Конспект урока окружающего мира по теме " Природные богатства и труд людей – основы экономики". Презентация к уроку.
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Потапова Светлана Викторовна

Этот материал можно использовать в любом УМК, а также и на классном часе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме:

« Природные богатства и труд людей – основы экономики».

Учитель: Потапова С.В.

Педагогическая
цель

Создать условия для ознакомления учащихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «труд людей», «потребность».

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Дать понятия : природные богатства, полезные ископаемые, умственный труд, физический труд, вода, воздух, почва, растение, животное;

Познакомить: с классификацией природных богатств, с планом изучения природных богатств, со значением природных богатств, с трудом людей;

Формировать навыки: различий природных богатств, различий труда

Установить взаимосвязь между природными богатствами и трудом людей;

Познакомить с естественнонаучными методами: наблюдение за значение природных богатств, моделирование классификации природных богатств;

Подготовить к обучению в средней школе: к экономике, географии, обществознанию

Личностные
результаты

-проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса;
-проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
-проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
-определять личностный смысл учения;
-проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных 
социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций.

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – имеют сведения об экономике, о факторах, составляющих основу экономики соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Основное содержание темы, понятия
и термины

Экономика, природные богатства, капитал, труд людей, потребность, товар, услуги, профессия

Образовательные
ресурсы

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Мотивация

1-2 мин

- Девизом нашего урока будет датская пословица. Как вы понимаете ее смысл?

Высказывают свое мнение.

К : настрой на урок

Мотивационный

Словесный: беседа

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

-На прошлом уроке мы начали изучение большого раздела «Экономика».

- Что такое экономика? В чём состоит главная задача экономики?

( Удовлетворение разнообразных потребностей людей).

- Что такое потребности? (Всё, что нужно людям для жизни.)

-Приведите примеры потребностей.

- Что такое товары? (Товары - это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.)

- Что такое услуги?  (Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности)

Отвечают на вопросы

К : участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Актуализация знаний

Словесный: ответы на вопросы

работа в группах

-Строительство дома человек начинает с возведения фундамента. Это его основа, на которой держится здание. От фундамента зависит, насколько строение будет прочным и долговечным.  В экономике тоже есть своя основа. (На доске появляется надпись  «ОСНОВА ЭКОНОМИКИ»)

-Во 2 классе мы узнали, как природные материалы превращаются в разнообразные вещи. Давайте вспомним, как создаются изделия и предметы, которые окружают нас в повседневной жизни.

можете воспользоваться планом.

 1 группа – ластик

2 группа –  карандаш

3 группа -  тетрадь

          Назовите предмет.

  1. Из какого основного материала он изготовлен?
  2. В каком виде этот материал встречается в природе?
  3. Использовался ли труд людей для получения, данного предмета?
  4. Какой путь прошёл природный материал до получения, данного предмета?
  5. Использовались ли дополнительные материалы (краска, клей, лак и др.)?
  6. Сделайте вывод, что использовалось для изготовления предмета.

Отвечают на вопросы

Работают в группах.

Р : осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя

Постановка учебной задачи

- Постарайтесь сформулировать тему урока. (Природные богатства и труд – основа экономики)

-Какую цель поставим перед собой?  (Узнать, почему природные богатства и труд являются основой экономики.)

Формулируют тему урока

Р : действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Решение частной задачи

Презентация группы «Экологи»

Словесный: беседа

Практический: работа в группах

Физминутка

Презентация группы «Экскурсоводы»

Словесный: ответы на вопросы

Презентация группы «Журналисты»

Практический: работа с учебником

Работа по теме урока

-При подготовке к уроку в нашем классе были образованы три группы: журналисты, экологи, экскурсоводы. Перед каждой группой был поставлен вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг». Для ответа на вопрос каждая группа занималась исследовательской работой по определённой теме:

Экoлoги – «Знaчение прирoдных бoгaтств в экoнoмике».

Экскурсoвoды – «Вклaд предприятий в экoнoмику нaшегo крaя».

Журнaлисты – «Знaчение трудa людей в экoнoмике. Вaжнoсть выбoрa прoфессии».

Выступление групп.

Группа «Экологи». (В ходе работы дети создали презентацию «Природные богатства»)

- Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. К ним относятся воздух и вода, полезные ископаемые и почва, растения и животные.
При производстве товаров и услуг необходимо охранять природные богатства.

