» 12/2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Круговорот воды в природе"

Включает конспект урока и презентацию, которая используется на  уроке окружающего мира во  2 классе при изучении нового материала....

Методическая разработка урока-здоровья "Друзья Вода и Мыло"

Занимательный материал об элементарных навыках гигиенической культуры....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» с использованием здоровьесберегающих технологий и применением мультимедийной презентации

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит». Цели : Образовательные:-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;- сформировать у детей представления о том, как...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ "ВОДА"

Цель урока:формирование    образовательных   компетенций   (информационных,    коммуникативных,      креативных,...