КТП Введение в историю 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Донская Снежана Степановна

КТП Веедение в историю 4 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_vvedenie_v_istoriyu.docx72.26 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС (34 ч)

п/п

       

Дата

Тема учебного

занятия

Основные виды деятельности

                 учащихся

Форма органи

зации

образ-ого процесса

Планируемые результаты

МТО

план

факт

     Предметные

  Метапредметные

     Личностные

1 четверть – 9 ч

Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 ч)

1

04.09

Начало истории человечест

ва

Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

- определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;

- обсуждать роль огня и приручения животных;

 - анализировать иллюстрации учебника;

- рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

- понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

-  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Виртуальное путешествие

Обучающийся научится:

- определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

- описывать быт и культуру первобытных людей.

-  Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

 - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

- Формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее,

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки с названием эпох

2

11.09

Мир древности: далёкий и близкий

- определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;

- находить на карте местоположение древних государств;

- извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

- обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;

- понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;

- понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Виртуальное путешествие

Обучающийся научится:

- определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;

- извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации,

- описывать знаменитые сооружения Древнего мира.

-  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- формирование  умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

- Формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее,

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для работы в группах, кроссворд, дополнительная

 литература

3

18.09

Средние века: время рыцарей и замков

- сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;

- находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;

- описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;

- сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;

- развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;

- сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

- понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Виртуальное путешествие

Обучающийся научится:

- сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, текст «Рыцари Средневековья», иллюстрации с изображением рыцарей, замков, церквей, соборов, мечетей, храмов

4

25.09

Новое время: встреча Европы и Америки

- определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

- сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;

- прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

- обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

- выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

- обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

- характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;

- развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;

- выполнять задания электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения па уроке

Виртуальное путешествие

Обучающийся научится:

- определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

- различать по фотографиям архитектуру городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

-  характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- формирование  умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, лента времени, выставка книг о Великих географических открыти

ях, карточки с буквами А, Б, В, портреты великих мореплавателей

5

02.10

Новейшее время: история продолжается сегодня

- находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

- характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

- характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;

- рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI веков;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Виртуальное путешествие

Обучающийся научится:

- находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

-  характеризовать научные открытия и технические изобретения XX—XXI веков.

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

- Формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее,

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, лента времени, кроссворд.

Раздел «Страницы истории России» (21 ч)

6

09.10

Жизнь древних славян

- анализировать карту расселения племён древних славян;

- выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

- характеризовать верования древних славян;

- моделировать древнеславянское жилище;

- составлять план рассказа на материале учебника;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

- характеризовать верования древних славян.

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- формирование  умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

- Формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее,

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, части разрезанных рубашек из бумаги  для игры, энциклопедии, физическая карта Евразии

7

16.10

Во времена Древней Руси

- прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках;

 - характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;

- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

- обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

- анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

- описывать отдельные события истории Отечества (поход Олега на Византию, Крещение Руси).

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, репродукции картин «Богатыри» В.М. Васнецова и «Богатырь» М.А. Врубеля, карточки для индивидуальной работы

8

23.10

Страна городов

- в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;- сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;

- обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;

- развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

- обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;

- характеризовать значение  летописи об основании Москвы как исторического источника;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Виртуальное путешествие

Обучающийся научится:

- характеризовать  местоположение Древнего Киева и Древнего Новгорода, оборонительные сооружения, занятия горожан.

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- формирование  умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, физическая карта России, кроссворды для групп

9

30.10

Из книжной сокровищницы Древней Руси

- обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

- характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

- выявлять роль летописей для изучения истории России;

- характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;

- сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;

- обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- характеризовать роль летописей для изучения истории России;

- характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- формирование  умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- Формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, деформированные предложения на доске, тексты для работы в группах

2 четверть – 7 ч

10

13.11

Трудные времена на Русской земле

- прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

- обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;- описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

- рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

- находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

- по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;

- высказывать своё отношение к личности Александра Невского;

- работать с терминологическим словариком;- заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

- находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

- описывать отдельные события истории Отечества  (битва на Чудском озере).