1уч.- Без воздуха  невозможна жизнь на Земле. Воздух во многих странах используют для выработки электроэнергии. Это экологически чистое и экономное производство.

2 уч.- Вода - это настоящий созидатель всего живого, один из главных «строительных материалов».

Эта бесцветная жидкость делится на три вида: пресная, соленая, рассолы. Это единственное вещество, которое может быть в природе в 3-х состояниях – твердом, жидком и газообразном.

Оно обладает особенностями, которые имеют большое значение для таких процессов, как, например, формирование климата планеты и рельефа.

Без воды Без воды остановятся заводы и фабрики, закроются столовые и прачечные. Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика.

3уч.- Полезные ископаемые Полезные ископаемые используются в сельском хозяйстве, в промышленности, в строительстве и т. д.
Без них невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания. Промышленное производство и строительство также нельзя представить без полезных ископаемых

К полезным ископаемым относятся: камни, нефть, песок, природный газ, железная руда, каменный уголь, соль и т.д. Например, камни используют для облицовки стен зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для.

В Московской области добывают ряд полезных ископаемых осадочного происхождения. Большая часть из них идет на нужды строительства. Московская область занимает первое место в Центральном экономическом районе России по степени освоения минеральных богатств. а первом месте по объему добычи находится торф, он добывается в основном на востоке Московской области, в Мещере. Также в Московской области есть большое количество месторождений глин: кирпичных – повсеместно, а огнеупорных – на востоке Московской области. Легкоплавкие и тугоплавкие глины используются для производства строительной керамики. Вблизи города Гжель существует уникальное месторождение глины, на базе которого с 16 века производится знаменитая гжельская посуда.

В Люберецком районе добываются высококачественные стекольные пески. Это сырье использует на Лыткаринском заводе оптического стекла. Помимо стекольных песков в Московской области много месторождений песков строительного назначения, а также гравийные месторождения. Песок и гравий используются для производства силикатного кирпича, асфальта и бетона.

Известняк, доломит, мергель и мел являются карбонатным сырьем. Они применяются для производства извести и цемента, а также в качестве строительного материала. Из белого известняка, добытого в каменоломне села Мячково был построен белокаменный московский Кремль. Месторождения карбонатных пород находятся в южных, юго-восточных и восточных районах области.

В Серпуховском и Егорьевском районах существуют месторождения калийной соли.

На территории Московской области довольно многочисленны источники минеральных вод: под Серпуховом, Клином, Звенигородом. Помимо открытых источников, существует множество пластов на глубине 300-500 м, богатых минеральными водами.

4уч.- Без земли невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания.

Пашни, угодья, луга и поля,

Всё это кормилица наша – земля!

Мы узнали, что в недалёком прошлом, в совхоза выращивали хлебные злаки, картофель, капусту, морковь, свёклу и другие овощи. К сожалению, в настоящее время посевные площади значительно сокращены.

5уч.- Большое значение для экономики имеют растения и животные. Большое значение для экономики имеют растения. Например, древесина идёт на изготовление мебели, бумаги, строительных материалов, многие продукты питания – это растения. важнейших продуктов питания для людей во всём мире.

Многие продукты питания люди получают от животных. Мясо коров, свиней, овец используют как в чистом виде, так и перерабатывают в качестве ингредиентов для других продуктов. Козье молоко ценится за свои лечебные свойства. А яйца домашних куриц можно без страха употреблять в сыром виде. Помимо домашних животных, в качестве пищи используют некоторых диких животных, например лося и кабана. Рыболовство и пчеловодство имеют большое значение не только для пищевой промышленности, но и для лекарственной. 
Вывод группы: Для производства товаров и услуг необходимы природные богатства, но использовать их нужно бережно!

Группа «Экскурсоводы». (В ходе работы дети создали презентацию «Предприятия нашего края»)

- Наша группа экскурсоводов должна была выяснить, как предприятия нашего края влияют на его экономику.

Экономика области более ориентирована на производство товаров, нежели услуг.

В экономике области работает более 20тыс. предприятий и организаций, о некоторых мы готовы вам рассказать.

1.Зингер

2.Подольский аккумуляторный завод

3.Машиностроительный завод

4.Подольский цементный завод

5.Ремит

Вывод группы: Для производства товаров необходимы

 фабрики и заводы.

