Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Башмакова Ксения Максимовна

Тема урока: «Государственный бюджет»

Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.                                                                                         

Планируемые результаты:

  • Предметные: усвоить понятия «бюджет», «налоги», «доходы и расходы».
  • Личностные: расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе, проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по окружающему миру; понимать причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализе и самоконтроле результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока41.05 КБ
Файл Презентация к уроку86.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

Выполнила студентка 41 гр.

Башмакова Ксения

Проверил:

Макрута Т. И.

Отметка:

Дата:

14.03.2018 г.

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 Б

Тема урока: «Государственный бюджет»

Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.        

Планируемые результаты:

  • Предметные: усвоить понятия «бюджет», «налоги», «доходы и расходы».
  • Личностные: расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе, проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по окружающему миру; понимать причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализе и самоконтроле результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.


Тип урока:
 открытие нового знания

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

1 мин.

Приветствие.

Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

3 мин

Выполнение кроссворда.

На прошлом уроке вы изучали тему «Деньги». Давайте проверим, что вы запомнили.

http://nsc.1september.ru/2010/06/1.gif

1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...

Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.

– Молодцы! Вы тоже сегодня за свой труд будете получать плату в виде вот таких денег (учитель показывает фишки). И первую зарплату получают те, кто правильно ответил на вопросы кроссворда.
Какое слово открылось в нашем кроссворде? (бюджт)

Отвечать на вопросы по материалам прошлых уроков.

К: участвовать в учебном диалоге; формулироватьответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

Практический: работа у доски.

2 мин.

Самоопределение к учебной деятельности.

- Где можно услышать или увидеть это слово?

- А что обозначает это слово?

- Что нужно сделать, чтобы узнать значение слова?(Обратиться к словарю.)

- Верно. А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть?

(Словарь иностранных слов.)

Тексты слайдов появляются на доске.

-  Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает...

 (читают слайд ). «Денежная сумка».

- Теперь давайте заглянем в Толковый словарь русского языка и посмотрим там значение данного слова.

 (читают слайд ). «План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год)».

– Итак, бюджет – это план доходов и расходов. В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный.

Сделайте предположение, с каким из этих бюджетов мы сегодня познакомимся. Почему?

- Верно, с государственным, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства.

- Тема нашего урока – «Государственный бюджет». На этом уроке мы с вами выясним, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», для того чтобы на следующем уроке вы смогли эти знания применить уже к теме «Семейный бюджет».

Работать в парах.

Классифицировать.

Отвечать на вопросы.
Формулировать тему и цель урока.

К:участвовать в учебном диалоге; формулироватьответы и выводы; строить речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником.

Словесный: беседа.

15 мин.

Беседа.

Итак, мы выяснили, что бюджет – это...(План доходов и расходов).

У. Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое исследование.

Часть 1. «Доходы бюджета»

К доске вызывается 3 ребенка. Им выдается по карточке. (1. Зарплата за февраль. 2. Выигрыш в лотерею. 3. Прибыль от продажи конфет).

 - Дима получил зарплату за январь. Александра выиграла в лотерею 10 тысяч рублей. Влад – директор кондитерской фабрики и он получил большую прибыль от продажи конфет.

Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвите кусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? (У нас получилось две части).

- Давайте представим, что я – это наше государство, а сумка (показать сумку) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль.

- Большую часть оставьте себе, а меньшую положите мне в сумку. -Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую? (Меньшую).

-Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? (налог).

- Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему?

- Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.

(Налогоплательщик.)

Молодцы! Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?

- Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.

- Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей?

(Налоговые инспекторы).

Замечательно! Закончите мою мысль: доходы государства – это...

(Налоги с граждан и предприятий).

-  Итак, налоги поступили в бюджет.

Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?

(Потом их расходуют).

Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

Отвечать на вопросы.  

Читать текст учебника.

Отвечать на вопросы.  

П: дополнять и расширять знания.

