КТП Окружающий мир 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Донская Снежана Степановна

КТП окружающий мир 4 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_okruzhayushchiy_mir.docx135.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС (34 ч)

п/п

       

Дата

Тема учебного

занятия

Основные виды деятельности

                 учащихся

Форма органи

зации

образ-ого процесса

Планируемые результаты

МТО

план

факт

     Предметные

  Метапредметные

    Личностные

1 четверть – 9 ч

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1

Мир глазами астронома.

- Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;

- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- рассказывать о мире, с точки зрения астронома;

- работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;

- извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;

- работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- узнавать изученные объекты  неживой природы (строение Солнечной системы);

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их  существенные признаки;

- использовать различные справочные издания в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

Обучающийся получит возможность научиться:

- моделировать объекты реального мира с использованием пластилина

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций;

- формирование действий замещения и моделирования (выявления свойств объектов и создания моделей);

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-осуществлять констатирую

щий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Коммуникативные УУД:

- использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;

- учитывать и координиро

вать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

-   Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерас

точительного, здоровьесберегаюшего поведения;

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Учебник, рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учеб

нику, текст о Солнце,

энцикло

педии, пласти

лин, тест

2

Планеты Солнечной системы.

- Понимать учебные задачи урока и стремиться её выполнить;

- на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;

- различать планеты и их спутники;

- работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;

- практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

- устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;

- работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа);

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие +

практи

ческая работа

Обучающийся научится:

- узнавать изученные объекты  неживой природы: планеты Солнечной системы,

перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров;

- устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;

Обучающийся получит возможность научиться:

наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа);

Познавательные УУД:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,          алгоритмизация действий;

принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные УУД:

- использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;  

-  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

- Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерас

точительного, здоровьесберегаюшего поведения;

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учеб

нику, тел

лурий, тест

3

Звёздное небо — Великая книга Природы.

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;

- моделировать изучаемые созвездия;

- определять направление на север по Полярной звезде;

- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- узнавать изученные объекты  неживой природы,

находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;

- определять направление на север по Полярной звезде

Обучающийся получит возможность научиться:

- моделировать изучаемые созвездия

Познавательные УУД:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

-   Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерас

точительного, здоровьесберегаюшего поведения;

- адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности;

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учеб

нику, атлас-

определитель, тест

4

Мир глазами географа.

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- сравнивать глобус и карту полушарий;

- сравнивать географическую карту и план;

- находить условные знаки на карте полушарий;

- обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;

- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

- извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов (глобус, карта, план)

Обучающийся получит возможность научиться:

- извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

Познавательные УУД:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Регулятивные УУД:

-целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка  действий;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;    

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

   Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

внутренней позиции обучаю

щегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необход

имости учения, выраженного в преобладании учебно-познава

тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учеб

нику, глобус, географи

ческая карта, карточки для индивидуальной работы,

тест

5

Мир глазами историка.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- составлять рассказы о мире, с точки зрения историка;

- характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;

- обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

- посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся получит возможность научиться:

 готовить рассказ на основании  экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

Познавательные УУД:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учеб

нику,

тест

6

Когда и где?

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

- обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях;

- работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- определять по «ленте времени» век исторического события,

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать с исторической картой

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулиро

вать познавательную цель;

 - искать и выделять необходи

мую информацию;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учеб

нику,

карточки лента времени, кроссворд, тест

7

Мир глазами эколога.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать о мире, с точки зрения эколога;

- работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;

- знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;

- находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать ценность приро

ды и необходи

мость нести ответственность за её сохране

ние, соблюдать правила эколо

гичного поведе

ния в школе и в быту и природной среде

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать в сотрудничест

ве с учителем и одноклассника

ми необходимые действия;

- преобразовывать практичес

кую задачу в познавательную

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совмест

ной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников

Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

- устойчивый  учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учеб

нику,

рисунки: банка, капля, пальма, ватман, каранда

ши, конверт с деформированными пред

ложениями,

тест

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

- различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;

- работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги;

- читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений;

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- различать объекты Всемирного природного и культурного наследия

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать ценность приро

ды и необходи

мость нести ответственность за её сохране

ние, соблюдать правила эколо

гичного поведе

ния в школе и в быту и природной среде

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, делать обобщение, выводы, извлекать информацию;

- формирование логических действий сравнения,  классификации природных  объектов на основе их внешних признаков;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерасточитель

ного, здоровьесберегаюшего поведения;

- осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учеб

нику, слайды  «Семь чудес света», Красная книга,

тест

9

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу  «Земля и человечество».

- Выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Тест

Обучающийся научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

Обучающийся получит возможность научиться:

- планировать, контролировать и оценивать учебные дейст

вия в процессе познания окружа

ющего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД:

 - формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка         действий;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственные высказывания

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- адекватное понимание причин успешности и неуспешности учебной деятельности;

Учебник,

рабочая тетрадь

2 четверть – 7 ч

Раздел «Природа России» (11 ч)

10

Равнины и горы России.

-  Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;

- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;

- различать холмистые и плоские равнины;

- характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;

-  выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;

-  работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- сравнивать, характеризовать  формы земной поверхности России (равнины, горы) на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

-  работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;

- готовить небольшие презентации, используя ИКТ

Познавательные УУД:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерасточитель

ного, здоровьесберегаюшего поведения;

- выраженная устойчивая  учебно-познавательная мотивация учения

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учеб

нику, кросс

сворд,

физическая карта России

11

Моря, озёра и реки России.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-  работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

- различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;

- характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

- находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

- работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;

- готовить сочинения на тему урока;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;

- готовить сочинения на тему урока;

Познавательные УУД:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерасточитель

ного, здоровьесберегаюшего поведения;

- выраженная устойчивая  учебно-познавательная мотивация учения

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учеб

нику,

физическая карта России, тест

12

Природные зоны России.

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  •    работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;
  • устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами;

—    находить на карте природных зон области высотной поясности;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- различать природные зоны России;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать ценность приро

ды и необходи

мость нести ответственность за её сохране

ние, соблюдать правила эколо

гичного поведе

ния в школе и в быту и природной среде

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

- целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка          действий;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерасточитель

ного, здоровьесберегаюшего поведения;

- выраженная устойчивая  учебно-познавательная мотивация учения

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику, карта природных зон, слайды пейзажей, растений и животных разных природных зон, тест

13

Зона арктических пустынь.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку;

—        выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами;

—        работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания;

—        рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

—        характеризовать зону арктических пустынь по плану;

—        извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

 - описывать на основе предложенного плана природную зону России, выделять ее  существенные признаки;

Обучающийся получит возможность научиться:

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы, извлекать информацию;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем  одноклассниками необходимые действия;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерасточитель

ного, здоровьесберегаюшего поведения;

- выраженная устойчивая  учебно-познавательная мотивация учения

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику, гербарий, атлас-определитель, карта природных зон, тест

14

Тундра.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте;

- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами;

- работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания;

- рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповсдниках;

- характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;

- изготавливать макет участка тундры;

- извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие +

практи

ческая работа

Обучающийся научится:

 - описывать на основе предложенного плана природную зону России, выделять ее  существенные признаки;

Обучающийся получит возможность научиться:

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения

Познавательные УУД:

- самостоятельно находить информацию в материале учебника, осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать процесс, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерасточитель

ного, здоровьесберегаюшего поведения;

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику, гербарий, атлас-определитель, карта природных зон, кроссворд

тест

15

Леса России.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;

- устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;

- работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания;

- сравнивать природу тундры и лесных зон;

- находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие +

практи

ческая работа

Обучающийся научится:

- описывать на основе предложенного плана природную зону России, выделять ее  существенные признаки

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения, презентации

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы, извлекать информацию;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем  одноклассниками необходимые действия;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерасточитель

ного, здоровьесберегаюшего поведения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику, гербарий, атлас-определитель, карта природных зон, энциклопедии «Я познаю мир. Растения»

«Я познаю мир. Живот

ные»,

тест

16

Лес и человек.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

- обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

- обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;

- совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;

- характеризовать лесные зоны по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе,  в быту и природной среде

Познавательные УУД:

- самостоятельно находить информацию в материале учебника, осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать процесс, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерасточитель

ного, здоровьесберегаюшего поведения;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику, слайды животных и растений, занесенных в Красную книгу, карточки для работы в паре, тест

3 четверть – 10 ч

17

Зона степей.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;

- находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать

о ней по карте;

- устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;

- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания;

- сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

- обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;

- характеризовать зону степей по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- описывать на основе предложенного плана природную зону России, выделять ее  существенные признаки

Обучающийся получит возможность научиться:

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения, презентации

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы, извлекать информацию;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем  одноклассниками необходимые действия;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерасточитель

ного, здоровьесберегаюшего поведения;

- выраженная устойчивая  учебно-познавательная мотивация учения

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику, гербарий, атлас-определитель, карт очки (верно/неверно), энциклопедии «Я познаю мир. Растения»