V.Физкульминутка

Продолжение работы по теме

Группа «Журналисты»

Наша группа работала над проблемой: «Значение труда людей в экономике. Важность выбора профессии».

-Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он требуется для производства любых товаров и услуг.

Профессий очень много. Любому человеку для успешной карьеры надо иметь хорошее здоровье, получить достойное образование и с любовью относиться к своей работе.

- И пoэтому учащимся мы гoвoрим: «Кaкoв мaстер, тaкoвa и рaбoтa», а для этoгo:

1. Берегите свoё здoрoвье.

2. Дoбрoсoвестнo учитесь в шкoле.

3. Пoмните, чтo всякoй вещи свoё место.

4. Помогайте родителям.

- В  жизни есть с кого брать пример. Это наши родители, дедушки и бабушки.

Вывод группы: Для производства качественных товаров и услуг необходимо получить профессию.


VI. Закрепление изученного материала.

1.Чтение текста  в учебнике с. 44 и выполнение задания в тетради  №3c.27

- С помощью учебника закончите высказывания о труде.

2. Выполнение задания в тетради №4  с.27

-Прочитайте задание. Найдите профессии, в которых преобладает физический труд. Подчеркните их одной чертой.

-Найдите профессии, в которых преобладает умственный труд. Подчеркните их двумя чертами.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка)

3. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы скажите существует ли связь между профессиями и какая?

 Каменщик строит жилище,           Пекарь сапожнику к сроку

Платье- работа портного,              Сшить сапоги поручает

Но ведь портному работать            Ну а сапожник без хлеба

Негде без теплого крова!                Много ль нашьет, натачает?

Каменщик был бы раздетым,            Стало быть так и выходит

Если б умелые руки                         Все что мы делаем- нужно

Вовремя не смастерили                    Значит давайте трудиться

Фартук, и куртку, и брюки.               Честно, усердно и дружно.  

Участвуют в беседе

Презентация группы.

Отвечают на вопросы

Участвуют в беседе

Читают текст

Отвечают на вопросы

Работают с учебником

Работают с учебником

Р : осмысляют уч. материал; адекватно воспринимают оценку учителя

П : извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.



П:  осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

П:  осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

Р:  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Итог урока. Рефлексия.

Словесный: беседа

- Оцените свою работу на уроке.

На уроке я  работал …  (активно/неактивно)

Своей работой на уроке я …. (доволен/недоволен)

Материал урока мне был ….   (понятен / непонятен,                                             полезен/бесполезен, интересен/скучен)

VIII. Подведение итогов урока

- Вспомните, пожалуйста, цели нашего урока. Достигли мы их?

- Спасибо за хорошую работу. Молодцы!

 Домашнее задание.

Учебник: прочитать текст с.42-45, ответить на вопросы

Рабочая тетрадь: выполнить задание на с.____

Подводят итоги урока

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Экономика наука о рациональном ведении хозяйства. Задача экономики удовлетворение потребностей людей Потребности людей природные, общественные, материальные Товар вещи , предметы , продукты которые нужны людям для жизнедеятельности Услуги работа , которую люди выполняют для других, удовлетворяют чужие потребности

Слайд 3

План Назовите предмет. Из какого основного материала он изготовлен ? В каком виде этот материал встречается в природе ? Использовался ли труд людей для получения , данного предмета? Какой путь прошёл природный материал до получения , данного предмета? Использовались ли дополнительные материалы (краска, клей, лак и др.)? Сделайте вывод , что использовалось для изготовления предмета.

Слайд 4

Каучук получают из тягучего сока тропического дерева – гевеи. В наше время ластики по-прежнему делаются из каучука, но только искусственного. Его добывают не из сока тропических деревьев – тогда ластики были бы очень дорогими, - а из обыкновенной картошки или опилок. Делают каучук и из нефти. Чтобы ластики лучше стирали, к каучуку примешивают мел.

Слайд 5

Природные богатства и труд людей - основа экономики

Слайд 6

Цель: узнать , почему природные богатства и труд являются основой экономики?

Слайд 7

1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Материал урока мне был 6.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"

Тема урока: Природные богатства и труд людей – основа экономики.Цели урока: сформировать представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Природные богатства и труд людей – основа экономики»...

«План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики".

laquo;План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики"....

тест по окружающему миру 3 класс Природные богатства и труд людей-основа экономики

тест по окружающему миру 3 класс Природные богатства и труд людей-основа экономики...