П:извлекать необходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р:

Осмыслять учебный материал; действать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать ответы;

Физкультминутка

- Давайте сделаем перерыв и проведём динамическую минутку:

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Выполнять упражнения.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа в группе.

Практический: работа с учебником.

10 мин.

Часть вторая нашего исследования – «Расходы бюджета». 

- У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте вместе выясним, что это за сферы. (Стр….)
- Давайте рассмотрим таблицу

- Откройте тетради на и найдите задание 2. Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.(Учителя, воспитатели и т.д.)

- Итак, в государственном бюджете есть определенная сумма (отрезанные части карточек). Давайте определим, как мы ее будем расходовать.(Называют куда мы можем израсходовать бюджет)

- Сколько мы израсходовали? (Все.)

- Значит, в нашем бюджете доходы...(Равны расходам.)

- А теперь подведем небольшой итог. Скажите, какая ситуация допустима для бюджета страны?

( Доходы больше расходов, доходы равны расходам.)

Работать в паре.

Анализировать.

Отвечать на вопросы.  

К: формулировать ответы;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа в печатной тетради.

4 мин.

В рабочей тетради выполним задание 1. (фронтально)

- Мы повторили все необходимые знания для написания самостоятельной работы. Ответьте на вопросы письменно.

1. Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка?

2. Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?

3. Как называют человека, который платит налоги?

4. Кто контролирует начисление и уплату налогов?

5. Как называют деньги, которые поступают в бюджет?

6. Как называют деньги, которые тратят из бюджета?

7. На какие сферы государство расходует деньги?

8. Какой бюджет считается лучшим?

9. Как называется план доходов и расходов?

Самостоятельно работать в тетрадях.

П.: искать и извлекать информацию

Р.:

Применять освоенные способы действия.

VII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа.

Словесный: устная рефлексия. 

2 мин.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?  

Какую цель перед собой поставили?

Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

Кто получил «зарплату» сосчитайте, сколько у вас денег. Те кто заработали больше всех – получают оценку за работу на уроке.

Домашнее задание:

Р.т с 46-47

Отвечать на вопросы.

Производить рефлексию.

Оценивать свою работу на уроке.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.

Зарплата за февраль

Выигрыш в лотерею

Прибыль от продажи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственный бюджет

Слайд 2

Б А Р Т Е Р К У П Ю Р Ы Д Е Н Ь Г И С Б Е Р Е Ж Е Н И Я Ц Е Н А П Л А Т А

Слайд 3

Бюджет - денежная сумка . Бюджет - План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год ).

Слайд 4

Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству . Налогоплательщик – тот, кто платит налоги Налоговые инспекторы – те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги

Слайд 5

(налоги с граждан и предприятий) Доходы = Расходы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Животноводство». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Животноводство»Цели урока: познакомить с отраслью сельского хозяйства – животноводством, особенностями разведения и содержания домашних животных; воспитывать любовь к жи...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Растениеводство». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Растениеводство»Цели урока: познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; учить различать и группировать культурные растения....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Животноводство». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Животноводство»Цели урока: познакомить с отраслью сельского хозяйства – животноводством, особенностями разведения и содержания домашних животных; воспитывать любовь к жи...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Государственный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственном бюджете; формирование понятий «бюджет, доход, расход, налоги»; применение знаний о бюджете в повседневной жизни.Плани...

Конспект урока окружающего мира.Тема: "Наши ближайшие соседи" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений детей  о странах, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные: Знать название стран и столиц,...

Конспект урока окружающего мира.Тема: "На севере Европы" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений детей о странах, которые находятся на севере ЕвропыПланируемые результаты:Предметные: Знать название стран и столиц, находящихся на севере Европы....

Конспект урока окружающего мира.Тема "Наши ближайшие соседи"(УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: "Наши ближайшие соседи."Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с государствами - ближайшими соседями России;     совершенствование умений работы с ...