«Я познаю мир. Живот

ные»,

тест

18

Пустыни.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;

- находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;

- устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания;

- сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;

- обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;

- изготавливать макет участка пустыни;

- характеризовать зону пустынь по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- описывать на основе предложенного плана природную зону России, выделять ее  существенные признаки

Обучающийся получит возможность научиться:

- изготавливать макет участка пустыни

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе,  в быту и природной среде

Познавательные УУД:

- самостоятельно находить информацию в материале учебника, осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать процесс, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерасточитель

ного, здоровьесберегаюшего поведения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику, гербарий, атлас-определи

тель, карта природных зон, карточки  для групп, кроссворд, энциклопедии «Я познаю мир. Растения»

«Я познаю мир. Живот

ные»,

тест

19

У Чёрного моря.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

- устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;

-  работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;

- обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа;

- совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский»;

- обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;

- работать с терминологическим словариком;

-  характеризовать зону субтропиков по плану;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- описывать на основе предложенного плана природную зону России, выделять ее  существенные признаки

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе,  в быту и природной среде

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы, извлекать информацию;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем  одноклассниками необходимые действия;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерасточитель

ного, здоровьесберегаюшего поведения;

- выраженная устойчивая  учебно-познавательная мотивация учения

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику,  карточка «Исправь ошибку»,энциклопедии «Я познаю мир. Растения»

«Я познаю мир. Живот

ные»,

тест

20

 Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу  «Природа России».

- Выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Тест

Обучающийся научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

Обучающийся получит возможность научиться:

- планировать, контролировать и оценивать учебные дейст

вия в процессе познания окружа

ющего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД:

 - формироване логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка         действий;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственные высказывания

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- адекватное понимание причин успешности и неуспешности учебной деятельности

Учебник,

рабочая тетрадь

Раздел «Родной край – часть большой страны» (14 ч)

21

Наш край.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;

-  характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

 -  оценивать свои достижения на уроке.

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- находить на политико-административной карте России свой регион;

- характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

Обучающийся получит возможность научиться:

- рассказывать по карте о родном крае

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы, извлекать информацию;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем  одноклассниками необходимые действия;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

- Находить на карте свой регион и его столицу,

описывать достопримечательности родного края, 

- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

 развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику,  политико-администр. карта России,  карта Новосибирской области, толковый словарь В,И. Даля

22

Поверхность нашего края.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-  описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;

-  обсуждать меры по охране поверхности своего края;

-  изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;

 - работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

-  описывать формы земной поверхности родного края

Обучающийся получит возможность научиться:

-  изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;

- работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с селом

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное, делать обобщение, выводы, извлекать информацию;

- формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

- выраженная устойчивая учебно-познавательной мотивации учения

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику,  

слайды (пустыри, карьеры, свалки в оврагах, терриконы), карточки, физическая карта России, тест

23

Поверхность нашего края

(экскурсия).

- Наблюдать объекты и явления природы;

- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

- фиксировать результаты наблюдений;

- сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

Экскурсия

Обучающийся научится:

- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон

и др.) для записи и обработки информации

Познавательные УУД:

- выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ

Регулятивные УУД:

- действовать по плану, контролировать процесс  и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные УУД:

- работать в парах и малых группах;

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Проявлять интерес к природе своего края.

Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Фотоаппарат, планшет, карандаш,  компас

24

Водные богатства нашего края.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

- моделировать значение водных богатств в жизни людей;

- выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов;

- обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;

- участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану;

- составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

Обучающийся получит возможность научиться:

- моделировать значение водных богатств в жизни людей;

- участвовать в водоохранных мероприятиях в селе;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответст

венность за её сохранение, соблюдать правила экологич

ного поведения в быту, в природной среде

Познавательные УУД:

- извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

- формулировать учебные задачи, планировать, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику,  

карточки для индивидуальной работы, глобус, карта НСО,

плакат «Схема реки», кроссворд, тест

25

Наши подземные богатства.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;

- практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;

- сравнивать изученные полезные ископаемые;

- работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;

- извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;

- обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие +

практиче

ская работа

Обучающийся научится:

- определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого;

 - описывать изученное полезное ископаемое по плану

Обучающийся получит возможность научиться:

- извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;

Познавательные УУД:

- извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

- формулировать учебные задачи, планировать, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику,  атлас-опре

делитель, физическая карта России, карта НСО, коллекция полезных ископаемыхлупа, кроссворд, тест

26

Земля — кормилица.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

- работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами» из книги «Великан на поляне»;

- извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие +

практи

ческая работа

Обучающийся научится:

- различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

Обучающийся получит возможность научиться:

- извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона;

- изготавливать макет разреза почвы;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответст

венность за её сохранение, соблюдать правила экологич

ного поведения в природной среде

Познавательные УУД:

- самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

Регулятивные УУД:

- действовать по плану, контролировать процесс  и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику,  образцы полезных ископаемых, физическая карта, карточки с заданиями, схема «Состав почвы», литература для работы в группах, тест

4 четверть – 8 ч

27

Экскурсия в лес и на луг.