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- формирование  умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее,

-

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, словари и карточки для работы в группах, , карта

11

20.11

Русь расправляет крылья

- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты:

- прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

- обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Виртуальное путешествие

Обучающийся научится:

- описывать отдельные события истории Отечества (объединение русских земель вокруг Москвы);

- характеризовать известных исторических деятелей (Иван Калита).

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, тест, кроссворд, толковый словарь, карта

12

27.11

Куликовская битва

- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск:

- составлять план рассказа о Куликовской битве;

- рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;

- моделировать ход Куликовской битвы;

- отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

-  обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;

-  рассказывать о поединках богатырей;

-  заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

-  осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

- составлять план рассказа о Куликовской битве;

- рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;

- описывать отдельные события истории Отечества (Куликовская битва).

    использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

-

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, слоги ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я, карта

13

04.12

Иван Третий

-  рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

- описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;  - обсуждать значение освобождения от монгольского ига;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

-  отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;

-  работать с терминологическим словариком;

-  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Виртуальное путешествие

Обучающийся научится:

-  отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;

- описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;  

- характеризовать известных исторических деятелей (Иван Грозный).

 - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

-

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, текст для работы в группах

14

11.12

Мастера печатных дел

- обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

- на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;-  сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;

- работать с терминологическим словариком;

- развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;

-  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- характеризовать известных исторических деятелей (первопечатник Иван Федоров);

- описывать отдельные события истории Отечества (начало книгопечатания).

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- формирование  умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

-

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, кроссворд

15

18.12

Патриоты России

- обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;

 - отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;

- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

- осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;

-  характеризовать известных исторических деятелей (Минин и Пожарский).

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

-

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, на доске даты. Слайд «Памятник Минину и Пожарскому», толковый словарь

16

25.12

Пётр Великий

- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;

- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;

- обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим;

- отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;

- находить на карте приобретения города, основанные Петром I;

- высказывать своё отношение к личности Петра Великого;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Виртуальное путешествие

Обучающийся научится:

- характеризовать известных исторических деятелей (Петр I);

-  отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;

-  описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

-

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, материал для работы групп, портрет Петра Первого

3 четверть – 10 ч

17

Михаил Васильевич Ломоносов

- составлять план рассказа о М. В. Ломоносове;

- прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву;

- обсуждать, каковы были заслуги М. В.Ломоносова в развитии науки и культуры;

- отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;

- извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова;

- высказывать своё отношение к личности М. В. Ломоносова;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;

- характеризовать известных исторических деятелей (М. Ломоносов).

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

-

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, портрет М.В. Ломоносова

18

Екатерина Великая

- обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая;

- описывать достопримечательности Петербурга;

- сравнивать положение разных слоев российского общества;

- рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва;

- прослеживать по карте рост территории государства;

- рассказывать по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове;

- извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Виртуальное путешествие

Обучающийся научится:

- характеризовать известных исторических деятелей (Екатерина Великая, Ф. Ушаков, А.Суворов);

-  описывать достопримечательности Петербурга.

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса «Введение в историю»;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

действительности;

- формирование  умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

- формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее,

-

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, кроссворд. Портрет Екатерины Великой

19

Отечественная война 1812 года

- на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

-обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

- обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;

- извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- характеризовать известных исторических деятелей (М.И. Кутузов, Д.В. Давыдов);

- описывать отдельные события истории Отечества (Отечественная война 1812 года).

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, деформированные пословицы

20

Страницы истории XIX века

- в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;

- работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;

- сопоставлять исторические источники;

- извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- описывать отдельные события истории Отечества (освобождение крестьян от крепостной зависимости).

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса «Введение в историю»;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- готовность слушать собеседника и вести диалог

-

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карта, толковый словарь, тест

21

Россия вступает в XX век

- отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций;

- составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них

по плану;

- интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи;

- развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций;

- описывать отдельные события истории Отечества (Октябрьская революция).