Наблюдать объекты и явления природы;

- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

- фиксировать результаты наблюдений;

- сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

Экскурсия

Обучающийся научится:

- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон

и др.) для записи и обработки информации

Познавательные УУД:

- выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ

Регулятивные УУД:

- действовать по плану, контролировать процесс  и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные УУД:

- работать в парах и малых группах;

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Проявлять интерес к природе своего края.

Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения

Фотоаппарат

28

Жизнь леса.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;

- рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;

- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

- обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

- характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

- обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;

- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

-  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие +

практи

ческая работа

Обучающийся научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (растения, животные, грибы; яруса леса, лесная подстилка;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки

Обучающийся получит возможность научиться:

- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответст

венность за её сохранение, соблюдать правила экологич

ного поведения в природной среде

Познавательные УУД:

- извлекать  информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости  между живой и неживой природой;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

-  формулировать учебные задачи, планировать, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

- адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности;

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику,  видеофильм «Жизнь леса», атлас-опре

делитель, гербарий, муляжи грибов, тест

29

Жизнь луга.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;

- рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона;

-  моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию;

-  характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

-  сравнивать природные особенности леса и луга;

-  приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

- обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;

 - составлять памятку «Как вести себя на лугу»;

- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие +

практи

ческая работа

Обучающийся научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (растения, животные луга, грибы);

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки;

Обучающийся получит возможность научиться:

-  моделировать цепи питания на лугу,

- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга,

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответст

венность за её сохранение, соблюдать правила экологич

ного поведения в природной среде

Познавательные УУД:

- извлекать  информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости  между живой и неживой природой;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

-  формулировать учебные задачи, планировать, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику,  

атлас-опре

делитель, гербарий растений луга, тест

30

Жизнь в пресных водах.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;

- рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;

- моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;

- характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;

- обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;

- извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её;

- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие +

практи

ческая работа

Обучающийся научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (расте

ния, животные пресного водоёма);

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки;

Обучающийся получит возможность научиться:

- моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;

- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответст

венность за её сохранение, соблюдать правила экологич

ного поведения в природной среде

Познавательные УУД:

- выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

- действовать по плану, контролировать процесс  и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные УУД:

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику,  

атлас-опре

делитель,

гербарий растений луга и водоёма, тест

31

Растениеводство в нашем крае.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

- работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;

- практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;

- различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона);

- работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие +

практи

ческая работа

Обучающийся научится:

- узнавать изученные отрасли растениеводства;

-  определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии;

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений

Познавательные УУД:

- самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

Регулятивные УУД:

-  формулировать учебные задачи, планировать, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природо

охранного, нерасточитель

ного, здоровьесберегаюшего поведения;

- выраженная устойчивая  учебно-познавательная мотивация учения

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику,  

атлас-опре

делитель,

гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов,  кроссворд, тест

32

Животноводство в нашем крае.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;

- работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу;

- различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);

- работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- узнавать изученные отрасли животноводства;

- различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными

Познавательные УУД:

- самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

Регулятивные УУД:

-  формулировать учебные задачи, планировать, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

- Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья;

 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения

Учебник,

рабочая тетрадь,

мульти-

медиапро

ектор,

электрон

ное при

ложение к учебнику,  

кроссворд, тест

33

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу  «Родной край – часть большой страны».

- Выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Тест

Обучающийся научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

Обучающийся получит возможность научиться:

- планировать, контролировать и оценивать учебные дейст

вия в процессе познания окружа

ющего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД:

 - формироване логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка         действий;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственные высказывания

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- адекватное понимание причин успешности и неуспешности учебной деятельности

Учебник,

рабочая тетрадь

34

Презентация проектов (по выбору).

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

- интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

- готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

- готовить тексты сообщений;

- выступать с сообщением в классе;

- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей

Проект

Обучающийся научится:

- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон

и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов

Познавательные УУД:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,          

принимать и сохранять учебную задачу;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- адекватное понимание причин успешности и неуспешности учебной деятельности

Мульти-

медиапро

ектор, презентации пректов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...