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- формирование  умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

- формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее;

-

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, портрет Николая II

22

Страницы истории 1920-1930-х годов

- знакомиться по карте СССР с административно- территориальным устройством страны;

- сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

- сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;

- в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснить, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;

- знакомиться по фотографиям в интернете с обликом довоенных станций метро;

- прослушивать в записях песни 1930-х годов;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- различать гербы России и СССР;

- различать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, карта

23

Великая Отечественная война и великая Победа

- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

- обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

- встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;

- прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны;

- делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;

- выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу;

- собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе;

- интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;

- готовить праздник ко Дню Победы;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

- описывать важнейшие  события Великой Отечественной войны (блокада Ленинграда, битвы под Москвой и Сталинградом, Курское сражение).

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

-

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, фонограмма песни «Священная война» (муз. А. Алексан

дрова, сл. В. Лебедева-Кумача), слайд «Памятник Неизвестному Солдату»

24

Великая Отечественная война и великая Победа

Учебное занятие

25

Страна, открывшая путь в космос

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы — из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);

- интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

- прослушивать в записи песни, посвященные полёту Юрия Гагарина;

- знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему;

- интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;

- работать с электронным пособием;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- описывать отдельные события истории Отечества (начало освоения космоса).

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- формирование  умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

-

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, портрет Ю. Гагарина

26

Страна, открывшая путь в космос

Учебное занятие

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику

4 четверть – 8 ч

Раздел «Современная Россия» (8 ч)

27

Основной закон России и права человека

- находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

- анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка;

- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- находить на политико-административной карте РФ Новосибирскую  область, города федерального значения;

- характеризовать закреплённые в Конвенции права ребёнка.

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- формирование  умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы

28

Мы — граждане России

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

- различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства;

- следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры);

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь.

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы

29

Славные символы России

—        знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;

—        знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;

—        выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;

—        обсуждать, зачем государству нужны символы;

—        моделировать символы своего класса, семьи;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Учебное занятие

Обучающийся научится:

- отличать герб России от гербов других государств;

- отличать флаг России от флагов других государств;

- отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств.

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса «Введение в историю»;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, символы России, аудиозапись Государственного гимна России, толковый словарь

30

Такие разные праздники

—        различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;

—        знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;

—        выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;

—        рассказывать о своих любимых праздниках;

—        работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Деловая игра

Обучающийся научится:

—        различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, на доске даты праздников, дополнительная литература

31

Путешествие по России

—        знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

—        совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

—        рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;

—        анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;

—        пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору);

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках

Виртуальное путешествие

Обучающийся научится:

- различать гербы городов России;

-         пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору)

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса «Введение в историю»;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, кроссворд

32

Путешествие по России

33

Презентация проектов (по выбору).

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

—        извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

—        посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

—        интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

—        готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

—        готовить тексты сообщений;

—        выступать с сообщением в классе;

—        оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей

проект

Обучающийся получит

возможность

научится:

- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

- готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

- готовить тексты сообщений;

- выступать с сообщением в классе.

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса «Введение в историю»;

- овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

проекты

34

Презентация проектов (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель психологического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС (1 класс)

В материале представлена актуальность данного вида деятельности, раскрыты все направления работы и представлена структура работы педагога-психолога по сопровождению ФГОС....

Интегрированный урок русского языка(интеграция с литературным чтением,введением в историю) в 4 классе по теме:<<Закрепление знаний о наречии>>.

 Цели урока: Закреплять знания об образовании наречий.1)  совершенствование знаний детей об образовании наречий от имениприлагательного и имени существительного с предлогом при ...

Рабочая программа кружка "Введение в историю" 3 класс

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьник...

Музейный урок в 1 классе. Тема. "История БАМа в истории класса"

Данный материал в доступной форме знакомит детей с историей стороительства БАМа. Материал может быть использован на уроках краеведения....

Интегрированный урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю) по теме; «Закрепление знаний о наречии».

Интегрированный  урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю)по теме; «Закрепление знаний о наречии»....

Введение учащихся первого класса в предмет окружающего мира.

В нашей гимназии у школьников в первом классе все предметы вводятся в учебный план постепенно. Учителю нужно показать какой интересный предмет....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в историю" 3-4 класс ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....